Проверочная работа по обществознанию для 10 класса (профиль)
по теме: Деятельность как способ существования людей.
1. Признаком, отличающим трудовую деятельность от творческой, является:
Наличие субъект-субъектных отношений;
Получение чего-то нового, ранее не существовавшего;
Нацеленность на создание материальных объектов;
Совершенствование человека как личности.
2. В качестве какого элемента деятельности выступает желание путешественника сделать географическое открытие?
Объект; 3) цель;
Мотив; 4) результат.
3. Деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существовавшее, - это
Познание; 3) творчество;
Изучение; 4) копирование.
4. Характерное для человека проявление активности, выражающееся в преобразовании внешнего мира, - это:
Игра; 3) отношение;
Поведение; 4) деятельность.
5. Что является лишним в перечислении особенностей человеческой деятельности?
Целеполагание;
Мотивы;
Приспособление к окружающей среде;
Преобразование окружающей среды.
6. Верны ли следующие суждения?
А. В процессе деятельности осуществляется творческое созидание культуры.
Б. Муравейник – это пример хорошо организованной деятельности.
1) Верно только А; 3) Верно и А, и Б;
2) Верно только Б; 4) Оба высказывания неверны.
7. Старшие подростки помогают родителям на даче обрабатывать грядки с огурцами. Субъектами данной деятельности являются:
Советы и рекомендации родителей; 3) старшие подростки;
Грядки с огурцами; 4) инструменты и дачный инвентарь.
8. Верны ли суждения о результатах познавательной деятельности?
А. Результат познания зависит от установок, целей и предыдущего опыта познающего субъекта.
Б. Результат познания зависит от возрастных и индивидуальных характеристик субъекта познания.
1) Верно только А; 3) Верно и А, и Б;
2) Верно только Б; 4) Оба высказывания неверны.
9. Программист трудится над разработкой новой программы. В этой деятельности программист выступает:
Средством; 3) Мотивом;
Субъектом; 4) Объектом.
10. Старшеклассники обучают младших школьников играть в компьютерные игры. Объектом данной деятельности являются:
Игровые умения младших школьников;
Старшеклассники, проводящие занятия;
Компьютеры, за которыми ведётся обучение;
Компьютерные игры.
11. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «структура деятельности».
Субъект; 2) цель, 3) средства, 4) индивид, 5) объект, 6) результат, 7) знание.
Ответ:______________________
12. Установите соответствие между видами деятельности и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А) деятельность в воображаемой 1) Труд
ситуации 2) Учение
Б) практическая деятельность 3) Игра
В) нацеленность на обретение
знаний
Г) замещение реальных объектов
условными
Д) преобразовательная деятельность
13. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Вставьте слова из приведённого списка; каждое слово можно использовать только один раз. Обратите внимание, что слов больше, чем вам потребуется.
Человеческое общество отличатся от всех природных образований специфической формой взаимодействия с окружающим миром. __________(А) – вид активности, направленный на такое изменение внешней среды, в результате которого создаётся нечто новое – результат, продукт.
В её структуре различаются ______________(Б) - действующее лицо или группа; ____________(В) - предмет; результат, фиксирующий новое качество, форму, состояние. Любая деятельность всегда имеет определённые ________________(Г) , приводящие к принятию решения о действии с определённой целью и определённым образом. Обычно различают три вида деятельности: _____________(Д), ценностно-ориентационная и познавательная.
Список терминов:
1) духовность; 5) субъект;
2) деятельность; 6) мотивы;
3) потребности; 7) престижная;
4) объект; 8) практическая.
Ответ:
14. Изучение школьниками истории своей семьи (подготовка анкет, запись рассказов, знакомство с документами, поиск фотографий, презентация собранных материалов и т. п.) является примером деятельности
1) познавательной
2) прогностической
3) изобретательской
4) социально-преобразовательной
15. Запишите слово, пропущенное в схеме.
16. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) объекты деятельности
2) результаты деятельности
3) мотивы деятельности
4) субъекты деятельности
5) структура деятельности
17. Учебники, хрестоматии, сборники задач и упражнений для обучающихся в вузах студентов являются
1) объектами деятельности
2) субъектами деятельности
3) целями деятельности
4) средствами деятельности
18. Учёные на протяжении нескольких лет исследовали группу учащихся. В 5 и 10 классе им задавали вопрос: «Какова цель вашей учебной деятельности?»
От веты учащихся приведены в таблице.
Проанализируйте данные опросов и выберите верное утверждение.
1) Мало кто из пятиклассников, в сравнении с учениками 10 класса, рассматривает образование как способ познания мира.
2) В 5 классе больший, чем в 10 классе, процент учащихся стремится учиться, чтобы успешнее общаться с окружающими.
3) Процент учащихся, стремящихся радовать родителей своими учебными достижениями, увеличивается в 10 классе в сравнении с 5 классом.
4) Для большинства опрошенных в 5 и 10 классах целью учёбы является продолжение образования.
19. Сравните три ситуации:
1) ураганный ветер валит в лесу деревья,
2) животное подрывает корни дерева, чтобы добраться до плодов,
3) лесорубам дано задание с помощью современной техники расчисть делянку.
