СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ответы на билеты по методике преподавания физкультуры в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Ответы на билеты по методике преподавания физкультуры в начальной школе»

1. Сущность и основные понятия теории физического воспитания.

Физическое воспитание– это многогранный процесс организации активной физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся, направленной на формирование потребности в занятиях физической культурой и спортом, осмысление их психофизиологических основ, развитие физических сил и укрепление здоровья, выработку санитарно-гигиенических навыков и привычек, осознанной потребности в здоровом образе жизни. Целью физ.восп. явл. гармоническое развитие форм и функций организма человека, всестороннее совершенствование его физических способностей, укрепление и сохранение здоровья и творческого долголетия. Понимание сущности, цели физического воспитания позволяют сформулировать основные задачи:
1. Осознание учащимися здоровья как важнейшей социальной и личностной ценности.
2. Воспитание устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом, в укреплении своих физических сил и здоровья.
3. Обогащение учащихся системой знаний о сущности и личностном, общественном значении физкультуры и спорта и их влиянии на укрепление здоровья, всестороннее развитие личности.
4. Развитие у учащихся двигательных умений и навыков.
5. Развитие у учащихся физических задатков, способностей, приобщение их к занятиям различными видами физической культуры и спорта.

К основным понятиям теории физического воспитания относятся: 1) физическое воспитание, 2) физическое развитие, 3) физическая подготовка, 4) физическое совершенство, 5) спорт.

1. Физическое воспитание – это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются: обучение движениям (система освоения способов управления своим движением), воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях.

2. Физическое развитие - это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума свойств организма, проходящий по закономерностям возрастного развития, взаимодействия генетических факторов и факторов внешней среды. Характеризуется: показателями телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объёмы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др.), критерии здоровья, показатели развития физич.качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.)

3. Физическая подготовка - есть результат использования физических упражнений, воплощённый в достигнутой работоспособности и в сформированных двигательных умениях и навыках. Различают общую физическую подготовку (ОФП) и специальную физическую подготовку (СФП).

4. Физическое совершенство - это исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни. Показатели: крепкое здоровье, высокая физическая работоспособность, пропорционально развитое телосложение, правильная осанка, всесторонне и гармонически развитые физические качества, владение рациональной техникой основных жизненно важных движений, а также способность быстро осваивать новые двигательные действия.

5. Спорт - представляет собой соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также специфические отношения и достижения в сфере этой деятельности.

2. Теория и методика физ.воспитания, как учебный предмет. Цель и задачи физ. воспитания.

Теория физ.культуры - система научных знаний о сущности физ.культуры, общих закономерностях ее функционирования и направленного использования с целью всестороннего гармонического развития людей. Она создавалась на материалистических основах понимания и использования в интересах совершенствования человека, закономер­ностей биологии и развивается на современных методологических основах исто­рии и теории культуры общества, широко используя информацию из области таких наук, как педагогика, психология, биомеханика, биохимия, физиология и др.

Цель методики: гармоническое развитие форм и функций организма человека, всестороннее совершенствование его физических способностей, укрепление и сохранение здоровья и творческого долголетия. Понимание сущности, цели физического воспитания позволяют сформулировать основные задачи:
1. Осознание учащимися здоровья как важнейшей социальной и личностной ценности.
2. Воспитание устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом, в укреплении своих физических сил и здоровья.
3. Обогащение учащихся системой знаний о сущности и личностном, общественном значении физкультуры и спорта и их влиянии на укрепление здоровья, всестороннее развитие личности.
4. Развитие у учащихся двигательных умений и навыков.
5. Развитие у учащихся физических задатков, способностей, приобщение их к занятиям различными видами физической культуры и спорта.

3. Система физического воспитания, ее основы

Система физического воспитания — это исторически обусловленный тип социальной практики физического воспитания, включающий мировоззренческие, теоретико-методические, программно-нормативные и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенствование людей и формирование здорового образа жизни.

1. Мировоззренческие основы направлены на содействие всестороннему и гармоничному развитию личности занимающихся, реализацию возможностей достижения каждым физического совершенства, укрепление и многолетнее сохранение здоровья, подготовку на этой основе членов общества к профессиональным видам деятельности.

2. Теоретико-методические основы. Дисциплина опирается на научные положения естественных (анатомия, физиология, биохимия и др.), общественных (философия, социология и др.), педагогических (психология, педагогика и др.) наук.

