СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Памяти непокоренных».

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок проводится в 6 классе. Посвящен одной из самых страшных страниц в истории ВОВ - Блокаде Ленинграда.

Просмотр содержимого документа
««Памяти непокоренных».»

МКОУ «СОШ с. Коста Хетагурова»

Открытый урок в 6 классе

Тема: «Памяти непокоренных».

Цели: 1. Знакомство с одной из героических страниц истории нашей страны – событиями блокадного Ленинграда.

2. Формирование патриотического чувства ребят к своей Отчизне.

3. Определить значение музыки в годы ВОВ и в наши дни.

Задачи:

Образовательные:

  • Сформировать понятие о музыке, соответствующей духу времени

  • Вспомнить историю Великой Отечественной войны – блокада Ленинграда;

  • Закрепить понятие: музыкальный образ.

Развивающие:

  • Развивать эмоционально-образное мышление в процессе восприятия музыкального произведения; ассоциативные связи музыки с литературой, историей.

  • Развивать умение учащихся анализировать, сопоставлять;

  • Развитие вокально-хоровых навыков, развитие памяти, мышления, речи, исполнительских навыков учащихся.

Воспитательные:

  • Воспитание патриотизма и чувства любви к Родине;

  • Воспитание нравственных качеств личности на примере мужества и героизма советского народа в годы войны.

Тип урока: Интегрированный урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Техническое обеспечение урока: ПК, музыкальный центр, фонотека, карточки к уроку.

Музыкальный материал:

Песня «Блокадный хлеб» муз. В. Кулакова, сл. С. Петрова (слушание)

Методы:

  • Словесные;

  • Наглядные;

  • Метод эмоциональной драматургии;

  • Интонационный анализ художественных произведений.

Виды деятельности учащихся:

  • слушание музыки;

  • участие в размышлениях о музыке, анализ по схеме;

  • рефлексия.

Ход урока.

1.Вступительное слово учителя

Ребята, какой сегодня день? (27 января) - День воинской славы России. Ведь именно в этот день, 27 января 1944 г. была снята блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга). Сегодня исполняется 77 лет со дня полного освобождения от фашистской блокады города Ленинграда.

Подвигу советских людей в Великой Отечественной войне против фашистских захватчиков и 77-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады посвящается наше мероприятие.

В карточках, лежащих на столе перед вами, выполните Задание № 1 – какой из отрывков, на ваш взгляд, может стать эпиграфом к нашему уроку? (Ответы детей)

77 лет отделяют нас от суровых и грозных лет войны. Но время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей страны.

Была война, прошла война.

Над полем боя тишина.

Но по стране, по тишине

Идут легенды о войне.

2. О блокаде

1. Ведущий 1: 22 июня 1941 года гитлеровские войска атаковали границы Советского Союза. Немецко-фашистское командование рассчитывало захватить Ленинград к исходу третьей недели от начала войны.

Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба от 22 сентября 1941 года: "Фюрер решил стереть этот город с лица земли. Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерий всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей".

Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командование бросило к городу огромные силы - более 40 отборных дивизий, 1000 танков, 1500 самолетов.

Ленинград был обречен на полное уничтожение – вместе с жителями.

Жители города вышли на строительство оборонительных укреплений. Общая протяженность вырытых окопов составила 1000 км. Несмотря на героические усилия Красной Армии к осени 1941 года город оказался в кольце блокады.

Учитель: Как вы понимаете слово «блокада»?

Блокада - окружение города со всех сторон. (Беседа)

Ведущий 2: Гитлеровское командование приступило к осуществлению своего кровавого замысла - уничтожению города и его населения.

Были уничтожены склады с продовольствием, котельные, водонапорные башни. Город остался без воды, электричества, отопления. Гитлер сделал ставку на голод.

Враг рассчитывал, что голодающие, мерзнущие, измученные люди вцепятся друг другу в горло из-за куска хлеба, из-за глотка воды, возненавидят друг друга, перестанут работать.

