СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Падежные окончания имён существительных

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правописание падежных окончаний имён существительных 1. Существительные м. и ср. р. с суффиксом -ищ в им. п. ед. чимеют окончание ; сущ. ж. р. — -а. Пример: домище, ведрище, жарища.

2. Существительные с суффиксами -ушк/-юшк, -ышк/-ишк в им. п. ед. ч. имеют окончание , если это одушевлённые существительные м. р. или ж. р.

Пример: сынишка, братишка, матушка, вдовушка. Окончание  характерно для неодушевлённых существительных м. и ср. р. Пример: домишко, крылышко. 3. У существительных на -ья, -ье, имеющих в им. п. ед. ч. ударение на основе, в род. п. мн. ч. пишется -ий. Пример: певунья — певуний, поместье — поместий; если же они в им. п. ед. ч. имеют ударение на окончание, то в род. п. мн. ч. пишется -ей: Пример: семья — семей, ружьё — ружей, исключение: копьё — копий.  4. Существительные всех трёх родов с основой на -и в предл. п. ед. ч. имеют окончание . Пример: в санатории, об армии, на здании (но: на острие — под ударением). У существительных ср. р. на -ье в пр. п. ед. ч. пишется . Пример: Подмосковье — в Подмосковье, платье — в платье, исключение: в забытьи — под ударением.

Существительные ж. р. 3-го склонения в этой форме имеют окончание -и:

на печи. Варианты падежных окончаний 1. Существительные м. р. 2-го склонения в род. п. ед. ч. могут иметь вариантные окончания -а(-я) и (-ю), например: чая — чаю, песка — песку и т. д. Окончание -у(-ю) является разговорным. Как вариантное (дополнительное) окончание -у(-ю) может употребляться в следующих случаях:        а) у вещественных существительных при указании на количество: стакан чаю, килограмм сахару, кусок сыру;        б) у вещественных существительных при указании на часть целого: купить сахару, съесть сыру (ноплантации чая, запасы сахара);        в) у отвлечённых и собирательных существительных в сочетании с количественными словами многомало: много шуму, мало народу;        г) в устойчивых словосочетаниях: ни слуху ни духу, без году неделя, дать маху, задать перцу и т. д. 2. Существительные м. р. 2-го склонения в пр. п. ед. ч. могут иметь вариантные окончания -е и -у(-ю): в отпуске — в отпуску.   Между этими формами существуют различия:        а) формам на -у(-ю) свойственно обстоятельственное значение, а формам на -е — объектное: гулять в лесу — знать толк в лесе;        б) формы на  характеризуются как книжные, а формы на -у(-ю) — как разговорные: на бале — на балув аэропорте — в аэропорту;        в) формы на -у(-ю) употребляются в сочетаниях, близких по значению к наречиям: на бегу, на лету, на весу. 3. Существительные м. р. 2-го склонения в им. п. мн. ч. могут иметь вариантные окончания -ы(-и) и -а(-я).  

Окончание -ы(-и) употребляется:

       а) у существительных иноязычного происхождения на -ер(-ёр): инженеры, шофёры;        б) у неодушевлённых существительных иноязычного происхождения на -тор-сор: редукторы, процессоры;        в) у одушевлённых существительных иноязычного происхождения на -тор, если они сохранили оттенок книжности: ректоры, авторы. Окончание -а(-я) употребляется у одушевлённых существительных иноязычного происхождения на -тор, -сор, если они являются стилистически нейтральными: директора, профессора.   Обрати внимание! 1. Между формами на -ы(-и) и -а(-я) могут быть стилистические различия: шофёры (нейтр.) — шофера (проф.); лекторы (нейтр.) — лектора (простореч.). 2. Между формами на -ы(-и) и -а(-я) могут существовать смысловые различия: лагери (политические группировки) — лагеря (учреждения различного характера); учители (идейные наставники) — учителя (преподаватели).  4. Существительные м. р. 2-го склонения с основой на твёрдый согласный в род. п. мн. ч. имеют нулевое окончание, если они обозначают:        а) парные предметы: сапоги — сапогпогоны — погончулки — чулок (но: носки — носков);          б) национальность (если основа оканчивается на н или р): англичане — англичан, болгары — болгар (но: якут — якутов, араб — арабов);        в) воинские подразделения (как правило, устаревшие): (отрядулан, гусар, драгун (но в сочетании с числительными: (пятьуланов, гусаров, драгунов); а также партизан, солдат;        г) некоторые единицы измерения: ватт, вольт, ампер, но: килограммов, ом — омов.   5. Выбор окончания существительных ж. р. в род. п. мн. ч. может зависеть от формы слова или места ударения: песня — песен, песнь — песнейбаржа — барж, баржа — баржей.   6. Существительные ж. р. 3-го склонения в тв. п. мн. ч. могут иметь вариантные окончания -ами(-ями) и -ьми: дверями — дверьми, лошадями — лошадьми.   Существительные с окончаниями -ьми являются устаревшими и встречаются только в составе устойчивых словосочетаний: лечь костьми (но: усеять костями), хлопнуть дверьми (но: за закрытыми дверями).   В словах дочь, лошадь наиболее употребительным является устаревшее окончание -ьми: дочерьми, лошадьми.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!