СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Ознакомление детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с декоративно- прикладным искусством в процессе организованной образовательной деятельности".(План-проспект)

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

(ПЛАН-ПРОСПЕКТ)

Просмотр содержимого документа
«"Ознакомление детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с декоративно- прикладным искусством в процессе организованной образовательной деятельности".(План-проспект)»


Министерство Образования Нижегородской области

ГБПОУ « Дзержинский педагогический колледж»

Студентка ДО 4 курса,

Специальность 44.02.01.

Дошкольное образование,

Группа ДО-4ф(2)

Платова

Ольга Александровна



Ознакомление детей старшего дошкольного возраста

с декоративно - прикладным искусством в процессе организованной

образовательной деятельности.

План-проспект

Руководитель: А.В.Смирнова,

преподаватель первой категории

Консультант: Т.П.Гурьянова,

преподаватель высшей категории







Дзержинск -2017

Министерство Образования Нижегородской области

ГБПОУ « Дзержинский педагогический колледж»



Студентка ДО 4 курса,

Специальность 44.02.01.

Дошкольное образование,

Группа ДО-4ф(2)

Платова

Ольга Александровна



Ознакомление детей старшего дошкольного возраста

с декоративно - прикладным искусством в процессе организованной

образовательной деятельности.

Выпускная квалификационная работа

Предзащита Руководитель: А.В.Смирнова,

Дата______________ преподаватель первой категории

Председатель ПЦК__________ Консультант: Т.П.Гурьянова

Нормоконтроль преподаватель высшей категории

Дата__________ Рецензент:

Подпись ___________/__________







Дзержинск -2018

1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

1.1 История развития декоративно-прикладного искусства.

Декоративно-прикладное искусство – раздел изобразительного искусства, охватывающий создание художественных изделий, имеющих утилитарное и художественное назначение.

В отличие от произведений изящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни.

Понятие декоративно-прикладное искусство сформировалось в человеческой культуре не сразу. Первоначально то, что окружает человека в повседневной жизни, не воспринималось как имеющее эстетическую ценность, хотя красивые вещи окружали человека всегда. Еще в каменном веке предметы быта и оружие украшались орнаментами и насечками, чуть позже появились украшения из кости, дерева и металла, для работы стал использоваться самый разнообразный материал – глина и кожа, дерево и золото, стекло и волокна растений, когти и зубы животных. Роспись покрывала посуду и ткани, вышивкой украшали одежду, насечку и чеканку наносили на оружие и посуду, ювелирные украшения делали практически из любых материалов. Но человек не задумывался над тем, что привычные вещи, окружающие его всю жизнь, можно назвать искусством и выделить в отдельное течение.

В высокохудожественных произведениях мастеров Древней Руси пластическое начало проявлялось во всем: ложки и чашки отличались скульптурностью форм, безупречностью пропорций, ковши обычно принимали образ птицы – утки или лебедя, голова и шея служили рукояткой. Такая метафора имела магический смысл, и обрядовое значение определяло традиционность и устойчивость такой формы в народном быту. Золотые цепи, мониста из нарядных медальонов, цветных бус, подвесок, широкие серебряные браслеты, драгоценные перстни, ткани, украшенные шитьем – все это придавало праздничному женскому наряду многоцветье и богатство. Расписать узорами кувшин, украсить резьбой разделочную доску, выткать узоры на ткани - все это требует большого мастерства. Вероятно, такие украшенные орнаментами изделия относят к декоративно-прикладному искусству еще и потому, что необходимо приложить руки и душу, чтобы получилась удивительная красота[9,c14].

В эпоху Возрождения отношение к обыденным предметам стало меняться. Это было вызвано пробуждением интересов людей к прошлому, связанному с возникшим тогда культом античности. Одновременно возник интерес к жилищу, как предмету, равноценному с точки зрения эстетической ценности другим предметам искусства. Наибольшего развития декоративно-прикладное искусство достигает в эпоху барокко и классицизма. Очень часто простая, практически удобная форма предмета скрывалась за изысканными украшениями - росписью, орнаментом, чеканкой.

Во времена Древней Руси многие художественные традиции были позаимствованы в Византии. Именно оттуда пришло искусство чеканки по металлу, черни, эмали, а также высокохудожественной резьбы по дереву и кости.

Из дерева возводили дома, изготовляли утварь, посуду, делали игрушки. Художественная обработка древесины у многих народов – самый развитый и наиболее древний вид народного декоративного искусства. Исследования археологов раскрыли и неизвестные раньше деревянные скульптурные изображения зверей и птиц Алтая V в., новгородскую утварь IX - XV вв., украшенную резьбой и росписью[9,c.87].

Древнерусские плотники и столяры строили хоромы и терема, ставили ендовы и скобкари (приложение 1) для кваса и медовых напитков, делали и красивую бытовую утварь, например плоские и широкие корыта для теста – дежи. Бочары из дубовых дощечек-клепок собирали бочки, жбаны, токари из мягкой древесины вытачивали чашки, миски-ставцы. Из луба гнули короба для приданого, из клена резали изящные звонкие ложки.