3. Программно-нормативные основы. Физ.воспитание осуществляется на основе обязательных гос.программ по физ.культуре и спорту (программы для дошкольных учреждений, общеобразовательной школы, средних и высших учебных заведений и т.д.), содержащие задачи и средства физ.воспитания, комплексы ЗУНов, перечень конкретных норм и требований.

4. Организационные основы. Контроль за организацией, осуществлением и результатами физического воспитания по государственной линии обеспечивают Комитет Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму, Комитет Государственной Думы по туризму и спорту, городские комитеты по физической культуре и спорту, а также соответствующие отделы Министерства образования РФ. Организация физ.воспитания на общественно-самодеятельных началах предусматривает массовое вовлечение в занятия физической культурой через систему добровольных спортивных обществ.

4. Роль физ.воспитания в процессе воспитания и обучения детей мл. шк. воз.

Система физического воспитания подрастающего поколения в нашей стране строится с учетом особенностей растущего организма. В 7 – 11 лет ребенок физически развивается относительно спокойно. Увеличение роста и веса, выносливости, жизненной емкости легких идет равномерно. Костная система находится в стадии формирования. Это нужно учитывать и заботиться о правильной позе, осанке, походке учащихся. Мышцы у детей этого возраста еще слабы и не могут долго поддерживать тело в правильном положении, что приводит к плохой осанке и искривлению позвоночника. В младшем возрасте происходит сильная перестройка дыхательной и сердечнососудистой систем. Занятия физкультурой положительно влияют на дыхательную систему ребенка. Легочная вентиляция и глубина дыхания возрастает и усиливается насыщение кислородом организма. Т.о., для младших школьников очень важны и необходимы повседневные систематические физические упражнения. Мл. шк. воз. – это период формирования отношения к учению как к трудовой, общественно значимой деятельности. Очень важно создать у ребенка привычку к систематическому труду и умение преодолевать трудности. Для детей высокая двигательная активность является естественной потребностью. Постоянная активность является своего рода «пусковым механизмом» прогрессивного повышения функциональных возможностей. Во время выполнения различных сложных физических задач происходит процесс преодоления трудностей, у ребенка формируются волевые качества. Развиваются: уверенность в себе и в собственных силах, чувства гордости и самоуважения, когда выполняются с успехом сложные упражнения. Ребенок в этот период учится преодолевать страх и робость

5. Общие соц.-пед. принципы физ.воспитания. Их хар-ка, содержание и реализация.

Общими принципами реализации задач являются:

1) принцип содействия всестороннему и гармоническому развитию личности; Обеспечение единства всех сторон воспитания, формирующих гармонически развитую личность, комплексный подход в решении задач нравственного, эстетического, физического, умственного и трудового воспитания.

2) принцип прикладности - связи физического воспитания с практикой; готовить человека к трудовой, а также в силу необходимости к военной деятельности. Он конкретизируется в следующих положениях: 1. Решая конкретные задачи физической подготовки, следует отдавать предпочтение физ.упражнениям, формирующим жизненно важные двигательные ЗУНы непосредственно прикладного характера. 2. В формах физ.деят-ти необходимо стремиться обеспечить приобретение возможно более широкого фонда разнообразных двигательных умений и навыков, а также разностороннее развитие физических способностей. 3. Постоянно и целенаправленно связывать культурную деятельность с формированием активной жизненной позиции личности на основе воспитания трудолюбия, патриотизма и нравственных качеств.

3) принцип оздоровительной направленности: достижение эффекта укрепления и совершенствования здоровья человека. Он обязывает: воспринимать оздоровительную ценность как обязат.критерий, планировать и регулировать тренировочные нагрузки в зависимости от пола, возраста, уровня подготовленности занимающихся, обеспечить регулярный мед.и пед.контроль, использовать оздоровительные силы природы и гигиенические факторы.

Т.о., основное назначение общих принципов сводится к следующему: 1) к созданию благоприятных условий и возможностей для достижения цели и решения задач физ. воспитания; 2) к обозначению общей направленности процесса физ.воспитания (всесторонности, прикладности, оздоровления); 3) к определению основных путей, гарантирующих достижение положительных результатов физ. воспитания. В общих принципах заложено требование общества, государства как к самому процессу физического воспитания, так и к его результату (каким должен стать человек, занимающийся физической культурой).



6. Специфические принципы физ.воспитания. Их хар-ка, содержание и реализация.