К какой из этих ситуаций можно применить понятие «деятельность»? Приведите два аргумента в обоснование своего вывода.
ТЕМА «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - СПОСОБ СУЩЕСТВОВНАИЯ ЛЮДЕЙ»
Вариант № 1
1. Деятельность человека, в отличие от поведения животных
1) носит узко специализированный характер
2) направлена на удовлетворение физиологических потребностей
3) предваряется целеполаганием
4) всегда носит индивидуальный характер
2. В познавательной деятельности, в отличие от трудовой
1) люди приобретают знания о мире и о себе
2) получаются практически полезные результаты
3) реализуются духовные и материальные потребности личности
4) средства должны соответствовать целям
3. Потребности человека в признании, общественной активности относятся к потребностям
1) биологическим
2) духовным
3) социальным
4) естественным
4. Какой признак отличает ТРУДОВУЮ деятельность от иных видов деятельности человека?
1) общение и взаимодействие с партнерами
2) наличие воображаемой обстановки
3) восприятие новой информации о мире
4) удовлетворение материальных потребностей
5. Старшеклассники обучают младших школьников играть в компьютерные игры. Субъектом данной деятельности являются
1) игровые умения младших школьников
2) старшеклассники, проводящие занятия
3) компьютеры, за которыми ведется обучение
4) компьютерные игры
6. Учащиеся колледжа проходят практику на предприятии, производящем электронное оборудование. Деятельность учащихся является примером деятельности
1) материально-производственной
2) учебно-познавательной
3) ценностно-ориентировочной
4) социально-преобразующей
7. В исследованиях, проводимых социологами, опросные листы и анкеты выступают
1) объектами деятельности
2) субъектами деятельности
3) целями деятельности
4) средствами деятельности
8. Коллектив авторов работал над созданием определённого продукта. Какая дополнительная информация позволит определить деятельность коллектива как творческую?
1) деятельность носила интеллектуальный характер
2) в процессе деятельности были использованы труды других авторов
3) субъектом деятельности выступил коллектив авторов
4) результатом деятельности стало создание продукта, не имеющего аналогов
9. Социологические службы страны Н. провели опрос среди различных групп населения. Респондентам задавался вопрос: «От чего, на ваш взгляд, в наибольшей степени зависит формирование духовной культуры личности?»
В результате обработки анкет были получены данные, представленные на диаграмме (в %):
Какие выводы можно сделать на основании приведенных данных?
1) Воздействие на формирование духовных качеств личности в минимальной степени оказывает государство, церковь и книги.
2) Наименьшее влияние на духовное становление личности оказывает школа и учителя.
3) Роль семьи и дворовой компании, друзей на духовные качества личности примерно равна.
4) Телевидение, кино и сериалы менее значимы в становлении духовности, чем художественная литература.
10. В стране М. социологической службой среди граждан разных возрастных групп был проведён опрос. Респондентам (участвующим в опросе) было предложено ответить на вопрос: «Какой вид деятельности, на Ваш взгляд, в большей степени развивает в человеке творческие способности?» Были получены следующие результаты (в %), представленные в диаграмме:
Какие из приведённых ниже выводов вытекают непосредственно из информации, полученной из опроса?
1) Труд более значим для подростков и молодёжи, так как это основной вид их деятельности.
2) Значение игры в становлении творческих способностей подростки недооценивают.
3) Люди зрелого возраста ценят и осознают творческую сущность труда.
4) С возрастом значение учёбы и игры в становлении творческого потенциала личности увеличивается.
11. Изучение школьниками истории своей семьи (подготовка анкет, запись рассказов, знакомство с документами, поиск фотографий, презентация собранных материалов и т. п.) является примером деятельности
1) познавательной
2) прогностической
3) изобретательской
4) социально-преобразовательной
12. Запишите слово, пропущенное в схеме.
13. Запишите слово, пропущенное в таблице.
ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЦЕЛЬ
Учение
Приобретение знаний
...
Достижение практически полезного результата, создание продуктов потребления
14. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «биологические потребности человека».
1) воспроизводство рода
2) самореализация
3) питание
4) дыхание
5) движение
6) общение
7) отдых
15. Установите соответствие между примерами и элементами структуры деятельности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А) театральные декорации
Б) оркестр
В) театральная труппа
Г) музыкальные инструменты
Д) осветительные приборы
1) субъекты деятельности
2) средства деятельности
16. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«В труде, учении, ___________ (А) формируются и проявляются все стороны психики.
Особо встает вопрос о том, как формируются и закрепляются относительно устойчивые психические свойства. Психические свойства ___________ (Б) — ее способности и характерологические черты — формируются в ходе жизни. Врожденные ___________ (В) организма являются лишь ___________ (Г) — весьма многозначными, которые обусловливают, но не предопределяют психические свойства человека. На основе одних и тех же задатков у человека могут выработаться различные свойства — ___________ (Д) и черты характера в зависимости от хода его жизни и ___________ (Е) не только проявляются, но и формируются. В работе, учении и труде складываются и отрабатываются способности людей; в жизненных деяниях и поступках формируется и закаляется характер».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
1) особенность
2) способности
3) личность
4) игра
5) общество
6) задатки
7) общение
8) деятельность
9) группа
17. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) объекты деятельности
2) результаты деятельности
3) мотивы деятельности
4) субъекты деятельности
5) структура деятельности
18. Прочитайте текст и выполните задание. Найдите в тексте любые три примера преобразовательной деятельности человека.
