| Уровень I | Уровень II | Уровень III | Уровень IV |
Решение проблем | демонстрирует понимание проблемы, демонстрирует понимание цели и задач деятельности, демонстрирует понимание последовательности действий, имеет общее представление о предполагаемом результате своей деятельности, высказывается по поводу полученного результата. | описывает желаемую и реальную ситуацию, формулирует цель и задачи деятельности по решению проблемы, планирует свою деятельность, формулирует детальное представление об ожидаемом результате деятельности, оценивает результат и процесс деятельности. | формулирует проблему с помощью учителя, ставит достижимые и измеримые цели, проводит текущий контроль реализации плана деятельности, предполагает последствия достижения результатов, анализирует результаты и процесс деятельности. | формулирует и анализирует проблему, определяет стратегию решения проблемы, анализирует ресурсы и риски, анализирует потребность окружающих в планируемых результатах деятельности, проводит объективный анализ и указывает субъективное значение результатов деятельности. |
Работа с информацией | осознает недостаток информации в процессе реализации деятельности, применяет предложенный учителем способ получать информацию из одного источника, демонстрирует понимание полученной информации, демонстрирует понимание выводов по определенному вопросу. | осознает, какой информацией по вопросу он обладает, а какой – нет, применяет предложенный учителем способ получать информацию из нескольких источников (в том числе – каталогов), интерпретирует полученную информацию в контексте своей деятельности, приводит аргументы. | планирует информационный поиск, владеет способами систематизации информации, критически относится к полученной информации, делает выводы. | определяет уровень информированности, необходимый для принятия решения, выбирает информационные источники, адекватные цели проекта, разрешает противоречия, делает выводы и принимает решения в ситуации неопределенности. |
Коммуникация | соблюдает нормы речи в простом высказывании, соблюдает нормы изложения простого текста, работает с вопросами на уточнение, соблюдает процедуру при работе в группе. | соблюдает нормы речи в сложном высказывании, соблюдает нормы изложения сложного текста, работает с вопросами на понимание, взаимодействует с членами группы, договорившись о процедуре. | использует невербальные средства воздействия на аудиторию, определяет цель и адекватную форму письменных коммуникаций, работает с вопросами в развитие темы, совместно с членами группы получает результат взаимодействия. | использует риторические и логические приемы, определяет средства письменной коммуникации, адекватные цели, работает с вопросами на дискредитацию, успешно справляется с кризисами взаимодействия совместно с членами группы. |
| Уровень I | Уровень II | Уровень III | Уровень IV |
| 1 балл | 2 балла | 3 балла | 4 балла | 5 баллов | 6 баллов | 7 баллов | 8 баллов |
Постановка проблемы | Ученик подтвердил понимание проблемы, сформулированной учителем. | Ученик объяснил причины, по которым он приступил к решению проблемы, сформулированной учителем. | Ученик описал ситуацию и указал свои намерения. | Ученик обосновал идеальную (желаемую) ситуацию. | Ученик назвал противоречие между идеальной и реальной ситуацией. | Ученик назвал некоторые причины существования проблемы, сформулированной с помощью учителя. | Ученик сформулировал проблему и привел анализ причин ее существования. | Ученик указал некоторые последствия существования проблемы. |
Целеполагание и планирование | Ученик подтвердил понимание цели и задач проекта, сформулированных учителем. | Ученик с помощью учителя сформулировал задачи, соответствующие цели проекта. | Ученик сформулировал задачи, адекватные цели проекта, определенной совместно с учителем. | Ученик сформулировал цель проекта на основании проблемы, сформулированной совместно с учителем. | Ученик предложил способ убедиться в достижении цели. | Ученик обосновал достижимость цели и назвал риски. | Ученик предложил возможные способы решения проблемы. | Ученик предложил стратегию достижения цели на основе анализа альтернативы. |
После завершения проекта ученик рассказал, что было сделано в ходе работы над проектом. | После завершения проекта ученик описал последовательность и взаимосвязь предпринятых действий. | Ученик выстроил в хронологической последовательности сформулированные совместно с учителем действия (шаги). | Ученик указал время, необходимое для выполнения сформулированных совместно с учителем действий (шагов). | Ученик предложил действия (шаги) в соответствии с задачами и назвал некоторые необходимые ресурсы. | Ученик обосновал необходимые для реализации проекта ресурсы. | Ученик зафиксировал результаты текущего контроля над соответствием деятельности плану. | Ученик спланировал текущий контроль с учетом специфики деятельности (шагов). |
