СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Память поколений

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приведён план-конспект открытого Урока Мужества по итогам исследовательской деятельности группы учащихся 10 класса

Просмотр содержимого документа
«Память поколений»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 им.Героя Советского Союза А.Н.Кибизова г.Дигоры Дигорского района















Мастер –класс по теме:

«Память поколений»

в 10 классе









Подготовил:

учитель ОБЖ

Биткин В.А.











2015г.



Цели и задачи урока:

  1. Воспитание:

  • уважительного отношения к ветеранам боевых действий подразделений Советской и Российской Армий за пределами страны в интересах Отечества;

  • ненависти ко всем формам и проявлениям фашизма;

  • чувства патриотизма у подрастающего поколения, желания защитить свою Родину от посягательств любого характера со стороны врагов.

  1. Изучение страниц истории своей страны и своего народа.

  2. Формирование представлений о воинском долге и верности Отечеству.

  3. Подведение итогов проведённой исследовательской работы по сбору материалов об участниках «Кровавой осени Будапешта» - выходцев из Дигорского района.

  4. Развитие искусства выразительного чтения и обогащение словарного запаса воспитанников.



Оформление:

  • занятие проводится в зале боевой славы историко-мемориального дома-музея им. Г.Цаголова Дигорского района;

  • на сцене уголок Вечного огня и экран, на котором высвечиваются соответствующие слайды с помощью ноутбука и проектора по ходу урока;

  • звучат песни о войне.


На урок приглашены:



  • ветераны-участники боевых действий в период венгерских событий 1956 года, проживающие в Дигорском районе;

  • члены семей ветеранов, проживающие в РСО-Алания;

  • преподаватели ОБЖ школ района.



Ход урока

Вступительное слово учителя.

- Многовековая история России показывает, что двигателем общества в тяжёлые для государства времена становится любовь к Родине и к лучшим национальным традициям. Это выражается в стремлении своими действиями всемерно служить государственным интересам.

К сожалению, сегодня патриотизм не в моде. Процветают эгоистичные ценности, индивидуализм и рвачество. При этом забывается, что народ без чувства патриотизма перестаёт существовать как исторический феномен. Патриотизм – не пустой звук, не абстрактное понятие. Это причастность человека к истории и культуре своего народа, желание любой ценой защитить интересы своей страны.

Давно закончилась Великая Отечественная война. Многое изменилось с тех пор. Нет больше Советского Союза, победившего в той войне. Поменялась жизнь. Изменились нравы. Произошла переоценка ценностей. Одно остаётся неизменным – память о тех, кто завоевал Победу в этой войне, оставаясь верным воинскому долгу и своему народу. Это чувство беззаветной, а порой и безответной, любви к своей стране они генетически передали своим сыновьям и внукам. Поэтому их наследники в момент тяжкого испытания также проявили верность присяге, мужество и отвагу отцов и дедов. И мы не вправе забывать о ребятах, принявших на себя неожиданный удар огня в Венгрии в 1956 году

Страна поднималась после страшной войны 1941-1945годов. Созидательный труд был главным смыслом жизни советских людей. Многие раны – и душевные, и физические – ещё сочились кровью. Но жизнь брала своё: молодые и учились, и любили, и радовались мирной жизни, хотя военное детство навсегда врезалось в память.

Уходя на службу в ряды Советской Армии в 1953-1956гг., многие «дети войны» и не думали, что на самом себе испытают, что такое война. Им и так перепало вдоволь: у одних отцы погибли на фронтах второй мировой войны, у других – вернулись инвалидами, у третьих – в оккупации пострадали семьи.

В годы Второй мировой войны операция по освобождению Будапешта стоила советским войскам более 140 тысяч жизней солдат и офицеров. После войны здесь затаились сторонники фашистов, выжидающих момент реванша. Он наступил осенью 1956 года. Недовольство некоторых слоёв населения тогдашним правительством они смогли превратить в кровопролитный конфликт, в котором оказались задействованы подразделения Советской Армии.

Так наши ребята стали участниками боевых действий. Раньше об этом говорить открыто было не принято. В тени многие годы безвестными оставались и сами ветераны венгерских событий, которых с каждым годом становится всё меньше и меньше. Но они, солдаты, выполняли приказ и не изменили присяге. Разве это не высшее проявление воинского долга в этом скоропалительном бою, который и боем–то назвать нельзя, поскольку советским войнам первоначально было запрещено применять оружие. И сегодня мы хотим рассказать об участниках этого кромешного ада – выходцах из нашего района.

У нас в гостях … (перечисляются ветераны).

К сожалению, большинство ветеранов не дожили до сегодняшнего дня. Я прошу почтить их память минутой молчания. Прошу всех стать.

(Минута молчания). Спасибо. Прошу всех сесть.

Сегодня наши ученики подводят итог проведённой исследовательской работы по сбору материалов об участниках этих событий. Я предоставляю им слово.

1 ученик.

