СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отзывчивое сердце

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа предполагает системный подход к формированию нравственного сознания обучающихся, воспитание школьников на общечеловеческих ценностях

Просмотр содержимого документа
«Отзывчивое сердце»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № ____________________»



РАССМОТРЕНА

на заседании МО

учителей истории и обществознания

МБОУ «СОШ № ___»

Протокол №______

от_______________


ПРИНЯТА

на заседании педагогического совета

Протокол №______________

от_______________________

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора

МБОУ «_________»

№____ от _______ 20__ г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по внеурочной деятельности «Отзывчивое сердце»

для 5 класса

на 2018 – 2019 учебный год













Пояснительная записка.



Очень важным сегодня является гуманизация жизни школьников, воспитание у них чуткости и доброты, милосердия и сострадания, социальной справедливости и соучастия.

Формирование долга, ответственности, гуманности, справедливости, добропорядочности, благородства в отношении человека к окружающим людям, самому себе, к своей Родине во все времена определяло содержание нравственного воспитания. Эти общечеловеческие ценности были и остаются главной мерой достоинств личности. Только нравственное воспитание обеспечивает формирование у личности добродетельного характера и доброжелательных отношений к людям.

Детский жизненный опыт, эмоции, впечатления, открытие Мира для Себя и в Себе делают нас теми, кем мы становимся в своей взрослой жизни. Именно в детстве находится ключик к потаённым дверцам в душах взрослых, разгадки их поступков, объяснение их целей, неудач и побед. Именно в детстве может произойти такое событие, которое если не перевернёт, то очень сильно повлияет на будущую жизнь ребёнка. Вот почему важно чаще всматриваться в чистые глаза Детства, чтобы не пропустить момент зарождения Отзывчивого Сердца, остановить чуть проклюнувшееся Зло или увидеть в них с удивлением отражение наших неверных поступков. Вот почему чаще надо обращаться к ребёнку, ещё не изгнанному вашей душой, чтобы проверить, не разучились ли мы быть по-детски искренними, весёлыми, не умер ли в нас великий Философ, имя которому Справедливость, Любовь, Отзывчивость, Понимание.

Ребёнок улыбается матери – первая в жизни улыбка. Ребёнок играет – первые в жизни игры. Ребёнок стал школьником – первые уроки. Первые книжки, первые картинки, первые песенки…первые радости и обиды. Всё первое. Первые кирпичики здания личности. Каким человеком станет этот ребёнок? Каким человеком сделаем его мы? На каком этапе своей жизни человек должен начинать думать сам за себя? С ответов на эти вопросы начинается формирование духовной личности ребёнка.

Данная программа предполагает системный подход к формированию нравственного сознания обучающихся, воспитание школьников на общечеловеческих ценностях. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, создать условия для успешной социальной адаптации к явлениям окружающего мира.



Актуальность воспитательной программы «Отзывчивое сердце»

Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле. Что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым.











Цель: формирование у детей положительной системы духовно-нравственных ценностей, коммуникативного и эстетического потенциалов личности школьника.

Задачи:

  • содействовать формированию духовно-нравственной позиции школьников;

  • способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;

  • создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;

  • формирование творческой личности, человека-гражданина и патриота своей Родины, знающего её историю и культуру.

Программа «Отзывчивое сердце» рассчитана на детей школьного возраста (11 лет).

Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности учителя и учащихся. В связи с этим особое место в программе занимают следующие формы обучения:

  • беседа;

  • чтение рассказов;

  • спортивное соревнование;

  • выставка творческих работ;

  • практическое занятие.

  • игра.





Ожидаемые результаты: 

  • приобретение опыта  доброго общения с людьми;

  • проявление сильных добрых сторон характера;

  • возникновение устойчивого  желания совершать добрые поступки;

  • построение жизни коллектива по законам победы добра над злом.


