СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пальчиковые, жестовые, подвижные игры

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

По программе Н.В. Нищевой. Для проведения физкультминуток и пальчиковой гимнастики.

Просмотр содержимого документа
«Пальчиковые, жестовые, подвижные игры»

Пальчиковые, жестовые, подвижные игры в соответствии с программой Н.В. Нищевой


Вышел дождик на прогулку

Вышел дождик на прогулку.

(Указательным и средним пальцами обеих рук «шагают» по столу.)

Он бежит по переулку.

Барабанит по окошку,

Напугал большую кошку,

Вымыл зонтики прохожих,

Крыши дождик вымыл тоже.

(Загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку.)

Сразу мокрым город стал.

(Трясут ладонями, как будто отряхивают с них воду.)

Дождик кончился. Устал.

(Кладут ладони на стол.)

Н. Нищева


Осенние листья

Раз, два, три, четыре, пять,

(Загибают пальчики на обеих руках, начиная с больших.)

Будем листья собирать.

(Ритмично сжимают и разжимают ку¬лачки.)

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

(Вновь загибают пальчики, начиная с больших.)

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.

(Приседают, «шагают» по ковру средним и указательным пальцами обеих рук.)

Н. Нищева

Компот

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот:

(Левую ладошку держим «ковшиком», правой «мешаем».)

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

(Загибаем пальчики на правой руке, начинал с большого.)

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

(Опять «варим» и «мешаем».)

Н. Нищева

Апельсин

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

(Идут по кругу, взявшись за руки.)

Эта долька —

(Останавливаются лицом в круг.)

Для ежа.

Эта долька —

Для стрижа.

Эта долька —

Для утят.

Эта долька —

Для котят.

Эта долька —

Для бобра.

(Загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с больших, на каждое название животного.)

А для волка —

Кожура.

(Изображают пасть волка двумя руками.)

Он сердит на нас —

Беда!!!

(Приседают. Закрывают голову руками.)

Разбегайтесь,

Кто куда!

(Разбегаются.)

Английская народная считалка

Игра с массажными мячиками «Слива»

Сливу я держу в руке,

(Кладут мячик на правую ладошку.)

Зажимаю в кулаке,

(Крепко сжимают его.)

Отпускаю, разжимаю

(Раскрывают ладонь.)

И ладошками катаю.

(Катают мячик между ладонями.)

Н. Нищева







В магазине

У метро — стеклянный дом.

Покупаем в доме том

(Дети идут по кругу, взявшись за руки.)

Помидоры и капусту,

Лук и перец очень вкусный,

Сок, бананы, апельсины,

Киви, свеклу, мандарины.

(Останавливаются лицом в круг, загибают по одному пальцу сначала на левой руке, потом — на правой на каждое название овощей и фруктов.)

Это место — просто склад

Витаминов для ребят.

(Вновь идут по кругу, взявшись за руки.)

Н. Нищ


Корзина с овощами

С большою корзиной иду в огород.

На грядках растет разноцветный народ.

(Дети идут по кругу, держась за руки.)

Тут красный, пузатый сеньор помидор.

А там кабачок, оседлавший забор.

Румяный редис принакрылся листком,

Зеленый лучок дружно всходит рядком.

Как солнышко, желтая репка горит

И с черною редькой, смеясь, говорит.

Лиловый атласный висит баклажан.

Он здесь словно гость из диковинных стран.

Вот рыжей лисицей крадется морковка,

А тут чеснока две седые головки

И сочный, кудрявый, хрустящий салат.

(На каждое название овоща загибают по одному пальцу сначала на правой, а потом на левой руке.)

Все дружно в корзине горою лежат.

(Вновь идут по кругу, держась за руки.)

Н. Нищева











Грибы

Топ-топ — пять шагов,

(«Шагают» пальчиками по столу.)

В туесочке пять грибов.

(Переплели пальцы — сделали туесочек, большие пальцы — ручка.)

Мухомор красный — гриб опасный.

А второй — лисичка,

Рыжая косичка.

Третий гриб — волнушка,

Розовое ушко.

А четвертый гриб — сморчок,

Бородатый старичок.

Пятый гриб — белый,

Ешь его смело!

(Загибают по одному пальцу на обеих руках на каждое название гриба, начиная с мизинцев.)


Гномики-прачки

Жили-были в домике

Маленькие гномики:

(Сжимают и разжимают кулачки.)

Токи, Пики, Лики, Чики, Мики.