Докрашенной резьбой щедро украшались дворцы, палаты и терема Древней Руси. На ярком солнце блистала расписанная киноварью, ярьмедянкой и золотом рельефная резьба наличников и крылец. В XVII – XVIII вв. искусство художественной резьбы по дереву получило развитие в оформлении иконостасов, дворцовых интерьеров, в мебели, где преобладала объемная, горельефная, накладная и пропильная резьба. Многоцветная резьба украшала грузовые парусники, в частности борта и надстройки волжских белян и расшив, а также боевые корабли – галиоты и корветы, под бушпритами которых красовались скульптуры птиц, зверей и морских божеств[9,c.95].

Несмотря на идеологическое угасание язычества, крестьяне продолжали отмечать обрядовые весенние праздники. Над изготовлением магических фигурок народ трудился всю зиму, причем традиционно занимались этим женщины. Являясь символом плодородия, женщины могли на «тонком уровне» поспособствовать урожайности злаков и увеличению поголовья скота. Изготавливая глиняных свиней, коней, индюшек, коз, женщины как бы синхронизировались с процессами, происходящими в окружающем мире, подталкивая природу в нужную сторону, то есть в сторону увеличения плодородия. Расписная игрушка одновременно и продолжала древнюю традицию, и знаменовала своим появлением отход от мировоззрения предков. Магические фигурки приобрели функцию декоративных игрушек-свистулек; их лепили к обрядовому весеннему празднику, превратившемуся в XIX в. в оживленную ярмарку «свистунью» (в литературе впервые упомянута в 1811) с ее яркими красками и пронзительными звуками свистков.

Декоративно-прикладное искусство – не только самое древнее, но и одно из самых современных искусств. 

1.2 Виды декоративно-прикладного искусства России.

Одной из особенностей российского декоративно-прикладного искусства является массовость, так как по большому счету более известными в данном отношении являются фирмы и артели, нежели отдельные мастера и художники.

Важной составляющей декоративно - прикладного искусства являются народно-художественные промыслы – форма организации художественного труда, основанного на коллективном творчестве, развивающем культурную местную традицию и ориентированном на продажу промысловых изделий. Народные промыслы на территории России представлены в приложении 2,таб.1.

Наиболее популярный вид декоративно-прикладного искусства резьба и роспись по дереву. Резьба бывает геометрическая, скобчатая, плоскорельефная (глухая и ажурная). Наиболее сложный вид представляет скульп­турная резьба. Художественная обра­ботка дерева наряду с резьбой постепенно стала обо­гащаться цветом. Подкрашивание резьбы, а затем и декорирование различных деревянных вещей росписью привело к формированию центров народного искусства, в которых роспись стала главным направлением их деятельности[19]. 

Художественная керамикавключает все разновидности изделий, выполняемых из глины. В зависимости от основного исходного сырья и дополнительных компонентов, получают терракоту, майолику, фаянс, фарфор, имеющие отличия по внешнему виду и по способам декорирования.
Первые керамические сосуды создавали ручной лепкой, позднее появился гончарный круг. Посуда – кувшины, миски, тарелки, фляги, горшки, а также игрушки являются типичными изделиями народного керамического производства. В декорировании керамических изделии чаще все­го используют роспись.

Резьба по костиЧукотский косторезный промысел – наиболее древ­ний центр искусства резьбы и гравировки на моржо­вых клыках

Холмогорская и Тобольская резьба по кости ведет отсчет с 860-х годов. Наличие ископаемой мамонтовой кости, которую до сих пор находят в Сибири, а также опыт народностей, проживающих в бассейне реки Обь (хан­ты, манси) дали развитие промыслу. Хотьковский костерезный промысел складывался после Великой Отечественной войны, в составе действующего предприятия по художественной обработке дерева. 

Художественная обработка камнякомбинат «Уральский камнерез» – предприятие Пермской области, организовано в 1960-е годы на основе возрождения традиций уральских мастеров, Также в этой области находится Кунгурский завод художественных изделий. В Нижегородской области фабрика «Борнуковская пещера». Тувинский камнерезный промысел[19].

Художественная обработка металла – литье, ковка, чеканка, скань (филигрань), финифть, чернение. Г. Великий Устюг славится чернёным серебром, Ростовская финифть – промысел ювелирных украшений с росписью по эмали. Красносельский ювелирный промысел Костромской области. Под влиянием Красносельского промысла в селе Казаково Нижегородской (Горьковской) области сложился промысел Казаковская филигрань

Декоративная роспись на металле – металлические подносы с яркой декоративной росписью конец XVIII – начало XIX в., а для некоторых центров – даже XX в. Уральские расписные подносы стали изготовлять в начале XVIII в., в период развития металлургического производства. Жостовские подносы вначале XIX в. изготовляли в селах и деревнях – Жостове, Троицком, Новосильцеве (Подмосковье) и др. Жостовский промысел испытал влияние уральской росписи, федоскинской лаковой живописи, а также росписи по фарфору.