Существует несколько основных специфических принципов физического воспитания.
1) Принцип непрерывности процесса физического воспитания.
1.   Процесс физ.воспитания является целостной системой, в которой предусматривается последовательность в проведении занятий физ.упражнениями. Последовательность является важнейшим условием процесса обучения движениям и процесса воспитания физических качеств. Реализуется дидакт.правилами: «от лёгкого к трудному», «от простого к сложному», «от освоенного к неосвоенному», «от знаний к умениям».
2.    Перерыв между занятиями должен быть минимальным, так как должен наслаиваться эффект от предыдущих занятий с тем, чтобы в конечном итоге произошло накопление этих эффектов.
2)Принцип системного чередования нагрузок и отдыха. Отдых обес­печивает восстановление работоспособности занимающихся к началу следующего занятия. Необходимо учитывать разновременность восстановления работоспособности, можно так построить систему заня­тий недельного цикла или одного дня, чтобы не было никаких отрица­тельных последствий и достигался положительный эффект. Т.о., это построение чёткой системы и последовательности воздействий с учётом «следовых» явлений. Этим определяются такие методические пути реализации принципа, как:  рациональная повторность заданий; рациональное чередование нагрузок и отдыха; повторность и вариативность заданий и нагрузок.
3)Принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий. Необходимость систематического повышения требований к проявлению у занимающихся двигательных и связанных с ними психических функций за счёт повышения сложности заданий и увеличения нагрузок.Прогресс возможен лишь при условии систематического повышения требований к функциональной деятельности организма человека. Т.о., принцип предусматривает планомерное увеличение и обновление заданий в сторону их усложнения, увеличения объёма и интенсивности нагрузки по мере роста функциональных возможностей организма.
4)Принцип адаптированного сбалансирования динамики нагрузок. Это осознание способов и возможностей применения приобретённых знаний, умений, навыков в практической жизни и воспитание инициативы и самостоятельности к процессу физ.совершенствования.
5) Принцип наглядности. Привлечение органов чувств человека в про­цессе познания. Наглядность включает 3 формы: зрительную(показ движений в целом и по час­тям с помощью ориентиров, наглядных пособий, учебных видеофиль­мов и др.), звуко­вую( в виде различных звуковых сигналов) и двигательную (ориентировка в динамике действующих внутренних и внешних сил, особенно инерционных и реактивных)
6)Принцип доступности и индивидуализации. Учет физ. подготовленности занимающихся, как они переносят нагрузку, и какой объём могут выполнить. Необходимо также учитывать интеллектуальное развитие занимающихся, их субъ­ективные установки, целеустремлённость, желание и волевое проявле­ние в освоении двигательных действий.

8. Метод строго регламентированного упражнения: хар-ка и содержание. Применение метода строго регламентированного упражнения для решения задач физ.воспитания мл. шк.

Сущность: каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой. Методы СРУ обладают большими пед. возможностями, они позволяют: 1) осуществлять двигательную деятельность занимающихся по твердо предписанной программе; 2) строго регламентировать нагрузку по объёму и интенсивности, а также управлять её динамикой по ходу занятия; 3) точно дозировать интервалы отдыха между упражнениями; 4) избирательно воспитывать физические качества. В практике физ.воспитания все методы СРУ подразделяются на две подгруппы: 1)методы, направленные на обучение и совершенствование двигательных действий; 2) методы, направленные на воспитание физических качеств.

1. Методы, направленные на обучение и совершенствование двигательных действий.

1) целостный метод; Сущность: техника двигательного действия осваивается с самого начала в целостной свей структуре без расчленения на составные части. Он позволяет разучивать структурно несложные движения (напр: бег, простые прыжки и т. п.).

2) расчленено-конструктивный метод; Предусматривает расчленение целостного двигательного действия, преимущественно со сложной структурой, на отдельные фазы или элементы с поочерёдным их разучиванием и последующим соединением их в единое целое.

3) сопряжённого воздействия. Сущность: техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий.

2. Методы, направленные на воспитание двигательных качеств.

Структуру этих методов определяет характер выполнения упражнений – непрерывность или прерывистость. По этому признаку, методы можно подразделить на две группы: 1) методы выполнения упражнения в режиме непрерывной нагрузки (непрерывный метод); 2) методы интервального упражнения (интервальный метод).

3. Организационно-методическая форма занятий – «круговая тренировка».