Учащиеся должны знать и уметь:

  • равноправно общаться, считаясь с интересами других;

  • проявлять отзывчивость;

  • проявлять силу воли и характер в трудных ситуациях;

  • расширять круг интересов, способностей и увлечений;



















5 класс

Всего: 35часов (1 час в неделю)



п/п

Тема

Цель

Предлагаемые

формы проведения

1

Введение.

-познакомить с курсом духовно- нравственного воспитания на новый учебный год.

Беседа

2

Отзывчивость.

- обсуждение проблемы: « Что нужно для того, чтобы развилось такое качество как отзывчивасть?»

Практическая работа, организация выставки

3

Доброе слово человеку – что дождь в засуху.

- Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих.

Беседа, презентация

4

Добро и зло вокруг нас.

- формирование представлений у младших школьников о многогранности и сложности бытия, о существующих в жизни добре и зле и нравственной ответственности человека за содеянное.

-развитие умения анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями.

Устный журнал

5

Жизнь дана на добрые дела.

- облагораживание души и сердца подростка; - обогащение его духовного мира и мотивационного обеспечения жизни через поселения в нем светлых образов и мыслей.

Беседа, презентация

6

Практикум вежливости

- воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать и понимать себя и другого человека, работать над выработкой положительных черт характера.

игра

7

Жизнь прожить не поле перейти.

- определить какими качествами обладает мудрый человек.

- сравнить мудрость и ум.

-установить, кто является мудрым человеком.

Игровые ситуации, упражнения


8

Сила добра.

- установить: может ли доброта исцелить человека.

Работа в группах

9

Благородство.

-познакомить с понятием «благородство».

-определить, какою бы стала жизнь на земле, если бы было больше благородных людей.

беседа

10

Гордость.

- выяснить: нужна ли человеку гордость;

-кто может быть гордым; как гордыня влияет на душу и характер человека.уметь различать гордость и хвастовство. умение гордиться не только своими поступками, но и достижениями своих близких.

Презентация + беседа

11

Эгоизм в моей жизни.

- уточнить понятие «эгоизм»

- развивать умение анализировать свои поступки и мысли.

Игровые ситуации

12

Дружба начинается с улыбки.

- определить, какой бывает дружба.

- изобразить «Сияющую дружбу».

- выбрать «тайного друга».

Практическая работа

13

Не имей сто рублей. А имей сто друзей.

- составить советы человеку, который хочет иметь друзей, но не может их найти.

- найти различие между дружбой и любовью.

- обсуждение самого необходимого качества для дружбы.

Практическая работа, работа в парах

14

Мир красоты человека.

- установить: как влияет поиск прекрасного на внутренний и внешний облик человека;

-если бы каждый искал прекрасное вокруг себя, какою бы стала жизнь;

- в каждом ли человеке, можно найти что-то прекрасное.

Коллективная работа: изготовление кормушек для птиц

15

Красив человек делами и хорошими поступками

- перечислить качества и навыки, необходимые в жизни и учёбе.

- рассказать о мастерски сделанной вещи.

Презентация на тему «Домашние животные и растения»

16

Зажги звезду любви и добра

- составить проект «Школы любви» и защитить его.

проект

17

Уважение к людям.

Без чего не может жить человек.

- воспитывать у учащихся чувства уважения, внимания, сострадания, отзывчивости, чуткости.

- добиваться, чтобы эти чувства прошли через мысли учащихся, были приняты сердцем и превратились в добрые, красивые поступки.

занятие

18

Золотое правило нравственности.

- составить список самых основных правил уважения

- довести до сознания учащихся: относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе

- нарисовать дерево уважения.

Практическая работа

19

Будем милосердны к старости.

- воспитывать у учащихся чувства уважения, внимания, сострадания, отзывчивости, чуткости к пожилым;

- добиваться, чтобы эти чувства прошли через мысли учащихся, были приняты сердцем и превратились в добрые, красивые поступки.

Посещение больных, учителей ветеранов

20

Тепло родного очага.