Лаковая живопись – на папье-маше развивается в четырех основных центрах народных промыслов России (Федоскино, Палех, Мстера, Холуй). В каждом промысле лаковая живопись имеет свои особенности исполнения, свою традицию оформления вещи орнаментом[19].

Вышивкав вышивке сформировались художественно-стилистические особенности, дошедшие до сегодняшнего дня. Каждая местность имеет свои особенности и орнаменты Своеобразна вышивка Нижегородской (Горьковской), Рязанской, Ивановской, Новгородской областей, районов Поволжья, Сибири, Северного Кавказа. В русской народной вышивке, можно выделить счетные и свободные виды шитья. Существуют вышивальные швы: роспись, счетная гладь, набор, крест. строчевая вышивка, цветная перевить, золотное шитье, владимирские швы, тамбурная вышивка и др.

Кружевоплетение основными центрами русского кружевоплетения являются: Вологодская область, Елецкий район Липецкой области, Советский район Кировской области и Михайловский район Рязанской области[20].

Узорное ткачествов русском узорном ткачестве были широко распро­странены такие виды ткачества, как закладное, браное, выборное, переборное, ремизное. 

Ковроделиепо технике выполнения ковры разделяют на паласные и ворсовые. Ковроткачество было характерно и для централь­ных русских районов – Воронежской, Белгородской и особенно Курской областей. Здесь искусство изготовления ковра зародилось в XVI - XVII вв., а промысел сформировался уже в XVIII в. Традиционно русскими коврами являются тюменские махровые ковры[19].

Узорное вязание – широко было распространено на северо-востоке европейской части России, охватывающей русские селения Архангельской обла­сти и территории Коми. В основе узорного вязания лежит один и тот же способ – чулочная вязка. Повсеместное распространение получило вязание ажурных платков. 

Ручная набойка – один из видов искусства художественного оформления тканей. В России набойка была в основном одноцветная с четким графическим рисунком. Со второй половины XIX в. появляются яркие шерстяные и полушерстяные набивные платки и шали с пышным ра­стительным орнаментом. Производство таких платков было организовано в старом текстильном центре – Павловском Посаде под Москвой[20].

Художественная обработки кожи и меха - относится к старинным видам ремесла Крайнего Севера, где обрабатывали оленьих шкур ,камусов, меха пушных зверей, шкур морского зверя (нерпы, тюленя), оленьей или лосевой замши – ровдуги. Занимались пошивом одежды, обуви, головных уборов, сумок, рукавиц. Древним способом украшения одежды и предметов быта была меховая мозаика. Многие женщины этих районов и сейчас в совершенстве владеют этим искусством.

Знакомство детей с предметами народного творчества и декоративная лепка оказывают благотворное влияние на развитие детского творчества. Характер народного искусства, его эмоциональность, декоративность, разнообразие — эффективные средства для развития у детей умственной активности и всестороннего развития ребёнка в целом. Творчество народных мастеров не только воспитывает у ребят эстетический вкус, но и формирует духовные потребности, чувства патриотизма, национальной гордости, высокой гражданственности и человечности. Ребенок узнает, что замечательные красочные предметы создают народные мастера, люди, одарённые фантазией, талантом и добротой. Дети постепенно начинают уважать и любить это искусство, разбираться в его пластике, орнаменте, цветовых сочетаниях, в разнообразии форм и образов. Игрушки всех народных промыслов различаются по стилю и манере исполнения, и со временем ребенок начинает отличать игрушки одного промысла от другого, выделять характерные особенности, причём делает это он самостоятельно. И уже в старшей и подготовительной группе у детей под влиянием обучения появляется желание самим сделать игрушки по образцу тех, которые им показывали на занятиях. Таким образом, народные игрушки стимулируют детей к самостоятельным действиям. Знания, полученные в процессе занятий и игр с предметами народного творчества, расширяют возможности самостоятельной деятельности детей в области декоративной лепки.

Сегодня в Нижегородской области тысячи мастеров – ткачи и вышивальщицы, металлисты и ювелиры, резчики и мастера росписи по дереву – успешно возрождают и развивают традиции старинного искусства.

Художественная обработка дерева

Хохлома – явление уникальное не только в масштабах России, но и в мировом народном декоративном искусстве. На основе многовекового народного опыта в этом промысле была выработана оригинальная, нигде в мире более не применяющаяся техника окраски токарной деревянной посуды в золотистый цвет без использования золота и создан своеобразный стиль орнамента[20].

Особенным, уникальным промыслом хохлома стала благодаря технике окраски дерева в золотой цвет без использования золота. Иконописцы принесли в хохлому мастерство «тонкой кисти». В тот же период мастера хохломы впервые применили при окраске деревянной посуды приемы, позволяющие получить золотистый блеск без золота. Сначала использовался порошок серебра, который был дорогим, поэтому деревянные изделия украшались лишь нарядными золотыми поясками. Позднее был применен серебристый по цвету порошок олова, который в результате специальной обработки приобретал золотистую окраску. Золочение стало настолько дешевым, что начали изготовлять крупные блюда и чаши со сплошным золотым фоном.

