СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

П. И. Чайковский опера "Евгений Онегин" Письмо Татьяны к Онегину

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

О произведении П. И. Чайковского "Евгений Онегин". Мир Татьяны Лариной (образ через письмо)

Просмотр содержимого документа
«П. И. Чайковский опера "Евгений Онегин" Письмо Татьяны к Онегину»

П. И. Чайковский  А. С. Пушкин Опера

П. И. Чайковский А. С. Пушкин

Опера "Евгений Онегин".

А.С. Пушкин – великий поэт и писатель 19 века. Он обогатил русскую литературу множеством замечательных произведений. Одно из них – роман «Евгений Онегин». А.С. Пушкин работал над романом много лет, это было самое любимое его произведение. Белинский назвал его «энциклопедией русской жизни», так как в нем как в зеркале отразилась вся жизнь русского дворянства той эпохи. Несмотря на то, что роман назван «Евгений Онегин», система персонажей организованна в нём таким образом, что не меньшее , если не большее значение приобретает образ Татьяны Лариной. Но Татьяна не просто главная героиня романа, она ещё и любимая героиня А.С. Пушкина, которую поэт называет «милым идеалом».

А.С. Пушкин – великий поэт и писатель 19 века. Он обогатил русскую литературу множеством замечательных произведений.

Одно из них – роман «Евгений Онегин». А.С. Пушкин работал над романом много лет, это было самое любимое его произведение.

Белинский назвал его «энциклопедией русской жизни»,

так как в нем как в зеркале отразилась вся жизнь русского дворянства той эпохи.

Несмотря на то, что роман назван «Евгений Онегин», система персонажей организованна в нём таким образом, что не меньшее , если не большее значение приобретает образ Татьяны Лариной.

Но Татьяна не просто главная героиня романа, она ещё и любимая героиня А.С. Пушкина, которую поэт называет «милым идеалом».

Сегодня на уроке мы раскроем:  1 Силу искренности образа Татьяны Лариной в опере П. Чайковского «Евгений Онегин».  2 Воплощение психологического портрета героини в Сцене письма. Но прежде чем мы обратимся к музыке, Давайте посмотрим литературный образ главной героине Татьяны Лариной.  В этом нам помогут четверостишия из произведения А. С. Пушкина

Сегодня на уроке мы раскроем:

1 Силу искренности образа Татьяны Лариной в опере П. Чайковского

«Евгений Онегин».

2 Воплощение психологического портрета героини в Сцене письма.

Но прежде чем мы обратимся к музыке,

Давайте посмотрим литературный образ

главной героине Татьяны Лариной.

В этом нам помогут четверостишия из произведения А. С. Пушкина

5 Татьяна (русская душою, Сама не зная почему) С её холодною красою Любила русскую зиму. 1 Ни красотой сестры своей, Ни свежестью её румяной Не привлекла б она очей. 2 6 Дика, печальна, молчалива, Она любила на балконе Как лань лесная боязлива, Предупреждать зари восход, Когда на бледном небосклоне Она в семье своей родной Звёзд исчезает хоровод… Казалась девочкой чужой. … при отуманенной луне… 3 Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала; Про вести города, про моды Беседы с нею не вела. 7 Пора пришла, она влюбилась. Так в землю павшее зерно Весны огнём оживлено. 4 Ей рано нравились романы, Они ей заменяли всё, Она влюблялась в обманы И Ричардсона и Руссо.

5

Татьяна (русская душою, Сама не зная почему)

С её холодною красою

Любила русскую зиму.

1

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью её румяной

Не привлекла б она очей.

2

6

Дика, печальна, молчалива,

Она любила на балконе

Как лань лесная боязлива,

Предупреждать зари восход,

Когда на бледном небосклоне

Она в семье своей родной

Звёзд исчезает хоровод…

Казалась девочкой чужой.

при отуманенной луне…

3

Но куклы даже в эти годы

Татьяна в руки не брала;

Про вести города, про моды

Беседы с нею не вела.

7

Пора пришла, она влюбилась.

Так в землю павшее зерно

Весны огнём оживлено.

4

Ей рано нравились романы,

Они ей заменяли всё,

Она влюблялась в обманы

И Ричардсона и Руссо.

