СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

П.Р.-Билет в будущее Лаб. хим-анализа

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«П.Р.-Билет в будущее Лаб. хим-анализа»













ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОБЫ

в рамках проекта ранней профессиональной ориентации учащихся 6-11 классов общеобразовательных организаций

«Билет в будущее»

















Сафоново, 2022




Лаборант химического анализа


  1. Паспорт программы профессиональной пробы

Профессиональная среда: умная

Наименование профессионального направления: лаборант

химического анализа

Автор программы: Бовтунова Татьяна Николаевна, преподаватель Сафоновского филиала ОГБПОУ СмолАПО

Контактыавтора:Смоленская обл., г. Сафоново, [email protected],

8-910-720-48-88.

Вид

Формат проведения

Время проведения

Возрастнаякатегория

Доступность для участников с ОВЗ

Базовый

Очный

90 минут

10-11классы

Нарушение слуха:

- глухие

-слабослышащие


  1. Содержание программы

Введение(5/10мин)

    1. Краткое описание профессионального направления

Работа лаборанта химического анализа является основой качества производимой продукции в любой отрасли народного хозяйства. Химический анализ сырья необходим для контроля за соответствием продуктов технологического процесса и готовой продукции существующим нормативам.

Лаборант химического анализа по сути обеспечивает контроль промышленного процесса и получение изделий с заданными свойствами.

Помимо стандартных в обязанности лаборанта могут входить калибровка инструментов, выдувание стекла, замораживание тканей, ведение дозиметрического контроля, пайка и просеивание.

2. Место и перспективы профессионального направления в современной экономике региона, страны, мира

Люди, имеющие специальность лаборант химического анализа, устраиваются в таких организациях и сферах, как:
химические и нефтехимические производства;
научно-исследовательские институты и различные лаборатории;
предприятия машиностроительной, а также радиотехнической промышленности; научно-исследовательские институты и лаборатории, занимающиеся проблемами технической и промышленной биологии, витаминологии и т.п.

Специалисты этой профессии могут специализироваться в конкретных сферах практической и исследовательской деятельности, специализироваться на различных производствах и т.п. Карьерный рост внутри профессии возможен путем повышения разряда квалификации со 2 по 5. Следующая ступень карьерного роста – должность заведующего лабораторией.
Родственные профессии: лаборант медицинского анализа, лаборант химико-бактериологического анализа.

3. Необходимые навыки и знания для овладения профессией.

Современный уровень развития техники вызывает необходимость создания новых технологий и материалов, обладающих особыми, не присущими природным материалам свойствами,такчто лаборанту химического анализанеобходимо всегда быть в курсе актуальных новинок выполнения исследований в соответствии с требованиями стандартов и технических условий. Объем и сложность выполняемых исследований зависит от характера поставленных работодателем задач.

Специалист должен уметь:

- выполнять совместно с технологическим персоналом отбор проб газов, жидких и твердых веществ;

- приготавливать средние пробы для анализа;

- устанавливать и проверять несложные титры;

- проводить анализ нефти и нефтепродуктов по определению физико-химических свойств, фракционного состава, содержания веществ и элементов;

-проводить анализ воды по определению плотности, щелочности, химического состава и механических примесей;

- проводить анализ микроклимата воздушной среды рабочей зоны.

Специалист должен знать:

- требования производственной инструкции лаборанта химического анализа;

-правила отбора проб газообразных, жидких и твердых веществ;

- правила мытья химической посуды, пробоотборников, тары;

- требования нормативных документов к маркировке проб;

-основные источники опасностей и способы защиты при отборе проб;
- основы организации труда, правила внутреннего трудового распорядка,правила и нормы охраны труда;

- приемы оказания первой помощи пострадавшим на производстве.

  1. 1-2 интересных факта о профессиональном направлении.
    Первые лаборанты появились еще в Средневековье. Ученики и помощники преподавателей готовили аудитории университетов к занятиям: раскладывали инструменты, материалы для исследования. После занятия проводили уборку.
    Некоторые историки считают, что у античных философов были ученики, помогающие им в научных экспериментах, и история профессии на самом деле гораздо внушительнее.
    В 20 веке, благодаря активному развитию технологий, профессия лаборанта химического анализа стала повсеместно и широко востребованной. Рабочие задачи лаборанта усложнились: из помощника научного сотрудника он стал самостоятельным специалистом, вносящим существенный вклад в развитие предприятия.

5. Связь профессиональной пробы с реальной деятельностью.

Работа лаборанта химического анализа является основой качества производимой продукции во многих отраслях промышленности. Химический анализ необходим для контроля соответствия свойств входного сырья, промежуточных продуктов технологического процесса и готовой продукции существующим нормативам.

Постановка задачи (5мин)

1. Постановка цели и задачи в рамках пробы.

Цель в рамках профессиональной пробы "Лаборант химического анализа": формирование навыков выполнения исследований в соответствии с требованиями стандартов и технических условий.
Задачи:

1.Составить и реализовать алгоритм выполнения экспериментального задания в соответствии с нормативным документом.
2. Подготовить оборудование к работе.
3.Определить заданный параметр.
4. Провести эксперимент.

2. Демонстрация итогового результата, продукта.

