Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № ____________________»
РАССМОТРЕНА на заседании МО учителей истории и обществознания МБОУ «СОШ № ___» Протокол №______ от_______________ | ПРИНЯТА на заседании педагогического совета Протокол №______________ от_______________________ | УТВЕРЖДЕНА приказом директора МБОУ «_________» №____ от _______ 20__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности «Отзывчивое сердце»
для 5 класса
на 2018 – 2019 учебный год
Пояснительная записка.
Очень важным сегодня является гуманизация жизни школьников, воспитание у них чуткости и доброты, милосердия и сострадания, социальной справедливости и соучастия.
Формирование долга, ответственности, гуманности, справедливости, добропорядочности, благородства в отношении человека к окружающим людям, самому себе, к своей Родине во все времена определяло содержание нравственного воспитания. Эти общечеловеческие ценности были и остаются главной мерой достоинств личности. Только нравственное воспитание обеспечивает формирование у личности добродетельного характера и доброжелательных отношений к людям.
Детский жизненный опыт, эмоции, впечатления, открытие Мира для Себя и в Себе делают нас теми, кем мы становимся в своей взрослой жизни. Именно в детстве находится ключик к потаённым дверцам в душах взрослых, разгадки их поступков, объяснение их целей, неудач и побед. Именно в детстве может произойти такое событие, которое если не перевернёт, то очень сильно повлияет на будущую жизнь ребёнка. Вот почему важно чаще всматриваться в чистые глаза Детства, чтобы не пропустить момент зарождения Отзывчивого Сердца, остановить чуть проклюнувшееся Зло или увидеть в них с удивлением отражение наших неверных поступков. Вот почему чаще надо обращаться к ребёнку, ещё не изгнанному вашей душой, чтобы проверить, не разучились ли мы быть по-детски искренними, весёлыми, не умер ли в нас великий Философ, имя которому Справедливость, Любовь, Отзывчивость, Понимание.
Ребёнок улыбается матери – первая в жизни улыбка. Ребёнок играет – первые в жизни игры. Ребёнок стал школьником – первые уроки. Первые книжки, первые картинки, первые песенки…первые радости и обиды. Всё первое. Первые кирпичики здания личности. Каким человеком станет этот ребёнок? Каким человеком сделаем его мы? На каком этапе своей жизни человек должен начинать думать сам за себя? С ответов на эти вопросы начинается формирование духовной личности ребёнка.
Данная программа предполагает системный подход к формированию нравственного сознания обучающихся, воспитание школьников на общечеловеческих ценностях. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, создать условия для успешной социальной адаптации к явлениям окружающего мира.
Актуальность воспитательной программы «Отзывчивое сердце»
Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле. Что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым.
Цель: формирование у детей положительной системы духовно-нравственных ценностей, коммуникативного и эстетического потенциалов личности школьника.
Задачи:
-
содействовать формированию духовно-нравственной позиции школьников;
-
способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;
-
создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
-
формирование творческой личности, человека-гражданина и патриота своей Родины, знающего её историю и культуру.
Программа «Отзывчивое сердце» рассчитана на детей школьного возраста (11 лет).
Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности учителя и учащихся. В связи с этим особое место в программе занимают следующие формы обучения:
Ожидаемые результаты:
-
приобретение опыта доброго общения с людьми;
-
проявление сильных добрых сторон характера;
-
возникновение устойчивого желания совершать добрые поступки;
-
построение жизни коллектива по законам победы добра над злом.
Учащиеся должны знать и уметь:
-
равноправно общаться, считаясь с интересами других;
-
проявлять отзывчивость;
-
проявлять силу воли и характер в трудных ситуациях;
-
расширять круг интересов, способностей и увлечений;
5 класс
Всего: 35часов (1 час в неделю)
№ п/п | Тема | Цель | Предлагаемые формы проведения |
1 | Введение. | -познакомить с курсом духовно- нравственного воспитания на новый учебный год. | Беседа |
2 | Отзывчивость. | - обсуждение проблемы: « Что нужно для того, чтобы развилось такое качество как отзывчивасть?» | Практическая работа, организация выставки |
3 | Доброе слово человеку – что дождь в засуху. | - Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих. | Беседа, презентация |
4 | Добро и зло вокруг нас. | - формирование представлений у младших школьников о многогранности и сложности бытия, о существующих в жизни добре и зле и нравственной ответственности человека за содеянное. -развитие умения анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями. | Устный журнал |
5 | Жизнь дана на добрые дела. | - облагораживание души и сердца подростка; - обогащение его духовного мира и мотивационного обеспечения жизни через поселения в нем светлых образов и мыслей. | Беседа, презентация |
6 | Практикум вежливости | - воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать и понимать себя и другого человека, работать над выработкой положительных черт характера. | игра |
7 | Жизнь прожить не поле перейти. | - определить какими качествами обладает мудрый человек. - сравнить мудрость и ум. -установить, кто является мудрым человеком. | Игровые ситуации, упражнения |
8 | Сила добра. | - установить: может ли доброта исцелить человека. | Работа в группах |
9 | Благородство. | -познакомить с понятием «благородство». -определить, какою бы стала жизнь на земле, если бы было больше благородных людей. | беседа |
10 | Гордость. | - выяснить: нужна ли человеку гордость; -кто может быть гордым; как гордыня влияет на душу и характер человека.уметь различать гордость и хвастовство. умение гордиться не только своими поступками, но и достижениями своих близких. | Презентация + беседа |
11 | Эгоизм в моей жизни. | - уточнить понятие «эгоизм» - развивать умение анализировать свои поступки и мысли. | Игровые ситуации |