- систематизация понятий и представлений, учащихся о составляющих красоту души ценностях/качествах

- стимулирование потребности учащихся искать и находить друзей, а также дружить с другими ребятами.

- воспитание в детях чувство любви, уважение привязанности к дому, к своей семье, классу.

Концерт для мам и бабушек.


21

Роль отца в воспитании.

- воспитание в детях чувство любви, уважение привязанности к своему отцу.

Беседа

22

Чудо материнской любви.

- воспитание в детях чувство любви, уважение привязанности к своей матери.

Чтение рассказов о маме

23

Счастливые дети – счастливые родители.

- воспитание в детях чувство любви, уважение привязанности к дому, к своей семье.

Конкурс рисунков «Моя семья».

24

Спортивный праздник «Мама, папа и я – спортивная семья».

- прививать детям основы здорового образа жизни, развивать навыки двигательной активности, координации движений, способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья.

- воспитывать чувство коллективизма, сопереживание за других.

Спортивные соревнования

25

Мы граждане своей страны

- помочь уяснить, какие основные признаки представляют содержание понятия «гражданственность»; формирование у школьников гражданских качеств, чувства ответственности и гражданского долга перед обществом

- дать представление о Конституции РФ.

- воспитывать определённые отношения каждого ученика к позиции «быть гражданином».

Тематический праздник

26

Деревня, в которой ты живёшь.

- воспитывать любовь к своему краю;

- уважение к людям села;

бережное отношение ко всему тому, что окружает.

Экскурсия по селу

27

Все люди братья.

- довести до сознания детей, что инвалиды имеют право на полноценную жизнь, а государство проявляет о них заботу; приучать детей к здоровому и полноценному образу жизни

- уважение к окружающим людям, в каком бы статусе человек не был

Устный журнал, презентация

28

Человек – это звучит гордо.

- обсуждение вопроса: «что надо человеку, чтобы его уважали».

- нарисовать дерево уважения.

Практическая работа

29

Человек защищён законом

- воспитание правильного отношения к закону, труду, дисциплине;

- мотивация на свое культурное поведение

- дать детям первоначальные правовые знания, возможность почувствовать себя гражданами своей страны.

Проект

30

Что такое преступление?

- разбор жизненных ситуаций;

- научить детей выделять нравственную сторону жизненных явлений и поступков;

- формирование навыков анализировать правовые документы.

Презентация

31

Мой дом – моя крепость.

- воспитание в детях чувство любви, уважение привязанности к дому, к своей семье.

Беседа

32

Я – сын твой Россия.

- воспитывать любовь к Родине;

- чувство гордости за Отчизну;

- написать сочинение на тему: «Я люблю тебя, Россия»

Сочинение

33

Конкурс рисунков на тему «Мир глазами детей».

- нарисовать цветок щедрости из своих добрых дел.

Конкурс рисунков

34

Итоговое занятие « Отзывчивое сердце».

- подведение итогов курса по духовно-нравственному воспитанию.

Презентация

35

Итоговое занятие «Отзывчивое сердце».

- подведение итогов курса по духовно-нравственному воспитанию.

Презентация













СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для учителя:

Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71

Аверьянова И.В., Лапшина Н.Н. Праздники знаний.- Волгоград: Учитель, 2008.

Артюхова  И.  С.  Ценности  и  воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999- №4.- С.78-80

Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика – 2005 - №2 – С. 67-68

Дереклеева Н.И. Научно- исследовательская деятельность классного руководителя в школе. - М.: Вербум-М, 2000.

Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 - №3 – С. 9-12

Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека / В.С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании – 2002 - №6 – С. 3-6

Лопатина А.А. Начала мудрости.50 уроков о добрых качествах. - М.: Амрита - Русь, 2005.

Лопатина А.А., Скребцова М. Ступени мудрости.50 уроков о добрых качествах. – М.: ООО «Книжный Дом Локус», 2003.

Немов Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы психологии./.Р.С.Немов – М.: Владос, 2000; - 436с.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя