СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оценочный материал для 5 класса по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания на различные темы курса за 5 класс. Работа с текстом, распределение слов по группам и др.

Просмотр содержимого документа
«Оценочный материал для 5 класса по русскому языку»

5 класс


1. Прочитайте слова: выхожу, ходит, хождение, ходят, выходил, самоходный, прямоходящий, выход, выходной.

1.    Распределите данные слова по колонкам таблицы

Однокоренные слова

Формы слова

 

 


Ответ

Однокоренные слова

Формы слова

выхожу, ходит, хождение, самоходный, прямоходящий, выход, выходной

выхожу – выходил, ходит – ходят

 

Критерии оценивания

1.     Верно распределены слова по колонкам – 2 балла. За неверный или частично правильный ответ – 0 баллов


2. 1.Определите слово по его лексическому значению.

1)    Командная игра на льду на коньках (или на травяном поле) в небольшой мяч или шайбу, загоняемые в ворота ударами клюшки, а также соответствующий вид спорта.

2)    Спортивная командная игра, в которой игроки стремятся руками забросить мяч в ворота соперника, а также соответствующий вид спорта, ручной мяч.

3)    Спортивная командная игра в мяч, который участники перебрасывают через высокую сетку, стараясь, чтобы он коснулся земли на площадке соперников, а также соответствующий вид спорта.

4)    Парная спортивная игра маленьким мячом, который перебрасывается ракеткой через сетку, разделяющую корт.

 

2.   Определите, к какой тематической группе относятся данные слова.

3.   Подберите свои примеры слов, относящихся к данной тематической группе (3-4).


Ответ

1.    Хоккей, биатлон, гандбол, волейбол, теннис.

2.    Тематическая группа – спортивные игры, а также виды спорта

3.    Баскетбол, кёрлинг, водное поло и др.

 

Критерии оценивания

1.    Правильно определены слова по их лексическому значению – 4 балла

2.    Названа тематическая группа слов – 1 балл

3.    Приведены собственные примеры слов, относящихся к данной тематической группе - 1 балл.








3. Прочитайте текст. Дополните каждый столбик таблицы 7-8 примерами из текста рассказа Николая Сладкова (формы одного и того же слова не включайте в таблицу). Обоснуйте свой выбор.

Я сидел на озере, задвинув лодку в тростник. Был полдень –  тихий и сонный. По зелёным тростникам лениво ползли золотые солнечные колечки. Как хорошо!
Вдруг в тростнике зашуршало. Кто-то продирался сквозь тесные стебли. Вот дрогнули тростники –  высунулся утиный плоский нос. Это чирок, посмотрел и скрылся.

А вот и его чируша –  сама озабоченность. Она тихо крякнула и, упираясь перепончатыми лапами, продиралась вперёд, на чистую воду. За ней гуськом, по пробитой дорожке, торопились пуховые чирушата –  хлопунцы лапчатые. Последний –  самый маленький –  отстал. Заспешил, подскочил и попал шейкой между двумя стеблями тростника, заклинился и повис в воздухе. Запищал отчаянно и лапками зашлёпал по воде. Чируша, хлеща жёсткими крыльями по воде, ринулась назад. Схватила чирушонка носом за мягкую шейку, подняла и вынесла на чистую воду. Глупыш и в материнском клюве пищал и дрыгал ногами.

Много, ох много трудов приняла чируша, пока вывела своих чирушат из болота, где было её гнездо, на открытый плёс. Вот и последнего брыкуна вытащила и пустила на воду. Сама окунула головку, вскинулась столбиком, забила в воздухе крыльями –  и закрякала что-то своё, радостное... Да вдруг так столбиком и ушла вниз, под воду, захлебнулась на утином полслове. Её хлопунцы захлопали по воде и бегом лапками по воде  помчались в тростники.

А там, где исчезла чируша, звонко, как ладонью, хлопнул по воде рыбий хвостище. Сердито застучали тростники друг о друга, будто костяные палочки. Вот так сомище! Бедные юнцы-хлопунцы! Как без чируши будете?! Кто сигнал тревоги подаст, кто под крылом согреет?! Кто за шейку из беды вытащит?!

 И вдруг радостный птичий крик! Чируша стоит на воде, крыльями бьёт и крячет, крячет! Только это другая чируша, не та... Она тоже вывела хлопунцов своих на широкую воду и празднует, и кричит от радости. И хлопунцы другие: совсем ещё маленькие. Плоские носики, щёчки пухленькие, в жёлтом пушке.

Утица оглянулась по сторонам, помолчала немножко, крякнула –  и поплыла вдоль стены тростника. И хлопунцы за ней гуськом, один за другим. И все вниз, в воду смотрят: первый раз себя в зеркале увидели. Увидели –  и сами себе очень понравились.

 "Где-то сейчас те сироты-хлопунцы?" –  подумал я. А они тут как тут! Выплывают из тростника, по воде бьют, спешат вдогонку за утицей. Вот догнали, пристроились к её хлопунцам в хвост тоже гуськом, один за другим. Только росточком чуть побольше, а то бы и не отличить.

Утица задержалась, повернула назад. Каждого утёнка носом тронула, будто пересчитала. И то ли в счёте она слаба, или тут другое что, – только не прогнала она чужих утят. Сказала им что-то по-своему, по-утиному, и вся большая семья –  свои и чужие –  скрылась в тени нависшего над водой куста ольхи.

Тихая волна от утицы с утятами еле дошла до тростников, где я сидел. По зелёным тростникам снизу вверх до самых серебряных метёлок наперегонки побежали улыбчивые золотые солнечные колечки.

