СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятка "Алгебраические уравнения: виды и способы решения"

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал может быть использован  на уроках алгебры и для подготовки к ОГЭ. В пямятке представлены алгоритмы и примеры  решения алгебраических уравнений. 

Просмотр содержимого документа
«Памятка "Алгебраические уравнения: виды и способы решения"»

Алгебраические уравнения: виды и способы решения

Уравнение - это равенство, которое выполняется лишь при некоторых значениях входящих в него букв.

Решение (корень)  уравнения - значение неизвестного, обращающее уравнение в равенство.

Решить уравнение – это значит найти множество его решений или доказать, что решений нет. В зависимости от вида уравнения множество решений уравнения может быть бесконечным, конечным и пустым.

Если все решения одного уравнения являются решениями другого уравнения, то такие уравнения называют равносильными.


При решении уравнений используют следующие утверждения:

  • В любой части уравнения можно приводить подобные слагаемые или раскрывать скобки, в результате получим уравнение равносильное данному.

  • Слагаемое можно перенести из одной части уравнения в другую, заменив его знак на противоположный.

  • Если к обеим частям уравнения прибавить один и тот же многочлен, одночлен или число, то получим уравнение равносильно данному.

  • Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же ненулевое число, то получим уравнение равносильно данному.





















Линейное уравнение с одним неизвестным - уравнение с одним

неизвестным, которое после раскрытия скобок и приведения подобных членов принимает вид  

aх + b = 0,

где a и b произвольные числа


Алгоритм решения линейного уравнения

1) Упростить уравнение (раскрыть скобки, привести подобные слагаемые, если они есть);

2) Сгруппировать члены, содержащие неизвестное, в одной части уравнения, а свободные члены ‒ в другой;

3) Привести подобные члены в обоих частях уравнения;

4) Решить уравнение вида aх = b, которое получили после приведения подобных членов. Для этого разделить обе части уравнения на коэффициент при неизвестном (если он не равен нулю).


Количество решений зависит от параметров a и b.

Если a=b=0,то уравнение имеет бесконечное множество решений.

Если a=0, b 0, то уравнение не имеет корней.

Если a ,то решение любых линейных уравнений имеет единственное решение x= - .


Например:


а) 32 3x4 511x

Решение:

69x 4 511x;

9x 11x 564;

2x 3;

x 1,5.

Ответ: 1,5.


б) 5(х – 3) + 2 = 3 (х – 4) + 2х ‒ 1.

Решение:
5х – 15 + 2 = 3х – 12 + 2х ‒ 1.
5х – 3х ‒ 2х =  – 12  ‒ 1 + 15 ‒ 2.
0х = 0.

Ответ: любое число


в)  х + 8 = х + 5

Решение:

х – х = 5 ‒ 8.
0х = ‒ 3.

Ответ: нет решений.


Квадратное уравнение - это уравнение вида ax2 + bx + c = 0, где

коэффициенты a, b и c — произвольные числа, причем a ≠ 0.

Алгоритм решения квадратного уравнения по общей формуле

Чтобы решить квадратное уравнение ax2 + bx + c = 0  нужно:

  1. Определить значения a, b, c.

  2. Вычислить дискриминант по формуле D = b2 – 4ac и сравнить его с нулем.

  3. Определить число корней, учитывая что

при D

при D = 0, один корень;

при D 0, два корня.

  1. При наличии корней вычислить их по формулам

при D = 0  х=

при D 0  х1= ; х2=


Например:

x2 − 2x − 3 = 0

Решение:

a = 1; b = −2; c = −3;

D = (−2)2 − 4 · 1 · (−3) = 16 ˃ 0

D 0 , значит уравнение имеет два корня.


Ответ: -1; 3


Решение приведенного квадратного уравнения x2 + px + q =0 по теореме Виета

Сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену, т.е.


Уравнение имеет два одинаковых по знаку корня, если q 0. Причем

- если р

- если р 0, то оба корня отрицательные.


Уравнение имеет два различных по знаку корня, если q

Причем больший по модулю корень будет положителен, если p 0 .

Например:

2 - 16х + 15 = 0.

Решение:

Перейдем к приведенному квадратному уравнению, для этого разделим все уравнение на 4.

х2 – 4х + 3,75 = 0,

Т.К. q=3,75 0 , имеет два одинаковых по знаку корня

Т.К. p=-4

х1 + х2 = 4,

х1 · х2 = 3,75.

Тогда х1= 1,5, х2= 2,5

Ответ:1,5; 2,5.

Решение квадратных уравнений с помощью свойств коэффициентов.

  1. Если а+ b + с = 0 (т.е. сумма коэффициентов равна нулю), то х1= 1,

х2 = .

  1. Если a – b + c=0, то х1 =-1, х2 =


Например:

а) х2 - 16х + 15 = 0.

Решение:

а+ b+ с = 0  1 + (-16) + 15 = 0, то

х1= 1, х2 = 15.

Ответ : 1 и 15


б) 2х2+ 3х +1= 0.

Решение:

Так как 2 - 3+1=0, значит

х1 = -1, х2 = =

Ответ: -1 и

Уравнение ax2 + bx + c = 0 называется неполным квадратным уравнением, если b = 0 или c = 0, т.е. коэффициент при переменной x или свободный элемент равен нулю.