(Загибают пальчики, начиная с больших.)

Раз, два, три, четыре, пять,

(Разгибают пальчики, начиная с больших.)

Стали гномики стирать:

(Трут кулачки друг о друга.)

Токи — рубашки,

Пики — платочки,

Лики — штанишки,

Чики — носочки.

Мики умница был,

Всем водичку носил.

(Загибают пальчики, начиная с больших.)










Аленка-маленка

Аленка-маленка

Шустра-быстра:

(Хлопки ладонями и удары кулачками попеременно.)

Воды наносила,

Сарафан дошила,

Носок довязала,

Ягод насбирала,

Песню допела,

(Загибают пальчики по одному, начиная с больших.)

Везде поспела,

В охотку ей дело.

(Хлопки ладонями, удары кулачками попеременно.)

Русская народная потешка

Я перчатку надеваю

Я перчатку надеваю,

Я в нее не попадаю.

(Дети поглаживают по очереди одной рукой другую, как будто надевают перчатку.)

Сосчитайте-ка, ребятки,

(Ритмично сжимают и разжимают кулачки.)

Сколько пальцев у перчатки.

Начинаем вслух считать:

«Раз, два, три, четыре, пять».

(Загибают пальчики на обеих руках, начиная с больших.)




















У Матрешиной сестрицы

У Матрешиной сестрицы

(Ритмичные удары пальцами правой руки, на¬чиная с указательного, по левой ладони.)

По деревне небылицы:

(Ритмичные удары пальцами левой руки, на¬чиная с указательного, по правой ладони.)

Ходит утка в юбке,

В теплом полушубке,

Курочка — в жилете,

Петушок — в берете,

Кошка в сарафане,

Заинька — в кафтане,

(На каждое название животного дети загибают пальцы на обеих руках, начиная с больших.)

А всех их пригоже

Корова в рогоже.

(Ритмичные чередующиеся хлопки в ладоши и удары кулачками.)

Русская народная потешка



Если бы слоны...

Ах, если бы слоны

(По левой ладони дети выполняют по одному удару указательным и средним пальцами и два удара безымянным.)

Носили бы

Штаны —

(По левой ладони выполняют по одному удару указательным, средним и безымянным пальцами.)

Какие бы

Материи

(По правой ладони выполняют по одному удару указательным и средним пальцами и два удара безымянным.)

Были им нужны?

(По левой ладони выполняют по одному удару указательным, средним и безымян¬ным пальцами.)

Никак не маркизет

(Ритмичные хлопки ладонями.)

И не батист, нет-нет!

(Ритмичные удары кулачками.)

Чертова кожа,

Рогожа

И вельвет.

(Чередуют ритмичные хлопки и удары кулачками.)

Б. Заходер

Новые кроссовки

Как у нашей кошки

На ногах сапожки.

Как у нашей свинки

На ногах ботинки.

Как у пса на лапках

Голубые тапки.

А козленок маленький

Надевает валенки.

А сыночек Вовка —

Новые кроссовки.

(Дети загибают по одному пальчику, начиная с больших, на обеих руках на каждое название обуви.)

Вот так. Вот так.

Новые кроссовки.

(Ритмично выполняют хлопки ладонями и удары кулачками.)

Н. Нищева

Сколько обуви у нас

Посчитаем в первый раз,

(Попеременно удары по столу и хлопки в ладоши.)

Сколько обуви у нас.

Туфли, тапочки,

Для Наташки и Сережки,

Да еще ботинки

Для нашей Валентинки,

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки.

(На каждое название обуви загибают сапожки пальчики, начиная с больших.)

Н. Нищева

Ботинки

Всюду, всюду мы вдвоем

Неразлучные идем.

(Средний и указательный пальчики «шагают» по столу.)

Мы гуляем по лугам,

Вниз по лестнице сбежали,

Вдоль по улице шагали.

После лезем под кровать,

(Загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку, кроме последней.)

Будем там тихонько спать.

(Кладут ладони на стол.)


Упражнение с массажными мячиками «Веселые ножки»

В кроссовках нарядных

Веселые ножки

(Катят мяч вперед.)

Вприпрыжку бегут

По песчаной дорожке.

(Катят мяч назад.)

Н. Нищева


Упражнение с маленькими пластмассовыми крышками «Ходилочка»

Вот коленки все в зеленке

У сестренки у Аленки.

(Ритмично «шагают» пальчиками обеих рук вперед.)

