СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ознакомление с окружающим миром в средней группе "Лесные звери зимой"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Ознакомление с окружающим миром в средней группе "Лесные звери зимой"»

Ознакомление с окружающим миром в средней группе "Лесные звери зимой"

Цели:

уточнить и расширить представление детей о внешнем виде и образе жизни лесных зверей зимой (заяц, белка, лиса);

как приспособились к суровым условиям (чем питаются, как спасаются от холода, от своих врагов);

учить анализировать, делать выводы, развивать речь учить отвечать на поставленные вопросы;

воспитывать любознательность.

Активизация слов, обогащение словаря:

Cловарная работа: петляет, отбивается, чуткие уши.

Материал:

угощение: морковка, шишка, рыбка;

грамзапись музыки, декорация деревьев, кустов, дупло, следы зайца.

Литература:

С. Н. Николаева “Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве”;

Методическое пособие “Экологическое воспитание детей”.

НОД

Ребята, зачем люди зимой надевают шубы, шапки, валенки? А вы знаете, как спасаются звери от морозов? Снять одежду и надеть другую они не могут, но у всех зверей зимой шерсть становится более пушистой и теплой. Представьте себе, что мы оделись тепло и пойдём в зимний лес, посмотрим, кто там живёт. Но мы возьмём с собой в лес угощение. Звери очень пугливы, и поэтому нам надо вести себя осторожно. Зимой в лесу голодно и холодно. Вы сегодня много узнаете о том, как живут звери зимой.

Я вам буду рассказывать, а вы мне будете помогать.

Музыка! Посмотрите, какой красивый лес! Всё засыпано снегом. Лес как будто спит под пуховым одеялом. Может быть, в лесу никого нет? Исчезли все звери и птицы. Смотрите! Вот и чьи-то следы! (Зайца.) И кора у деревьев обгрызена. Кто здесь побывал? Чем питается заяц зимой? (Корой деревьев и мелкими ветками). На что похожи следы зайца? (На капельки.) А следы лисы? (На цветочек). Посмотрите, здесь заяц насторожился. Что помогло зайцу заметить опасность? (Большие чуткие уши). Кого испугался заяц? А какие ещё враги у зайца? (Сова, волк, лиса). Но нелегко догнать зайца. Что помогает зайцу быстро бегать, и далеко прыгать? (Ноги). Бежит заяц, петляет, запутывает свои следы. Но если уж настигает его враг, то как он будет защищаться? (Отбиваться лапами, кусаться). Какие зубы у зайца? (Острые). А почему зимой заяц белый? (Белая шкурка помогает спасаться от врагов).

А вы знаете загадки про зайца? Заяц приспособился в лесу в зимнее время. Он имеет (дети: белый мех, длинные задние ноги, может быстро скакать, петлять, затаиваться). Ребята, давайте попросим зайчика подождать нас на полянке. Мы ему дадим наше угощение. (Дают морковку.)

Ребята, а вы больше ничего не заметили? Подойдем к ёлке и посмотрим, что тут произошло? Лежат пустые шишки, шелуха. Кто здесь побывал? (Белка.) Су-Су-Су Су-Су-Су, белку видели в лесу? Что она искала в шишках? А зачем ей семена?

А чем ещё питается зимой белка? (Ягодами, грибами, плодами деревьев и кустарников). А вот и сама белочка. Какого цвета она? (Серая.) Почему? Какие деревья зимой? (Голые и серые). А белочку какого цвета будет лучше видно зимой – серого или рыжего? (Сравните 2-х белок). Как называется жилище белок? (Дупло, гнездо). В дупле у белки сухо, тепло, все дырочки мхом законопатила. Белочка – очень хорошая хозяйка, аккуратная и запасливая. Недаром её в народе называют хлопотуньей. Забирается белка в дупло, сворачивается клубочком и закрывает хвостом носик. Зачем? Когда очень холодно, белка не выходит из дупла. В сосне – дупло. В дупле – тепло. А как она от врагов защищается? (Лазит быстро по деревьям, прыгает с дерева на дерева, питается на стволе дерева). И белка приспособилась жить зимой в лесу. (Живет в дупле, имеет серо-серебристый мех, острые когти, пушистый хвост, можно легко лазить по деревьям). Иди белочка-красавица к зайчику и подожди нас. Угощают шишками.

Как красиво в лесу! Снег сверкает, словно серебро, и все деревья прикрыл от мороза. Отгадайте про кого эта загадка: “Рыжая хозяйка по лесу прошла, стёжки – дорожки хвостом подмела”. Величают её: “Лиса – всему лесу краса!” Окраску лисы не меняют. Знает лисонька лиса, в шубе вся её краса. Шубы нет в лесу рыжей, зверя нет в лесу хитрей. Давайте понаблюдаем, что эта лиса под снегом вынюхивает? (Мышей.) Что ей помогает выискивать добычу? (Хороший слух и нюх). Чем ещё питается лиса? (Мелкие зверюшки, птицы). Лисица проворный и осторожный зверь. Днём лисица прячется в глубокой норе, которую устраивает в глухом лесу. Но она может и занять чужую нору. Зимой жизнь в лесу замирает, и главным лисичкиным кормом становятся мыши – полёвки. Бродит она по полю и прислушивается, где пищат мыши в своих норках. Ну уж тогда спасайтесь мыши, ведь у кумушки лисы зубки остры! Ну, а уж если совсем голодно лисе, то она идёт в деревню кур да уток воровать. А зачем лисе такой пушистый хвост? (Согревает, следы заметает). А кончик хвоста у лисы для того, чтобы в темноте лисята не потеряли мать, когда бегут за ней. (Дети дают рыбку лисе.)

Игра: “Лиса и зайцы”. (Дети должны прыгать, петлять, прятаться, убегать.)

На лесной лужайке разбегались зайки. Вот какие зайки, зайки побегайки. (Прыгают). Сели зайки на лужок, роют лапкой корешок. Вот какие лапки, лапки – царапки. (Сидят, делают движения руками, прячутся). Вдруг бежит лисичка – рыжая сестричка. Ребёнок: ищет зайцев и поет “Где же, где же зайки? Зайки-побегайки? Ах вот вы где!” (Догоняет). А почему невидно медведя? Возвратимся к животным на полянке. Скажите, чем они все похожи? (У них есть шерсть, 4 ноги (лапы), голова, уши, хвост, туловище).

Понравилось вам в лесу? Вы много узнали о животных, а в следующий раз мы поговорим о зимних птицах.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!