Основу круговой тренировки составляет серийное (с интервалами отдыха или слитное) повторение нескольких видов упражнений заранее подобранных и объединённых в комплекс (по станциям). Направлена на развитие силовой и скоростно-силовой выносливости.

9. Игровой метод физ.воспитания: хар-ка и содержание. Применение игрового метода для решения задач физ.воспитания мл.шк.

Игра и соревнование являются многообразными общественными явлениями, и их значение выходит далеко за сферу физического воспитания. Возникнув на ранних этапах истории и развиваясь вместе со всей культурой общества, игры и соревнования служат удовлетворению различных потребностей в самосознании и внешнем контактировании, духовном и физическом развитии, отдыхе и развлечении. Однако одна из главных функций игр и соревнований – педагогическая: они являются одним из основных средств и методов воспитания.

Игровой метод характеризуется такими особенностями, как:
1) «сюжетная» организация, в которой предусматривается достижение определенной цели. сюжет либо заимствуется из окр действительности, либо специально создается, исходя из потребностей физического воспитания, как условная схема взаимодействия играющих. 2) Разнообразие способов достижения цели –почти всегда существуют различные пути выигрыша, допускаемые правилами игры, которые лимитируют лишь общую линию поведения, но не определяют жестко конкретные действия. 3) Комплексный характер деятельности: игра включает в себя различные двигательные действия – бег, прыжки, метания и т. д. 4) Широкая самостоятельность действий занимающихся, высокие требования к их инициативе, находчивости, ловкости – игровой метод предоставляет играющим простор для творческого решения двигательных задач, 5) Моделирование напряженных межличностных и межгрупповых отношений, которые строятся как по типу сотрудничества, так и по типу соперничества, Это создает высокий эмоциональный накал и содействует яркому выявлению этических качеств личности. 6) Вероятное программирование действий и ограниченные возможности дозирования нагрузки.

Игровой метод используется в процессе физ.воспитания не столько для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные физические способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества и способности, как ловкость, быстрота ориентирования, находчивость, самостоятельность, инициативность. В руках умелого специалиста он является также весьма действенным средством для воспитания коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности.

Упражнения, выполняемые в игровой форме отличаются глубиной и разносторонностью воздействия на физические качества занимающихся. Такие занятия повышают интерес к спорту и физической культуре, стимулируют процесс усвоения техники отдельных элементов физических упражнений, способствуют стремлению к преодолению трудностей для решения поставленных перед занимающимися задач.

10. Соревновательный метод физ.воспитания: хар-ка и содержание. Применение соревновательного метода для решения задач физ.воспитания мл.шк.

Соревновательный метод – это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться. Соревновательный метод в физ.воспитании применяется как в относительно элементарных формах, так и в развёрнутой форме. В первом случае это выражается в использовании соревновательного начала, как способа стимулирования интереса и активизации деятельности при выполнении отдельных упражнений. Во втором случае этот метод используется в качестве относительно самостоятельной формы: контрольные, зачётные, официальные спортивные и подобные им состязания.

Соревновательный метод позволяет: 1) Стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития. 2) Выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями. 3) Обеспечивать максимальную физическую нагрузку. 4)Содействовать воспитанию волевых качеств.

По сравнению с другими методами физ.воспитания, соревновательный метод позволяет предъявлять наиболее высокие требования к функциональным возможностям организма и тем способствовать наиболее зффективному их развитию.

11. Средства физ.воспитания: классификация средств

К средствам физ. воспитания относятся физ.упражнения, оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. Основным специфическим СФВ являются физ.упражнения, вспомогательными средствами - оздоровительные силы природы и гигиенические факторы.

Физические упражнения - это двигательные действия, направленные на решение задач физического воспитания. Число разработанных и используемых в различных видах спорта физических упражнений велико. Они различны по форме, содержанию, направленности.

Соблюдение гигиенических правил в процессе физ.воспитания усиливает положительный эффект физ. упражнений. Требования гигиены к режиму нагрузок и отдыха, питания и внешних условий занятий (чистота, освещенность, вентиляция мест занятий) способствуют эффективности проводимых физических упражнений.

Методы физического воспитания

В физическом воспитании используются общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания) и специфические (характерные только для физического воспитания) методы.

Из общепедагогических методов, словесные методы. Практически вся деятельность в процессе обучения и воспитания связана с использованием метода словесного воздействия.

