СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ответы на вопросы обязательной контрольной работы для заочного отделения по учебному предмету "Основы специальной психологии и коррекционной педагогики"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данаая методическая разработка предназначена для учащихся заочного отделения,  содержит краткие ответы на вопросы обязательной контрольной работы по учебному предмету "Основы специальной психологии и коррекционной педагогики"

Просмотр содержимого документа
«Ответы на вопросы обязательной контрольной работы для заочного отделения по учебному предмету "Основы специальной психологии и коррекционной педагогики"»

Ответы для обязательной контрольной работы

по учебному предмету «Основы специальной психологии и коррекционной педагогики»


  1. Дайте определение понятию «Дизонтогенез»


Дизонтогенез - общее название различных вариантов нарушений в психическом развитии.


  1. Дайте определение понятию «Коррекция»


Коррекция - система психолого-педагогических мер, направленных на исправление, ослабление или сглаживание недостатков психофизического развития ребенка.


  1. Дайте определение понятию «Олигофрения»


Олигофрения - это стойкое необратимое (значит его нельзя преодолеть), непрогредиентное (значит, что в более тяжелую степень не перерастет) недоразвитие познавательной деятельности, всей личности в целом (недоразвитие касается и высших психических функций, и поведения, и эмоционально-волевой сферы, и двигательной системы), вследствие диффузного (разлитое поражение разных зон коры головного мозга) органического (нарушение, гибель клеток мозга) поражения коры головного мозга до 2-3 лет (повреждение происходит в период самого интенсивного развития).



  1. Дайте определение понятию «Задержка психического развития»


Задержка психического развития - нарушение темпа психического развития при наличии значительных потенциальных возможностей развития ребенка при специальном его обучении.


  1. Дайте определение понятию «Заикание»


Заикание - это нарушение коммуникативной функции речи, обусловленное особенностями её темпо-ритмической организации: судорожное состояние мышц речевого аппарата.


  1. Перечислите общие закономерности психического развития


Неравномерность, гетерохронность, неустойчивость, сензитивность, кумулятивность, девергентность-конвергентность

  1. Перечислите общедидактические принципы, используемые при реализации специального образования с детьми с ОПФР


Отражательности, детерминизма, единства сознания и деятельности, генетический.


  1. Перечислите причины задержки психического развития


Причины (этиология) ЗПР: дефекты конституции ребенка (гармонический инфантилизм), соматические заболевания, органические поражения ЦНС (минимальная мозговая дисфункция), неблагоприятные социокультурные условия, биологические механизмы: патология беременности, ненормальные роды, частые соматические болезни ребенка в первые годы жизни.


  1. Перечислите варианты дизонтогенеза по В.В.Лебединскому

1) недоразвитие;

2) задержанное развитие;

3) дисгармоническое развитие;

4) искаженное развитие;

5) поврежденное развитие;

6) дефицитарное развитие.



  1. Перечислите основные направления (отрасли) специальной психологии


Олигофренопсихология, сурдопсихология, тифлопсихология, тифлосурдопсихология, логопсихология, психология лиц с недостатками эмоционально-волевой сферы, психология лиц с недостатками опорно-двигательного аппарата, психология лиц с задержкой психического развития.


  1. Охарактеризуйте методические основы обучения детей с ЗПР (трудностями в обучении)


Методические основы обучения детей с ЗПР (трудностями в обучении)

  1. В Республике Беларусь разработана нормативная база для обучения и воспитания детей с ЗПР на дошкольной и школьной ступенях образования. Есть программы, учебные планы и, на школьной ступени, учебники

  2. Чтобы ребенок с диагнозом «ЗПР (трудности в обучении)» успешно преодолевал своё нарушение, следует:

1.Выявить его отставание, то есть сравнить с программой массового дошкольного учреждения; отставания касаются в первую очередь усвоения программного материала, развитие игры, эмоционально-волевой сферы, мелкой моторики. В меньшей степени страдает развитие общей моторики и формирование навыков самообслуживания.

2.Необходимо направить родителей с ребёнком на диагностику к психологу и учителю – дефектологу дошкольного учреждения, на основании их диагностики составляется психолого-педагогическая характеристика с указанием всех выявленных недостатков. Характеристику подписывает заведующий.