Мне кажется, те, кого приводит в ужас развитие техники, не замечают разницы между средством и целью. (...) машина не цель. Самолет — не цель, он всего лишь орудие. Такое же орудие, как и плуг.
(...) Упиваясь своими успехами, мы служили прогрессу — прокладывали железные дороги, строили заводы, бурили нефтяные скважины. И как-то забыли, что все это для того и создавалось, чтобы служить людям. (...)
Даже машина, становясь совершеннее, делает свое дело все скромней и незаметней. Кажется, будто все труды человека — создателя машин, все его расчеты, все бессонные ночи над чертежами только и проявляются во внешней простоте; словно нужен был опыт многих поколений, чтобы все стройней и чеканней становились колонна, киль корабля или фюзеляж самолета, пока не обрели наконец первозданную чистоту и плавность линий (...). Кажется, будто работа инженеров, чертежников, конструкторов к тому и сводится, чтобы шлифовать и сглаживать, чтобы облегчить и упростить механизм крепления, уравновесить крыло, сделать его незаметным — уже не крыло, прикрепленное к фюзеляжу, но некое совершенство форм, естественно развившееся из почки, таинственно слитное и гармоническое единство, которое сродни прекрасному стихотворению. Как видно, совершенство достигается не тогда, когда уже нечего прибавить, но когда уже ничего нельзя отнять. Машина на пределе своего развития — это уже почти не машина.
Итак, по изобретению, доведенному до совершенства, не видно, как оно создавалось. У простейших орудий труда мало-помалу стирались видимые признаки механизма, и в руках у нас оказывался предмет, будто созданный самой природой, словно галька, обточенная морем; тем же примечательна и машина — пользуясь ею, постепенно о ней забываешь.
(А. де Сент-Экзюпери. «Планета людей»)
19. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «потребность»? Составьте два предложения, содержащие информацию о потребностях человека.
20. Раскройте на примере изучения любого школьного предмета три основные характеристики учения как вида деятельности.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 10 КЛАСС
ТЕМА «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - СПОСОБ СУЩЕСТВОВНАИЯ ЛЮДЕЙ»
Вариант № 2
1. Игра, общение и познание — это
1) виды деятельности человека
2) этапы формирования личности
3) виды поведения всех живых существ
4) формы коммуникации
2. Какой признак отличает трудовую деятельность от иных видов деятельности человека?
1) общение и взаимодействие с партнерами
2) наличие воображаемой обстановки
3) восприятие новой информации о мире
4) удовлетворение материальных потребностей
3. В познавательной деятельности, в отличие от трудовой
1) люди приобретают знания о мире и о себе
2) получаются практически полезные результаты
3) реализуются духовные и материальные потребности личности
4) средства должны соответствовать целям
4. Правительство осуществляет реформу избирательной системы. Это пример деятельности
1) экономической
2) познавательной
3) ценностно-ориентационной
4) социально-преобразовательной
5. Студенты изучают экономическую литературу, касающуюся создания и использования материальных ресурсов общества. Это пример деятельности
1) материально-производственной
2) учебно-познавательной
3) ценностно-ориентировочной
4) социально-преобразовательной
6. Программист трудится над разработкой новой программы. В этой деятельности программист выступает как
1) объект
2) предмет
3) средство
4) субъект
7. Учебники, хрестоматии, сборники задач и упражнений для обучающихся в вузах студентов являются
1) объектами деятельности
2) субъектами деятельности
3) целями деятельности
4) средствами деятельности
8. Группа программистов, работающая в фирме по разработке компьютерных игр, создают новую логическую игру на сюжет фильма «Властелин колец». В этой деятельности применяемая ими программа выступает в качестве
1) субъекта
2) средства
3) объекта
4) мотива
9. В познавательной деятельности, в отличие от трудовой
1) люди приобретают знания о мире и о себе
2) получаются практически полезные результаты
3) реализуются духовные и материальные потребности личности
4) средства должны соответствовать целям
10. В ходе социологического опроса совершеннолетним жителям страны Z предлагалось ответить на вопрос: «Необходимо ли ввести специальные уроки этики в школе?» Полученные результаты представлены в диаграмме.
Какой вывод можно сделать на основании диаграммы?
1) Большинство опрошенных независимо от образования считает, что необходимости в специальных уроках этики нет.
2) Доля тех, кто полагает, что уроки этики необходимы только в младших классах, одинакова среди респондентов со средним и высшим образованием.
3) Среди респондентов с высшим образованием мнение, что необходимости в специальных уроках нет, наименее популярно.