(По Н.Сладкову)




Имя существительное со значением «детёныш»

Имя прилагательное

со значением «принадлежность кому-либо»

Глагол со значением «законченное действие»

утята

рыбий

повернула

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 






 
















 

Имя существительное со значением «детёныш»

Имя прилагательное

со значением «принадлежность кому-либо»

Глагол со значением «законченное действия»

утята

рыбий

повернула

чирушата

утиный

дрогнули

чирушонка

материнский

высунулся

утёнка


посмотрел



скрылся



отстал 



подскочил


 

попал

 

2 балла –таблица заполнена верно, объяснение верное.

1 балл – таблица заполнена верно, объяснение не приведено.

0 баллов – дан неверный ответ, или ответ отсутствует.



















4. Прочитайте текст и выполните задание.

(1) Однажды добрый Волшебник возвращался на метро от друга художника, с которым они частенько собирались поиграть в шахматы. (2) Вы думаете, волшебников на свете больше нет, и они были только в стародавние времена? (3)Ничего подобного. (4) Некоторые из них дожили до наших дней. (5)Именно о таком волшебнике и пойдёт речь.(6)  Поскольку жил он так долго, что у вас и у всех ваших друзей не хватит пальцев, чтобы сосчитать прожитые им годы, то был он очень старенький и одевался старомодно. (7) Выходя из дома, он всегда надевал поверх ботинок чёрные блестящие калоши на случай дождя. (8)От старости Волшебник стал чуточку рассеянным, поэтому-то и случилось несчастье: он потерял калошу с правой ноги. (9)А произошло это вот как.

(10)В метро была ужасная толчея, и на своей остановке Волшебник протискивался к выходу с большим трудом. (11) Немудрено, что когда кто-то нечаянно наступил ему на правую ногу и калоша соскользнула с неё, рассеянный Волшебник этого не заметил, и калоша так и осталась лежать на полу вагона. (12)Может быть, на этом бы всё и кончилось, будь это простая калоша, но так как это была Калоша волшебника, история тут только началась.

(13)Двери вагона закрылись, и поезд помчался дальше. (14)Калоша не сразу поняла, что попала в беду. (15)Некоторое время она продолжала как ни в чем ни бывало лежать на полу, но вскоре с удивлением увидела, что ни Волшебника, ни её сестрицы с левой ноги нигде нет. (17)Вокруг был густой лес ног. (18)Калоша растерялась и не на шутку обеспокоилась.

                                                                  (По Т.Крюковой)

Какие предложения содержат доказательство того,  что всё, рассказанное  в тексте, происходит  в ХХ1 веке? Объясните, почему вы так думаете.

Ответ: 1, 10

2 балла –ответ верный, в обосновании ошибок нет.

1   балл – ответ верный, в обосновании допущена ошибка.

0 баллов – дан неверный ответ, или ответ отсутствует.

5. Прочитайте про себя, а затем вслух, соблюдая правила орфоэпии.

ДефИс, ательЕ [т], фонЕтика [нэ], знАчимый, компьЮтер [т], диалОг [к], тОрты.

//Ответ: все слова имеют пометы правильного произношения и ударения, поэтому орфоэпических ошибок быть не должно.

ОЦЕНИВАНИЕ

Все слова произнесены верно – 2 балла

Допущена ошибка в одном слове – 1 балл

Более одной ошибки – 0 баллов







6. Задание: Прочитайте отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино».

Прилег вздремнуть я у лафета,

И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз.

Но тих был наш бивак открытый:

Кто кивер чистил весь избитый,

Кто штык точил, ворча сердито,

Кусая длинный ус.

Выпишите устаревшие слова, объясните их значение, используя для этого словарь.

Какой словарь может стать вашим помощником?

 

Ответ

Лафет – станок артиллерийского орудия

Бивак (или бивуак) – 1) привал, расположение войск вне населённого пункта; 2) стоянка альпинистов, туристов.

Кивер – высокий головной убор из жёсткой кожи с козырьком

Толковый словарь (В данном случае толкования взяты из «Толкового словаря русского языка» С.Ожегова, Н.Шведовой)

Оценивание

За каждое верно выписанное слово и объяснение его значения – по 1 баллу.

За указание на тип словаря – 1 балл

Итого 4 балла


7. Проверьте, как произносятся следующие слова, обратившись к современному орфоэпическому словарю. Затем прочитайте эти слова, соблюдая нормы произношения и ударения.

Скучно (произношение), облегчить (произношение и ударение), понял (ударение), сшить (произношение), звонят (ударение)


//Ответ: скУ[ш]но, обле[х]чИть, пОнял, [шшы]ть, звонЯт.

 ОЦЕНИВАНИЕ

За каждое верно произнесенное слово – 1 балл

За каждый неверный ответ учащийся получает – 0 баллов

Максимальное количество баллов – 5 баллов


8. 1. Что общего в словах каждого ряда?


2. Чем они различаются?


Заполните пропуски в рядах:


1) синий – … – синеть


2) тройной – тройка – …


3) … – плавание – плавать


4) спокойный – … – успокоить


Ответ: 1) синева (синь), 2) утроить, 3)плавательный, 4) спокойствие

В каждом ряду представлены однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи.

Критерии оценивания

1.    Правильно определено общее и различное в словах – 2 балла

2.    Правильно заполнены пропуски в рядах (слово нужной части речи) – 4 балла

Итого 6 баллов

9. Из словарной статьи «Толкового словаря русского языка» С.Ожегова и Н.Шведовой, посвящённой слову ветеран, выпишите примеры, доказывающие, что это многозначное слово. С одним из них составьте предложение.

Ответ:

Ветеран Великой Отечественной войны – ветеран труда (сцены)

Оценивание

За каждый верный пример - по 1 баллу

За составленное предложение – 1 балл (при наличии ошибок в предложении - 0 баллов)

Итого 3 балла




 













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!