После завершения проекта ученик описал полученный продукт. | На этапе планирования ученик описал продукт, который предполагает получить. | Ученик детально описал характеристики продукта, важные для его использования. | Ученик указал, каким образом он планирует использовать продукт. | Ученик описал характеристики продукта, с учетом заранее заданных критериев оценки продукта. | Ученик обоснованно назвал потенциальных потребителей и области использования продукта. | Ученик сформулировал рекомендации по использованию полученного продукта другими. | Ученик спланировал продвижение или указал границы использования продукта. |
Оценка результата | Ученик высказал оценочное отношение к полученному продукту. | Ученик привел аргумент, подтверждающий справедливость высказанного оценочного отношения. | По завершении проекта ученик сравнил ожидаемый и полученный продукт. | Ученик сделал вывод о соответствии продукта замыслу. | Ученик оценил полученный продукт в соответствии с заранее заданными учителем критериями. | Ученик предложил несколько критериев для оценки продукта. | Ученик предложил систему критериев для оценки продукта. | Ученик предложил способ оценки продукта. |
Ученик высказал свое впечатление от работы над проектом. | Ученик назвал трудности, с которыми он столкнулся при работе над проектом. | Ученик назвал сильные стороны работы над проектом. | Ученик назвал сильные стороны работы над проектом. | Ученик привел причины успехов и неудач (трудностей) в работе над проектом. | Ученик предложил способ(ы) преодоления трудностей (избежания неудач), с которыми он столкнулся при работе над проектом. | Ученик аргументировал возможность использовать освоенные в ходе проектной работы умения в других видах деятельности. | Ученик проанализировал результаты работы над проектом с точки зрения жизненных планов на будущее. |
| Уровень I | Уровень II | Уровень III | Уровень IV |
| 1 балл | 2 балла | 3 балла | 4 балла | 5 баллов | 6 баллов | 7 баллов | 8 баллов |
Поиск информации | Ученик указал на отсутствие информации во время выполнения того действия, для которого эта информация была необходима, задавая вопросы. | Ученик указал на отсутствие конкретной информации во время обсуждения с руководителем общего плана деятельности в рамках проекта, задавая вопросы. | Ученик выделил из обозначенных учителем вопросов для изучения те, информацией по которым не обладает. | Ученик указал, какая информация по тому или иному вопросу, поставленному учителем или самостоятельно, необходима для выполнения проекта. | Ученик самостоятельно назвал виды источников, из которых он планирует получить информацию, рекомендованную учителем. | Ученик организовал поиск информации в соответствии с планом работ по проекту. | Ученик при планировании работы выделил вопросы, по которым необходимо получить сведения из нескольких источников. | Ученик самостоятельно и аргументировано принял решение о завершении этапа сбора информации. |
Ученик продемонстрировал владение информацией из указанного учителем источника. | Из указанного учителем источника ученик зафиксировал информацию, исчерпывающую вопрос. | Из нескольких источников, указанных учителем, ученик зафиксировал информацию, исчерпывающую вопрос. | Ученик получил сведения о конкретных источниках информации при работе с каталогом или поисковой системой. | Ученик зафиксировал информацию, полученную из разных источников в единой системе, предложенной учителем. | Ученик охарактеризовал основные источники информации, которыми он воспользовался. | Ученик предложил способ систематизации данных и сведений, полученных из различных источников. | Ученик обосновал использование источников информации того или иного вида. |
Обработка информации | Ученик изложил полученную информацию. | Ученик изложил те фрагменты полученной информации, которые оказались новыми для него, или задал вопросы на понимание. | Ученик назвал несовпадения в сведениях, содержащихся в источниках информации, предложенных учителем. | Ученик интерпретировал полученную информацию в контексте содержания проекта. | Ученик указал на выходящие из общего ряда или противоречащие друг другу сведения. | Ученик привел объяснение, касающееся данных (сведений), выходящих из общего ряда, или обнаруженных противоречий. | Ученик реализовал предложенный учителем способ разрешения противоречия или проверки достоверности информации. | Ученик предложил способ разрешения противоречия или проверки достоверности информации. |