4) Доля тех, кто полагает, что уроки этики необходимы во всех классах среди респондентов со средним образованием выше, чем среди респондентов с высшим образованием.
11. Дети подросткового возраста особенно нуждаются в общении со сверстниками. В этом проявляются потребности
1) эстетические
2) социальные
3) биологические
4) материальные
12. Запишите слово, пропущенное в схеме.
13. Запишите слово, пропущенное в таблице:
ЭЛЕМЕНТ СТРУКТУРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ХАРАКТЕРИСТИКА
Субъект
Кто осуществляет деятельность
Объект
На что деятельность направлена
...
Идеальный образ желаемого результата
14. Ниже приведены названия потребностей. Все они, за исключением двух, являются названиями, под которыми в различных классификациях представлены природные потребности человека.
1) биологические
2) физиологические
3) социальные
4) органические
5) естественные
6) эстетические
15. Установите соответствие между проявлениями способностей человека и природой этих способностей: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
ПРИРОДА СПОСОБНОСТЕЙ
A) расти и физически развиваться
Б) оценивать себя и свои поступки
B) видеть цель своих действий
Г) к воспроизводству своего рода
Д) формировать свои взгляды на мир
1) социальная
2) биологическая
16. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков
«Наличие существенных психологических ________(А) между мужчинами и женщинами само по себе ни у кого не вызывает сомнений. Однако эмпирические данные на этот счет, несмотря на огромное число
________(Б), недостаточны и часто противоречивы. На восприятие полов существенно влияют распространенные ________(В), представляющие мужчин активными, агрессивными и эффективно действующими, а женщин — пассивными, зависимыми и эмоциональными. Женщины в представлениях мужчин, а нередко и самих женщин, должны в первую очередь успешно исполнять традиционно приписываемую им ________(Г) «домашней
хозяйки», «хранительницы домашнего очага» и т. п. Мужчинам же следует заниматься профессиональным трудом, который гарантирует им высокий социальный ________(Д) и позволяет обеспечивать уровень и качество жизни их семей. На деле же полоролевое разделение ________(Е) потеряло былую жесткость, количество исключительно мужских и исключительно женских занятий резко уменьшилось, а взаимоотношения мужчин и женщин в семье и на производстве стали в принципе равными».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) исследование
2) различие
3) труд
4) общение
5) учение
6) стереотип
7) роль
8) статус
9) группа
17. Найдите понятие, которое является обобщаю щим для всех остальных понятий представленного ни же ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) труд
2) игра
3) учение
4) вид деятельности
5) познание
18. Прочитайте текст и выполните задания. Как, по мысли автора, изменяется целеполагание под влиянием логического мышления? Приведите две характеристики.
Сознание и деятельность
Как и активность животных, деятельность представляет собой информационно направленный процесс, предполагающий способность ориентироваться в среде — воспринимать значимые сообщения, перерабатывать их в командные коды поведения, которые вызывают, направляют и контролируют физическую реакцию системы...
Информационное поведение человека определяется сознанием, которое представляет собой высшую форму развития психики животных, обладающих нервной системой, способных ощущать, воспринимать и представлять окружающую действительность...
Сознание человека основано на способности к словесно-логическому, «вербальному» мышлению, которая надстраивается над системой условных и безусловных рефлексов поведения и завершает собой простейшие формы «прологического» — наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
...Любой «ставший» человек в отличие от животного обладает некоторым минимумом абстрактного мышления, позволяющего ему отображать среду путем логических моделей, идеальных образов действий, относительно самостоятельных, независимых от сиюминутных поведенческих ситуаций.
Результатом подобной работы сознания оказывается наличие в человеческой деятельности особого рода целей, отличных от объективных целей адаптивной деятельности животных. Речь идет о сознательных целях деятельности, связанных со способностью человека анализировать ситуацию, т. е. раскрывать неявные, не поддающиеся «живому наблюдению» причинно-следственные связи ее значимых компонентов... Эта способность позволяет людям заранее предвидеть результаты своей деятельности, планировать их, т. е. продумывать наиболее целесообразные в данных условиях способы их достижения.
(К.Х. Момджян)
19. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «деятельность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о целях деятельности, и одно предложение, раскрывающее особенности творческой деятельности.
20. Рассматривая игру как вид деятельности, исследователи характеризуют ее как стихийную, вечно обновляющуюся, изменяющуюся, модернизирующуюся. С опорой на курс обществоведения и социальный опыт приведите три подтверждения изменчивости игры как вида деятельности.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 10 КЛАСС
ТЕМА «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - СПОСОБ СУЩЕСТВОВНАИЯ ЛЮДЕЙ»
Вариант № 1
1. Деятельность человека, в отличие от поведения животных
1) носит узко специализированный характер
2) направлена на удовлетворение физиологических потребностей
3) предваряется целеполаганием
4) всегда носит индивидуальный характер
2. В познавательной деятельности, в отличие от трудовой
1) люди приобретают знания о мире и о себе
2) получаются практически полезные результаты
3) реализуются духовные и материальные потребности личности
4) средства должны соответствовать целям
3. Потребности человека в признании, общественной активности относятся к потребностям
1) биологическим
2) духовным
3) социальным
4) естественным
4. Какой признак отличает ТРУДОВУЮ деятельность от иных видов деятельности человека?