В хохломе сложились своеобразные разновидности орнамента – «травка», «кудрина», «письмо под листок», «письмо под фон» восходящие к двум старинным традициям – верховому и фоновому письму. Верховое письмо – это узор, нанесенный краской на золотистую поверхность фона, при фоновом письме мастер, наоборот, закрывает красный или золотой фон, оставляя золотыми силуэты мотивов. На основе этих двух систем и развилось поистине неисчерпаемое богатство хохломских узоров. Сегодняшняя хохлома – это искусство, которое творится руками одного большого художника – народа.

Семеновская матрешка. О семеновской матрешке, русской красавице в ее обобщенном народном образном представлении, говорят как о русском сувенире, который олицетворяет народное искусство России. В многокукольных матрешках последняя, самая маленькая, изготовляется размером не выше 1,5 см. нужно очень высокое мастерство токаря, чтобы выточить всех их и поместить внутри каждой еще одну – меньшего размера. В Нижегородской губернии матрешки стали делать в начале ХХ века в селе Мериново, недалеко от г. Семенов. Первым мериновским мастером, изготовившим свою матрешку, был А.Ф. Майоров[19]. Его дочери Елизавета и Зинаида расписали матрешку по-своему, по-мериновски. В основе мериновской росписи лежат крупные цветы, на веточках размещены маленькие пятилепестковые цветочки, колокольчики, иногда рябинка, все они обрамляются крупными листьями. Разживка на цветах и листьях делается штрихами черной тушью.

Полхов-майдановский сувенир. По примеру мериновских мастеров производством матрешек в 30-х годах ХХ века стали заниматься и мастера села Полховский Майдан в Вознесенском районе. Матрешка у них более стройная, чем семеновская, ярче выражены плечи, а образ символизирует местную красавицу, лицо которой обрамляют локоны черных волос.

Семеновские и полхов-майдановские мастера декоративной росписи не раз демонстрировали свое мастерство на международных выставках и ярмарках. Всюду матрешка воспринималась зрителями с неподдельным восхищением, удивляя виртуозностью росписи.

Городецкая роспись по дереву – одно из наиболее ярких явлений народной художественной культуры России XIX века и современных художественных промыслов. Сегодня Городецкая роспись по праву стоит рядом со всемирно известной хохломой, с жостовскими подносами, знаменитыми русскими лаками, кружевом, резной костью. Городецкие изделия часто и широко экспонируются па отечественных и зарубежных выставках, они на протяжении почти столетия – предмет пристального внимания и коллекционирования государственных музеев и многих любителей народного искусства[19,20].

Городецкая роспись насыщена всем богатством красок русского лета с его луговым разнотравьем, озарена ярким полуденным солнцем, будто заливающим ослепительным светом пышные гирлянды цветов, разноцветных причудливых птиц, стройных городецких коней, бегущих по цветущим лугам. Расписывались, прежде всего, предметы крестьянского домашнего быта: токарная посуда, приспособления для прядения и ткачества, а также рубеля и вальки, туеса, лукошки. Самостоятельную группу предметов, украшенных городецкой росписью, представляли собой детские расписные игрушки, детская мебель, в основном стульчики. Писали народные художники по дереву, покрытому олифой или окрашенному, применяли яичную темперу, масляные, а чаще всего клеевые краски.

В городецкой росписи угадываются преображенные поэтическим воображением мастера плавно изогнутые, тонкие ветви рябины с белыми гроздьями при помощи смоченной белилами губки из лесного гриба-дождевика. Встречаются в росписи лесные и луговые цветы, изображения ромашек и купавок, которые бывают самых разнообразных видов и цвета, имеют бесчисленное количество графических разделок. Изображения животных и птиц так же – неотъемлемая часть городецкой образной и живописной системы. Это, прежде всего конь, а также собака, кот, птицы. Редко встречается и лев. В росписи необыкновенное разнообразие реальных жителей деревенских дворов – петухов и куриц, скворцов и горлинок, населяющих окрестные леса, и фантастических птиц (рис1). Характер изображения животных всегда величав, торжествен. Своеобразно и содержание сюжетных сцен городецкой росписи. Это сцены охоты, гуляний, посиделок, свиданий влюбленных, праздничных катаний на санях и в экипажах, застолий и чаепитий, цыганских хоров. Встречаются пейзажные мотивы, например мотив Волги и волжских пароходов, батальные сцены.

Современные художники городецкого промысла сумели понять сущность традиционных приемов, образов и тем и дают им современное толкование. Подтверждением этого является широкое признание творчества ведущих художников промысла в наши дни.

Художественные изделия из ткани

Вышивка. По древним обычаям народа, вышивать умели в каждой семье, это в полной мере относилось и к населению бывшей Нижегородской губернии. Она отличалась большим разнообразием способов украшения костюма и предметов домашнего обихода из тканей, где ведущее место отводилось узору, выполненному с помощью иглы и ниток. Этот вид творчества был тесно связан с бытом народа, его обычаями, праздниками и обрядами.

