КАК ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ 15.3 ОГЭ?
(памятка для ученика)
По-моему, это самое оптимальное задание ОГЭ в плане его выполнения.
Даем определение слова или словосочетания.
Определение – это логическая операция, раскрывающая содержание понятия.
Определение – это уточнение предмета рассмотрения, однозначная его характеристика.
Дать определение слова - это раскрыть его лексическое значение.
НАПРИМЕР:
Жесткость - равнодушие или пренебрежение чужими страданиями.
Жестокость – это бездушие, бесчувственность, бесчеловечность.
Комментируем определение.
«Комментировать» значение слова по Ожегову означает «давать комментарии, пояснения к чему-нибудь».
Вот вопросы – подсказки, которые помогут составить комментарий:
· Что мне ещё известно об этом слове (явлении, свойстве человека, черте его характера и т.п.)?
· Какой дополнительной информацией я могу расширить данное мной определение?
· Чем существенным я могу дополнить это определение?
· Какое ключевое словосочетание в определении мне хотелось бы пояснить?
· Какое значение ключевых слов мне хотелось бы уточнить? и др.
НАПРИМЕР:
Жестокость проявляется в злых насмешках, едких замечаниях, обидных и унижающих словах, в угнетении, притеснении, побоях, насилии, издевательствах, убийствах. Жестокость проявляется не только в нанесении каких-то физических страданий, но и в причинении страданий душевных, моральных, в глумлении над человеческим достоинством, в безразличии к человеку или живому существу в критической ситуации.
Приводим аргументы.
Это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения, т.е. всё, что может подтвердить тезис.
В сочинении- рассуждении 15.3 нужно привести 2 варианта аргументов:
1.Один – из ТЕКСТА, а второй – из ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА.
ИЛИ
2.Два аргумента из текста.
Аргумент из жизненного опыта
Жизненный опыт бывает:
- опытом многих поколений (традиционно-историческим) — это пословицы, поговорки, нравственные заповеди, моральные нормы, сложившиеся традиции;
- опытом людей, компетентных в определенных областях, ученых, профессиональных сообществ;
- опытом близких, родных, знакомых людей;
- собственным жизненным опытом.
ВНИМАНИЕ!
Недостаточно просто найти пример для доказательства и выписать его с указанием номера предложения или в цитатном варианте. Надо дать комментарий к аргументу – ответ на вопрос «Почему именно этот пример вы приводите в качестве доказательства?»
Например:
В предложенном нам тексте Е.Габовой рассказывается о жестоком отношении подростков к своей однокласснице Светке Сергеевой (предложения 1-4). Именно в них автор уделяет особое внимание тому, за что дети презирали и недолюбливали Рыжуху: за то, что «она рыжая», «за то, что голос у неё ужасно пронзительный», за то, что у нее «единственные потертые джинсы».
Пишем вывод.