Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Большеугонский детский сад» Льговского района Курской области (МБДОУ «Большеугонский детский сад»)
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
С КАРАНДАШОМ
Подготовил:
Учитель-логопед
Чуприкова Наталья Владимировна
Льгов, 2016
В помощь логопедам, воспитателям ДОУ, родителям
Для детей старшего дошкольного возраста
- Способствует развитию мелкой моторики;
- Активизирует речевое развитие;
- Оказывает тонизирующее воздействие на головной мозг;
- Совершенствует психические процессы: внимание, память, воображение;
- Снимает тревожность и нервное напряжение.
Упражнения можно проводить индивидуально, а также использовать, как элемент группового занятия.
МОТОР
Соединить ладони пальцами вперёд. Карандаш в вертикальном положении между ладонями. Перемещать ладони вперёд-назад, передвигая карандаш, постепенно ускоряя темп, затем замедляя.
Заводи мотор скорей
И ладони разогрей.
Всё быстрей, быстрей, быстрей,
Сил, приятель, не жалей.
Ход немного замедляем.
Видно, к дому подъезжаем.
Едем тише, тише, тише.
И мотор уже не слышен.
МОТОР
СКАЛКА
Соединить ладони пальцами вперёд так, чтобы одна была сверху, другая – снизу. Карандаш в горизонтальном положении между ладонями. Перемещать верхнюю ладонь вперёд-назад, передвигая карандаш по ладони и пальцам.
Мы пирог испечь решили.
Ловко тесто замесили.
Хорошенько раскатаем,
В печку жаркую поставим.
СКАЛКА
ДУДОЧКА
Взять карандаш, как дудочку. Поднимать и опускать пальцы в произвольном порядке и темпе, имитируя игру на дудочке. Также можно нажимать на «дудочку» всеми пальцами последовательно.
На дудочках играют
Девочки и мальчики.
На кнопки нажимают
Маленькие пальчики.
ДУДОЧКА
КРЮЧОЧКИ
Карандаш находится в горизонтальном положении. Зацепить его указательными пальцами за концы. Попеременно отрывая пальцы-«крючки» от карандаша, снова цеплять его, передвигая пальцы к середине до их сближения.
Мы повесили крючки.
Очень крепкие они.
Чок, чок, чок, чок,
Раз – крючок, два – крючок.
КРЮЧОЧКИ
ЛЕСЕНКА
Зажать верхний конец карандаша вертикально между ладонью и основанием большого пальца правой руки. Перехватывая карандаш поочерёдно обеими руками, «спускаться по лесенке».
Раз – ступенька, два – ступенька,
Мы идём тихонько вниз.
Раз – ступенька, два – ступенька,
Ты смотри, не оступись!
ЛЕСЕНКА
КАЧЕЛИ
Карандаш зажать в горизонтальном положении между пальцами: указательный и мизинец снизу, средний и безымянный сверху. Имитировать качание на качели в ритме стихотворения.
Покачаться мы хотели,
Ловко сели на качели.
Подлетаем выше, выше!
Достаём до самой крыши.
А потом всё ниже, ниже.
И качаться стали тише.
КАЧЕЛИ
КОСИЧКА
Держать карандаш вертикально указательным и большим пальцами одной руки за верхний конец. Перехватывая пальцами то одной, то другой руки, двигаться вниз до другого конца карандаша.
Маленькой сестричке
Заплетём косички.
Сверху вниз косу плети,
Волоски не пропусти.
КОСИЧКА
ЦИРКАЧ
Горизонтально расположенный карандаш держать за конец указательными и большими пальцами обеих рук. Свободная часть карандаша смещена в сторону. Приставными движениями пальцев перемещаться по карандашу до противоположного конца.
Циркач по канату идёт очень ловко.
Какая отвага! Какая сноровка!
ЦИРКАЧ
САМОЛЁТ
Зажать карандаш в горизонтальном положении между пальцами: указательный и мизинец сверху, средний и безымянный снизу. Выполнять движения в соответствии со стихотворным текстом.
Моторы в порядке, на месте пилот.
В небо поднялся большой самолёт.
То правым качнёт он, то левым
крылом,
Над лесом покружит и сядет потом.
САМОЛЁТ
АЛЬПИНИСТ
Карандаш поставить на стол, удерживая его вертикально большим и указательным пальцами за нижний конец. Перехватить карандаш одноимёнными пальцами другой руки. Далее перехватывать карандаш пальцами то одной, то другой руки, двигаясь к его верхнему концу. Затем скользящим движением спуститься вниз.
Нелегко подняться ввысь.
Крепче, альпинист, держись.
На вершину попадёшь,
Там немного отдохнёшь.
Оглядись, не торопись
И смелее вниз катись!
АЛЬПИНИСТ
МУРАВЕЙ
Зажать карандаш между указательным и средним пальцами. «Шагать» по столу, удерживая «соломинку».
Раз трудяга муравей
Отыскал травинку.
Потащил её домой,
Надрывая спинку.
МУРАВЕЙ
ДРУЖНЫЕ БРАТЬЯ
Руки вытянуть вперёд, ладони обращены друг к другу. Концы карандаша зажаты основаниями больших пальцев. По инструкции и образцу педагога пальцами одной руки прижиматься к подушечкам пальцев другой. Например, указательным пальцем правой руки прижаться к мизинцу левой и наоборот, указательный палец правой руки последовательно встречается со всеми «братцами» левой, подушечки пальцев обеих рук последовательно касаются друг друга.
Жили братья – не тужили.
Меж собою все дружили.
Крепче дружбы не найдёшь.
Здравствуй, братец, как живёшь?
ДРУЖНЫЕ БРАТЬЯ
КОРОМЫСЛО
Карандаш расположен между пальцами так, что средний и безымянный палец находятся под карандашом, а указательный и мизинец – на нём. Средний и безымянный пальцы «идут» по столу, удерживая «коромысло». Можно менять темп ходьбы.
Коромысло мы возьмём,
Воду в вёдрах принесём.
Плещется водица,
Всем дадим напиться.
КОРОМЫСЛО
ЛЯГУШКА
Положить кисть одной руки на стол, пальцы выпрямить. Карандаш разместить так, чтобы мизинец и указательный палец были на карандаше, а средний и безымянный под ним. Сжимать ладонь в кулак и разжимать, удерживая карандаш.
Прискакали к нам лягушки
И расквакались квакушки:
Ква-ква-ква, ква-ква-ква,
Зелены мы, как трава.
ЛЯГУШКА
ДВОРНИК
Положить кисть одной руки на стол, выпрямить пальцы. Разместить карандаш так, чтобы указательный палец и мизинец были на нем, а средний и безымянный – под ним. Слегка опираясь большим пальцем о крышку стола, остальными пальцами выполнять движения, имитирующие подметание мусора.
Дворник раньше всех встаёт
И метлою двор метёт.
Выметает сор, сор.
Будет чистым двор, двор.
ДВОРНИК
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