1) общение и взаимодействие с партнерами
2) наличие воображаемой обстановки
3) восприятие новой информации о мире
4) удовлетворение материальных потребностей
5. Старшеклассники обучают младших школьников играть в компьютерные игры. Субъектом данной деятельности являются
1) игровые умения младших школьников
2) старшеклассники, проводящие занятия
3) компьютеры, за которыми ведется обучение
4) компьютерные игры
6. Учащиеся колледжа проходят практику на предприятии, производящем электронное оборудование. Деятельность учащихся является примером деятельности
1) материально-производственной
2) учебно-познавательной
3) ценностно-ориентировочной
4) социально-преобразующей
7. В исследованиях, проводимых социологами, опросные листы и анкеты выступают
1) объектами деятельности
2) субъектами деятельности
3) целями деятельности
4) средствами деятельности
8. Коллектив авторов работал над созданием определённого продукта. Какая дополнительная информация позволит определить деятельность коллектива как творческую?
1) деятельность носила интеллектуальный характер
2) в процессе деятельности были использованы труды других авторов
3) субъектом деятельности выступил коллектив авторов
4) результатом деятельности стало создание продукта, не имеющего аналогов
9. Социологические службы страны Н. провели опрос среди различных групп населения. Респондентам задавался вопрос: «От чего, на ваш взгляд, в наибольшей степени зависит формирование духовной культуры личности?»
В результате обработки анкет были получены данные, представленные на диаграмме (в %):
Какие выводы можно сделать на основании приведенных данных?
1) Воздействие на формирование духовных качеств личности в минимальной степени оказывает государство, церковь и книги.
2) Наименьшее влияние на духовное становление личности оказывает школа и учителя.
3) Роль семьи и дворовой компании, друзей на духовные качества личности примерно равна.
4) Телевидение, кино и сериалы менее значимы в становлении духовности, чем художественная литература.
10. В стране М. социологической службой среди граждан разных возрастных групп был проведён опрос. Респондентам (участвующим в опросе) было предложено ответить на вопрос: «Какой вид деятельности, на Ваш взгляд, в большей степени развивает в человеке творческие способности?»
Были получены следующие результаты (в %), представленные в диаграмме:
Какие из приведённых ниже выводов вытекают непосредственно из информации, полученной из опроса?
1) Труд более значим для подростков и молодёжи, так как это основной вид их деятельности.
2) Значение игры в становлении творческих способностей подростки недооценивают.
3) Люди зрелого возраста ценят и осознают творческую сущность труда.
4) С возрастом значение учёбы и игры в становлении творческого потенциала личности увеличивается.
11. Изучение школьниками истории своей семьи (подготовка анкет, запись рассказов, знакомство с документами, поиск фотографий, презентация собранных материалов и т. п.) является примером деятельности
1) познавательной
2) прогностической
3) изобретательской
4) социально-преобразовательной
12. Запишите слово, пропущенное в схеме.
13. Запишите слово, пропущенное в таблице.
ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЦЕЛЬ
Учение
Приобретение знаний
...
Достижение практически полезного результата, создание продуктов потребления
14. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «биологические потребности человека».
1) воспроизводство рода
2) самореализация
3) питание
4) дыхание
5) движение
6) общение
7) отдых
15. Установите соответствие между примерами и элементами структуры деятельности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А) театральные декорации
Б) оркестр
В) театральная труппа
Г) музыкальные инструменты
Д) осветительные приборы
1) субъекты деятельности
2) средства деятельности
16. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«В труде, учении, ___________ (А) формируются и проявляются все стороны психики.
Особо встает вопрос о том, как формируются и закрепляются относительно устойчивые психические свойства. Психические свойства ___________ (Б) — ее способности и характерологические черты — формируются в ходе жизни. Врожденные ___________ (В) организма являются лишь ___________ (Г) — весьма многозначными, которые обусловливают, но не предопределяют психические свойства человека. На основе одних и тех же задатков у человека могут выработаться различные свойства — ___________ (Д) и черты характера в зависимости от хода его жизни и ___________ (Е) не только проявляются, но и формируются. В работе, учении и труде складываются и отрабатываются способности людей; в жизненных деяниях и поступках формируется и закаляется характер».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
1) особенность
2) способности
3) личность
4) игра
5) общество
6) задатки
7) общение
8) деятельность
9) группа
17. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) объекты деятельности
2) результаты деятельности
3) мотивы деятельности
4) субъекты деятельности
5) структура деятельности
18. Прочитайте текст и выполните задание. Найдите в тексте любые три примера преобразовательной деятельности человека.
Мне кажется, те, кого приводит в ужас развитие техники, не замечают разницы между средством и целью. (...) машина не цель. Самолет — не цель, он всего лишь орудие. Такое же орудие, как и плуг.
(...) Упиваясь своими успехами, мы служили прогрессу — прокладывали железные дороги, строили заводы, бурили нефтяные скважины. И как-то забыли, что все это для того и создавалось, чтобы служить людям. (...)