Золотное шытье. Круг мотивов и образов, выполненных старинными швами, был весьма разнообразен и емок по смысловой значимости. Особенно это относится к вышивкам, выполненным швом «роспись». Особую привязанность народные мастерицы имели к изображению птиц, птицы-павы, птицы-сирин, коня, барса и оленя, которые издавна у народа являлись символом добра, благополучия, возрождения жизни, любви и семейного счастья.

Вышивка счетной гладью, набором и косой стежкой строже по орнаменту и ярче по цвету. Здесь преобладает геометрический орнамент различного типа, в основу которого положен ромб сложных очертаний – с отростками, ответвлениями, внутренними разделками, дающими каждый раз новое звучание вышитому изделию. Для усиления декоративного звучания вышитого узора в белую строчку вводился цвет, который то обегал контур каждой формы, то вторгался в строчевые разделки, придавая необычную светотеневую и цветовую игру фактуры ажурному орнаменту[19,20].

Легко был воспринят народными мастерицами тамбур, выполняемый по рисовке. Этим швом вышивали белые и цветные узоры разного характера, как геометрические, так и изобразительные, включая птиц, зверей и человека. Необычайной красотой и совершенством отличались кисейные, шелковые и коленкоровые платки с многоцветным тамбурным узором. Отличительной особенностью тамбурных нижегородских платков является гармоничный колорит, построенный на соотношении нежных розовых, золотистых, зеленых, лиловых и сиреневых тонов шелка или шерсти, иногда с добавлением серебряных или золотых нитей. В мастерских многочисленных женских монастырей, выполнялись целые части женского праздничного костюма со сверкающей вышивкой. Чаще всего это были женские головные уборы, которые имела почти каждая крестьянка. В наиболее состоятельных семьях золотной вышивки в женском праздничном костюме было больше (платки, душегреи, передники, сарафаны).

Современная вышивка Нижегородской области продолжает и развивает традиции народного искусства – искусства высокого вкуса.

Народное ткачество и кружевоплетение

В Нижегородском крае ткачество издревле являлось широко распространенным видом женского народного творчества. В каждом крестьянском доме стоял ткацкий стан и имелся набор прялок. Холсты выделывали из льна, поскони, конопли. Исследователи народного творчества отмечают, что в конце XIX – начале ХХ века в Семеновском уезде, особенно в селе Бор, женщины занимались изготовлением нарядных поясов из шелка, гаруса и шерсти разных цветов. В Кстовской, Бешенцевской и Сельнинской волостях Нижегородского уезда был развит пухоткацкий промысел – тканье полотен с гусиным пухом. В основном в губернии изготовляли льняной холст, пестрядь, полотенца, столешники и «шостух» (род половиков). Для столешников и полотенец вырабатывали особый узорный холст из красных и белых нитей, который получался в процессе тканья при помощи дощечек «бральниц». Узорной шахматкой, браным полосатым и клетчатым холстом славилась в XIX веке Хахальская волость Семеновского уезда. Разнообразием отличалась и пестрядь нижегородских мастериц. Она делилась на рубашечную и порточную. В начале ХХ века традиции балахнинского кружевоплетения были практически утеряны. В настоящее время ведется большая работа по возрождению знаменитого в прошлом промысла[23].

Художественная обработка металла

Павловский художественный металл. Наиболее древним видом художественной обработки металла в народном искусстве Нижегородского края была ковка. Кузнецы создавали якоря, якорные цепи, в которых так нуждалось волжское судоходство, по всей России расходились изготовленные здесь весы, весовые коромысла и безмены, нередко украшенные гравированным узором. Не обходился дом без причудливо украшенных дверных петель, сечек, кованых ножей, дверных колец, оконных решеток, оград и других металлических изделий. Наиболее известным промыслом местного кузнечного искусства являлось изготовление фигурных замков. Наиболее древний тип павловского замка, так называемый шведский, или конный, замок с винтовым ключом, содержит много художественных деталей и украшений, выполненных в технике пайки и просечного металла. Уже в раннюю стадию существования промыслов здесь производились не только применявшиеся в быту изделия, но и замочки, явно сувенирного назначения. Павловские фигурные замки, хранящиеся во многих музеях страны, относятся к числу ярких и самобытных явлений в русском народном искусстве. Фигурки животных, птиц, насекомых, в которые компоновались замки, покоряют наивной образностью, свидетельствуют о замечательном мастерстве павловских металлистов.

В сегодня основной продукцией Павловского завода сувениров, созданного в 1925 году и объединившего разрозненно работавших кустарей, являются различные по форме и художественному оформлению складные перочинные ножи. В изготовлении этих многопредметных ножей павловчане не имеют себе равных в нашей стране и за рубежом. Ножи отличаются тонкостью выделки, разнообразием художественных приемов их оформления, они пользуются чрезвычайно широким спросом[22,23].

Казаковские ювелирные изделия. Медные посеребренные поделки: бубенчики, пряжки, пуговицы, крестики во второй половине XIX века делали мастера села Мурашкина. Используя технику литья, в Безводном на Волге создавались посеребренные цепочки в виде плетенок и шнурков. Городецкие ремесленники изготавливали дешевые перстеньки, отдельные мастера-ювелиры работали в Арзамасе, Лыскове и др.

