Начало урока 5 мин. | I. Организационный момент. Эмоциональный настрой. Просмотр видеоролика о ценности времени. Напомнить ученикам о тайм-менеджменте. II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. Рассказать пословицы и поговорки о реке( опережающее ДЗ) Ручьи сольются — реки, люди соединятся — сила. Красна река берегами. Река с ручейка начинается. Река не море, тоска не горе. Знакомство с темой урока и постановка целей и задач. Критерии урока: Определяет основную мысль текста, выявляя авторскую позицию; пишет творческие работы (в том числе на литературные темы); выбирает определенную роль и речевое поведение в соответствии с установкой, с использованием эпитетов, сравнений, фразеологизмов, олицетворений и метафор; использует причастные обороты и заменяет их синонимичными конструкциями. | Прогнозирование учащимися темы урока. Дескрипторы: Определяет основную мысль текста; Выявляет авторскую позицию; Пишет творческую работу; Выбирает определенную роль и речевое поведение в соответствии с установкой; Использует изобразительные средства; Использует причастные обороты и Заменяет их синонимичными конструкциями. | Учебник. Часть 2 Интернет | ФО Оценивание учителем(от 1-3б) |
Середина урока 15 мин. | III. Изучение нового материала Вступительное слово учителя: Сегодня мы отправимся с вами в путешествие по реке «Иртыш». Река «Иртыш», как нам известно проходит через Евразию (объединяет Россию и Казахстан). Павел Николаевич Васильев…..Какой он? Как вы думаете? Васильев – поэт или прозаик? Что нужно знать о нём, чтобы ответить на эти вопросы.(Биография поэта) Предтекстовая словарная работа ( в тетрадях записать незнакомые слова) Тугой – қатты керілген, тартып байланған шатучие – т.е. подвижные забот не точат – заботы не беспокоят чалка – канат, трос для речного судна, лодки приречные станицы – казачьи селения у реки дородных – больших, крупных трюм – внутреннее помещение корабля скиталец – здесь: путешественник досужие – свободные от дела Реабилитация – восстановление прежней хорошей репутации, в прежних правах. (Отрабатываем произношение) Чтение наизусть стихотворения П.Н.Васильева «Иртыш». IV. Освоение изученного материала.(конверты с сюрпризом) Работа в группах. Для всех групп Анализ стихотворения: 1)Основная мысль стихотворения 2) Найти изобразительные средства Для чего поэт использует изобразиельные средства, что он хочет выразить с помощью них?(гордость и восхищение,любовь к Родине). Привитие ценностей(бережное отношение к природным ресурсам) Ребята посмотрите на картинки , таким был Иртыш во времена П.Васильева ,таким видели Иртыш видные деятели казахского народа Шакарим,Абай,М.Ауэзов. Что я хочу сказать, люди приходят и уходят а река остается. Кто из вас видел современный Иртыш? Все, что является великим – человеческая жизнь, река, событие, путь, творение – всегда привлекает людей. Река Иртыш… Это поистине великая река, поэтому образ Иртыша так притягателен для многих писателей и поэтов, чья судьба связана с судьбой этой легендарной реки. Чем притягателен Иртыш? Прежде всего своей силой: Также воды Иртыша притягательны тем, что они могут очистить душу человека, смыв все злое: Вхожу в Иртыш И поднимаю руки, И открываю душу для воды… А волны бьют, С души смывая злое. И в радость превращается беда. И мне дает Магическое слово Светящаяся, добрая вода (На доске рисунок) Какая связь между рисунком и темой урока? Знаете ли вы, что Ишим- это приток Иртыша и вся Астана пьет воду из нее? Всегда ли мы бережно относимся к воде? Сможем ли мы оставить потомкам наши реки полными и многоводными? Ребята, поэт выразил свою любовь к родине через стихотворение, а как вы выражаете любовь к своей земле, к ее лесам, рекам? Что значит для вас бережное отношение к своей земле и ее ресурсам? V. Закрепление изученного материала Практическая работа (замените, где возможно словосочетания синонимичными конструкциями) 1. Поэт 2. Родился в Казахстане 3. Восхищался природой края 4. Соединил в своей поэзии два мира, две культуры 5. свободно владел казахским языком 6. Знал обычаи и традиции казахского народа. 7. Сочетались и проникали в друг друга русское и казахское начала. Творческая работа( под шум реки) Задания для первой группы:синквейн Задания для второй группы:акростих 3группа: Памятка «Берегите воду» | Уч-ся подготовили дополнительный материал про жизнь и творчество П.Н.Васильева Записывают в тетради новые слова. Выразительно читают текст наизусть. Отвечают на вопросы, находят изобразительные средства,определяют основную мысль текста. Ученики называют связь между рисунком и уроком, делают соответствующие выводы. Ученики отвечают: любовь к родине должна выражаться не только на словах. используют причастные обороты и заменяют их синонимичными конструкциями Пишут творческие работы в соответствии с установкой, с использованием эпитетов, сравнений, фразеологизмов, олицетворений и метафор; Создают постер по критериям: 1.Информативность 2краткость 3.эстетичность 4. использование изобразительных средств. причастий 5.использование причастий | . | ФО Смайлы. Все отлично Хорошо, но можно было лучше Надо стараться Взаимооценивание Взаимооценивание За каждый критерий-1б(макс-5) |
Конец урока 5 мин. | VI. Итог урока. Все, что является великим – человеческая жизнь, река, событие, путь, творение – всегда привлекает людей. Река Иртыш… Это поистине великая река, поэтому образ Иртыша так притягателен для многих писателей и поэтов, чья судьба связана с судьбой этой легендарной реки. Моя судьба тоже тесно связана с этой рекой……… Давайте споем песню об Иртыше на нашем родном языке | Учащиеся заполняют аквариум, если урок был плодотворным. Расплескивают капли воды вокруг, если не поняли тему. | | Рефлексия Приём «аквариум» Этот урок был плодотворным, я не потратил напрасно дорогое время. Японял, что... Я свою капельку труда внес в этот урок, поэтому прикреплю свой смайлик на аквариуми заполню его. Я не совсем понял тему, потратил свое время не рационально …..мой смайлик вне аквариума |