Чтоб не падать, не реветь,

Надо под ноги смотреть.

(Ритмично «шагают» пальчиками обеих рук назад.)

Н. Нищева

Много мебели в квартире

Раз, два, три, четыре,

Много мебели в квартире.

(Ритмично сжимают и разжимают кулачки.)

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом.

(Загибают пальчики, начиная с больших, на каждое название мебели.)

Чай с вареньем дружно пили.

Много мебели в квартире.

(Ритмично попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)

Н Нищева











Наша квартира

В нашей комнате — столовой —

Есть отличный стол дубовый,

Стулья — спинки все резные,

Ножки гнутые, витые.

И ореховый буфет

Для варенья и конфет.

В комнате для взрослых — спальне —

Есть для платьев шкаф зеркальный,

Две широкие кровати

С одеялами на вате

И березовый комод,

Мама там белье берет.

А в гостиной кресла есть.

Телевизор смотрят здесь.

Есть диван и стол журнальный,

В стенке — центр музыкальный.

(На каждое название мебели дети загибают по одному пальцу сначала на правой, потом на левой руке.)

Н. Нищева

Семья

Папа, мама, брат и я —

(Правой рукой загибают по одному пальчику на левой руке.)

Вместе дружная семья.

(Показывают крепко сжатый кулачок левой руки.)

Раз, два, три, четыре,

(Левой рукой загибают по одному пальчику на правой руке.)

Все живем в одной квартире.

(Показывают крепко сжатый кулачок правой руки.)

Н. Нищева

Помощники

Раз, два, три, четыре,

(Ритмичные удары кулачками и в ладоши попеременно.)

Мы посуду перемыли:

(Одна ладонь скользит по другой.)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

(Загибают пальчики по одному на каждое название посуды.)

Мы посуду перемыли,

(Одна ладонь скользит по другой.)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали.

(Снова загибают пальчики.)

Так мы маме помогали.

(Ритмичные удары кулачками и в ладоши попеременно.)

Н. Нищева


Наперсток

Вышивает, шьет иголка,

(Левая ладошка раскрыта, в правой — во-ображаемая иголка.)

Пальцу больно,

Пальцу колко.

(Она «шьет» и задевает кончик среднего пальца.)

А наперсток В тот же миг

К девочке на пальчик

Прыг!

(Изображают, что надевают наперсток.)

Говорит иголке:

— Шей,

(Изображают, что шьют.)

А колоться ты не смей!

(Ритмично грозят указательным пальчиком левой руки.)

М. Кульская

Машина каша

Маша каши наварила,

Маша кашей всех кормила.

Положила Маша кашу

(Указательным пальцем правой руки «мешают» в левой ладошке.)

Кошке — в чашку,

Жучке — в плошку,

А коту — в большую ложку,

В миску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

(Загибают по одному пальчику на обеих руках на каждое название посуды.)

Всю посуду заняла,

(Разжимают пальцы.)

Все до крошки раздала.

(Сдувают воображаемые крошки с ладони.)

Н. Нищева

Повар

Повар готовил обед,

(Дети приседают, ребром ладоней бьют по полу.)

А тут отключили свет.

(Имитируют выключение света правой рукой.)

Повар леща берет

И опускает в компот.

(Загибают большие пальцы на обеих руках.)

Бросает в котел поленья,

(Загибают указательные пальцы.)

В печку кладет варенье.

(Загибают средние пальцы.)

Мешает суп кочережкой,

(Загибают безымянные пальцы.)

Угли бьет поварешкой.

(Загибают мизинцы.)

Сахар сыплет в бульон.

(Изображают, как сыплют сахар.)

И очень доволен он.

(Опускают руки, пожимают плечами.)

О. Григорьев


За ягодами

Раз, два, три, четыре, пять,

(Пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших.)

В лес пойдем мы погулять.

(Обе руки «идут» пальчиками по столу.)

За черникой,

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.

(Загибают пальчики, начиная с больших.)

Н. Нищева

Есть у каждого свой дом

У лисы в лесу глухом

Есть нора — надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет он лапу.

(Дети загибают пальцы на обеих руках по одному пальцу на каждое двустишие.)

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло, уютно в нем.

(Поочередно хлопают в ладоши и ударяют друг о друга кулачками обеих рук.)

В. Пальчинскайте


Снежок

Раз, два, три, четыре,

(Загибают пальчики, начиная с большого.)

Мы с тобой снежок слепили.

(«Лепят», меняя положение ладоней.)