Скажи мне, где корни презрения к смерти,

И где истоки солдатского долга?

Они в отцах, что шагнули в бессмертье,

Они в той войне, где Москва и Волга!

2 ученик.

Здравствуйте, уважаемые ветераны и наши гости!

2015 год для нашего народа знаменателен 70-летием Великой Победы в Отечественной войне 1941-45 годов. Это для нас, молодых слово «война» - звук далёкого прошлого. А к нашим ветеранам она неотступно приходит в зыбких коротких снах.

3 ученик

В одном неизвестном городе,
На улице, что без названия,
Жил безымянный герой
Без титулов и без звания.

Вернулся с войны домой
Забытый, бесправный, хромой.
Оставив частицу себя
На поле для воронья.


Учитель:

- С глубокой древности военная служба считалась востребованной, опасной и почётной. В народном фольклоре воспевались мужество и героизм тех, кто преданно служил своей Отчизне. Из поколения в поколение мальчишек приучали равняться на героев. Они являлись для молодёжи примером беззаветной любви к Родине.

Дигорский район известен своими славными боевыми традициями. Во все времена сыны Дигории верой и правдой служили своему Отечеству. Ярким примером верности воинскому долгу являются наши 6 Героев Советского Союза, 2 полных кавалера ордена Славы, 2 полных Георгиевских кавалера, 8 генералов, 15 кавалеров ордена Славы, 7 кавалеров ордена Ленина за боевые заслуги и многие герои без звёздочек.

Но, к сожалению, память быстро покидает пустые головы и холодные сердца тех, кто легко берёт в руки оружие, чтобы направить его на старика, женщину и ребёнка. Ещё не все раны зажили после второй мировой войны, а на венгерской земле в 1956 году снова возник пожар войны. Несмотря на расстояние, он обжёг и наши края. Многие из дигорских парней, призванных в ряды Советской Армии в 1953-56 годах, оказались участниками боевых действий «кровавой осени Будапешта». Наши ученики в течение всего года вели опросы и выяснили их имена и восстановили хронологию их участия в этих событиях. Ребята проинформируют нас о результатах своего исследования.

Внук Бадриева Н.С..

В тот чёрный день в ужасный миг,

Когда пожар войны возник,

Он был солдат, простой солдат

Без званий и наград.

На далекой заставе он служил

И родимый свой край любил.

Боец молодой, присягал он стране,

Что отважно ответит «Нет!» войне.

Он не был трусом, не был храбрецом,

Он просто был солдатом на войне.



4 ученик.

В беседе с ветеранами мы выяснили, что первоначально наши военнослужащие были безответной мишенью для разбушевавшихся хортистов. Они бесследно крали постовых, убивали офицеров, поджигали технику, жестоко расправлялись с венгерскими коммунистами, провоцировали боевые действия. Когда потери советской стороны стали слишком большими, был отдан приказ на применение оружия.

После получения приказа на открытие огня, наши миномётчики и артиллеристы организовали грамотный прицельный огонь по позициям бандформирований и дали возможность пехотинцам в сопровождении боевых машин провести зачистку территории.

В рядах зенитно- миномётно-артиллерийских войск служили наши

Бадриев Николай Созурович иГостиев Анатолий Мухарбекович,

Дадтеев Данил Гуатцаевич и Дыхалов Василий Дмитриевич,

Золоев Борис Борисович, Икаев Юрий Афаевич и Салагаев Таймураз.

Находясь под шквалом огня противника они с честью выполнили приказ. А Золоев Борис Борисович был награждён орденом Красной Звезды.

5 ученик.

По обывательским представлениям связист сидит где-то в тылу и покручивает телефонный диск или отстукивает телеграфным ключом. На самом деле это - тяжёлый ратный труд, особенно в те времена проволочной связи. И здесь успешно служили Акоев Тамерлан Васильевич и Мамукаев Ким Николаевич.


Внучка Акоева Т.В.


Слышен грохот канонады,

Вой снарядов, посвист мин,

Смерть с бойцами ходит рядом,

Не дает покоя им.

Вот грохочущей лавиной

Вдруг обрушилась на них,

В своей ярости звериной

Не оставила в живых.

Искрошила, искромсала,

Разметала по траве,

Всем вердикты подписала –

Вечный сон в сырой земле.

Нет, не всех она скосила

В этой страшной чехарде,

Одного она забыла,

Но оставила в беде.

Сильный, статный и высокий,

Лучшим он связистом был.

Это дед мой кареокий,

С раной сам, их хоронил.

6 ученик.

Осенью 1956 года большая группа демобилизовавшихся танкистов собиралась выехать в Дигорский район из Венгрии, Румынии и Украины. Каждому хотелось быстрее вернуться в родные края к своим близким и друзьям-подругам. Но человек предполагает, а бог располагает. Поступил приказ – привести технику в боевую готовность! Как известно, танковые подразделения использовались на самых ответственных участках. Мастерство наших танкистов было выше любых похвал. Это

Агузаров Хасан Дагаевич и Багиев Виктор Константинович,

Беккузаров Казгери Харитонович и Дзотцоев Мурат Будзиевич,

Зангионов Георгий Гангеевич и Засеев Варден Ростоевич,

Марзаев Казбек Амурханович и Чекоев Эльбрус Тазеевич.

