Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 им.Героя Советского Союза А.Н.Кибизова г.Дигоры Дигорского района
Мастер –класс по теме:
«Память поколений»
в 10 классе
Подготовил:
учитель ОБЖ
Биткин В.А.
2015г.
Цели и задачи урока:
Воспитание:
уважительного отношения к ветеранам боевых действий подразделений Советской и Российской Армий за пределами страны в интересах Отечества;
ненависти ко всем формам и проявлениям фашизма;
чувства патриотизма у подрастающего поколения, желания защитить свою Родину от посягательств любого характера со стороны врагов.
Изучение страниц истории своей страны и своего народа.
Формирование представлений о воинском долге и верности Отечеству.
Подведение итогов проведённой исследовательской работы по сбору материалов об участниках «Кровавой осени Будапешта» - выходцев из Дигорского района.
Развитие искусства выразительного чтения и обогащение словарного запаса воспитанников.
Оформление:
занятие проводится в зале боевой славы историко-мемориального дома-музея им. Г.Цаголова Дигорского района;
на сцене уголок Вечного огня и экран, на котором высвечиваются соответствующие слайды с помощью ноутбука и проектора по ходу урока;
звучат песни о войне.
На урок приглашены:
ветераны-участники боевых действий в период венгерских событий 1956 года, проживающие в Дигорском районе;
члены семей ветеранов, проживающие в РСО-Алания;
преподаватели ОБЖ школ района.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
- Многовековая история России показывает, что двигателем общества в тяжёлые для государства времена становится любовь к Родине и к лучшим национальным традициям. Это выражается в стремлении своими действиями всемерно служить государственным интересам.
К сожалению, сегодня патриотизм не в моде. Процветают эгоистичные ценности, индивидуализм и рвачество. При этом забывается, что народ без чувства патриотизма перестаёт существовать как исторический феномен. Патриотизм – не пустой звук, не абстрактное понятие. Это причастность человека к истории и культуре своего народа, желание любой ценой защитить интересы своей страны.
Давно закончилась Великая Отечественная война. Многое изменилось с тех пор. Нет больше Советского Союза, победившего в той войне. Поменялась жизнь. Изменились нравы. Произошла переоценка ценностей. Одно остаётся неизменным – память о тех, кто завоевал Победу в этой войне, оставаясь верным воинскому долгу и своему народу. Это чувство беззаветной, а порой и безответной, любви к своей стране они генетически передали своим сыновьям и внукам. Поэтому их наследники в момент тяжкого испытания также проявили верность присяге, мужество и отвагу отцов и дедов. И мы не вправе забывать о ребятах, принявших на себя неожиданный удар огня в Венгрии в 1956 году
Страна поднималась после страшной войны 1941-1945годов. Созидательный труд был главным смыслом жизни советских людей. Многие раны – и душевные, и физические – ещё сочились кровью. Но жизнь брала своё: молодые и учились, и любили, и радовались мирной жизни, хотя военное детство навсегда врезалось в память.
Уходя на службу в ряды Советской Армии в 1953-1956гг., многие «дети войны» и не думали, что на самом себе испытают, что такое война. Им и так перепало вдоволь: у одних отцы погибли на фронтах второй мировой войны, у других – вернулись инвалидами, у третьих – в оккупации пострадали семьи.
В годы Второй мировой войны операция по освобождению Будапешта стоила советским войскам более 140 тысяч жизней солдат и офицеров. После войны здесь затаились сторонники фашистов, выжидающих момент реванша. Он наступил осенью 1956 года. Недовольство некоторых слоёв населения тогдашним правительством они смогли превратить в кровопролитный конфликт, в котором оказались задействованы подразделения Советской Армии.
Так наши ребята стали участниками боевых действий. Раньше об этом говорить открыто было не принято. В тени многие годы безвестными оставались и сами ветераны венгерских событий, которых с каждым годом становится всё меньше и меньше. Но они, солдаты, выполняли приказ и не изменили присяге. Разве это не высшее проявление воинского долга в этом скоропалительном бою, который и боем–то назвать нельзя, поскольку советским войнам первоначально было запрещено применять оружие. И сегодня мы хотим рассказать об участниках этого кромешного ада – выходцах из нашего района.
У нас в гостях … (перечисляются ветераны).
К сожалению, большинство ветеранов не дожили до сегодняшнего дня. Я прошу почтить их память минутой молчания. Прошу всех стать.
(Минута молчания). Спасибо. Прошу всех сесть.
Сегодня наши ученики подводят итог проведённой исследовательской работы по сбору материалов об участниках этих событий. Я предоставляю им слово.
1 ученик.
Скажи мне, где корни презрения к смерти,
И где истоки солдатского долга?
Они в отцах, что шагнули в бессмертье,
Они в той войне, где Москва и Волга!