Круглый, крепкий, очень гладкий

(Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую.)

И совсем-совсем не сладкий.

(Грозят пальчиком.)

Раз — подбросим.

(Подбрасывают воображаемый снежок, смотрят вверх.)

Два — поймаем.

(Приседают, ловят воображаемый снежок.)

Три — уроним.

(Встают, роняют воображаемый снежок.)

И... сломаем.

(Топают.)

Н. Нищева


Мы во двор пошли гулять

Раз, два, три, четыре, пять,

(Загибают пальчики по одному.)

Мы во двор пошли гулять.

(«Идут» по столу указательным и средним пальчиками.)

Бабу снежную лепили,

(«Лепят» комочек двумя ладонями.)

Птичек крошками кормили,

(«Крошат хлебушек» всеми пальчиками.)

С горки мы потом катались,

(Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.)

А еще в снегу валялись.

(Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной.)

Все в снегу домой пришли.

(Отряхивают ладошки.)

Съели суп и спать легли.

(Движения воображаемой ложкой; руки под щеку.)

Н. Нищева




Снежинки

Стою и снежинки в ладошку ловлю. (Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки.)

Я зиму, и снег, и снежинки люблю.

(Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки.)

Но где же снежинки?

В ладошке вода!.. на второй —

( На первый вопрос сжать кулаки, разжать.)

Куда же исчезли снежинки? Куда?

(На первый вопрос сжать кулаки, на второй — разжать.)

Растаяли хрупкие льдинки-лучи...

Как видно, ладошки мои горячи.

(Мелкие потряхивания расслабленными ладонями.)

Н Нищева

Елочка

Перед нами елочка:

(Пальцы рук переплетены, из больших пальцев — «верхушка» елочки.)

Шишечки, иголочки,

(Сжатые кулачки, потом растопыренные пальчики.)

Шарики, фонарики,

(«Шарики» из пальцев вверх, «фонарики» — вниз.)

Зайчики и свечки,

(«Ушки» из указательных и средних пальчиков, потом — сложенные вместе ладони.)

Звезды, человечки.

(Ладони сложены, пальцы расправлены, потом указательные и средние пальцы стоят на столе.)

Н. Нищева















Подарки

Дед Мороз принес подарки:

(Дети «шагают» пальчиками по столу.)

Буквари, альбомы, марки,

Кукол, мишек и машины,

Попугая и пингвина,

Шоколадок полмешка

И пушистого щенка.

(На каждое название подарка загибают по одному пальцу: сначала на правой, потом на левой руке.)

Н. Нищева

Кормушка

Сколько птиц к кормушке нашей

(Ритмично сжимают и разжимают ку¬лачки.)

Прилетело? Мы расскажем.

(Машут перекрестно сложенными ладонями.)

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках.

(На каждое название птицы дети загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с больших.)

Всем хватило зернышек!

(Трут большие пальчики об указательные, как бы насыпают корм в кормушку.)

Н. Нищева




















Птички

Эта птичка — соловей,

Эта птичка — воробей,

Эта птичка — соловушка,

сонная головушка,

Эта птичка — свиристель,

Эта птичка — коростель,

(Дети загибают по одному пальцу на обеих руках на каждое название птицы.)

Эта птичка — злой орлан.

(Машут сложенными накрест ладонями.)

Птички, птички, по домам!

(Машут руками, как крыльями.)

Русская народная песенка


Жадина

Пес шагал по переулку,

Он жевал большую булку.

(Дети идут по кругу, держась за руки.)

Подошел щеночек,

Попросил кусочек.

Подошла кошка-мяушка,

Попросила кошка мякишка.

Прискакала лягушка,

Попросила горбушку.

Подошла курочка,

Попросила курочка корочку.

Подошла уточка,

Постояла минуточку.

Попросила уточка чуточку,

Только попробовать!

(Останавливаются лицом в круг, загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с больших.)

Сел пес,

Стал гадать —

Дать или не дать.

Погадал-погадал,

Пожевал-пожевал...

(Приседают. Принимают позу «мыслителя».)

И сказал:

— Я бы дал!

У меня у самого

Больше нету ничего!

( Встают. Разводят руками.)

(По Э. Мошковской)

Буренушка

Дай молока, Буренушка,

Хоть капельку — на донышке.

(Дети показывают, как доят корову.)

Ждут меня котятки,

Малые ребятки.

(Делают «мордочки» из пальчиков.)