8 Простите, мирные долины, И вы, знакомых гор вершины, И вы, знакомые леса; Прости весёлая природа… 11 Она сидела у стола С блестящей Ниной Воронскою, Сей клеопатрою Невы; И верно б согласились вы, Что Нина мраморной красою Затмить соседку не смогла, Хоть ослепительна была. 9 Татьяна любит не шутя И предается, безусловно Любви, как милое дитя. 12 Но я другому отдана И буду век ему верна. 10 За что ж виновная Татьяна? За то ль, что в милой простоте Она не ведает обмана И верит избранной мечте. 10 Ей душно здесь…она мечтой Стремится к жизни полевой.

8

Простите, мирные долины,

И вы, знакомых гор вершины,

И вы, знакомые леса;

Прости весёлая природа…

11

Она сидела у стола

С блестящей Ниной Воронскою,

Сей клеопатрою Невы;

И верно б согласились вы,

Что Нина мраморной красою

Затмить соседку не смогла,

Хоть ослепительна была.

9

Татьяна любит не шутя

И предается, безусловно

Любви, как милое дитя.

12

Но я другому отдана

И буду век ему верна.

10

За что ж виновная Татьяна?

За то ль, что в милой простоте

Она не ведает обмана

И верит избранной мечте.

10

Ей душно здесь…она мечтой

Стремится к жизни полевой.

Пускай погибну я, но прежде Я в ослепительной надежде Блаженство темное зову, Я негу жизни узнаю! Я пью волшебный яд желаний! Меня преследуют мечты! Везде, везде передо мной Мой искуситель роковой! Везде, везде, он предо мною! (Быстро пишет, но тотчас же рвет написанное) Нет, все не то! Начну сначала! Ах, что со мной! я вся горю! Не знаю, как начать... (Задумывается, потом снова начинает писать.)

Пускай погибну я, но прежде

Я в ослепительной надежде

Блаженство темное зову,

Я негу жизни узнаю!

Я пью волшебный яд желаний!

Меня преследуют мечты!

Везде, везде передо мной

Мой искуситель роковой!

Везде, везде, он предо мною!

(Быстро пишет, но тотчас же рвет написанное)

Нет, все не то! Начну сначала!

Ах, что со мной! я вся горю!

Не знаю, как начать...

(Задумывается, потом снова начинает писать.)

Я к вам пишу – чего же боле? Что я могу еще сказать? Теперь, я знаю, в вашей воле Меня презреньем наказать. Но вы, к моей несчастной доле Хоть каплю жалости храня, Вы не оставите меня. Сначала я молчать хотела; Поверьте: моего стыда Вы не узнали б никогда, Когда б надежду я имела Хоть редко, хоть в неделю раз В деревне нашей видеть вас, Чтоб только слышать ваши речи, Вам слово молвить, и потом Все думать, думать об одном И день и ночь до новой встречи. Но, говорят, вы нелюдим; В глуши, в деревне всё вам скучно, А мы… ничем мы не блестим, Хоть вам и рады простодушно.

Я к вам пишу – чего же боле?

Что я могу еще сказать?

Теперь, я знаю, в вашей воле

Меня презреньем наказать.

Но вы, к моей несчастной доле

Хоть каплю жалости храня,

Вы не оставите меня.

Сначала я молчать хотела;

Поверьте: моего стыда

Вы не узнали б никогда,

Когда б надежду я имела

Хоть редко, хоть в неделю раз

В деревне нашей видеть вас,

Чтоб только слышать ваши речи,

Вам слово молвить, и потом

Все думать, думать об одном

И день и ночь до новой встречи.

Но, говорят, вы нелюдим;

В глуши, в деревне всё вам скучно,

А мы… ничем мы не блестим,

Хоть вам и рады простодушно.

Зачем вы посетили нас? В глуши забытого селенья Я никогда не знала б вас, Не знала б горького мученья. Души неопытной волненья Смирив со временем (как знать?), По сердцу я нашла бы друга, Была бы верная супруга И добродетельная мать. Другой!.. Нет, никому на свете Не отдала бы сердца я! То в вышнем суждено совете… То воля неба: я твоя; Вся жизнь моя была залогом Свиданья верного с тобой; Я знаю, ты мне послан богом, До гроба ты хранитель мой… Ты в сновиденьях мне являлся, Незримый, ты мне был уж мил, Твой чудный взгляд меня томил, В душе твой голос раздавался Давно… нет, это был не сон!