3.Дошкольное учреждение помогает родителям в организации посещения ПМПК на базе ЦКРОиР. Согласно заключению ПМПК для ребенка организуется специальный образовательный процесс по программе специального образования для детей с ЗПР (трудностями в обучении) дошкольного возраста в специальной группе (10 детей) или в группе интегрированного обучения, воспитания (детей 12, с ЗПР 1-4) или ребёнку предлагается коррекционно-педагогическая помощь ПКПП (пункт коррекционно-педагогической помощи) на базе дошкольного учреждения (всего детей 24, ребенок с ЗПР зачисляется в подгруппу из 4-6 детей, 3-4 занятия в неделю, продолжительность занятия соответствует возрасту, ребенок посещает массовую группу, где получает образование по программе дошкольного образования).

  1. Для преодоления трудностей ребенка нам надо:

1. Время – дополнительный год в условиях дошкольного учреждения; может быть еще дополнительный год в условиях начальной школы (при необходимости).

2. Дополнительные усилия со стороны всех заинтересованных в успешности ребенка: лечение у невролога, после 3 лет у психиатра; занятия с учителем – дефектологом; включение родителей в образовательный процесс, их мотивация.

При своевременном выявлении (2-3 года) и оказании комплексной помощи, ЗПР может быть преодолена к 6-7 годам.

Когда выявление происходит на 5-6 году или не соблюдается комплексный подход к преодолению нарушений в школу ребенок поступает с диагнозом «ЗПР (трудностями в обучении)», срок обучения в начальной школе 5 лет, диагноз может быть снят после окончания начальной школы, но не позднее 14 лет.

  1. Как правило дети, у которых диагнозы ЗПР конституционного характера, ЗПР психогенного характера, ЗПР соматогенного характера получают коррекционно-педагогическую помощь в ПКПП на дошкольном, реже школьном уровне; дети с диагнозом ЗПР церебрально-органического происхождения получают образовательные услуги в условиях специальной или интегрированной группы дошкольного учреждения, интегрированном классе (всего детей 20, а детей с ЗПР до 6).


  1. Охарактеризуйте понятие «Легкая интеллектуальная недостаточность», охарактеризуйте восприятие, мышление и речь детей при этом состоянии


ЛЕГКАЯ интеллектуальная недостаточность составляет 75-89% от всех умственно отсталых, характеризуется низкой познавательной активностью: недоразвитие высших психических функций. Дети получают неполные или искаженные представления об окружающем. Восприятие характеризуется недостаточной активностью. Нарушена обобщенность восприятия, замедленный темп. С трудом выделяют главное, не понимают связи между частями, персонажами, восприятие отличается низкой дифференцированностью. При обучении: замедленный темп узнавания, часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова и т. п. Отмечается узость объема восприятия, выхватывают отдельные части в объекте, в тексте, не видя и не слыша важный для понимания материал. Восприятием необходимо руководить: не умеют вглядываться, самостоятельно рассматривать, им требуется постоянное побуждение. В учебной деятельности без стимулирующих вопросов педагога не могут выполнить доступное задание, характерны трудности восприятия пространства и времени. Часто в 8—9-летнем возрасте эти дети не различают правую и левую сторону, не могут найти в помещении школы свой класс, столовую, туалет. Они ошибаются при определении времени на часах, дней недели, времен года. Значительно позже нормы начинают различать цвета и их оттенки. Мышление. Если ученик воспринял только внешние стороны учебного материала, не уловил главное, внутренние зависимости, то понимание, усвоение и выполнение задания будет затруднено. Операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация - недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты. Выделяя в предметах отдельные части, не устанавливают связи между ними, затрудняются составить представление о предмете в целом. Не умея выделить главное, они проводят сравнение по несущественным признакам. Отличительной чертой мышления УО является некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу. Не замечают своих ошибок. Начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, без внутреннего плана действия, при слабом самоконтроле. Страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Трудности овладения звуко-буквенным анализом и синтезом, восприятием и пониманием речи, расстройства письма, трудности овладения чтением, снижена потребность в речевом общении.

Хотя умственная отсталость рассматривается как явление необратимое, это не означает, что оно не поддается коррекции. В. И. Лубовский, М. С. Певзнер и др. отмечают положительную динамику в развитии УО детей при правильно организованном врачебно-педагогическом воздействии в условиях спе­циального обучения. Дети обучаются по программам специальных вспомогательных школ, где овладевают навыками чтения, письма, счета, рядом знаний об окружающем, получают посильную профессиональную подготовку.