Дай им сливок ложечку,

Творогу немножечко,

Масла, простоквашки,

(Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с мизинцев, на каждое название молочного продукта.)

Молока для кашки.

Всем дает здоровье

Молоко коровье.

(Снова «доят».)

Сидит белка на тележке

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки.

(Хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно.)

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

(Загибают по одному пальчику, начиная с большого, на обеих руках.)

Русская народная потешка

Кто же это?

Отгадайте, кто же это?

Уха два, а рожек нету.

Есть короткий толстый хвост,

Есть холодный черный нос,

Есть четыре сильных лапы,

Очень сильных, как у папы.

И еще хочу сказать:

Очень умные глаза.

(Загибают по одному пальцу на обеих руках на каждое выделенное слово.)

Я бы угадать бы смог!

(Машут рукой.)

Кто же это? Мой щенок!

(Пожимают плечами. Прижимают руки к сердцу.)

Н. Нищева

Что принес нам почтальон?

Что принес нам почтальон?

С толстой сумкой ходит он.

(Дети маршируют по кругу, высоко поднимая колени.)

Перевод, журнал, газету,

В бандероли две кассеты

И письмо от тети Вали,

Чтоб ее приезда ждали.

(На каждое название загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с больших.)

Н. Нищева


Кап, кап...

Кап, кап, кап — звенит капель.

Приближается апрель.

(Ритмично стучат по ковру подушечками пальцев, начиная с большого.)

Н. Нищева


Дрозд-дроздок

Дружок ты мой, дрозд,

(Дети машут сложенными накрест ладонями, как крыльями.)

В крапинку хвост,

Носик — остренький,

Бочок — пестренький,

Перья — тонкие,

Песни — звонкие.

(Загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку.)

Весной распеваются,

Зимой забываются.

(Вновь машут сложенными накрест ладонями.)

Молдавская песенка


Как у нас семья большая

Как у нас семья большая

Да веселая:

(Хлопки в ладоши и удары попеременно.)

Два у лавки стоят,

(Загнуть большие пальцы.)

Два учиться хотят,

(Загнуть указательные пальцы.)

Два Степана у сметаны

Объедаются.

(Загнуть средние пальцы.)

Две Дашки у кашки

Питаются.

(Загнуть безымянные пальцы.)

Две Ульки в люльке

Качаются.

(Загнуть мизинцы.)

Русская народная потешка

Дудочка

Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду,

Потерял пастух дуду.

(Сложив пальцы обеих рук в колечки, дети имитируют игру на дудочке.)

А я дудочку нашла,

Пастушку я отдала:

(Выполняют хлопки ладонями и удары кулачками попеременно.)

— Ну-ка, милый пастушок,

Ты спеши-ка на лужок.

(Идут по кругу, взявшись за руки.)

Там Буренка лежит,

На теляток глядит.

(Вновь выполняют хлопки и удары попеременно.)

А домой не идет,

Молочка не несет.

(Идут по кругу, взявшись за руки.)

Надо кашу варить,

Сашу кашей кормить.

(Указательным пальцем правой руки «варят кашу» в ладошке левой руки.)

Русская народная потешка


Зеленый попугай

Попугай зеленый Жак

Носит с фалдами пиджак,

(Дети обеими руками показывают «длинные фалды» за спиной.)

Носит желтую манишку

(Похлопывают себя по груди обеими руками.)

И пушистые штанишки.

(Похлопывают себя по бедрам обеими руками.)

Он летает, он считает,

Он болтает и читает.

На все руки он мастак.

(Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с больших, произнося глаголы и слово «мастак».)

Попка — вовсе не дурак!

(Руки на пояс. Выполняют ритмичные прыжки на носочках.)

Н. Нищева



В саванне

Тигр, жираф, огромный слон, Зебра, пума и бизон,

Два шакала, бегемот,

Он стоит разинув рот.

А над ними — царь зверей.

Назови его скорей!

(На каждое название животного загибают по одному пальцу, начиная с мизинца правой руки. К концу стихотворения, назвав льва, дети сжимают все пальцы в кулаки.)

Н. Нищева


Где обедал, воробей?

Где обедал, воробей?

(Машут перекрещенными ладошками.)

В зоопарке у зверей.

(Ладошками изображают раскрывающуюся пасть.)

Пообедал я сперва

За решеткою у льва.

Подкрепился у лисицы,

У моржа попил водицы,

Ел морковку у слона,

С журавлем поел пшена.

