Практическое задание № 1
Решение.
1.Определяем водоизмещение осадкам до и после погрузки груза по грузовой шкале.
1. проводим горизонтальную линию через известные величины осадок.
Т1=4.10м соответствует водоизмещению Δ1=3.900т
Т2=7м. соответствует водоизмещению Δ2=8000т
2. Находим приращение осадки.
Т2-Т1=7м-4.10м = 2.9. Приращение осадки ΔТ=2.9
3. Определяем количество принятого груза
Р=Δ2-Δ1=8000т-3900т=4100т
Ответ: ПРИНЯТОГО ГРУЗА Р=4100т
Практическое задание № 2
Решение
1. По грузовому размеру определяем: приняли груз (- )500т ,
- новое водоизмещение - 2450
-новая осадка (- )4.75
2. Изменение осадки d2 - d1=0.6м
Ответ: Новая осадка после приема P=500т= d2=0.6

Практическое задание №3 ХАРАКТЕРИСТИКА.
Может уменьшаться начальная метацентрическая высота, остальные факторы, влияющие на непотопляемость ( θ˚заката; lmax; θmax; V-объёма подводной и надводной части) отсутствуют.
Практическое задание №4

ХАРАКТЕРИСТИКА.
Имеется опасность переваливания на затопленный борт и последующего опрокидывания.
__________________________________________________________________________
Практическое задание № 5
Решение.
1. Проводим горизонталь до пересечения с ┴ (1рад) отрезок АС.
2. Через т. С и начало координат т. О проводим наклонную линию.
3. Проекция т. Пересечения(М1) с кривой на ось углов(θ) покажет θкрдин=20˚
Ответ: Угол крена при Мтв=200тм θdкр.= 20˚
Практическое задание № 6
Решение.
1. Формула остойчивости (Мв)
![]()
Мв = Δh∙sinθ
2. Производим вычисления по формуле остойчивости.
Ψ=
Мкр=
=0.129˚
Угол крена θ=arс ∙sin0.129=7.4˚
Ответ: Угол крена судна, образованный при перемещении груза с левого на правый борт составил: θ=7.4˚ на правый борт.
Практическое задание № 7
Решение.
1. Используем формулу дифферентов.
∙
=
∙57.3= -
Ответ: дифферент на корму -
____________________________________________________________________________
Практическое задание № 8
Решение
1. Из т. θ=57,3 восстанавливаем ┴
2. На оси ординат (шкале работ) находим М=600тм и проводим горизонталь до пересечения с ┴ (АК)
3. Через полученную точку (К) проводим наклонную линию к началу координат (О). Отрезок (КО)
4. Проекция точки пересечения наклонной (КО) с кривой на ось, углов θ˚ покажет угол крена соответствующей, точки М1=25˚
5. Восстанавливающий момент определяем вычислением
600 : 3,657=0,164м
6. Ответ:
θd = 25˚;
Мв=0,164м
Практическое задание № 9


ОБЬЯСНЕНИЕ.
1. Крутизна и высота ДСО зависит от главных размеренийсудна ,а также от величины надводного борта.
-положение ЦТ судна по высоте обводов корпуса.
2.Из кривых ДСО 1 и 2 видим:
-при действии одного и того же Мст.кр углы равновесия судов будут различными.
Ответ 1.ДСО судна№1 Мст.кр
2. ДСО судна№2 Мст.кр≥ Мв -судно не остойчиво.
Вывод: Крутизна начального участка, протяжённость и высота ДСО зависят от главных размерений судна и его обводов, а также от высоты надводного борта.
______________________________________________________________________________
Практическое задание № 10
ОБЬЯСНЕНИЕ.
1. Крутизна и высота ДСО зависит от главных размеренийсудна, а также от величины надводного борта.
-положение ЦТ судна по высоте обводов корпуса.
2.Из кривых ДСО 1 и 2 видим:
-при действии одного и того же Мст.кр углы равновесия судов будут различными.
Ответ 1.ДСО судна№1 Мст.кр
2. ДСО судна№2 Мст.кр≥ Мв -судно не остойчиво.
Вывод: Крутизна начального участка, протяжённость и высота ДСО зависят от главных размерений судна и его обводов, а также от высоты надводного борта.
Практическое задание № 11 «Г», А Б В Д