Даже машина, становясь совершеннее, делает свое дело все скромней и незаметней. Кажется, будто все труды человека — создателя машин, все его расчеты, все бессонные ночи над чертежами только и проявляются во внешней простоте; словно нужен был опыт многих поколений, чтобы все стройней и чеканней становились колонна, киль корабля или фюзеляж самолета, пока не обрели наконец первозданную чистоту и плавность линий (...). Кажется, будто работа инженеров, чертежников, конструкторов к тому и сводится, чтобы шлифовать и сглаживать, чтобы облегчить и упростить механизм крепления, уравновесить крыло, сделать его незаметным — уже не крыло, прикрепленное к фюзеляжу, но некое совершенство форм, естественно развившееся из почки, таинственно слитное и гармоническое единство, которое сродни прекрасному стихотворению. Как видно, совершенство достигается не тогда, когда уже нечего прибавить, но когда уже ничего нельзя отнять. Машина на пределе своего развития — это уже почти не машина.
Итак, по изобретению, доведенному до совершенства, не видно, как оно создавалось. У простейших орудий труда мало-помалу стирались видимые признаки механизма, и в руках у нас оказывался предмет, будто созданный самой природой, словно галька, обточенная морем; тем же примечательна и машина — пользуясь ею, постепенно о ней забываешь.
(А. де Сент-Экзюпери. «Планета людей»)
19. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «потребность»? Составьте два предложения, содержащие информацию о потребностях человека.
20. Раскройте на примере изучения любого школьного предмета три основные характеристики учения как вида деятельности.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 10 КЛАСС
ТЕМА «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЛЮДЕЙ»
Вариант № 3
1. Десятиклассник Иван усиленно готовится к экзаменам, так как хочет поступить в университет, получить профессию программиста и найти престижную работу. Данный пример иллюстрирует деятельность по реализации потребностей
1)биологических
2)естественных
3)социальных
4)экзистенциальных
2. Земледелец обрабатывает землю с помощью специальной техники. Субъектом этой деятельности выступает
1)земля
2)техника
3)выращиваемая культура
4)земледелец
3. Утверждение, что человек является продуктом и субъектом общественно-исторической деятельности, является характеристикой его
1)социальной сущности
2)биологической природы
3)физических свойств
4)психических свойств
4. Проведение реформ, связанных с расширением государственного влияния на сферу бизнеса, представляет собой деятельность
1)прогностическую
2)социально-преобразовательную
3)познавательную
4)ценностно-ориентировочную
5. К существенным признакам, отличающим общение от труда, относится
1)активный характер
2)целенаправленность
3)целесообразность
4)наличие партнёра
6. Студенты-практиканты осваивают со старшеклассниками новое лабораторное оборудование в кабинете химии, демонстрируя опыты с химическими веществами. Субъектом данной деятельности являются
1) студенты, проходящие педагогическую практику в школе
2) учебные знания и умения старшеклассников
3) новое химическое оборудование
4) реагенты, химические вещества
7. Гражданка В. очень любит ходить на продуктовый рынок около своего дома. Она подолгу беседует на различные темы с продавцами. Между тем продукты для семьи приобретает, как правило, её супруг в супермаркете. Какие потребности в первую очередь реализуются в действиях гражданки В.?
1) эстетические
2) идеальные
3) экономические
4) социальные
8. Исследования, связанные с изучением возможностей практического использования ультразвука, — это пример деятельности
1) прогностической
2) социально-преобразовательной
3) познавательной
4) ценностно-ориентационной
10. Социологические службы страны Н. провели опрос среди различных групп населения. Респондентам задавался вопрос: «ОТ ЧЕГО, НА ВАШ ВЗГЛЯД, В НАИБОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ ЗАВИСИТ ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ?»
В результате обработки анкет были получены данные, представленные на диаграмме (в %):
11. Верны ли следующие суждения о потребностях человека?
А. Потребности всегда связаны с наличием у человека чувства неудовлетворенности, обусловленного дефицитом того, что требуется.
Б. Потребности человека образуют иерархическую систему, где каждая потребность имеет свой уровень значимости.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
12 . Запишите слово, пропущенное в схеме.
Духовная
……………….
14. Ниже приведены названия потребностей. Все они, за исключением двух, являются названиями, под которыми в различных классификациях представлены природные потребности человека.