Погостил у носорога,

Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя.

(На каждое название животного загибают по одному пальцу сначала на левой, потом на правой руке.)

А зубастый крокодил

Чуть меня не проглотил.

(Опять изображают ладошками раскрывающуюся пасть.)

С. Маршак


Ласточка

Ласточка, ласточка,

Милая касаточка,

Ты где была,

Ты с чем пришла?

— За морем бывала,

Весну добывала.

Несу, несу

Весну-красну.

(На каждую строку на обеих руках большие пальцы касаются дважды каждого пальца, начиная с указательных.)

Русская народная песня



Ежик

Желтых листьев целый ворох,

Ветра нет, а в листьях шорох.

(Сидят на корточках, выполняют взмахи руками вправо-влево.)

Это еж, почуяв осень,

На иголках их уносит.

(Передвигаются по кругу на корточках.)

Хорошо, что он колючий, —

(Встают, выполняют прыжки на носоч¬ках.)

Сам теперь как листьев куча!

(Руки держат на поясе.)

Нужно листьями скорей

Спальню выстелить в норе.

(Опять приседают и выполняют взмахи руками.)

Е. Стюарт

Жил да был один налим

Жил да был один налим,

Два ерша дружили с ним.

(Дети выполняют плавные движения сложенными ладонями, имитируя движение плавников.)

Прилетали к ним три утки

По четыре раза в сутки

(Скрещенными ладонями имитируют взмахи крыльев.)

И учили их считать:

(Сжимают и разжимают кулачки.)

Раз, два, три, четыре, пять.

(Загибают пальчики, начиная с больших.)

Русская народная потешка












Речные рыбы

Окунь, щука, сом, судак.

Ты считай не просто так.

(Загибают пальцы на правой руке, начиная с мизинца, на каждое название рыбы.)

Жерех, язь, плотва, уклейка.

Ты считай-ка! Не робей-ка!

А еще большой карась.

(Продолжают загибать пальцы, переходя на левую руку.)

Назови всех еще раз.

(Перечисляют названия рыб, вновь загибая пальцы.)

Н. Нищева

Рыбка

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

(Сложить ладони вместе и показать, как плавает рыбка.)

Рыбка, рыбка, озорница,

(Погрозить пальчиком.)

Мы хотим тебя поймать.

(Медленно сблизить ладони.)

Рыбка спинку изогнула,

(Снова показать, как плывет рыбка.)

Крошку хлебную взяла,

(Сделать хватательное движение двумя руками.)

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

(Снова показать, как плывет рыбка.)

М. Клокова


Раным-рано поутру

Водичка, водичка,

(Дети имитируют стряхивание воды с ладоней.)

Умой мое личико,

(Показывают, как умывают лицо.)

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки горели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

(На каждую строку загибают по одному пальцу на обеих руках.)

Русская народная потешка




Я выросла

Мне теперь не до игрушек — я учусь по букварю,

Соберу свои игрушки и Сереже подарю.

(Дети делают ритмичные удары кулачками и хлопки попеременно.)

Деревянную посуду я пока дарить не буду.

Заяц нужен мне самой —

Ничего, что он хромой.

А медведь измазан слишком...

Куклу жалко отдавать:

Он отдаст ее мальчишкам

Или бросит под кровать.

Паровоз отдать Сереже?

Он плохой, без колеса...

(На каждое название игрушки загибают по одному пальцу на обеих руках.)

И потом, мне нужен тоже

Поиграть хоть полчаса!

(Вновь выполняют ритмичные удары кулачками и хлопки попеременно.)

Мне теперь не до игрушек —

Я учусь по букварю...

Но я, кажется, Сереже

Ничего не подарю.

(Двигаются по кругу друг за другом, выполняя поскоки.)

А. Барто


Люблю по городу гулять…

Люблю по городу гулять,

Люблю смотреть,

(Дети «шагают» пальчиками обеих рук по столу.)

Люблю считать.

Невский — раз, Зимний — два,

Три — красавица Нева,

А четыре — мост Дворцовый.

Пять — гуляю по Садовой,

Шесть — к Исаакию схожу

И на купол погляжу.

Семь — конечно, Летний сад.

Как красив его наряд!

Восемь — крепость у Невы.

Были там, наверно, вы.

Девять — повстречался мне

Медный всадник на коне.

Десять — из-за поворота

Вижу Нарвские ворота.

(На каждое название достопримечательности загибают по одному пальчику.)

Н. Нищева


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!