СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Падеж имён существительных (склонение имён существительных)»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Падеж имён существительных (склонение имён существительных)»»

Конспект урока по русскому языку в 3 классе.

Тема урока: «Падеж имён существительных (склонение имён существительных)».


Тип урока:  урок обобщения и систематизации знаний.

Цель: способствовать формированию умения определять падеж имён сущест­вительных.

Задачи:

Личностные результаты:

- развивать познавательный интерес, учебную мотивацию;

- формировать нравственно-эмоциальную отзывчивость на основе способности к восприятию чувств других людей;

- формировать умение оценивать себя и других учеников;

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- формировать умение планировать, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность;

- уметь высказывать свое мнение;

Познавательные УУД:

- развивать готовность к принятию и решению учебных задач;

- ориентироваться в своей системе знаний;

- формировать умение находить ответы на вопросы, используя учебные материалы;

- развивать мыслительную деятельность;


Коммуникативные УУД:

- формировать умение оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;

- развивать умение договариваться, находить общее решение при работе в группах;

- формировать способность сохранять доброжелательные отношения друг к другу;

Предметные результаты:

- формировать умение различать падежи по вопросам и предлогам;

- формировать умение составлять алгоритм действий при определении падежей имен существительных;

- применять правило проверки пропущенной орфограммы в словах;

- закрепить умение склонять имена существительные по вопросам и опорным словам;

- закрепить умение определять род имен существительных.

Оборудование:

- УМК «Школа России», учебник «Русский язык», 3 класс, 2 часть;

- электронная презентация;

- компьютер, проектор, экран;

- памятки для коллективной работы;

- карточки с текстом для групповой работы;

- карточки с алгоритмом определения падежей имен существительных;


Ход урока

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. (Слайд 1)

- Ребята, сегодня у нас на уроке много гостей. Давайте поздороваемся с ними.

- Начать наш урок я хотела бы с пословицы: «Каждый день жизнь прибавляет частицу мудрости»

- Как вы ее понимаете? ( Мы узнаем что-то новое)

Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем.

II. Актуализация опорных знаний и способов действий. Минутка чистописания.

- Посмотрите на доску. Какое слово рассыпалось на слоги? (КОМ НА ТА)

- Соберите слово.

- Что необычного в этом слове? (Оно является словарным. В этом слове есть непроверяемая гласная, которую нужно запомнить)

- Открываем тетради записываем число, месяц, классная работа. Не забываем за правильную посадку. (Слайд 2)

- Запишите буквосочетание ОМ и слово КОМНАТА в своих тетрадях каллиграфически.

- А сейчас вспомним, что мы проходили на предыдущем уроке. (Задания на платформе учи.ру) (Слайд 3)

- Вы уже много знаете об имени существительном, но сегодня мы с вами дополним знания об имени существительном, познакомимся с очень интересным явлением в русском языке.

- А поможет нам такое упражнение.

- Прочитайте запись на доске:  Друг - это человек, который всё поймёт и поможет. Друга не забудешь через годы. Другу доверишь любую тайну. Я уважаю своего друга. Я горжусь другом. Многие мечтают о настоящем друге. (Слайд 4)

- Выпишите из каждого предложения слово «друг» с вопросом, на который оно отвечает. Выделите окончания в его формах. (На доске: кто? друг , кого? Друга, кому? Другу, кого? Друга, кем? Другом, о ком? о друге) (Слайд 5)

- Скажите, что менялось в существительном «друг»? (Окончание)

- Как называется такое изменение формы имени существительного? (Склонение)

- Для чего же существительные в тексте изменяют свою падежную форму? (Для связи слов в предложении)

III. Определение темы и цели урока.

- Для того, чтобы узнать тему урока, вы должны ответить на мои вопросы.

- Первая буква каждого ответа входит в название нашей темы.