Внучка Багиева В.К.

Звук, страшнее грома, глушит все вокруг.
Советские танкисты закрывают люк,
И подходят к фронту... и огонь ведут...
Догорает пламенем вражеский редут.

Воздух пахнет гарью, режет дым глаза,

Кто–то падал старым, кто–то молодым.
Кровь наполнит землю (стерпит все земля).
Не все вернуться парни — заберет война.

7 ученик.

За активное и умелое участие в форсировании реки Дунай ордена Славы 3-ей степени был удостоен Дзотцоев Мурат Будзиевич, а медалью «За отвагу» - Агузаров Хасан Дагаевич.

Наши парни несли службу в различных войсковых частях:

Калоев Кермен Дзахоевич был старшим химиком средств дегазации обмундирования и снаряжения;

Дугкоев Гаврил Михайлович и Камболов Василий Гацирович служили в инженерно-сапёрных войсках.

Худалов Антон Бердиевич выполнял одно из самых опасных заданий – возведение понтонных мостов под непрекращающимся огнём противника;

8 ученик.

Фролков Николай Иванович был механиком Военно-Воздушных сил, обеспечивая надёжные вылеты наших лётчиков;

Туаев Сергей Николаевич и Елбаев Виктор Сергеевич выполняли ответственное задание по охране оружейных складов, на которые яростно нападали хортисты с целью захвата оружия и боеприпасов;

Старший лейтенант Собиев Виктор Георгиевич был начальником автомастерских, в которых круглосуточно в морозы в срочном порядке ремонтировалась подбитая техника.

Внук Лолаева Б.П.

На судьбу человека глобальное влияние оказывает ход исторического развития общества, его повороты и бурные всплески. До призыва на действительную военную службу Лолаев Батраз Петрович и Зангионов Георгий Гангеевич были людьми созидательной и благородной профессии – они учили и воспитывали детей, отдавая все силы и время любимому делу.

Честь и слава ветеранам,

Славным воинам страны,

Всех спасали в разных странах

От коричневой чумы.

Их в живых осталось мало –

Жаль, не вечен человек.

Многих воинов не стало,

Нас покинули навек.

Ветеранов очень мало,

Да и им по многу лет.

Среди них и мой любимый,

Добрый, милый, старый дед!

9 ученик.

Круг обязанностей военного водителя очень широк. Это обеспечение личного состава подразделения провиантом и предметами первой необходимости. Это и механизмов горючим и запчастями. Это и своевременная доставка боеприпасов, оружия и военнослужащих к месту боевой операции. При этом самое главное – сохранение их жизни.

Сидя за рулём, водитель постоянно находится под прицелом врага. Одна его рука управляет машиной, а другая держит оружие. Именно в такой обстановке выполняли боевые задания водители Дзотцоев Валерий Зелимханович, Етдзаев Виктор Темболатович и механик-водитель БТР Дзалаев Савкуй Петрович.

За многократные выезды в боевой обстановке и успешное выполнение заданий медалью «За боевые заслуги» был награждён Дзотцоев Валерий Зелимханович.


Внуки ветеранов:

А мы с тобой смогли бы в полный рост
Подняться в рукопашную атаку,
Построить под огнём понтонный мост,
Под вихрем пуль не отступить ни шагу?

А мы с тобой смогли бы рыть окоп,
До боли в пальцах лом железный стиснув,
А позже из траншеи встретить в лоб
Из ПТР-а вражеских танкистов?

А мы с тобой смогли бы, если в плен
Захватят нас, не вымолвить ни слова,

Перед врагом не преклонить колен,
Не испугаться вечного покрова?

А мы с тобой смогли бы день за днём,
По месяцам без весточек из дома,
И под дождём осенним марш-броском
Идти ночами под раскаты грома?

А мы с тобой смогли бы победить,
И озарить салютом майским небо?
-Не знаю, брат. Возможно, …может быть...
Я не был там. Ты, к счастью, тоже не был

Учитель. Наш урок – подведение итогов поисковой деятельности учеников в течение всего года. Собранный материал ребята оформили в виде буклетов. Сейчас каждый наш гость получит в подарок набор буклетов, в которых подробно описано участие каждого из вышеназванных ветеранов в венгерских событиях.

Проведённая работа показала, что подрастающему поколению не чужды идеалы патриотизма. Они уважительно относятся к боевому прошлому своего края и сами готовы к защите Отечества. Значит, цели, поставленные в начале данной работы достигнуты. Ребята получают все отличные оценки.





СПАСИБО ЗА УРОК!!!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!