2 ученик.
Здравствуйте, уважаемые ветераны и наши гости!
2015 год для нашего народа знаменателен 70-летием Великой Победы в Отечественной войне 1941-45 годов. Это для нас, молодых слово «война» - звук далёкого прошлого. А к нашим ветеранам она неотступно приходит в зыбких коротких снах.
3 ученик
В одном неизвестном городе, На улице, что без названия, Жил безымянный герой Без титулов и без звания. | Вернулся с войны домой Забытый, бесправный, хромой. Оставив частицу себя На поле для воронья. |
Учитель:
- С глубокой древности военная служба считалась востребованной, опасной и почётной. В народном фольклоре воспевались мужество и героизм тех, кто преданно служил своей Отчизне. Из поколения в поколение мальчишек приучали равняться на героев. Они являлись для молодёжи примером беззаветной любви к Родине.
Дигорский район известен своими славными боевыми традициями. Во все времена сыны Дигории верой и правдой служили своему Отечеству. Ярким примером верности воинскому долгу являются наши 6 Героев Советского Союза, 2 полных кавалера ордена Славы, 2 полных Георгиевских кавалера, 8 генералов, 15 кавалеров ордена Славы, 7 кавалеров ордена Ленина за боевые заслуги и многие герои без звёздочек.
Но, к сожалению, память быстро покидает пустые головы и холодные сердца тех, кто легко берёт в руки оружие, чтобы направить его на старика, женщину и ребёнка. Ещё не все раны зажили после второй мировой войны, а на венгерской земле в 1956 году снова возник пожар войны. Несмотря на расстояние, он обжёг и наши края. Многие из дигорских парней, призванных в ряды Советской Армии в 1953-56 годах, оказались участниками боевых действий «кровавой осени Будапешта». Наши ученики в течение всего года вели опросы и выяснили их имена и восстановили хронологию их участия в этих событиях. Ребята проинформируют нас о результатах своего исследования.
Внук Бадриева Н.С..
В тот чёрный день в ужасный миг, Когда пожар войны возник, Он был солдат, простой солдат Без званий и наград. На далекой заставе он служил | И родимый свой край любил. Боец молодой, присягал он стране, Что отважно ответит «Нет!» войне. Он не был трусом, не был храбрецом, Он просто был солдатом на войне. |
4 ученик.
В беседе с ветеранами мы выяснили, что первоначально наши военнослужащие были безответной мишенью для разбушевавшихся хортистов. Они бесследно крали постовых, убивали офицеров, поджигали технику, жестоко расправлялись с венгерскими коммунистами, провоцировали боевые действия. Когда потери советской стороны стали слишком большими, был отдан приказ на применение оружия.
После получения приказа на открытие огня, наши миномётчики и артиллеристы организовали грамотный прицельный огонь по позициям бандформирований и дали возможность пехотинцам в сопровождении боевых машин провести зачистку территории.
В рядах зенитно- миномётно-артиллерийских войск служили наши
Бадриев Николай Созурович иГостиев Анатолий Мухарбекович,
Дадтеев Данил Гуатцаевич и Дыхалов Василий Дмитриевич,
Золоев Борис Борисович, Икаев Юрий Афаевич и Салагаев Таймураз.
Находясь под шквалом огня противника они с честью выполнили приказ. А Золоев Борис Борисович был награждён орденом Красной Звезды.
5 ученик.
По обывательским представлениям связист сидит где-то в тылу и покручивает телефонный диск или отстукивает телеграфным ключом. На самом деле это - тяжёлый ратный труд, особенно в те времена проволочной связи. И здесь успешно служили Акоев Тамерлан Васильевич и Мамукаев Ким Николаевич.
Внучка Акоева Т.В.
Слышен грохот канонады, Вой снарядов, посвист мин, Смерть с бойцами ходит рядом, Не дает покоя им. Вот грохочущей лавиной Вдруг обрушилась на них, В своей ярости звериной Не оставила в живых. Искрошила, искромсала, Разметала по траве, | Всем вердикты подписала – Вечный сон в сырой земле. Нет, не всех она скосила В этой страшной чехарде, Одного она забыла, Но оставила в беде. Сильный, статный и высокий, Лучшим он связистом был. Это дед мой кареокий, С раной сам, их хоронил. |
6 ученик.
Осенью 1956 года большая группа демобилизовавшихся танкистов собиралась выехать в Дигорский район из Венгрии, Румынии и Украины. Каждому хотелось быстрее вернуться в родные края к своим близким и друзьям-подругам. Но человек предполагает, а бог располагает. Поступил приказ – привести технику в боевую готовность! Как известно, танковые подразделения использовались на самых ответственных участках. Мастерство наших танкистов было выше любых похвал. Это
Агузаров Хасан Дагаевич и Багиев Виктор Константинович,
Беккузаров Казгери Харитонович и Дзотцоев Мурат Будзиевич,
Зангионов Георгий Гангеевич и Засеев Варден Ростоевич,
Марзаев Казбек Амурханович и Чекоев Эльбрус Тазеевич.