Ученик воспроизвел аргументацию и вывод, содержащиеся в изученном источнике информации. | Ученик привел пример, подтверждающий вывод, заимствованный из источника информации. | Ученик предложил или предпринял действия по проекту, основываясь на полученной информации. | Ученик сделал вывод (присоединился к выводу) на основе полученной информации и привел хотя бы один аргумент. | Ученик сделал вывод (присоединился к выводу) на основе полученной информации и привел несколько аргументов или данных для его подтверждения. | Ученик выстроил в собственной логике совокупность аргументов, подтверждающих вывод. | Ученик сделал вывод на основе критического анализа разных точек зрения или сопоставления первичной и вторичной информации. | Ученик подтвердил вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными. |
| Уровень I | Уровень II | Уровень III | Уровень IV |
| 1 балл | 2 балла | 3 балла | 4 балла | 5 баллов | 6 баллов | 7 баллов | 8 баллов |
Письменная коммуникация | Ученик изложил вопрос с соблюдением норм оформления текста, заданных образцом. | Ученик изложил вопрос с соблюдением норм оформления текста и вспомогательной графики, заданных образцом. | Ученик изложил тему, включающую несколько вопросов с соблюдением норм и правил оформления текста. | Ученик изложил тему, включающую несколько вопросов с соблюдением норм и правил оформления текста и вспомогательной графики, заданных образцом. | Ученик изложил тему, имеющую сложную структуру, и грамотно использовал вспомогательные средства. | Ученик поставил цель письменной коммуникации и определил жанр текста. | Ученик изложил вопрос, самостоятельно предложил структуру текста в соответствии с нормами жанра. | Ученик представил информацию в форме и на носителе, адекватных цели коммуникации. |
Устная презентация | Ученик выстроил свою речь в соответствии с нормами русского языка, обращаясь к тексту, составленному с помощью учителя. | Ученик выстроил свою речь в соответствии с нормами русского языка, обращаясь к плану, составленному с помощью учителя. | Ученик самостоятельно подготовил план выступления и соблюдал нормы публичной речи и регламент. | Ученик использовал вербальные средства или паузы и интонирование для выделения смысловых блоков своего выступления. | Ученик использовал жестикуляцию или подготовленные наглядные материалы, предложенные учителем. | Ученик самостоятельно использовал невербальные средства или грамотно подготовленные наглядные материалы. | Ученик реализовал логические или риторические приемы, предложенные учителем. | Ученик самостоятельно реализовал логические или риторические приемы. |
Ученик повторил нужный фрагмент своего выступления в ответ на уточняющий вопрос. | Ученик привел дополнительную информацию в ответ на уточняющий вопрос. | В ответ на вопрос, заданный на понимание, ученик повторил фрагмент выступления, раскрывая термины, причинно-следственные связи. | В ответ на вопрос, заданный на понимание, ученик дал объяснения или дополнительную информацию. | Ученик дал односложный ответ по существу вопроса, заданного в развитие темы. | Ученик дал развернутый ответ по существу вопроса, заданного в развитие темы. | Ученик уточнил свое понимание вопроса, заданного на дискредитацию его позиции, если это необходимо, и апеллировал к объективным данным, авторитету или своему опыту. | Ученик высказал свое отношение к вопросу, заданному на дискредитацию позиции, и привел новые аргументы. |
Продуктивная коммуникация (работа в группе) | Ученики высказывались, следуя теме и процедуре обсуждения, если учитель выступал в роли координатора дискуссии. | Ученики в основном самостоятельно следовали процедуре обсуждения, установленной учителем. | Ученики перед началом обсуждения договорились о правилах обсуждения и согласовали основные вопросы с помощью учителя. | Ученики самостоятельно договорились о правилах и вопросах для обсуждения. | Ученики следили за соблюдением процедуры обсуждения и обобщили результаты обсуждения в конце работы. | Ученики зафиксировали полученные ответы и мнения и предложили план действий по завершении обсуждения. | Ученики использовали приемы выхода из ситуации, когда дискуссия зашла в тупик, или резюмировали причины, по которым группа не смогла добиться результатов обсуждения. | Ученики выявили причины неэффективности обсуждения или предложили свои дополнения к известной процедуре выхода из тупиковых ситуаций. |
Ученики высказывали идеи, возникшие непосредственно в ходе обсуждения, или свое отношение к идеям других членов группы, если их к этому стимулировал учитель. | Ученики высказывали идеи, подготовленные заранее. | Ученики разъяснили свою идею, предлагая ее, или аргументировали свое отношение к идеям других членов группы. | Ученики задавали вопросы на уточнение и понимание идей друг друга. | Ученики высказывали собственные идеи в связи с идеями, высказанными другими участниками. | Ученики сопоставляли свои идеи с идеями других членов группы, развивали и уточняли идеи друг друга. | Ученики называли области совпадения и расхождения позиций, выявляя суть разногласий. | Ученики согласовали критерии и дали сравнительную оценку предложений. |