В 1939 году О. И. Тараканова, предложила производству первые образцы филигранных изделий. Хорошее знание приемов обработки металла позволило местным мастерам быстро и успешно освоить сложное искусство. Филигранная техника казаковцев обрела стилистическую определенность. Она отличается богатством и своеобразием орнаментальных мотивов, среди которых преобладают узоры сложных криволинейных очертаний. Наложенные на тонкую кружевную разработку фона, они создают четко читающийся изящный орнамент, отличающий их от работ красносельских ювелиров (рис.1). Характерным элементом казаковской филиграни является так называемая «завивка» – плоский моточек проволоки, витки которого образуют эффектные сочетания прозрачных просветов и глухих уплотнений.

Изделия казаковских мастеров экспонируются на различных выставках, отмечены многочисленными наградами. Можно сказать, что Казаково стало настоящим центром современного народного творчества.

Мастера нижегородских художественных промыслов нашего времени с любовью продолжают традиции дедов, отцов, матерей. Неизменный успех изделий нижегородских мастеров как в России, так и во многих странах мира свидетельствует о том, что в нашей области утвердились и развиваются своеобразные направления, глубокими корнями уходящие в мудрый мир народного творчества – вечный источник радости и красоты.

1.3. Декоративно-прикладное искусство в организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Эстетическое воспитание, по мнению многих педагогов, формирует личность, поэтому эстетическое начало должно пронизывать всю жизнь ребенка. Педагогика определяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитию творческих способностей. (Задачи и методы эстетического воспитания дошкольников представлены в прил.3, таб.2, рис1).

Эстетическое воспитание дошкольников осуществляется с помощью таких средств, как игра и игрушка, искусство, эстетика быта, природа, труд, самостоятельная художественно-творческая деятельность, праздники и развлечения.

Важную роль декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А.П. Усова, Т.С. Комарова, Т.Я. Шпикалова, Н.Б. Халезова, Т.Н. Доронова, А.А. Грибовская и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, ее культуре, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду [13, c.50] .

Педагогические аспекты ознакомления с народным декоративно - прикладным искусством отражены в исследованиях Е. А. Флериной, А.П. Усовой, Н. П. Сакулиной, Н. Б. Халезовой. Их исследования показали значение народного искусства в эстетическом, нравственном, умственном воспитании, показали особенности восприятия дошкольниками произведений народного творчества [5,c.92].

З. А. Богатеева и Т. Я. Шпикалова внесли большой вклад в анализ, выявление особенностей декоративного искусства, выделили содержание, приемлемое для художественной деятельности дошкольников.

Е.А. Флерина одной из первых выступила за активное использование народного искусства для развития детского творчества, считая, что в процессе занятия дети приобретают навыки и умения, необходимые для создания декоративных узоров[5,c.152].

Говоря о народном искусстве, Н.П. Сакулина писала: «декоративное искусство отвечает интересам детей старшего дошкольного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых эстетических суждений»[3,c.76].

Развивая детское декоративное творчество, детей знакомят с определенным видом декоративно-прикладного искусства (его промыслами, содержанием, назначением, материалами, характерными признаками, выразительными средствами), с различными видами орнаментов, учат законам построения различных композиций.

Дополнением к такой работе с детьми может быть просмотр фильмов, диафильмов, художественных альбомов, открыток на соответствующие темы. Чтение литературы или рассказ, раскрывающий в доступной и интересной форме небольшой объем информации об истории художественного промысла, его особенностях будет полезен самым старшим детям. Затем детей обучают декоративному рисованию, лепке, аппликации на основе народного декоративно – прикладного искусства, знакомят с некоторыми приемами народных мастеров.

Одна из проблем методик развития детского декоративного творчества – отбор доступных для детей элементов и композиций узора в стиле той или иной народной росписи. В большинстве программ по дошкольному воспитанию применительно к средней группе достаточно четко определены элементы, которые дети могут освоить. Это точки, мазки, колечки, полосы. По существу, это элементы дымковской и филимоновской росписей. В старшей группе – городецкая роспись, в подготовительной – городецкая, хохломская, жостовская и др[4,c.43].

Однако ни в одной из программ не дается точный набор элементов. Задача педагога определить их самостоятельно. Если учесть, что характер выбираемой росписи определяется с учетом местных условий, то диапазон выбора довольно широк и его трудно, да и бесполезно регламентировать. Кроме элементов, педагогу следует отобрать наиболее типичные и доступные детям композиции узоров. Типичные композиции связаны с расположением элементов узора на бумаге разного формата. Цвет – одно из выразительных средств в декоративном рисовании. Его освоение подчиняется законам колорита определенного искусства, так как для известных традиционных видов народной росписи они определенны и типичны.