Внучка Багиева В.К.
Звук, страшнее грома, глушит все вокруг.
Советские танкисты закрывают люк,
И подходят к фронту... и огонь ведут...
Догорает пламенем вражеский редут.
Воздух пахнет гарью, режет дым глаза,
Кто–то падал старым, кто–то молодым.
Кровь наполнит землю (стерпит все земля).
Не все вернуться парни — заберет война.
7 ученик.
За активное и умелое участие в форсировании реки Дунай ордена Славы 3-ей степени был удостоен Дзотцоев Мурат Будзиевич, а медалью «За отвагу» - Агузаров Хасан Дагаевич.
Наши парни несли службу в различных войсковых частях:
Калоев Кермен Дзахоевич был старшим химиком средств дегазации обмундирования и снаряжения;
Дугкоев Гаврил Михайлович и Камболов Василий Гацирович служили в инженерно-сапёрных войсках.
Худалов Антон Бердиевич выполнял одно из самых опасных заданий – возведение понтонных мостов под непрекращающимся огнём противника;
8 ученик.
Фролков Николай Иванович был механиком Военно-Воздушных сил, обеспечивая надёжные вылеты наших лётчиков;
Туаев Сергей Николаевич и Елбаев Виктор Сергеевич выполняли ответственное задание по охране оружейных складов, на которые яростно нападали хортисты с целью захвата оружия и боеприпасов;
Старший лейтенант Собиев Виктор Георгиевич был начальником автомастерских, в которых круглосуточно в морозы в срочном порядке ремонтировалась подбитая техника.
Внук Лолаева Б.П.
На судьбу человека глобальное влияние оказывает ход исторического развития общества, его повороты и бурные всплески. До призыва на действительную военную службу Лолаев Батраз Петрович и Зангионов Георгий Гангеевич были людьми созидательной и благородной профессии – они учили и воспитывали детей, отдавая все силы и время любимому делу.
Честь и слава ветеранам, Славным воинам страны, Всех спасали в разных странах От коричневой чумы. Их в живых осталось мало – Жаль, не вечен человек. | Многих воинов не стало, Нас покинули навек. Ветеранов очень мало, Да и им по многу лет. Среди них и мой любимый, Добрый, милый, старый дед! |
9 ученик.
Круг обязанностей военного водителя очень широк. Это обеспечение личного состава подразделения провиантом и предметами первой необходимости. Это и механизмов горючим и запчастями. Это и своевременная доставка боеприпасов, оружия и военнослужащих к месту боевой операции. При этом самое главное – сохранение их жизни.
Сидя за рулём, водитель постоянно находится под прицелом врага. Одна его рука управляет машиной, а другая держит оружие. Именно в такой обстановке выполняли боевые задания водители Дзотцоев Валерий Зелимханович, Етдзаев Виктор Темболатович и механик-водитель БТР Дзалаев Савкуй Петрович.
За многократные выезды в боевой обстановке и успешное выполнение заданий медалью «За боевые заслуги» был награждён Дзотцоев Валерий Зелимханович.
Внуки ветеранов:
А мы с тобой смогли бы в полный рост Подняться в рукопашную атаку, Построить под огнём понтонный мост, Под вихрем пуль не отступить ни шагу? А мы с тобой смогли бы рыть окоп, До боли в пальцах лом железный стиснув, А позже из траншеи встретить в лоб Из ПТР-а вражеских танкистов?
А мы с тобой смогли бы, если в плен Захватят нас, не вымолвить ни слова, | Перед врагом не преклонить колен, Не испугаться вечного покрова?
А мы с тобой смогли бы день за днём, По месяцам без весточек из дома, И под дождём осенним марш-броском Идти ночами под раскаты грома?
А мы с тобой смогли бы победить, И озарить салютом майским небо? -Не знаю, брат. Возможно, …может быть... Я не был там. Ты, к счастью, тоже не был |
Учитель. Наш урок – подведение итогов поисковой деятельности учеников в течение всего года. Собранный материал ребята оформили в виде буклетов. Сейчас каждый наш гость получит в подарок набор буклетов, в которых подробно описано участие каждого из вышеназванных ветеранов в венгерских событиях.
Проведённая работа показала, что подрастающему поколению не чужды идеалы патриотизма. Они уважительно относятся к боевому прошлому своего края и сами готовы к защите Отечества. Значит, цели, поставленные в начале данной работы достигнуты. Ребята получают все отличные оценки.
СПАСИБО ЗА УРОК!!!