Практическое задание № 12
ХАРАКТЕРИСТИКА.
1. Восстанавливающий момент увеличивается.
2. остойчивость увеличивается.
3. Θmax и Θзак. увеличивается.
4. метацентрическая высота h уменьшается.
_____________________________________________________________________
Практическое задание № 13
ХАРАКТЕРИСТИКА.
1. Диаграмма остойчивости понижается.
2. Восстанавливающий момент уменьшается.
3. метацентрическая высота (h) увеличивается.
4. Плечо статическое максимальное увеличивается.
5. Угол статический максимальный и угол заката диаграммы уменьшается.
Практическое задание № 14
РЕШЕНИЕ.
1. Из т. θ˚=1 рад восстанавливаем ┴ (4-е свойство ДСО)
2. Из начала координат проводим касательную к кривой ОК, вычисляем Мв1500: 3657=0,410
3.Проекция точки пересечения кривой с касательной на ось углов и шкалу работ (ось ординат) покажет θ˚дин max. и Мкр дин max.
Ответ:θ˚ динкр.=45˚, Мкр дин =1500тм, Мв =0,410м
Практическое задание №15 «Е»
_______________________________________________________________________
Практическое задание №16
Уменьшает остойчивость за счёт влияния свободной поверхности
Практическое задание №1 7
1.приёмом балласта в днищевые танки
2.расположением наиболее тяжёлых грузов на палубе двойного дна судна в трюме
Практическое задание №18
1.откачкойбалласта из днищевых танков
2. расположением тяжёлых грузов на верхней палубе,твиндеках выше ВЛ
Практическое задание №19
Длительная задержка судна на одном из бортов при качке
Практическое задание № 20
Откачка за борт воды из помещений, расположенных выше ВЛ
Устранение возможности перетекания житких грузов из танков одного борта в танки другого борта
Практическое задание № 21
Построить ДСО по её свойствам.
1.Максимум ДСО 2.Восходящая и нисходящая ветвь 3.Угол заката 4.Начальная метацентр. высота
_________________________________________________________________________
Практическое задание №22
Снятие и расчет осадок до погрузки судна.
На момент снятия осадок на марках углубления судно
находится у причала в портовых водах. Визуально были определены
осадки судна на марках углубления носа, миделя и кормы с правого и
левого бортов и рассчитаны средние осадки (табл.5.1)
Место снятия осадки | Правый борт | Левый борт | Средняя осадка |
нос | 2.34 | 2.34 | 2.340 |
корма | 4.59 | 4.63 | 4.610 |
мидель | 3.37 | 3.46 | 3.415 |
Для приведения снятых осадок к осадкам на перпендикулярах и используем судовой чертёж расположения марок углублений, с которого сняты: lн = 6,05 м; lк = –4,40 м; Lм = 85,55 м.
Рассчитываем осадки судна на носовом и кормовом перпендикулярах


Снятие и расчет осадок после погрузки.
По окончании грузовых операций с целью определения количества погруженного груза на судно были сняты осадки на марках углубления носа, кормы и миделя и определены средние осадки на марках углубления (табл. 5.8).
Место снятия осадки | Правый борт | Левый борт | Средняя осадка |
нос | 6.25 | 6.25 | 6.25 |
корма | 7.04 | 7.01 | 7.025 |
мидель | 6.67 | 6.58 | 6.625 |
По чертежу для приведения осадок на марках углубления к осадкам
на перпендикулярах определяем осадки судна на носовом и кормовом
перпендикулярах:

Практическое задание №23
Θ=57.3(Мкр: D h)
D=δρLBT 0.65◦170◦22◦10◦0.65◦1,025=24920т.
3.Θ=57,3 ◦2000 :24920 ◦0,6 = 7⁰39 ‘
aᵟᵟ
Практическое задание №24
1.Объём подводной части корпуса V=δLBT = 180 ∙20 ∙ 9∙ 0. 67 = 21708 м.куб
2.Площадь ВЛ S= ᾳLB = 0.81 ∙180∙20=2916м.кв
3.Площадь мидель-шпангоута S =ВТᵝ =20∙9∙0.92=165.6м. куб
______________________________________________________________________________________________