Вопросы:

  1. Член предложения, который отвечает на вопросы «Кто?», «Что?» и при разборе подчеркивается одной чертой? (Подлежащее)

  2. Первая буква алфавита (А)

  3. На какую букву оканчивается приставка в слове «подбежал»? (Д)

  4. В форме какого числа стоят имена существительные «школа», «ученица», «пенал»? (Единственного)

  5. Эта буква обозначает всегда твердый шипящий согласный звук, который имеет пару «ш». (Ж)

  6. Гласная буква, которая пишется в сочетаниях «жи», «ши». (И)

(ПАДЕЖИ)

- Всё верно ребята.

- Сейчас Ангелина Ахметова, и Трофимова Ольга расскажут нам немного о падежах.

Происхождение «Падеж имён существительных». Трофимова Оля.

Cлово падеж произошло от латинского казус (падение). В русском языке это слово было переведено как «падеж». Ещё греческие учёные заметили, что имя существительное имеет прямую (основную) форму и косвенную, то есть как бы отклоняющуюся от прямой. Отсюда и известный термин склонение. Слова, употребляясь в речи, «падают» той или иной формой.

Сказка «Откуда пошли названия падежей». Ахметова Ангелина.

Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя, и решили на­звать — Именительный.

Родился — стал Родительный. Это имя ему тоже подходило. Он был малышом, ему всё давали, и он стал Дательным. Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал Винительным. Потом подрос, стал творить добрые дела и назывался теперь Тво­рительным. Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали Пред­ложным. Но когда хотели о нём рассказать, вспоминали все его имена - падежи: Именительный, Родительный, Дательный, Винительный, Творительный, Предложный.

- Сформулируйте тему урока. (Падежи имен существительных) (Слайд 6)

- Как вы думаете, какая цель нашего урока? (Научиться определять падеж имен существительных)

IV. Первичное закрепление. Работа по учебнику. (Слайд 7)

- Открываем учебники на с.36-37 . (Читаем правила)

- Упр. 67, с. 38.

- Прочитайте задание к упражнению.

- Объясните значение слова полынья. (Незамёрзшее или уже растаявшее место на ледяной поверхности реки, водоёма.)

- Кто сможет прочитать стихотворение, вставляя пропущенные слова?

- Спишите, вставьте пропущенные имена существительные.

- Проверим написанное. Если есть ошибки, исправьте.


- Прочитайте первые два предложения.

- Найдите в предложении слова свинья и полынья.

- С какими словами связаны по смыслу в предложении эти слова? (Шла свинья, попалась полынья.)

- Поставьте вопрос от слова шла к слову свинья. (Шла (кто?) свинья.)

- Какой падеж имеет вопрос кто?(Именительный.)

- Подпишите падеж над словом свинья.

- Поставьте вопрос от слова попалась к слову полынья. (Попа­лась (что?) полынья.)

  • Какой падеж имеет вопрос что?(Именительный.)

  • Подпишите падеж над словом полынья.


  • Прочитайте третью и четвертую строки стихотворения.

  • Найдите в предложении слова, которые вы добавили. (Из полыньи, от свиньи.)

  • С какими словами связаны по смыслу в предложении эти слова? (Торчит из полыньи, хвостик от свиньи.)

  • Поставьте вопрос от слова торчит к слову полыньи. (Торчит (из чего?) из полыньи.)

  • Какой падеж имеет вопрос чего?(Родительный.)

  • Подпишите падеж над словом полыньи.

  • Поставьте вопрос от слова хвостик к слову свиньи. (Хвостик (от кого?) от свиньи.)

  • Какой падеж имеет вопрос кого?(Родительный.)

  • Подпишите падеж над словом свиньи.

Гимнастика для глаз. (Слайд 8)

  • Прочитайте следующие две строки.

  • Какие слова вы добавили? (К полынье, свинье)

  • Ребята, в первой части данного предложения к слову к полынье нет главного слова, от которого мы можем поставить вопрос. Но в таком случае нужно подобрать подходящее слово по смыслу и поставить от него вопрос. Какое слово здесь подходит? (Бежим)

  • Поставьте вопрос от слова бежим к слову к полынье. (бежим (к чему?) к полынье.)