1) биологические
2) физиологические
3) социальные
4) органические
5) естественные
6) эстетические
15. Установите соответствие между проявлениями качеств человека и природой этих качеств: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЯВЛЕНИЯ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА
ПРИРОДА КАЧЕСТВ
A) способность к продолжению рода
Б) способность приспосабливаться к условиям природной среды
B) способность накапливать знания и трудовые навыки
Г) способность видеть цель своих действий
Д) способность оценивать себя и других
1) социальная
2) биологическая
16. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Многие исследователи считали, что в социуме должны иметь место такие же жёсткие, как и в природе, независимые от воли людей причинно-следственные_________ (А). Предполагалось, что их выявление и является главной задачей научного обществознания, поскольку это позволит прогнозировать дальнейшее развитие__________(Б). Но этот подход упрощал многомерную картину___________(В) жизни, оставляя в стороне сознательно-волевую составляющую_______(Г) людей. В XX в. стало формироваться представление о законах-тенденциях, отражающих некоторые объективные ________(Д) общественной жизни. Больше внимания в развитии общества стало уделяться (Е) социальных явлений, учёту роли духовных факторов – интересов, настроений, ценностных установок людей».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
1)общество
3)природная
5)связь
7)процессы
2)специфика
4)социальная
6)деятельность
8)законы
17. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) объекты деятельности
2) результаты деятельности
3) мотивы деятельности
4) субъекты деятельности
5) структура деятельности
18. Прочитайте текст и выполните задание.
Как и активность животных, деятельность представляет собой информационно направленный процесс, предполагающий способность ориентироваться в среде — воспринимать значимые сообщения, перерабатывать их в командные коды поведения, которые вызывают, направляют и контролируют физическую реакцию системы...
Информационное поведение человека определяется сознанием, которое представляет собой высшую форму развития психики животных, обладающих нервной системой, способных ощущать, воспринимать и представлять окружающую действительность...
Сознание человека основано на способности к словесно-логическому, «вербальному» мышлению, которая надстраивается над системой условных и безусловных рефлексов поведения и завершает собой простейшие формы «прологического» — наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
...Любой «ставший» человек в отличие от животного обладает некоторым минимумом абстрактного мышления, позволяющего ему отображать среду путем логических моделей, идеальных образов действий, относительно самостоятельных, независимых от сиюминутных поведенческих ситуаций.
Результатом подобной работы сознания оказывается наличие в человеческой деятельности особого рода целей, отличных от объективных целей адаптивной деятельности животных. Речь идет о сознательных целях деятельности, связанных со способностью человека анализировать ситуацию, т. е. раскрывать неявные, не поддающиеся «живому наблюдению» причинно-следственные связи ее значимых компонентов... Эта способность позволяет людям заранее предвидеть результаты своей деятельности, планировать их, т. е. продумывать наиболее целесообразные в данных условиях способы их достижения.
Какое из двух понятий — целенаправленность и целесообразность — следует отнести к деятельности человека? Аргументируйте свой ответ, опираясь на данный текст, а также знания из курса обществоведения.
19. Умение эффективно действовать в нестандартной ситуации, находить оптимальное решение задачи не заложено у человека, как у животного, в генетической программе, в инстинктах, а обретается в онтогенезе, в процессе деятельности. Назовите любые два вида деятельности, которые способствуют развитию этого умения. Поясните, как им пользоваться в нестандартных ситуациях.
20. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мотив». Составьте два предложения, содержащие информацию о мотивах человека.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 10 КЛАСС
ТЕМА «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЛЮДЕЙ»
Вариант № 4
1. Верны ли следующие суждения об особенностях человека и его действий?
А. Индивидуальные особенности человека напрямую зависят от климатических условий места его проживания.
Б. Действия людей вытекают из их потребностей и интересов.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
2. Деятельность человека, в отличие от поведения животных
1) носит узко специализированный характер
2) направлена на удовлетворение физиологических потребностей
3) предваряется целеполаганием
4) всегда носит индивидуальный характер
3. В познавательной деятельности, в отличие от трудовой
1) люди приобретают знания о мире и о себе
2) получаются практически полезные результаты
3) реализуются духовные и материальные потребности личности
4) средства должны соответствовать целям
4. Потребности человека в признании, общественной активности относятся к потребностям
1) биологическим
2) духовным
3) социальным
4) естественным
5. Верны ли следующие суждения об отличиях человека от животного?
А. Человек отличается от животного способностью преобразовывать своим трудом окружающую среду.
Б. Человек отличается от животного способностью мыслить.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
6. Постоянным внутренним побудителем всякой активности человека выступают
1) цели обогащения
2) творческие способности
3) личные потребности
4) духовные интересы
7. Правительство осуществляет реформу избирательной системы. Это пример деятельности
1) экономической
2) познавательной
3) ценностно-ориентационной
4) социально-преобразовательной
8. Учебники, хрестоматии, сборники задач и упражнений для обучающихся в вузах студентов являются
1) объектами деятельности
2) субъектами деятельности
3) целями деятельности
4) средствами деятельности
9. Учёные на протяжении нескольких лет исследовали группу учащихся. В 5 и 10 классе им задавали вопрос: «Какова цель вашей учебной деятельности?»
От веты учащихся приведены в таблице.
Проанализируйте данные опросов и выберите верное утверждение.
1) Мало кто из пятиклассников, в сравнении с учениками 10 класса, рассматривает образование как способ познания мира.
2) В 5 классе больший, чем в 10 классе, процент учащихся стремится учиться, чтобы успешнее общаться с окружающими.
3) Процент учащихся, стремящихся радовать родителей своими учебными достижениями, увеличивается в 10 классе в сравнении с 5 классом.