Зачем вы посетили нас?

В глуши забытого селенья

Я никогда не знала б вас,

Не знала б горького мученья.

Души неопытной волненья

Смирив со временем (как знать?),

По сердцу я нашла бы друга,

Была бы верная супруга

И добродетельная мать.

Другой!.. Нет, никому на свете

Не отдала бы сердца я!

То в вышнем суждено совете…

То воля неба: я твоя;

Вся жизнь моя была залогом

Свиданья верного с тобой;

Я знаю, ты мне послан богом,

До гроба ты хранитель мой…

Ты в сновиденьях мне являлся,

Незримый, ты мне был уж мил,

Твой чудный взгляд меня томил,

В душе твой голос раздавался

Давно… нет, это был не сон!

Ты чуть вошел, я вмиг узнала, Вся обомлела, запылала И в мыслях молвила: вот он! Не правда ль? Я тебя слыхала: Ты говорил со мной в тиши, Когда я бедным помогала Или молитвой услаждала Тоску волнуемой души? И в это самое мгновенье Не ты ли, милое виденье, В прозрачной темноте мелькнул, Приникнул тихо к изголовью? Не ты ль, с отрадой и любовью, Слова надежды мне шепнул? Кто ты, мой ангел ли хранитель, Или коварный искуситель: Мои сомненья разреши.

Ты чуть вошел, я вмиг узнала,

Вся обомлела, запылала

И в мыслях молвила: вот он!

Не правда ль? Я тебя слыхала:

Ты говорил со мной в тиши,

Когда я бедным помогала

Или молитвой услаждала

Тоску волнуемой души?

И в это самое мгновенье

Не ты ли, милое виденье,

В прозрачной темноте мелькнул,

Приникнул тихо к изголовью?

Не ты ль, с отрадой и любовью,

Слова надежды мне шепнул?

Кто ты, мой ангел ли хранитель,

Или коварный искуситель:

Мои сомненья разреши.

Быть может, это все пустое, Обман неопытной души! И суждено совсем иное… Но так и быть! Судьбу мою Отныне я тебе вручаю, Перед тобою слезы лью, Твоей защиты умоляю… Вообрази: я здесь одна, Никто меня не понимает, Рассудок мой изнемогает, И молча гибнуть я должна. Я жду тебя: единым взором Надежды сердца оживи Иль сон тяжелый перерви, Увы, заслуженным укором! Кончаю! Страшно перечесть… Стыдом и страхом замираю… Но мне порукой ваша честь, И смело ей себя вверяю…

Быть может, это все пустое,

Обман неопытной души!

И суждено совсем иное…

Но так и быть! Судьбу мою

Отныне я тебе вручаю,

Перед тобою слезы лью,

Твоей защиты умоляю…

Вообрази: я здесь одна,

Никто меня не понимает,

Рассудок мой изнемогает,

И молча гибнуть я должна.

Я жду тебя: единым взором

Надежды сердца оживи

Иль сон тяжелый перерви,

Увы, заслуженным укором!

Кончаю! Страшно перечесть…

Стыдом и страхом замираю…

Но мне порукой ваша честь,

И смело ей себя вверяю…

Действие 1. Картина 2. Сцена письма Татьяны  Сцена письма Татьяны – центральная лирическая кульминация второй картины оперы (даже по времени это самая большая сцена в опере). Татьяна отсылает няню, чтобы остаться одной. Кантилена «Пускай погибну я»  предшествует сцене письма: «Я к вам пишу». Рука скользит по бумаге. Но написанное не нравится Татьяне. Первый раздел завершается кратким взволнованным речитативом:  «Нет, все не то! Начну сначала». Кантилена (итал. cantilena «песенка» от лат. cantilena «пение») — широкая, свободно льющаяся напевная музыка как вокальная, так и инструментальная. Кроме того, термин также обозначает напевность самой музыки или манеры её исполнения, способность певческого голоса к напевному исполнению мелодии. Оба эти значения восходят к названию средневекового музыкально-поэтического жанра.