  • Поставьте вопрос от слов помочь хотим к слову свинье. (помочь (кому?) свинье.)

  • Какой падеж имеет вопрос кому? чему? (Дательный.)

  • Подпишите падеж над словами к полынье и свинье.


  • Прочитайте седьмую и восьмую строки.

  • Какие слова вы добавили? (В полынью, свинью)

  • Ребята, также как и прошлом предложении здесь не слова, от которого мы можем поставить вопрос. Что делаем в таком случае? (Нужно подобрать подходящее слово по смыслу и поставить от него вопрос.)

  • Какое слово здесь подходит? (Попали)

  • Поставьте вопрос от слова попали к слову в полынью. (попали (во что?) в полынью.)

  • Поставьте вопрос от слов спасли к слову свинью. (спасли (кого?) свинью.)

  • Какой падеж имеет вопрос кого? что?(Винительный.)

  • Подпишите падеж над словами к полынье и свинье.


  • С последними двумя предложениями поработайте самостоятельно.

  • Проверим. Называйте главное слово, вопрос, слово, которое вставили, падеж.

  • Итак, ребята, скажите, что нужно сделать для того, чтобы определить падеж имени существительного? (Нужно найти главное слово, задать от него вопрос и по вопросу (или по предлогу) определить падеж).

(Алгоритм на слайде. Раздать памятки с алгоритмом.)

  1. Физкультминутка. (Слайд 9)

  2. Закрепление изученного материала. Работа в группах.

- Разбейтесь на группы по 3-4 человека.

- Пока раздаю материал, вспомните правила работы в группе.

- На листочках записаны пословицы и простые предложения. Нужно указать, в каком падеже стоят выделенные слова. И расположить данные предложения в последовательности расположения падежей в русском языке:

  1. Славен человек не словами, а делами.

  2. Дело словом не заменишь.

  3. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

  4. Мы радуемся победе спортсменов.

  5. Я на дереве вижу дятля.

  6. Есть много пословиц о труде.

- Что изменяется в словах при изменении его по падежам?

Проверка работы.

1. Дело словом не заменишь. (И.п.)

2. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. (Р.п.)

3. Мы радуемся победе спортсменов. (Д.п.)

4. Я на дереве вижу дятла. (В.п.)

5. Славен человек не словами, а делами. (Т.п.)

6. Есть много пословиц о труде. (П.п.)

- У кого всё правильно получилось?

Выполнение упражнений творческого типа (дифференцированное).

Восстановить стихотворение, вставив в него слово «кот» в разных падежах (I вариант) и слово «кот» вместе с подходящими по смыслу предлогами (II вариант)

У норы добычи ждёт,

Притаившись, серый (кот).

Мышь осталась без хвоста,

Вырываясь от (кота).

А теперь и за версту

Не приблизится к (коту).

Крыса старая - и та,

Видя грозного (кота),

Удерёт в нору под дом,

Чтоб не встретится с (котом).

Там дрожит и в темноте

Вспоминает о (коте).

(Задание на интер.доске + учи.ру) (Слайд 10)

- Какие трудности вы испытывали при выполнении работы?

  1. Рефлексия.

- В начале урока учащимся раздаются ключи: красный и голубой. На доске изображён сундук.

- Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к сундуку голубой ключ, если не понравился – красный.

  1. Подведение итогов урока. Выставить оценки за работу.

- Ребята, давайте вспомним, что мы повторяли сегодня на уроке? Чему учились на уроке?

- Что такое падеж?

- Как определить падеж существительного? (Нужно найти главное слово, задать от него вопрос и по вопросу (или по предлогу) определить падеж).

  1. Домашнее задание

- С.39 упр. 69. (из текста выписать словосочетания, выделить окончания имен существительных и определить их падеж).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!