СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

П.Бажов "Хозяйка горы медной"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы для подготовки к уроку литературы в 5 классе. Соответствуют требованиям ФГОС. Материал поможет учителю в анализе произведения. 

Просмотр содержимого документа
«П.Бажов "Хозяйка горы медной"»

Урок № 68. Дата

5 класс

Тема: Бажов П.П.  «Медной горы хозяйка». Понятие сказа.

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели :

Метапредметные:

М/п: анализировать, обобщать, делать выводы, использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее), строить рассуждения.

Предметные:

ЛР: познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя Павла Петровича Бажова, с его сказом “Медной горы Хозяйка”, познакомить с понятием «сказ».

Оборудование: компьютерная презентация; раздаточный материал.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.



II. Этап мотивации.

Учащиеся записывают в тетрадь число, классная работа.

- На столах у вас лежат карточки – смайлики. Поднимите ту, которая отражает ваше настроение на уроке. Хорошо. И вас тоже рада видеть.


Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы.

ТОУУ


III. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии.


 Сегодняшний урок я начну со стихов С. Есенина.

Как бы я и хотел не любить,

Все равно не могу научиться,

И под этим дешевеньким ситцем

Ты мила мне, родимая выть.

Потому так и днями недавними

Уж не юные веют года…

Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда.

- Что воспевает автор в своих стихах? (Родину)

- А тут изображены чудесные места – это Урал.

- Посмотрите на иллюстрацию. Как вы думаете, какое произведение изображено? («Малахитовая шкатулка»)

- Теперь, я думаю, вы уже догадались о каком авторе, который тоже воспевал свою Родину, сегодня пойдет речь. (П. Бажов).

- Сформулируйте тему нашего урока.

- Какие цели мы можем поставить?


Знакомство с биографией. Выступление ученика.

- Ещё при жизни его называли добрым волшебником. У него была пушистая белая борода и живые, необыкновенно лучистые весёлые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали – это наш Бажов! Слово «наш» часто добавляли к имени писателя. Фамилия Бажов происходит от местного слова «бажить» – то есть ворожить, предвещать. У Бажова и прозвище уличное было Колдунков. Позже он будет подписывать им свои произведения.

    Павел Петрович не просто пересказал услышанное когда-то, он создал талантливые произведения, необычные по своему жанру – сказы. Долгие годы Бажов собирал Сказы, как камни в Малахитовую шкатулку, и поэтому самый полный сборник Сказов носит название «Малахитовая шкатулка», который увидел свет в 60-й день рождения Павла Петровича, 28 января 1939 года в Свердловске. Работал он по ночам, когда дом затихал. Писал, стоя за отцовской конторкой, самодельной ручки машинки. А когда совсем плохо стало с глазами, стал печатать на машинке, которую ему подарили писатели.


-В начале урока мы сказали, что познакомимся со сказателем Бажовым.

- К какому слову очень близко по звучанию и содержанию слово сказитель (сказка).

- Действительно они похожи.

- Ребята, а что такое сказка?

- Сказка – жанр русского народного или литературного творчества, рассказывающий о необыкновенных, вымышленных событиях, приключениях, героях.

- Посмотрите, “сказ” и “сказка” – очень близкие слова. Но есть между ними разница. Давайте выясним какая.

- Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды; для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора, т.е.

Сказ 

  • это повествование, ведущееся от лица рассказчика;

  • не имеет зачина;

  • имеет реальную основу.

           -Как вы думаете, чем отличается сказ и сказка?

           -Давайте запишем в тетрадь эти определения.

- Назовите отличительные черты.

Отличительные черты сказки:

Отличительные черты сказа:

Волшебные герои – добрые и злые

Нет рассказчика

Чтобы произошло волшебство, герою надо произнести заклинание

Не имеют реальной основы.

Герои – люди обыкновенные

Фольклорная первооснова

Присутствие рассказчика – человека из народа

Волшебство и таинственность – неотъемлемая часть повествования.


-Ребята, вы и раньше встречались со Сказом. Вспомните, пожалуйста, произведения – сказы.  Их, кстати, тоже написал Бажов.

- «Огневушка-поскакушка», «Каменный цветок», «Серебряное копытце», «Синюшкин колодец», «Чугунная бабушка», «Медной горы хозяйка».

- Рассмотрите на стр. 66-67 учебника иллюстрации, назовите сказы и что их объединяет.



Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока.





Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

2. Создавать модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать структуры и модели.




Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.







Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.










Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.


IV. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи.


Дети, кто-то оставил у нас по всему кабинету разноцветные лепесточки. Давайте их соберем (физминутка).

- А на них написаны странные слова. Давайте выясним, что это за слова.

Словарная работа.

Оба в горе робили- оба работали в шахте на руднике, добывали малахит-камень

Артуть-девка-девушка, подвижная как ртуть

Лопочет- говорит про себя

Одежа-одежда

Мудровать- зд. В значении пошутить

Даром глаза пялишь- просто так смотришь

Виду не оказывает - показывает

Обробеть – струсить

Наигрыш вести- заговаривать

Земли незнатко – невидно

Признал меня- узнал меня

Парню забедно стало – обидно

Я в горе роблю - работаю

Душному козлу – вонючему

Железную шапку ломать-

Изробленный- измученный

Воротились-вернулись

-Сегодня мы с вами начнем знакомиться с произведением П.П.Бажова «Медной горы хозяйка». В тексте вам будут встречаться эти слова и выражения.