Выполнение задания(55мин)

  1. Подробная инструкция по выполнению задания.

На основании данных, предложенных наставником, осуществить определение общей жесткости воды по следующему алгоритму:

- Отмерить мерной колбой 100 мл исследуемой воды.

- Перенести воду количественно в коническую колбу.

- Добавить к воде 5 мл буферной смеси, затем 7-8 капель спиртового раствора индикатора или щепотку его смеси с NaCl.

- Перемешать раствор.

- Оттитровать 0, 0500 н. раствором трилона Б до перехода окраски раствора из фиолетовой в синюю с зеленоватым оттенком.

- Вычислить общую жесткость по формуле.

- Сравнить полученный результат с таблицей "Жесткость воды" по районам Смоленской области.

2.Рекомендации для наставника по организации процесса выполнения задания

-организовать оборудованное рабочее место;
-ознакомить с техникой безопасности на рабочем месте;
-объяснить задание (поставить цель);
-проконтролировать процесс выполнения задания;
-соблюдая технику безопасности, дать инструктаж участнику и последовательно объяснять, что нужно делать, пристально следя за всеми действиями участника;
-показать на примере целесообразность метода определения общей жесткости воды.

Контроль, оценка и рефлексия(20 мин)

1.Критерии успешного выполнения задания:

Для фиксирования результатов прохождения профессиональной пробы рекомендуется использовать следующие показатели и критерии.

Таблица 1 - Учета результатов прохождения профессиональной пробы

Критерии

Показатели




Оценка выполненных заданий пробы




задание не выполнено


задание выполнено формально, интереса к деятельности не возникло



задание выполнено с интересом к деятельности

задание выполнено с повышенным интересом к деятельности, возникло желание к продолжению данной деятельности

Оценка сформированности отношения к профессиональной области выполнения действий


сформировано негативное отношение


отношение не сформировано


проявляются признаки интереса к профессиональной области


проявляется устойчивый интерес к профессиональной области

Оценка сформированности профессионально важных качеств в процессе выполнения профессиональной

пробы




качество никак не проявлено


качество проявляется в отдельных ситуациях,не являясь значимым



качество проявляется в отдельных ситуациях



качество проявляется устойчиво, является значимым для личности


2.Рекомендации для наставника по контролю результата, процедуре оценки

Критерии выполнения задания по определению общей жесткости воды.

Оценочный лист

Качество выполненной работы

Да

Нет

Правильность выбора метода определения общей жесткости воды



Правильность заполнения бюретки



Правильность применения индикатора



Правильность применения трилона Б



Правильность выполнения установки точки эквивалентности



Правильность применения формулы для расчёта общей жесткости воды




В процессе прохождения профессиональной пробы и выполнения практических заданий, обучающиеся могут быть оценены по критериям, учитывающим требования общих компетенций, характеризующих лаборанта химического анализа. С учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности участников профессиональных проб имеет смысл оценивать их по несколько отличным друг от друга показателям.

Критерии

Показатели

Ценное отношение в труду в целом и к химическому анализу

имеет четкие представления о сферах трудовой деятельности, основах химического анализа, условиях построения успешной карьеры

Осознание необходимости эффективного проведения химического анализа для благополучного выпуска продукции

интересуется вопросами успешного развития химической отрасли, ведение химического анализа, знает учебные заведения, где учат химии и химическом анализу

Самостоятельность, самооценка и самоорганизованность

стремится быть самостоятельным в больших и малых вопросах, осознает свои действия, планирует время, предполагает дальнейшее свое развитие и обучение

Организационное творчество, инициативность в решении проблем

знаком с приемами творческой организации процесса, инициативен, старается видеть альтернативу в решении проблем

Стремление к личностному росту и развитию лидерских качеств

имеет представление о путях достижения успеха, профессиональной карьеры, качествах необходимых деловому человеку, помогающих развить своё дело эффективно

Ответственность за решения

проявляет ответственное отношение с делам и поступкам

Состязательность

понимает за счёт качеств можно побеждать в деле


3.Вопросы для рефлексии учащихся. Использую ПОПС - формулу, выскажите своё мнение о том, была ли достигнута поставленная цель, выполнены ли задачи.


3.Инфраструктурный лист


Наименование

Рекомендуемые технические характеристики с необходимыми примечаниями

Количество

На группу/на1 чел.

Столы лабораторные с химически стойким покрытием

На 2 рабочих места

12

На группу

Стол - мойка с глубокой раковиной и высоким смесителем


3

На группу

Стол для весов антивибрационный


2

На группу

Весы электронные с погрешностью взвешивания не более 0,0002г.


2

На группу

Шкаф вытяжной с освещением


2

На группу

Технологическая подставка под реактивы и посуду


3

На группу

Колбы конические 250 см3


1

На чел.

Беретки 1-2-25 ГОСТ 29251


1

На чел.

Пипетки по ГОСТ 29227


1

На чел.

Колбы мерные по ГОСТ 1070-74, вместимость 100 см3


1

На чел.




4.Приложение и дополнения.


Ссылка

Комментарий

https://www.profguide.io/professions/laborant_him_analiza.html

Профессия лаборант химического анализа: описание, плюсы, минусы, где получить.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!