Гитлеровцы расчертили план города на квадраты, отметив кружочками наиболее важные кварталы, многолюдные места. По этим целям днем они вели огонь из дальнобойных орудий, а ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, школы, детские дома, больницы.

На домах появились предупреждающие надписи: "Граждане! Во время обстрела эта сторона улицы наиболее опасна!", которые сохранились до сегодняшнего дня на зданиях города.

3. Блокада и дети

Учитель: Дети в блокадном Ленинграде не отставали от взрослых: помогали на заводах, таскали на крыши домов ящики с песком для зажигательных бомб, рыли окопы, делали светомаскировку, собирали цветной металл.

Ведущий 3: Ленинградские ученые придумали горячую смесь для поджога вражеских танков. Бутылки с такой смесью при ударе загорались. Школьники за 1 неделю собрали более 1 миллиона бутылок. Ребята дежурили в госпиталях, выполняли разные просьбы раненых, читали им газеты и книги, писали письма домой, помогали врачам и медсестрам. Чтобы поднять настроение раненых бойцов и развлечь их, юные ленинградцы выступали перед ними с концертами. Школьники ходили по опустевшим домам, квартирам и искали детей, которые остались в квартире одни, без родителей. Их увозили в детские дома (было открыто 85 дет. домов).

Ведущий 4: В осажденном городе работали 39 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, многие дети учились.

В школах и бомбоубежищах стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки мерзли, а мел выскакивал из пальцев.

Ученики шатались от голода.

Учитель: Голод и дети. Блокада и дети – вот самое большое преступление фашистов перед Ленинградом.

Ученица зачитывает Дневник Тани Савичевой:

«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 ночи.1941 года».

«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».

«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».

«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 год».

«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».

«Мама – 13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942»

«Умерли все». «Осталась одна Таня».

Таню Савичеву определили в детский дом, который вскоре был вывезен из Ленинграда. Но крайнее истощение, нервное потрясение сломили девочку, и она умерла 1 июля 1944года.


Учитель: Спасибо. Садитесь. Ребята, а как вы думаете, звучала ли музыка во время войны? Может быть, верно утверждение: «Когда пушки говорят, музы - молчат»? 


Дети: Музыка звучала на войне, тому подтверждение – множество песен, рождённых в те годы. Это, например, «В землянке», «Тёмная ночь», «Вечер на рейде», «Смуглянка».


Учитель: Конечно, вы не раз слушали и даже учили песни, написанные в годы войны. И сегодня мы снова говорим о музыке, которая была написана о войне и о значении этой музыки в наше время.


Ученица: Какая музыка была!
Какая музыка звучала,
Когда и души и тела
Война проклятая попрала.

Какая музыка во всем,
Всем и для всех — не по ранжиру.
Осилим… Выстоим… Спасем…
Ах, не до жиру — быть бы живу…

Стенали яростно, навзрыд,
Одной - единой страсти ради,
На полустанке — инвалид,
И Шостакович — в Ленинграде.


Учитель: Музыка в блокадном Ленинграде имела огромное значение, ведь она напоминала людям о том, что жить стоит, что победа будет за нами!!!

В страшные времена голода и разрухи, музыканты находили в себе силы играть для всего осажденного города. Ленинград показал всему миру непобедимость духа советского народа!

Давайте послушаем фрагмент из воспоминаний художественного руководителя ленинградского радиовещания Якова Бабушкина.

Ученик: «По радио было объявлено о регистрации оставшихся в живых музыкантов филармонии. Разыскали и созвали всех бывших в городе музыкантов и ещё тех, кто играл в армейских и флотских фронтовых оркестрах под Ленинградом, хотя на передовой каждый человек был на вес золота. Восемьдесят измождённых людей смотрели друг на друга полными слёз глазами и гордились, что не только выжили в эту страшную блокадную зиму, но и смогли играть. 
Первая репетиция длилась всего 15 минут, на большее не хватило сил. Но всем стало ясно -  оркестру быть.  Репетиции продолжались, не взирая ни на что…»

Учитель: Ребята, какая воля, какой энтузиазм вели людей на этот мирный подвиг – голодных, измученных холодом, болезнями и призраком смерти, которая была всюду. Так для чего нужна была музыка в таких неимоверно тяжёлых условиях?