  1. Охарактеризуйте принципы специального образования


Принципы специального образования

Принципы — это система наиболее общих, существенных и устойчивых требований, которые определяют характер и особенности организации коррекционно-образовательного процесса и управления познавательной деятельностью лиц с особыми образовательными потребностями.

1. Принцип педагогического оптимизма обусловлен, с одной стороны, уровнем современного научного и практического знания о потенциальных возможностях лиц с ОПФР и, с другой стороны, представлениями о современных педагогических возможностях абилитации и реабилитации детей и взрослых с нарушениями в развитии. Это иной взгляд на человека с особыми образовательными потребностями: не ущербный, социально малоценный индивид, а благополучно развивающаяся и социально полноценная личность, если общество этого хочет и может обеспечить необходимые условия.

2. Принцип ранней педагогической помощи. Одно из ключевых условий успешной коррекционно-педагогической помощи — обеспечение раннего выявления и ранней диагностики отклонений в развитии ребенка для определения его особых образовательных потребностей. Современная наука обладает необходимыми диагностическими и коррекционно-педагогическими технологиями, позволяющими успешно развивать детей раннего возраста, имеющих различные нарушения — сенсорные, интеллектуальные, эмоциональные, двигательные, речевые.

3. Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования: опора на здоровые силы обучающегося, построение образовательного процесса с использованием сохранных анализаторов, функций и систем организма в соответствии со спецификой природы недостатка развития (природосообразно). Коррекционно-компенсирующая направленность образования обеспечивается современной системой специальных технических средств обучения и коррекции, компьютерными технологиями, особой организацией образовательного процесса.

4. Принцип социально-адаптирующей направленности образования Коррекция и компенсация недостатков развития рассматриваются в специальном образовательном процессе не как самоцель, а как средство обеспечения человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности максимально возможной для него самостоятельности и независимости в социальной жизни. Она обеспечивается содержанием его стандартов, формами и средствами коррекционно-образовательного процесса.

5. Принцип развития мышления, языка и коммуникации как средств специального образования. Традиционное обучение в массовых образовательных учреждениях адресовано детям с развитой словесной речью. Любое нарушение умственного или физического развития отрицательно сказывается на развитии у ребенка и мышления, и речи, и умения общаться. Отсюда потребность в коррекционно-педагогической помощи по развитию речи, мышления и общения для успешной социокультурной адаптации человека с ограниченными возможностями.

6. Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании опирается на существующее в психологии понятие «ведущая деятельность». Предметно-практическая деятельность в системе специального образования является специфическим средством обеспечения компенсаторного развития ребенка с любым отклонением в развитии. Этот принцип применим к любой категории детей с ОПФР и находит реализацию при проведении специальных коррекционных занятий, осуществляется на уроках по всем предметам и в процессе воспитания.

7. Принцип дифференцированного и индивидуального подхода Индивидуальный подход является конкретизацией дифференцированного подхода. Учебные программы и учебники системы специального образования указывают вариативные возможности освоения программного материала, предусматривают разные уровни трудности с учетом разных групп обучающихся внутри класса или группы.

8. Принцип необходимости специального педагогического руководства. Учебно-познавательная деятельность ребенка с любым отклонением в развитии отличается от учебно-познавательной деятельности обычного ребенка. Она имеет особое содержание, своеобразие протекания и нуждается в особой организации и способах ее реализации. Вследствие этого самостоятельная учебно-познавательная деятельность детей с ОПФР затруднена или невозможна.


  1. Охарактеризуйте понятие «Тяжелая интеллектуальная недостаточность», охарактеризуйте восприятие, мышление и речь детей при этом состоянии