Алгоритм решения неполных квадратных уравнений

а) Если b = 0 и c≠0, тоax² + c = 0

Перенести свободный член уравнения в правую часть и разделить обе части уравнения на a

Так как c≠0, то

  1. Если , то уравнение имеет два корня и


3. Если , то уравнение не имеет корней, поскольку арифметический квадратный корень существует только из неотрицательного числа

Например:

2 – 27 = 0

Решение:

2 – 27 = 0

2 = 27

х2 = 27:3

х2 = 9

т.к. 9 ˃ 0, то 2 корня

х1 = 3

х2 = -3


Ответ: -3; 3


б) если с= 0 и b , то ax² + bx = 0


1. Разложить на множители левую часть уравнения x(ax+b)=0

2. Произведение равно нулю тогда и только тогда, когда один из множителей равен нулю, т.е. x=0 или ax+b=0

3. Решить уравнение вида ax+b=0 при a≠0, т.е.


ax=-b

Например:

2 + 10х = 0

Решение:

2 + 10х = 0

х·(5х + 10) = 0

х1=0 5х + 10 = 0

5х=- 10

х= -10 : 5

х2= -2


Ответ: -2; 0

в) если с= 0 и b= , то ax² = 0


1. Разделить обе части уравнения на a, получим x2=0.

Уравнение имеет единственный корень

x=0

Например:

2= 0

Решение:

2= 0

х2= 0:3

х2= 0

х=0

Ответ: 0

Биквадратное уравнение –уравнения вида

ах4  + bx2  + c = 0, где

а ≠ 0, являющиеся квадратными относительно х2

Общий алгоритм решения биквадратных уравнений:

1. Сделать замену х2 = t  и записать квадратное уравнение

at2 + bt + c=0

2. Решить квадратное уравнение относительно t.

3. Произвести обратную замену и найти корни биквадратного уравнения по формуле х1 = и х = - .

В зависимости от знака подкоренного выражения может иметь от о до четырех корней.


Например:

x4−5x2+6=0

Решение:

Пусть x2 = t, где t ≥0. Тогда

t2 − 5t + 6=0

Получилось полное квадратное уравнение, решаем его через дискриминант:
D=b2−4ac=(−5)2−4·1·6=25−24=1˃0 , два корня

t1,2= ; t1= = 3 и t2 = = 2

Произведем обратную замену

x2=3

х1 =

х2 = -


x2=2

х3 =

х4 = -

Ответ: - - ; ;

Дробно - рациональное уравнение – уравнение, обе части которого являются

рациональными выражениями, причем хотя бы один из них – дробным выражением.


Алгоритм решения дробно – рационального уравнения методом умножение крест-накрест:

1. Переписать (при необходимости) данное уравнение так, чтобы на каждой его стороне находилась одна дробь (одно рациональное выражение); только в этом случае можно воспользоваться методом умножения крест-накрест.

2. Найти все ограничения для переменной, при которых знаменатель не равен нулю (если в них содержится неизвестное).

3. Умножить числитель левой дроби на знаменатель правой.

4. Повторить это с числителем правой дроби и знаменателем левой.

5. Приравнять полученные выражения и упростить их.

6. Решите полученное уравнение, то есть найдите «неизвестное». 

7. Сравнить полученные значения с ограничениями, исключив недопустимые значения корней, и записать ответ.


Например:

.

Решение:

Найдем ограничения: х+5 х

Применяем метод умножения крест накрест.

раскрываем скобки и приводим подобные слагаемые.

получили линейное уравнение с одной неизвестно, решим его:

(-10 )

Ответ: ─10.


Алгоритм решения дробно – рационального уравнения методом нахождение наименьшего общего знаменателя (НОЗ)

1. Перенести все выражения в левую часть, чтобы в правой остался 0.

2. Найти наименьший общий знаменатель дробей (или наименьшее общее кратное).

3. Умножить и числитель, и знаменатель каждой дроби на число, равное результату деления НОЗ на соответствующий знаменатель каждой дроби.

4. Найти все ограничения для переменной, при которых знаменатель не равен нулю (если в нем содержится неизвестное)

5. Приравнять числитель к нулю и решить уравнение, т.к. если знаменатель дроби не равен нулю, значит нулю равен числитель.

6. Найти все значения неизвестного, сравнить их с ограничениями из п. 4, исключив недопустимые значения и записать ответ.


Например:

Решение:

Приведем все дроби к наименьшему общему знаменателю (НОЗ).

В данном примере общий знаменатель будет 12.

;

Ответ: 5.


Уравнение с модулем называются уравнения, в которых переменная

содержится под знаком модуля (под знаком абсолютной величины).


Алгоритм решения уравнений, содержащих модуль

1. Найти значения х, которые обращают выражение под знаком модуля в нуль.

2. Разбить множество всех чисел на несколько промежутков с помощью найденных значений.

3. Решить исходное уравнение на каждом промежутке, учитывая, что


4. Выбрать в ответ те значения, которые принадлежат выбранным промежуткам, или сделать проверку, подставив найденные значения в исходное уравнение.


Например:

| х – 6 | = 9


Решение:

Найдём значение х, при котором (х – 6) обращается в нуль. Это  значение равно 6. Значит, число 6 разбивает всю числовую прямую на  два промежутка: х х Рассмотрим исходное уравнение  на каждом промежутке.

При х

х – 6 = 9
х = 9 + 6
х = 15.


Число 15 принадлежит промежутку х , значит, 15 является корнем данного уравнения.


При х

- ( х – 6 ) = 15
 - х + 6 = 15
 - х = 15 –  6
 - х = 9
 х = - 9.
Число – 9 принадлежит промежутку х

Ответ: х =15, х = - 9.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!