Действие 1. Картина 2. Сцена письма Татьяны

Сцена письма Татьяны – центральная лирическая кульминация второй картины оперы (даже по времени это самая большая сцена в опере). Татьяна отсылает няню, чтобы остаться одной.

Кантилена «Пускай погибну я» предшествует сцене письма:

«Я к вам пишу».

Рука скользит по бумаге.

Но написанное не нравится Татьяне.

Первый раздел завершается кратким взволнованным речитативом:

«Нет, все не то! Начну сначала».

Кантилена (итал. cantilena «песенка» от лат. cantilena «пение») — широкая, свободно льющаяся напевная музыка как вокальная, так и инструментальная. Кроме того, термин также обозначает напевность самой музыки или манеры её исполнения, способность певческого голоса к напевному исполнению мелодии. Оба эти значения восходят к названию средневекового музыкально-поэтического жанра.

 Она начинает заново. На фоне взволнованного звучания оркестра Татьяна поет: «Я к вам пишу, чего же боле?». Чередуя почти речевые по краткости интонации с певучими лирическими фразами , Чайковский создает продолжительный речитатив , в котором по мере развития мысли смелые и решительные интонации постепенно уступают место унынию и нежному сетованию на судьбу, неожиданно столкнувшую Татьяну с Онегиным («Зачем вы посетили нас?»). Речитати́в — вокальная музыкальная форма, не выдержанная в строгой метрической сетке, род певучей декламации. Воспроизводит ритмический и интонационный рисунок естественной речи. Текстовой основной речитатива может быть как поэзия, так и проза. Виды речитатива: сухой (secco) и аккомпанированный (accompagnato); размеренный (a tempo); певучий (то же, что ариозо). Оркестровый аккомпанемент великолепно передает тревожную нерешительность.

Она начинает заново. На фоне взволнованного звучания оркестра Татьяна поет: «Я к вам пишу, чего же боле?».

Чередуя почти речевые по краткости интонации с певучими лирическими фразами , Чайковский создает продолжительный речитатив , в котором по мере развития мысли смелые и решительные интонации постепенно уступают место унынию и нежному сетованию на судьбу, неожиданно столкнувшую Татьяну с Онегиным («Зачем вы посетили нас?»).

Речитати́в — вокальная музыкальная форма, не выдержанная в строгой метрической сетке, род певучей декламации. Воспроизводит ритмический и интонационный рисунок естественной речи. Текстовой основной речитатива может быть как поэзия, так и проза.

Виды речитатива:

сухой (secco) и аккомпанированный (accompagnato);

размеренный (a tempo);

певучий (то же, что ариозо).

Оркестровый аккомпанемент великолепно передает тревожную нерешительность.

Со слов «Нет, никому на свете» начинается третий раздел сцены. Здесь возникает полное единство голоса и оркестра на основе постоянного обмена музыкальными фразами. Темы, в каком-то смысле однородные, возникают одна из другой, будто вырастают, как растет эмоциональное возбуждение Татьяны. Кульминация сцены захватывает. Кода сцены письма (прошла ночь, «Кончаю, страшно перечесть») непосредственно переходит в сцену рассвета. Ко́да (итал. coda — «хвост, конец, шлейф») в музыке — дополнительный раздел, возможный в конце музыкального произведения и не принимающийся в расчёт при определении его строения; пассаж заключительной части произведения.

Со слов «Нет, никому на свете» начинается третий раздел сцены.

Здесь возникает полное единство голоса и оркестра на основе постоянного обмена музыкальными фразами.

Темы, в каком-то смысле однородные, возникают одна из другой, будто вырастают, как растет эмоциональное возбуждение Татьяны. Кульминация сцены захватывает.

Кода сцены письма (прошла ночь, «Кончаю, страшно перечесть») непосредственно переходит в сцену рассвета.

Ко́да (итал. coda — «хвост, конец, шлейф») в музыке — дополнительный раздел, возможный в конце музыкального произведения и не принимающийся в расчёт при определении его строения; пассаж заключительной части произведения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!