В процессе развития декоративного творчества нельзя забывать и о занятиях лепкой. Основным изобразительным средством лепки является пластичность, передача формы и движения. Форма иногда воспринимается как застывшее движение. Нужно, чтобы дети увидели и почувствовали эту пластичность, иначе потом они будут не в состоянии оценить хорошую скульптуру. При изображении живых существ нужно учить детей даже младшего дошкольного возраста передавать движение. После лепки им легче будет изображать движение при рисовании. И глина, и пластилин позволяют изгибать вылепленную фигурку, добиваясь изображения более точного и выразительного движения, поэтому ребенок учится передавать движение в лепке более продуктивно, чем в других видах изобразительной деятельности – рисовании, аппликации[15,c.58]. Занимаясь декоративной лепкой, дети начинают разбираться в сочетании декоративных элементов в узоре и расположении их на поверхности предметов.

З.А. Богатеева при обучении детей аппликации предлагает использовать коллаж, мозаику из бумаги, которая включает в себя выкладывание узорных форм, замыкающихся в плоскости квадрата или треугольника, где можно использовать ритмическое повторение элементов орнамента и симметричность его повторения [2,c.29].

После нескольких занятий, когда детям показывались народные орнаменты в качестве образцов, им предлагается нарисовать узор, например для прямоугольной доски. Надо учить детей вырезывать симметричные предметы из бумаги, сложенной вдвое. Аппликация дается также в виде коллективных работ, где каждый ребенок вырезывает и склеивает изображение, а затем находит ему место в общей композиции.

С.В. Погодина предлагает строить работу по развитию детского декоративно-прикладного творчества в трех направлениях:

-знакомство детей с определенным видом искусства, различными видами орнаментов, изучение законов построения композиций;

-обучение декоративному рисованию, лепке, аппликации на основе народного искусства, знакомство с некоторыми приемами народных мастеров;

-развитие детского декоративного творчества [14,c.35].

Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, – одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.

Эстетическое воспитание, по мнению многих педагогов, формирует личность, поэтому эстетическое начало должно пронизывать всю жизнь ребенка. Педагогика определяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитию творческих способностей. (Задачи и методы эстетического воспитания дошкольников представлены в прил.3, таб.2, рис1).

Эстетическое воспитание дошкольников осуществляется с помощью таких средств, как игра и игрушка, искусство, эстетика быта, природа, труд, самостоятельная художественно-творческая деятельность, праздники и развлечения.

Важную роль декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А.П. Усова, Т.С. Комарова, Т.Я. Шпикалова, Н.Б. Халезова, Т.Н. Доронова, А.А. Грибовская и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, ее культуре, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду [13, c.50] .

Педагогические аспекты ознакомления с народным декоративно - прикладным искусством отражены в исследованиях Е. А. Флериной, А.П. Усовой, Н. П. Сакулиной, Н. Б. Халезовой. Их исследования показали значение народного искусства в эстетическом, нравственном, умственном воспитании, показали особенности восприятия дошкольниками произведений народного творчества [5,c.92].

З. А. Богатеева и Т. Я. Шпикалова внесли большой вклад в анализ, выявление особенностей декоративного искусства, выделили содержание, приемлемое для художественной деятельности дошкольников.

Е.А. Флерина одной из первых выступила за активное использование народного искусства для развития детского творчества, считая, что в процессе занятия дети приобретают навыки и умения, необходимые для создания декоративных узоров[5,c.152].

Говоря о народном искусстве, Н.П. Сакулина писала: «декоративное искусство отвечает интересам детей старшего дошкольного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых эстетических суждений»[6,c.76].

Развивая детское декоративное творчество, детей знакомят с определенным видом декоративно-прикладного искусства (его промыслами, содержанием, назначением, материалами, характерными признаками, выразительными средствами), с различными видами орнаментов, учат законам построения различных композиций.

Дополнением к такой работе с детьми может быть просмотр фильмов, диафильмов, художественных альбомов, открыток на соответствующие темы. Чтение литературы или рассказ, раскрывающий в доступной и интересной форме небольшой объем информации об истории художественного промысла, его особенностях будет полезен самым старшим детям. Затем детей обучают декоративному рисованию, лепке, аппликации на основе народного декоративно – прикладного искусства, знакомят с некоторыми приемами народных мастеров.

Одна из проблем методик развития детского декоративного творчества – отбор доступных для детей элементов и композиций узора в стиле той или иной народной росписи. В большинстве программ по дошкольному воспитанию применительно к средней группе достаточно четко определены элементы, которые дети могут освоить. Это точки, мазки, колечки, полосы. По существу, это элементы дымковской и филимоновской росписей. В старшей группе – городецкая роспись, в подготовительной – городецкая, хохломская, жостовская и др[2,c.43].

Однако ни в одной из программ не дается точный набор элементов. Задача педагога определить их самостоятельно. Если учесть, что характер выбираемой росписи определяется с учетом местных условий, то диапазон выбора довольно широк и его трудно, да и бесполезно регламентировать. Кроме элементов, педагогу следует отобрать наиболее типичные и доступные детям композиции узоров. Типичные композиции связаны с расположением элементов узора на бумаге разного формата. Цвет – одно из выразительных средств в декоративном рисовании. Его освоение подчиняется законам колорита определенного искусства, так как для известных традиционных видов народной росписи они определенны и типичны.