Тяжелая интеллектуальная недостаточность составляет примерно 4% от всех умственно отсталых. Тяжелая степень ИН выявляется рано, до года, в первые годы жизни. Позднее развитие, выраженные интеллектуальные нарушения и грубые расстройства психики: моторики, сенсорной сферы, внимания, памяти, речи, мышления и высших эмоций — общие черты этой степени ИН. Наблюдаются выраженные двигательные нарушения, не все самостоятельно ходят, движения замедленны, неуклюжи, они практически не умеют бегать и прыгать, недостаточная координация. У одних наблюдается почти полное отсутствие движений или их бедность, однообразие, резкая замедленность темпа, вялость и неловкость, у других - повышенная подвижность, они в постоянном движении, их действия нецеленаправленны, беспорядочны. Без специального обучения не могут себя обслужить. Дифференцированные движения рук и пальцев у многих невозможны. Под влиянием ЛФК и ритмики движения и координация улучшаются незначительно. Восприятие тяжело умственно отсталых отличается глобальностью и поверхностностью, отсутствует анализ, сравнение. Деятельность беспорядочная и неосмысленная. Мышление тяжело умственно отсталых лиц хаотично, бессистемно. В лучшем случае происходит перечисление отдельных изображенных предметов. Они не способны выявлять и понимать связи между действиями и потому не выполняют их самостоятельно даже на бытовом уровне (помыть руки, подтянуть штаны). Речь глубоко недоразвита, ее появление очень запаздывает. В очень редких случаях развивается речь, представляющая поток бессмысленных эхолалических повторений, нередко с сохранением услышанных ранее интонаций. Большинство понимает чужую речь приблизительно, примитивно, удается улавливать интонацию, мимику собеседника и его отдельные слова, главным образом связанные с основными потребностями. Пассивный словарь постепенно обогащается, однако понимание остается ограниченным. Самостоятельная устная речь детей со­стоит из отдельных слов и коротких предложений, не подчиняется грамматическим правилам. Многие пользуются жестами, нечленораздельными звуками, «словами», которые имеют смысл только для них самих.

Типичные черты личности - отсутствие побуждений или хаотическое стремление ко всему, что находится в пределах видимости, с трудом переключаются на что-то новое, охотно подражают другим, повторяют заученные штампы. Эмоциональные реакции характеризуются однообразием и недифференцированностью. Часто вспыльчивы и агрессивны.




  1. Охарактеризуйте организацию обучения и воспитания детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи



Организация обучения и воспитания детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

  1. этап выявления тяжелых нарушений речи (ТНР) осуществляется родителями и педагогами учреждения дошкольного образования;

  2. этап диагностики осуществляет учитель-дефектолог, к которому обратились родители или учитель-дефектолог дошкольного учреждения, который закреплён за дошкольным учреждением;

  3. этап проведения дифференциальной диагностики и определение образовательного маршрута (где будет учиться ребёнок).

Проводится диагностика на ПМПК в ЦКРОиР по графику.

На основании заключения ПМПК для ребёнка организуется образовательный процесс или коррекционно-педагогическая помощь в условиях:

  • специального дошкольного учреждения (интернатного типа);

  • в условиях дошкольного учреждения массового типа;

  • в условиях специальной школы для детей с ТНР на дошкольном отделении;

  • в условиях ЦКРОиР (приходящий контингент);

  • в условиях детской поликлиники;

  • + помощь может быть оказана частными лицами за пределами ГУО.

Образовательный процесс – такой вид специальной помощи, который организуется на основании учебного плана и специальной учебной программы для детей с ТНР, утверждённых Министерством образования.

Данный вид помощи в нашей стране организуется только в ГУО.

Коррекционно-педагогическая помощь – такой вид помощи, при котором ребенок получает образовательные услуги по программе массового детского сада, а выявленные на ПМПК нетяжелые нарушения речи, препятствующие его полноценному обучению и воспитанию, преодолеваются учителем-дефектологом в ПКПП на: коррекционно-педагогических занятиях; у частных лиц; в детской поликлинике, в ЦКРОиР (приходящий контингент).

Образовательный процесс организуется:

  • В специальных группах УДО массового типа;

  • В группах интегрированного обучения и воспитания на базе УДО массового типа;

  • В специальных группах дошкольного отделения в школе-интернат

Коррекционно-педагогическая помощь осуществляется:

  • в ПКПП на базе УДО массового типа;

  • в ПКПП на базе массовых школ (школа-сад, УПК);

  • на базе ЦКРОиР (приходящий контингент)

  • в детской поликлинике

  • у частных лиц

Снятие диагноза осуществляется :

  • диагноз снимается в случае исправления проблем развития речи у ребенка, если он получал помощь в ГУО;

  • в случае окончания курса проведения образовательного процесса и перехода на школьную ступень образования

Ребенок по графику проходит ПМПК и:

- после снятия диагноза для ребенка организуется образовательный процесс по обычной программе;

- диагноз может остаться или измениться, но ребенок выходит на школьную ступень образования, где

будет организована для него необходимая помощь.

Одновременно в ГУО ребенок с ТНР получает помощь в одном месте.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!