4) Для большинства опрошенных в 5 и 10 классах целью учёбы является продолжение образования.
10. Учёные опросили 25-летних и 60-летних жителей России. Им задавали вопрос: «Природа или общество определяют, по вашему мнению, способности человека?»
Ре зультаты опроса (в процентах от общего числа участников) представлены в гистограмме.
Проанализируйте результаты опроса и выберите верное утверждение.
1) Доля опрошенных, считающих, что способности определяются природой, с возрастом уменьшается.
2) Около трети опрошенных в обеих группах затруднились ответить на вопрос.
3) Процент людей, уверенных, что окружение определяет способности человека, с возрастом уменьшается.
4) Около четверти опрошенных в обеих группах считают, что природные задатки могут быть не востребованы человеком.
11. Учёные страны Z на основе комплексного исследования системы здравоохранения создали концепцию её развития. Объектом этой деятельности являются(-ется)
1) учёные
2) концепция развития
3) система здравоохранения
4) комплексное исследование
12. Вставьте слово, пропущенное в схеме.
13. Запищите слово, пропущенное в таблице
ВИД
ОБЪЕКТ ПОТРЕБНОСТИ
Физиологические
Пища, вода, воздух, климатические условия и т. п.
…
Общение, общественная деятельность, общественное признание и т. п.
14. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «структура деятельности».
1) субъект
2) цель
3) средства
4) индивид
5) объект
6) момент
15. Установите соответствие между проявлениями видами деятельности и ее особенностями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОСОБЕННОСТИ
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А) создание необходимых людям благ
Б) наличие воображаемой обстановки
В) обязательное использование языка
Г) необходимость специальной подготовки
1) игра
2) общение
3) труд
16. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Мотивом _____(А) называется то, что побуждает её, ради чего она осуществляется. В качестве мотива обычно выступает конкретная______(Б) человека. Это определённая форма связи с внешним миром____(В), социальной группы, общества в целом. В зависимости от задач изучения потребностей в современной науке применяются различные их классификации. Потребности, вызванные биологической природой человека, называются_____(Г). Это потребности людей во всём, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. Потребности, связанные с тем, что человек принадлежит к обществу, занимает в нём определённое место, участвует в трудовой деятельности, в общении с другими людьми, характеризуются как _____(Д). Потребности, связанные с познанием человеком окружающего мира и смысла своего существования, относятся к________(Е). Каждая из групп потребностей вызывает соответствующие виды деятельности».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
1) потребность
2) деятельность
3) причина
4) социальный
5) естественный
6) подлинный
7) социализация
8) личность
9) идеальный (духовный)
17. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) объекты деятельности
2) результаты деятельности
3) мотивы деятельности
4) субъекты деятельности
5) структура деятельности
18. Прочитайте текст и выполните задание. Укажите и проиллюстрируйте с помощью данного текста любые две отличительные черты деятельности человека.
Мне кажется, те, кого приводит в ужас развитие техники, не замечают разницы между средством и целью. (...) машина не цель. Самолет — не цель, он всего лишь орудие. Такое же орудие, как и плуг.
(...) Упиваясь своими успехами, мы служили прогрессу — прокладывали железные дороги, строили заводы, бурили нефтяные скважины. И как-то забыли, что все это для того и создавалось, чтобы служить людям. (...)
Даже машина, становясь совершеннее, делает свое дело все скромней и незаметней. Кажется, будто все труды человека — создателя машин, все его расчеты, все бессонные ночи над чертежами только и проявляются во внешней простоте; словно нужен был опыт многих поколений, чтобы все стройней и чеканней становились колонна, киль корабля или фюзеляж самолета, пока не обрели наконец первозданную чистоту и плавность линий (...). Кажется, будто работа инженеров, чертежников, конструкторов к тому и сводится, чтобы шлифовать и сглаживать, чтобы облегчить и упростить механизм крепления, уравновесить крыло, сделать его незаметным — уже не крыло, прикрепленное к фюзеляжу, но некое совершенство форм, естественно развившееся из почки, таинственно слитное и гармоническое единство, которое сродни прекрасному стихотворению. Как видно, совершенство достигается не тогда, когда уже нечего прибавить, но когда уже ничего нельзя отнять. Машина на пределе своего развития — это уже почти не машина.
Итак, по изобретению, доведенному до совершенства, не видно, как оно создавалось. У простейших орудий труда мало-помалу стирались видимые признаки механизма, и в руках у нас оказывался предмет, будто созданный самой природой, словно галька, обточенная морем; тем же примечательна и машина — пользуясь ею, постепенно о ней забываешь.
19. Характеризуя взаимодействие человека с окружающей средой, обществоведы используют понятие «практическая деятельность». Какой смысл они вкладывают в это понятие? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о практической деятельности.
20. Сравните три ситуации:
1) ураганный ветер валит в лесу деревья,
2) животное подрывает корни дерева, чтобы добраться до плодов,
3) лесорубам дано задание с помощью современной техники расчисть делянку.
К какой из этих ситуаций можно применить понятие «деятельность»? Приведите два аргумента в обоснование своего вывода.