Дети: (отвечают) Для того, чтобы поднять дух народа на борьбу против фашизма, например, чтобы вся страна поднялась как один на борьбу.

Учитель: Прекрасно. Молодцы. А как вы думаете, музыка военных лет, музыка о войне – нужна ли она сейчас?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

Хорошо. Давайте послушаем с вами песню-воспоминание о тех страшных днях, которая называется «Блокадный хлеб». Для вас задание № 2 в карточках – подберите слова, подходящие к смыслу и характеру этой песни.

СЛУШАНИЕ ПЕСНИ.

5. Конец блокады.

Блокада закончилась 27 января 1944 года. Это было очень радостное событие для всех жителей города. Радовались дети, радовались женщины, радовались солдаты, которые наконец-то одолели врага.

В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремело 24 залпа торжественного салюта.

Ученица: Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пестрыми цветут.
А ленинградцы тихо плачут 
Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо.
Их радость слишком велика -
Гремит салют над Ленинградом!

Учитель: Битва за Ленинград закончилась. В течение 900 дней ленинградцы и советские воины при поддержке и помощи всей страны в боях и упорном труде отстаивали город. Ни голод и холод, ни авиационные бомбардировки и артиллерийские обстрелы не сломили славных защитников города.

Родина высоко оценила заслуги города-героя. 26 января 1945 года он был награжден орденом Ленина. Более 930 тыс. человек удостоились медали "За оборону Ленинграда".


Рефлексия: 1. Итак, что нового мы с вами узнали на сегодняшнем уроке?

2. Была ли для вам полезна и интересна данная информация?

3. Насколько важна для вас эта тема? (Беседа – обсуждение).


Молодцы. И, напоследок, задание из карточек № 3 - оцените урок и свою работу на уроке?

Наш урок окончен. Вы все прекрасно поработали и получаете свои заслуженные оценки.



Приложение 1 Карточка к уроку

6 класс_______________________________________________________________________


Задание № 1. Какой отрывок может стать эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку.


1. Я слышу твой голос, Родина,
Он звучит, он пылает во мне:
«Не забывай о пройденном,
Помни о завтрашнем дне!»
Пусть наша дорога все круче,
Мы сквозь грозы уходим в полёт
Народ становится бесстрашным и могучим,
Когда его Отчизна позовёт!

2. Носитель смерти, враг —
опять над каждым ленинградцем
заносит кованый кулак.
Но, не волнуясь, не боясь,
гляжу в глаза грядущим схваткам:
ведь ты со мной, страна моя,
и я недаром — ленинградка.

3. В том 41-ом памятном году
Железным обручем сковало красоту,
Безжалостный, губительный охват,
Жизнь ленинградцев превративший в ад,

Им выпало, но люди не сдалИсь,
Не сдался город, взрослые и дети!
Их памяти, живущий, поклонись
И расскажи – пусть помнят! – нашим детям.



Задание № 2. Выберите слова, наиболее ярко характеризующие этот музыкальный фрагмент.

Адский, бездушный, безмятежный, бесчеловечный, враждебный, гневный, гордый, грозный, давящий, добрый, жёсткий, знаменитый, игривый, коварный, ласковый, мужественный, победный, подавляющий, праздничный, смертельный, триумфальный, умеренный, очаровательный.


Задание № 3. Оценка урока


Как прошел урок

Моя работа на уроке

Итог урока


Интересно

Скучно

Безразлично


Работал

Помогал другим

Отдыхал


Понял материал

Узнал что-то новое

Не понял материал



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!