III. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии. | Сегодняшний урок я начну со стихов С. Есенина. Как бы я и хотел не любить, Все равно не могу научиться, И под этим дешевеньким ситцем Ты мила мне, родимая выть. Потому так и днями недавними Уж не юные веют года… Низкий дом с голубыми ставнями, Не забыть мне тебя никогда. - Что воспевает автор в своих стихах? (Родину) - А тут изображены чудесные места – это Урал. - Посмотрите на иллюстрацию. Как вы думаете, какое произведение изображено? («Малахитовая шкатулка») - Теперь, я думаю, вы уже догадались о каком авторе, который тоже воспевал свою Родину, сегодня пойдет речь. (П. Бажов). - Сформулируйте тему нашего урока. - Какие цели мы можем поставить? Знакомство с биографией. Выступление ученика. - Ещё при жизни его называли добрым волшебником. У него была пушистая белая борода и живые, необыкновенно лучистые весёлые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали – это наш Бажов! Слово «наш» часто добавляли к имени писателя. Фамилия Бажов происходит от местного слова «бажить» – то есть ворожить, предвещать. У Бажова и прозвище уличное было Колдунков. Позже он будет подписывать им свои произведения. Павел Петрович не просто пересказал услышанное когда-то, он создал талантливые произведения, необычные по своему жанру – сказы. Долгие годы Бажов собирал Сказы, как камни в Малахитовую шкатулку, и поэтому самый полный сборник Сказов носит название «Малахитовая шкатулка», который увидел свет в 60-й день рождения Павла Петровича, 28 января 1939 года в Свердловске. Работал он по ночам, когда дом затихал. Писал, стоя за отцовской конторкой, самодельной ручки машинки. А когда совсем плохо стало с глазами, стал печатать на машинке, которую ему подарили писатели. -В начале урока мы сказали, что познакомимся со сказателем Бажовым. - К какому слову очень близко по звучанию и содержанию слово сказитель (сказка). - Действительно они похожи. - Ребята, а что такое сказка? - Сказка – жанр русского народного или литературного творчества, рассказывающий о необыкновенных, вымышленных событиях, приключениях, героях. - Посмотрите, “сказ” и “сказка” – очень близкие слова. Но есть между ними разница. Давайте выясним какая. - Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды; для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора, т.е. Сказ – это повествование, ведущееся от лица рассказчика; не имеет зачина; имеет реальную основу. -Как вы думаете, чем отличается сказ и сказка? -Давайте запишем в тетрадь эти определения. - Назовите отличительные черты. Отличительные черты сказки: | Отличительные черты сказа: | Волшебные герои – добрые и злые Нет рассказчика Чтобы произошло волшебство, герою надо произнести заклинание Не имеют реальной основы. | Герои – люди обыкновенные Фольклорная первооснова Присутствие рассказчика – человека из народа Волшебство и таинственность – неотъемлемая часть повествования. | -Ребята, вы и раньше встречались со Сказом. Вспомните, пожалуйста, произведения – сказы. Их, кстати, тоже написал Бажов. - «Огневушка-поскакушка», «Каменный цветок», «Серебряное копытце», «Синюшкин колодец», «Чугунная бабушка», «Медной горы хозяйка». - Рассмотрите на стр. 66-67 учебника иллюстрации, назовите сказы и что их объединяет. | Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать вопрос (проблему) урока. Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности. 2. Создавать модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать структуры и модели. Коммуникативные УУД 1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. 4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль. Регулятивные УУД 1. Искать пути решения проблемы. 2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД 1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. 2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать. |
IV. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи. | Дети, кто-то оставил у нас по всему кабинету разноцветные лепесточки. Давайте их соберем (физминутка). - А на них написаны странные слова. Давайте выясним, что это за слова. Словарная работа. Оба в горе робили- оба работали в шахте на руднике, добывали малахит-камень Артуть-девка-девушка, подвижная как ртуть Лопочет- говорит про себя Одежа-одежда Мудровать- зд. В значении пошутить Даром глаза пялишь- просто так смотришь Виду не оказывает - показывает Обробеть – струсить Наигрыш вести- заговаривать Земли незнатко – невидно Признал меня- узнал меня Парню забедно стало – обидно Я в горе роблю - работаю Душному козлу – вонючему Железную шапку ломать- Изробленный- измученный Воротились-вернулись -Сегодня мы с вами начнем знакомиться с произведением П.П.Бажова «Медной горы хозяйка». В тексте вам будут встречаться эти слова и выражения. | Регулятивные УУД Высказывать предположения на основе наблюдений. Коммуникативные УУД 1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. |
V. Этап включения изученного в систему знаний. | Чтение текста у учебнике на стр. 54. -Начинаем читать. Я буду останавливать читающего и продолжать будет другой, поэтому следите за чтением. Работа в группах: 1 группа: 1.Что добывали в горах (шахтах)? -Малахит-руду, лазаревку 2.Опишите молодого-неженатика? -Молодой, неженатый, в глазах зеленью отливать стало. 3.Опишите девку? -. Коса сиза-черная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь. Дивится парень на косу, а сам дальше примечает. Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо — на месте не посидит. Вперед наклонится, ровно у себя под ногами ищет, то опять назад откинется, на тот бок изогнется, на другой. На ноги вскочит, руками замашет, потом опять наклонится. Однем словом, артуть-девка. 2 группа 4.Что это за «девка»? -Хозяйка 5. Что поразила его в Хозяйке и почему? -Коса 6.Как звали парня? -Степан Петрович 3 группа 7.Что она просила его не раздавить? Чем они были удивительныы? -Свое войско ящерок 8.А почему она окружила его ящерками? 9.Что увидал Степан под ногами? -Руду медную 4 группа 10.Что Хозяйка попросила сделать Степана? -Передать приказчику, чтобы он убирался с Медной горы 11.Что она ему пообещала Степану, если он выполнит ее просьбу? -Выйти за него замуж 12.В кого превратилась Хозяйка? -В ящерку 13. Как в думаете какими качествами долен обладать человек, способный выполнить поручение Хозяйки медной горы? -Дома, закончив чтение вы узнаете смог ли Степан выполнить задание Хозяйки. | Коммуникативные УУД 1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. 4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль. |
VI. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. | Подведение итогов. – Продолжите, пожалуйста, предложения. Сегодня мы изучали…… Мы теперь знаем, как…. Мы умеем правильно…. Полученные знания нам помогут…. - Покажите мне ваше настроение после нашего урока. Хорошо. - А теперь выберите то предложение, которое имеет отношение лично к вам. Мне сегодня на уроке было всё понятно. У меня всё получалось. Я иногда испытывал затруднения при(в)……. Я доволен собой Я не совсем доволен собой Я совсем не доволен собой Вы все сегодня отлично работали. Спасибо за урок. | Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии самооценки и определять степень успешности работы. |