12 | Дружба начинается с улыбки. | - определить, какой бывает дружба. - изобразить «Сияющую дружбу». - выбрать «тайного друга». | Практическая работа |
13 | Не имей сто рублей. А имей сто друзей. | - составить советы человеку, который хочет иметь друзей, но не может их найти. - найти различие между дружбой и любовью. - обсуждение самого необходимого качества для дружбы. | Практическая работа, работа в парах |
14 | Мир красоты человека. | - установить: как влияет поиск прекрасного на внутренний и внешний облик человека; -если бы каждый искал прекрасное вокруг себя, какою бы стала жизнь; - в каждом ли человеке, можно найти что-то прекрасное. | Коллективная работа: изготовление кормушек для птиц |
15 | Красив человек делами и хорошими поступками | - перечислить качества и навыки, необходимые в жизни и учёбе. - рассказать о мастерски сделанной вещи. | Презентация на тему «Домашние животные и растения» |
16 | Зажги звезду любви и добра | - составить проект «Школы любви» и защитить его. | проект |
17 | Уважение к людям. Без чего не может жить человек. | - воспитывать у учащихся чувства уважения, внимания, сострадания, отзывчивости, чуткости. - добиваться, чтобы эти чувства прошли через мысли учащихся, были приняты сердцем и превратились в добрые, красивые поступки. | занятие |
18 | Золотое правило нравственности. | - составить список самых основных правил уважения - довести до сознания учащихся: относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе - нарисовать дерево уважения. | Практическая работа |
19 | Будем милосердны к старости. | - воспитывать у учащихся чувства уважения, внимания, сострадания, отзывчивости, чуткости к пожилым; - добиваться, чтобы эти чувства прошли через мысли учащихся, были приняты сердцем и превратились в добрые, красивые поступки. | Посещение больных, учителей ветеранов |
20 | Тепло родного очага. | - систематизация понятий и представлений, учащихся о составляющих красоту души ценностях/качествах - стимулирование потребности учащихся искать и находить друзей, а также дружить с другими ребятами. - воспитание в детях чувство любви, уважение привязанности к дому, к своей семье, классу. | Концерт для мам и бабушек. |
21 | Роль отца в воспитании. | - воспитание в детях чувство любви, уважение привязанности к своему отцу. | Беседа |
22 | Чудо материнской любви. | - воспитание в детях чувство любви, уважение привязанности к своей матери. | Чтение рассказов о маме |
23 | Счастливые дети – счастливые родители. | - воспитание в детях чувство любви, уважение привязанности к дому, к своей семье. | Конкурс рисунков «Моя семья». |
24 | Спортивный праздник «Мама, папа и я – спортивная семья». | - прививать детям основы здорового образа жизни, развивать навыки двигательной активности, координации движений, способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья. - воспитывать чувство коллективизма, сопереживание за других. | Спортивные соревнования |
25 | Мы граждане своей страны | - помочь уяснить, какие основные признаки представляют содержание понятия «гражданственность»; формирование у школьников гражданских качеств, чувства ответственности и гражданского долга перед обществом - дать представление о Конституции РФ. - воспитывать определённые отношения каждого ученика к позиции «быть гражданином». | Тематический праздник |
26 | Деревня, в которой ты живёшь. | - воспитывать любовь к своему краю; - уважение к людям села; бережное отношение ко всему тому, что окружает. | Экскурсия по селу |
27 | Все люди братья. | - довести до сознания детей, что инвалиды имеют право на полноценную жизнь, а государство проявляет о них заботу; приучать детей к здоровому и полноценному образу жизни - уважение к окружающим людям, в каком бы статусе человек не был | Устный журнал, презентация |
28 | Человек – это звучит гордо. | - обсуждение вопроса: «что надо человеку, чтобы его уважали». - нарисовать дерево уважения. | Практическая работа |
29 | Человек защищён законом | - воспитание правильного отношения к закону, труду, дисциплине; - мотивация на свое культурное поведение - дать детям первоначальные правовые знания, возможность почувствовать себя гражданами своей страны. | Проект |
30 | Что такое преступление? | - разбор жизненных ситуаций; - научить детей выделять нравственную сторону жизненных явлений и поступков; - формирование навыков анализировать правовые документы. | Презентация |
31 | Мой дом – моя крепость. | - воспитание в детях чувство любви, уважение привязанности к дому, к своей семье. | Беседа |
32 | Я – сын твой Россия. | - воспитывать любовь к Родине; - чувство гордости за Отчизну; - написать сочинение на тему: «Я люблю тебя, Россия» | Сочинение |
33 | Конкурс рисунков на тему «Мир глазами детей». | - нарисовать цветок щедрости из своих добрых дел. | Конкурс рисунков |
34 | Итоговое занятие « Отзывчивое сердце». | - подведение итогов курса по духовно-нравственному воспитанию. | Презентация |
35 | Итоговое занятие «Отзывчивое сердце». | - подведение итогов курса по духовно-нравственному воспитанию. | Презентация |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для учителя:
Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71
Аверьянова И.В., Лапшина Н.Н. Праздники знаний.- Волгоград: Учитель, 2008.
Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999- №4.- С.78-80
Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика – 2005 - №2 – С. 67-68
Дереклеева Н.И. Научно- исследовательская деятельность классного руководителя в школе. - М.: Вербум-М, 2000.
Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 - №3 – С. 9-12
Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека / В.С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании – 2002 - №6 – С. 3-6
Лопатина А.А. Начала мудрости.50 уроков о добрых качествах. - М.: Амрита - Русь, 2005.
Лопатина А.А., Скребцова М. Ступени мудрости.50 уроков о добрых качествах. – М.: ООО «Книжный Дом Локус», 2003.
Немов Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы психологии./.Р.С.Немов – М.: Владос, 2000; - 436с.