К специфическим методам физического воспитания относятся методы строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы. Сущность методов СРУ : каждое физ.упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной физической нагрузкой. Эти методы позволяют: 1) строго регламентировать нагрузку по объему и интенсивности, управлять се динамикой в зависимости от психофизического состояния студента; 2) точно дозировать интервалы отдыха между частями нагрузки, не вызывая перенапряжения функциональных систем организма; 3) избирательно воспитывать физические качества; 4) эффективно осваивать технику физических упражнений. В практике физ. воспитания все методы СРУ подразделяются на две группы: методы обучения технике двигательного действия и методы воспитания физических качеств.

Метод обучения двигательному действию по частям (метод расчлененного упражнения) предполагает разучивание сложного по структуре двигательного действия по фазам или элементам с последовательным их объединением по мере освоения в целостное физическое упражнение. Обычно применяется на начальном этапе обучения. Метод целостного обучения применяется на любом этапе обучения. Сущность: техника двигательного действия осваивается с самого начала в целостной структуре. Методы воспитания физических качеств - различные комбинации нагрузок и отдыха. Основными параметрами регулирования и дозирования нагрузки в любом из методов являются: интенсивность, длительность, количество повторений упражнения, интервалы и характер отдыха. Равномерный метод характеризуется тем, что при его применении занимающиеся выполняют физические упражнения непрерывно с относительно постоянной интенсивностью. Переменный метод характеризуется направленным изменением нагрузки (скорость, темп, величина усилий и т.д.) в процессе тренировочного занятия. Повторный метод характеризуется многократным выполнением упражнения через интервалы отдыха, Интервальный метод так же, как и повторный, характеризуется многократным повторением упражнения, но уже с интервалами отдыха не до полного восстановления, а с жестко регламентированными интервалами. Круговой метод Игровой метод Соревновательный метод

12. Физ.упр. как основное средство физ.воспитания: определение физ.упр., основные хар-ки физ.упр.. Классификация физ.упр.

Физ. упражнение – это двигательное действие, направленное на реализацию задач физ.воспитания, сформированное и используемое по его закономерностям. Физ.упр. рассматривается, с одной стороны как конкретное действие («я разучил новое физическое упражнение»), с другой стороны – как процесс многократного повторения («занимаясь физическими упражнениями, я развиваю гибкость»).

Эффект физ. упр. определяется содержанием – это сово­купность физиологических, психологических и биомеханических процессов, происходящих в организме человека при выполнении данного упражнения. Содержание физ. упр. обусловливает их оздоровительное значение (перестройка организма, отражающаяся на улучшении показателей здоровья и оказывает лечебный эффект), образовательную роль (учатся управлять своими движениями, овладевают новыми двигательными ЗУНами), влияние на личность (вырабатывает в себе ценные для жизни черты и качества характера (смелость, настойчивость, трудолюбие, решительность и др.). В форме физ. упр. различают внутреннюю и внешнюю структуру. Внутренняя структура: взаимодействие, согласованность и связь различных процессов организма во время упр-я. Внешняя структура: техника физ. упражнения.

На протяжении всей истории общества бытует представление о том, что физ. труд человека может заменить физ.упр-я. Действительно, двигательная активность всегда будет воздействовать на организм, выводя его на повышенный уровень функционирования, а значит и соответствующего развития. Но различия: 1. Физ. упр. направлено на физ.совершенствование человека. 2. Физ. упр. выполняется в соответствии с закономерностями физ. воспитания. 3. Системы физ. упр. создают возможности для развития всех органов и систем человека в оптимальном соотношении.

Факторы, определяющие эффективность воздействия физ. упр.: 1) Индивидуальные особенности занимающихся (возрастные, половые, уровень умственной и физической подготовленности, уровень сформированности мотивов, эмоциональное состояние и др.). 2) Квалификация педагога (знания закономерностей адаптации организма к нагрузке, протекания восстановительных процессов и т.д.) 3) Особенности самого упражнения (сложность, новизна, техника, величина нагрузки, направленность воздействия (образовательная, воспитательная, оздоровительная, развивающая) 4) Внешние условия (метеорологические, экологические, рельеф местности, качество спортивного оборудования и инвентаря, гигиеническое состояние мест занятий).





13. Средства физ. воспитания: классификация средств. Вспомогательные средства физ. воспитания: содержание и хар-ка.

см. вопрос 11

Важными средствами физического воспитания, позволяющими оптимизировать воздействие физических упражнений на организм человека, являются естественные силы природы (солнце, воздух, вода) и гигиенические факторы, которые используются в единстве с физическими упражнениями. Среди гигиенических факторов, содействующих укреплению здоровья, стимулирующих развитие адаптивных свойств организма, выделяют: оптимальные чередования различных видов деятельности (учения, труда, физической культуры, отдыха, режимов сна, питания); соблюдение правил личной и общественной гигиены (уход за своим телом, санитарно-гигиеническое состояние мест занятий, инвентаря и т.д.). В период учебных занятий двигательная активность школьников не только не увеличивается при переходе из класса в класс, а наоборот, все более уменьшается. Поэтому крайне важно обеспечить детям в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья достаточный объем суточной двигательной активности. После учебных занятий в школе дети должны не менее 1,5-2 часов провести на воздухе в подвижных играх и спортивных развлечениях.

14. Комплексное использование средств физ. воспитания мл.шк.

Для достижения желаемых результатов необходимо, чтобы все средства физического воспитания использовались комплексно, во взаимном сочетании. См.вопрос 11 и 13

15. Классификация и хар-ка форм занятий физкультурой.

Физ.упражнения - способы организации учебно-воспитательного процесса, каждый из которых характеризуется определенным типом взаимосвязи (взаимодействия) преподавателя и занимающихся, а также соответствующими условиями занятий.По особенностям организации занятия по физ.воспитанию подразделяются на две группы -- урочные и неурочные.

Урочные формы -- это занятия, проводимые преподавателем (тренером) с постоянным составом занимающихся. К ним относятся: 1) уроки физкультуры, проводимые преподавателями по госпрограммам в образовательных учреждениях, где физкультура - обязательный предмет (школа, колледж профессионального образования, вуз и т.п.); 2) спортивно-тренировочные занятия, проводимые тренерами, с направленностью на совершенствование занимающихся в избранном виде спорта .

Неурочные формы -- это занятия, проводимые как специалистами (организованно), так и самими занимающимися (самостоятельно) с целью активного отдыха, укрепления или восстановления здоровья, сохранения или повышения работоспособности, развития физических качеств, совершенствования двигательных навыков и др. К ним относятся: 1) малые формы занятий (утренняя гимнастика, вводная гимнастика, физкультпауза, физкультминутка, микропауза), используемые для оперативного (текущего) управления физическим состоянием. 2) крупные формы занятий, т.е. занятия относительно продолжительные, одно- и многопредметные (комплексные) по содержанию (например, занятия аэробикой, шейпингом, калланетикой, атлетической гимнастикой и др.). Эти формы занятий направлены на решение задач тренировочного, оздоровительно-реабилитационного или рекреационного характера; 3) соревновательные формы занятий, т.е. формы физкультурно-спортивной деятельности, где в соревновательной борьбе определяются победитель, место, физическая или техническая подготовленность и т.п. (например, система официальных соревнований, отборочные соревнования, первенства, чемпионаты, контрольные прикидки или соревнования и др.).

Несмотря на значительные различия, все они имеют существенные общие элементы в задачах и содержании, средствах и методах, во влияниях на занимающихся и др. Этим обусловливается подчиненность их построения общим закономерностям и педагогическим требованиям.

С пед. т.зр. наиболее целесообразной и основной формой построения занятий в физ.воспитании признана урочная (взаимодействия педагога и занимающихся основаны на контакте). Это позволяет преподавателю своевременно контролировать и направлять познавательную двигательную деятельность всех занимающихся, также это наиболее экономная форма. Главной особенностью уроков является: руководство педагогом в течение точно установленного времени, в специально отведенном месте, коллективной двигательной деятельностью относительно однородной по составу группы занимающихся с учетом их особенностей и индивидуальных возможностей

Достоинствами и преимуществом уроков физвоспитания являются: -непрерывность и четкость организации и руководства учебно-воспитательным процессом; -близкие контакты и возможность лучшего изучения педагогом занимающихся, а ими -- друг друга; - стимулирующее влияние организованного коллектива на каждого. Эффективность уроков зависит от соблюдения норм наполняемости группы. Поэтому в физическом воспитании различных контингентов населения установлены определенные нормы количества одновременно занимающихся. Т.о., соблюдение этих норм позволяет педагогу руководить учебно-воспитательным процессом группы с учетом особенностей каждого занимающегося. Превышение же нормы практически исключает возможность полноценного использования урока как формы организации занятий.

16. Урочные формы физ.воспитания. Классификация уроков физ.культуры.

Урочные формы занятий характеризуются следующими признаками: • ведущая роль педагога-специалиста, который отвечает за его организацию и проведение; • стабильное расписание занятий (обеспечивает их систематичность и правильное чередование работы и отдыха); • постоянный состав занимающихся, относительно однородный по возрасту, полу, уровню физической подготовленности, состоянию здоровья, специализации; • соответствие учебного материала программе и особенностям контингента занимающихся;

К урочным формам относятся: • Занятия по обязательному курсу физического воспитания в образовательных и воспитательных учреждениях и подразделениях вооруженных сил. Главной чертой уроков является их образовательно-оздоровительная и воспитательная направленность; • Занятия, организуемые под руководством специалиста в секциях и группах ОФП, спортивных клубах, командах и т.п. По своей направленности данные занятия носят тренировочный характер, ориентированный на совершенствование в избранном виде спорта. Их содержание непосредственно связано с реализацией всех видов подготовки спортсмена.

В системе физ.воспитания все урочные занятия подразделяются прежде всего в соответствии с общей направленностью процесса физического воспитания на пять основных типов -- уроки общего физического воспитания (в школе они называются уроками физической культуры), спортивной тренировки, прикладной физической подготовки, лечебные и методические.

Уроки ОФП служат целям создания надежного фундамента физического развития, образования и воспитания, необходимого или для широкой подготовки ко всякой двигательной деятельности, или для подготовки к относительно ограниченной деятельности в какой-либо специальной области. Первые отличаются большим богатством и разнообразием содержания и построения. Они наиболее характерны для физического воспитания детей школьного возраста. Вторые используются в специализированном физическом воспитании (спортивной тренировке, профессионально-прикладной и военно-прикладной физической подготовке и др.), причем их содержание подчиняется специфике именно данного вида подготовки.

Уроки спортивной тренировки являются основной формой специализированного физического воспитания и подготовки к участию в соревнованиях спортсменов всех разрядов. Конкретное содержание спортивно-тренировочных уроков, в зависимости от особенностей вида спорта, весьма специфично. Но вместе с тем всех их объединяет общность самих видов подготовки (технической, тактической и т. д.), а также последовательно нарастающая напряженность тренировочных нагрузок, вплоть до максимальных.

Уроки прикладной физической подготовки (профессионально-прикладной, военно-прикладной) аналогичны спортивно-тренировочным. В отличие от спортивно-тренировочных занятий в уроках прикладной физической подготовки напряженность нагрузки предопределяется требованиями данной деятельности и поэтому далеко не всегда нарастает до максимальных величин.

Лечебные уроки служат восстановлению нарушенных в результате травмы или заболевания форм и функций организма. Эти уроки имеют место в медицинской практике. Они отличаются весьма специфическим содержанием, обусловленным характером нарушений и течением восстановительных процессов, а также тесной связью с другими средствами лечения. Вместе с тем в лечебных уроках решаются и некоторые общие задачи физического воспитания. Для проведения этих уроков требуются специальная подготовка и постоянный контакт с лечащим врачом.

Методические уроки служат целям обучения методике разработки и проведения уроков физического воспитания. Они имеют место в физкультурных учебных заведениях, а также на факультетах повышения квалификации, курсах и сборах преподавателей, тренеров и инструкторов. Методические уроки могут проводиться как с группами самих студентов, преподавателей, так и в порядке демонстрации уроков с учащимися школ, вузов или занимающихся в коллективах физической культуры и др.

17. Хар-ка уроков ОФП (общей физической подготовки) в нач.школе. Требования к их проведению.

Общая физическая подготовка (ОФП) – это система занятий физ.упражнениями, которая направлена на развитие всех физических качеств (сила, выносливость, скорость, ловкость, гибкость) в их наиболее оптимальном сочетании. В основе общей физической подготовки может быть любой вид спорта или отдельный комплекс упражнений. Очень важно при составлении комплекса ОФП избежать узкой специализации и гипертрофированного развития только одного физического качества за счет и в ущерб остальных.

Цели и задачи общей физической подготовки: 1)Развитие всесторонних и специальных физических качеств. 2)Общее повышение уровня физических возможностей организма. 3)Воспитание необходимых двигательных умений и навыков

ОФП обеспечивает всестороннее и гармоничное физическое развитие человека. Подготавливает базу для специальной физической подготовки в конкретном виде спорта, или специальной трудовой деятельности.
Основными средствами ОФП в начальной школе являются подготовительные упражнения, применяемые в различных видах спорта, содержание которых ориентировано на создание широких предпосылок успеха в самых различных видах деятельности.
ОФП строится с использованием закономерностей переноса тренировочного эффекта с подготовительных упражнений на основные, выполняемые в основной деятельности. Она повышает общий уровень функциональных возможностей  организма учащихся  путем увеличения работоспособности, разносторонне развивает физические качества, систематически обогащает фонд двигательных навыков и умений учеников в начальной школе.

При проведении занятий по общей физической подготовке необходимо соблюдать следующие методические требования:
· подбор упражнений осуществлять с учетом охвата всех мы­шечных групп;
· постоянно чередовать нагрузку на отдельные мышечные группы;
· объем нагрузки в каждом занятии и в серии повышать постепен­но с учетом индивидуальной подготовленности;
· умеренную нагрузку необходимо чередовать с более высокой;
· не следует в течение длительного времени выполнять упражнения с чрезвычайно большой нагрузкой, так как это ведет (из-за большой возбудимости и быстрой утомляемости нервной системы школьников этого возраста) к резкому снижению работоспособности.

18. Хар-ка уроков спортивно-тренировочной направленности в начальной школе. Требования к их проведению.

Проводятся в рамках целенаправленной физической подготовки и решения соответствующих задач в относительно жесткой регламентации динамики физической нагрузки от начала урока до окончания его основной части.

В основной школе такие уроки проводятся преимущественно как целевые уроки и планируются на основе принципов спортивной тренировки: во-первых, с соблюдением соотношения объемов тренировочной нагрузки в общей и специальной подготовке; во-вторых, с системной цикловой динамикой повышения объема и интенсивности нагрузки; в-третьих, с ориентацией на достижение конкретного результата в соответствующем цикле тренировочных уроков.

Помимо целенаправленного развития физ.качеств, на уроках с образовательно-тренировочной направленностью необходимо формировать у школьников представления о физ. подготовке и физ.качествах, физ.нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма. Также на этих уроках обучают способам регулирования физ.нагрузки и способам контроля над ее величиной (в начальной школе по показателям частоты сердечных сокращений).

Отличительными особенностями этих уроков являются: • обеспечение постепенного нарастания величины физической нагрузки в течение всей основной части урока; • использование в качестве основных режимов нагрузки развивающего (пульс до 160 уд./мин) и тренирующего (пульс свыше 160 уд./мин) режимов; • обеспечение индивидуального (дифференцированного) подбора учебных заданий, которые выполняются учащимися самостоятельно на основе контроля ЧСС и индивидуального самочувствия; • более продолжительная по сравнению с другими типами уроков физической культуры заключительная часть(7-9 минут). Она должна быть достаточной, чтобы обеспечить восстановление организма после выполнения школьниками значительных физических нагрузок.

19. Классификация уроков по признаку решаемых задач. Уроки освоения нового материала.

По признаку решаемых задач различают следующие типы уроков:1) вводные уроки(в начале учебного года, четверти или раздела программы); 2) уроки освоения нового материала. Для них характерны широкое использование словесных и наглядных методов, невысокая «моторная» плотность;3) уроки закрепления и совершенствования учебного материала;4) контрольные уроки предназначены для определения уровня подготовленности занимающихся, проверки усвоения знаний, умений и навыков и т.п.; 5) смешанные (комплексные) уроки направлены обучение технике движений, воспитание физических качеств, контроль за уровнем физической подготовленности занимающихся и др.

Уроки изучения нового материала (обучающие). Их основные задачи -- ознакомление учащихся с новыми двигательными действиями и их первоначальное освоение.

20. Классификация уроков по признаку решаемых задач. Уроки закрепления и совершенствования учебного материала.

По признаку решаемых задач различают следующие типы уроков:1) вводные уроки(в начале учебного года, четверти или раздела программы); 2) уроки освоения нового материала. Для них характерны широкое использование словесных и наглядных методов, невысокая «моторная» плотность;3) уроки закрепления и совершенствованияучебного материала;4) контрольные уроки предназначены для определения уровня подготовленности занимающихся, проверки усвоения знаний, умений и навыков и т.п.; 5) смешанные (комплексные) уроки направлены обучение технике движений, воспитание физических качеств, контроль за уровнем физической подготовленности занимающихся и др.

Уроки совершенствования применяются для углублен¬ного изучения и закрепления учебного материала.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!