В процессе развития декоративного творчества нельзя забывать и о занятиях лепкой. Основным изобразительным средством лепки является пластичность, передача формы и движения. Форма иногда воспринимается как застывшее движение. Нужно, чтобы дети увидели и почувствовали эту пластичность, иначе потом они будут не в состоянии оценить хорошую скульптуру. При изображении живых существ нужно учить детей даже младшего дошкольного возраста передавать движение. После лепки им легче будет изображать движение при рисовании. И глина, и пластилин позволяют изгибать вылепленную фигурку, добиваясь изображения более точного и выразительного движения, поэтому ребенок учится передавать движение в лепке более продуктивно, чем в других видах изобразительной деятельности – рисовании, аппликации[15,c.58]. Занимаясь декоративной лепкой, дети начинают разбираться в сочетании декоративных элементов в узоре и расположении их на поверхности предметов.

З.А. Богатеева при обучении детей аппликации предлагает использовать коллаж, мозаику из бумаги, которая включает в себя выкладывание узорных форм, замыкающихся в плоскости квадрата или треугольника, где можно использовать ритмическое повторение элементов орнамента и симметричность его повторения [2,c.29].

После нескольких занятий, когда детям показывались народные орнаменты в качестве образцов, им предлагается нарисовать узор, например для прямоугольной доски. Надо учить детей вырезывать симметричные предметы из бумаги, сложенной вдвое. Аппликация дается также в виде коллективных работ, где каждый ребенок вырезывает и склеивает изображение, а затем находит ему место в общей композиции.

С.В. Погодина предлагает строить работу по развитию детского декоративно-прикладного творчества в трех направлениях:

-знакомство детей с определенным видом искусства, различными видами орнаментов, изучение законов построения композиций;

-обучение декоративному рисованию, лепке, аппликации на основе народного искусства, знакомство с некоторыми приемами народных мастеров;

-развитие детского декоративного творчества [14,c.35].

Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, – одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.





ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1

Декоративно-прикладное искусство имеет национальный характер. Так как происходит из обычаев, привычек, верований определенного этноса, приближено к укладу его быта. Данное искусство существовало уже на ранней стадии развития человеческого общества и на протяжении многих веков являлось важнейшей, а для ряда племён и народностей основной областью художественного творчества.

Произведения декоративно-прикладного искусства создаются ради удовлетворения как материальных, так и духовных потребностей человека. Основными народными промыслами России являются: резьба и роспись дереву; декорирование изделий из бересты; художественная керамика; художественная обработка камня; резьба по кости; миниатюрная живопись на папье-маше; художественная обработка металла; народная; кружевоплетение; роспись по ткани; вышивка.

Нижегородская область – один из ведущих центров современного народного декоративного искусства, родина многих художественных промыслов, чьи изделия известны не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Мастера нижегородских художественных промыслов нашего времени с любовью продолжают традиции дедов, отцов, матерей. Неизменный успех изделий нижегородских мастеров как в России, так и во многих странах мира свидетельствует о том, что в нашей области утвердились и развиваются своеобразные направления, глубокими корнями уходящие в мудрый мир народного творчества – вечный источник радости и красоты.

Изучив методическую литературу по эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста, можно сделать вывод, что процесс эстетического воспитания включает в себя три взаимосвязанные звена: приобретение опыта эстетических переживаний, практическую художественно-эстетическую деятельность, художественное образование.

Для успешной реализации поставленных задач, программы по эстетическому воспитанию старших дошкольников, предполагают тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.

Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, – одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.

Одной из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, эстетическое осознание прекрасного, формирование художественного вкуса, умение творчески создавать продукты ручного творчества является художественно-эстетическое воспитание. Дошкольный возраст − важнейший этап развития и воспитания личности. В этом возрасте у ребенка преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям, происходят качественные изменения в творческой деятельности и личной активности. Исходя из этого, дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования художественно-эстетической культуры. Приобщение ребенка к культуре носит воспитательный характер: развивает творческие способности, формирует художественный вкус, приобщает подрастающее поколение к эстетическим взглядам.

Основы художественно-эстетического воспитания закладываются взрослыми уже сразу после рождения ребенка и продолжают свое становление долгие годы, поэтому родителям и педагогам нужно постараться создать такую атмосферу, чтобы у ребенка быстрее развились такие эстетические чувства, как чувство прекрасного, художественный вкус, творческие умения. Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста можно охарактеризовать как процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых развиваются творческие способности, формируются художественные чувства и вкус, интерес к искусству, умение понимать его, наслаждаться им. Значение художественно-эстетического воспитания велико и заключается в том, что оно делает ребенка благороднее, возвышает чувства, украшает жизнь, положительно влияет на его нравственность. В качестве средства художественно-эстетического воспитания вполне вероятно использование народного декоративно-прикладного искусства, оказывающее мощное эстетическое и эмоциональное воздействие на личность, а также обладает огромными познавательными, развивающими и воспитательными возможностями.




























2 .ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С

ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

2.1 Выявление уровня развития представлений о декоративно-прикладном искусстве детей старшей группы МБДОУ «Детский сад №9».










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!