Регулятивные УУД

Высказывать предположения на основе наблюдений.




Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.



V. Этап включения изученного в систему знаний.

Чтение текста у учебнике на стр. 54.

-Начинаем читать.  Я буду останавливать читающего и продолжать будет другой, поэтому следите за чтением.

Работа в группах:

1 группа:

1.Что добывали в горах (шахтах)?

-Малахит-руду, лазаревку

2.Опишите молодого-неженатика?

-Молодой, неженатый, в глазах зеленью отливать стало.

3.Опишите девку?

-. Коса сиза-черная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь. Дивится парень на косу, а сам дальше примечает. Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо — на месте не посидит. Вперед наклонится, ровно у себя под ногами ищет, то опять назад откинется, на тот бок изогнется, на другой. На ноги вскочит, руками замашет, потом опять наклонится. Однем словом, артуть-девка.

2 группа

4.Что это за «девка»?

-Хозяйка

          5. Что поразила его в Хозяйке и почему?

           -Коса

          6.Как звали парня?

-Степан Петрович

3 группа

7.Что она просила его не раздавить? Чем они были удивительныы?

-Свое войско ящерок

8.А почему она окружила его ящерками?

9.Что увидал Степан под ногами?

-Руду медную

4 группа

10.Что Хозяйка попросила сделать Степана?

-Передать приказчику, чтобы он убирался с Медной горы

11.Что она ему пообещала Степану, если он выполнит ее просьбу?

-Выйти за него замуж

12.В кого превратилась Хозяйка?

-В ящерку

13. Как в думаете какими качествами долен обладать человек, способный выполнить поручение Хозяйки медной горы?


-Дома, закончив чтение вы узнаете смог ли Степан выполнить задание Хозяйки.







Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

VI. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.


Подведение итогов.


– Продолжите, пожалуйста, предложения.

Сегодня мы изучали……

Мы теперь знаем, как….

Мы умеем правильно….

Полученные знания нам помогут….

- Покажите мне ваше настроение после нашего урока. Хорошо.


- А теперь выберите то предложение, которое имеет отношение лично к вам.

Мне сегодня на уроке было всё понятно.

У меня всё получалось.

Я иногда испытывал затруднения при(в)…….

Я доволен собой

Я не совсем доволен собой

Я совсем не доволен собой


Вы все сегодня отлично работали. Спасибо за урок.


Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии самооценки и определять степень успешности работы.

VII. Домашнее задание.

с. 53 – 65, читать, нарисовать самый запомнившийся эпизод, героев.




Приложение:

Биография Бажова (выступление ученика)

Павел Петрович Бажов (1879 – 1950) – известный советский писатель, фольклорист. Автор уральских сказов «Малахитовая шкатулка», за которые был награжден Сталинской премией 2-й степени.

Детство и юность

Родился Павел 15 (27) января 1879 года поблизости Екатеринбурга в семье рабочего. Детские годы в биографии Бажова прошли в небольшом городе – Полевском Свердловской области. Учился в заводской школе, где был одним из лучших учеников класса. После окончания духовного училища в Екатеринбурге, поступил в духовную семинарию Перми. Завершив учебу в 1899 году, стал работать учителем русского языка.

Стоит кратко отметить, что женой Павла Бажова стала его ученица Валентина Иваницкая. В браке у них родилось четверо детей.

Начало творческого пути

Первая писательская деятельность Павла Петровича Бажова пришлась на годы Гражданской войны. Именно тогда он стал работать журналистом, позже увлекся историй Урала. Однако больше биография Павла Бажова известна как фольклориста.

Первая книга с Уральскими очерками под названием «Уральские были» была опубликована в 1924 году. А первый сказ Павла Петровича Бажова вышел в 1936 году («Девка Азовка»). В основном все сказы, пересказанные и записанные писателем, были фольклорными.

Главное произведение писателя

Выход книги Бажова «Малахитовая шкатулка» (1939) во многом определил судьбу писателя. Эта книга принесла писателю мировую известность. Талант Бажова как нельзя лучше проявился в сказах данной книги, которую он постоянно пополнял. «Малахитовая шкатулка» – это сборник фольклорных рассказов для детей и взрослых о жизни и быте на Урале, о красоте природы уральской земли.

В «Малахитовой шкатулке» содержится много мифологических персонажей, например: Хозяйка Медной горы, Великий Полоз, Данила-мастер, бабка Синюшка, Огневушка-поскакушка и другие.

В 1943 году благодаря этой книге получил Сталинскую премию. А в 1944 году был награжден орденом Ленина за плодотворное творчество.

Павел Бажов создал множество произведений, на основе которых были поставлены балеты, оперы, спектакли, сняты фильмы и мультфильмы.

Смерть и наследие

Жизнь писателя оборвалась 3 декабря 1950 года. Писатель был похоронен в Свердловске на Ивановском кладбище.

В родном городе писателя, в доме, где он жил, открыт музей. Имя писателя носит народный фестиваль в Челябинской области, ежегодная премия, вручаемая в Екатеринбурге. Павлу Бажову установлены памятные монументы в Свердловске, Полевском и других городах. Также именем писателя названы улицы во многих городах бывшего СССР.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!