СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятка для обучающегося «Пишем сочинение на ЕРЭ»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Памятка для обучающегося «Пишем сочинение на ЕРЭ»»

Памятка для обучающегося

«Пишем сочинение на ЕРЭ»


1 шаг. Чтение текста. Подбор текстового материала для будущего сочинения.

Внимательно прочитайте текст, выделите в нём основные мысли, важные слова, фразы, художественные средства, использованные автором и помогающие Вам понять прочитанное. Найдите в тексте тот материал, который Вы будете использовать при написании сочинения.


2 шаг. Определяем проблему текста, пишем вступление (1 абзац сочинения).

Самой важной частью сочинения является определение проблемы. 

Запомните, что проблема текста – это предмет обсуждения, вопрос, над которым размышляет автор. Как отличить тему от проблемы? Тема – то, о чем говорится, описать ее можно тремя вопросами: Что? Где? Когда? Проблема – то, зачем говорится: Как должны отреагировать читатели? О чем задуматься?

Работая над сочинением, следуйте от позиции автора к проблеме. Используйте следующий алгоритм:

  1. Выявите основную мысль текста;

  2. Запишите её в виде законченного предложения;

  3. Определите, на какой вопрос отвечает это предложение;

  4. Запишите этот вопрос, который и является проблемой текста.

Напоминаю, что сформулировать необходимо одну из проблем текста. Из 2-3 проблем текста выбирайте ту, которая находится в центре внимания автора и по которой вам легче будет аргументировать свою позицию.

Варианты формулирования проблемы (клише)

  • Автор (или Ф.И.О. – кто он) размышляет над проблемой…

  • В тексте поднимается проблема…

  • Текст автора заставил меня задуматься над сложной проблемой…

  • Предложенный для анализа текст посвящен проблеме…

  • Как (зачем, почему и т.д.)..? Именно эта проблема привлекла внимание автора.

Определив проблему, начинаем писать вступление сочинения.


Например:

Человеку свойственно желание понять других.  Как это сделать, как не ошибиться? Должно ли складываться восприятие окружающих только по внешности, по первому впечатлению, или важно почувствовать внутренний мир человека, его душу? Именно над этим размышляет Ф.М. Достоевский, поднимая проблему оценки личности.

Следующий этап сочинения (самый важный) – комментарий к проблеме.


3 шаг. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

 План данной части сочинения:

  • Первый пример из текста для комментирования проблемы, его значение для её раскрытия.

  • Второй пример из текста для комментирования проблемы, его значение для её раскрытия.

  • Определение смысловой связи данных примеров для раскрытия проблемы текста и её анализ.

При комментарии необходимо показать, как автор раскрывает проблему, остановиться на микротемах данного текста. Комментарий – это не пересказ, не цитирование, а анализ постижения авторской логики в раскрытии проблемы данного текста.

Категорически запрещено:

  • просто пересказывать текст, не анализируя его.

  • использовать в анализе большое количество цитат.

Необходимо выделить эти два примера. Постараться подобрать примеры, с разной точки зрения освещающие проблему. Комментируя примеры, уместно использовать частичное цитирование с объяснением того, почему именно эти ситуации вы рассматриваете и что автор пытается нам показать этими примерами.


Если приведете два противоположных по смыслу примера, то вам будет легко определить их смысловую связь, ведь оба они, но с разных точек зрения, более полно раскрывают проблему.


Следующим этапом будет определение смысловой связи между примерами. Необходимо указать на причинно-следственную связь, противительную или другую связь между примерами. Все будет зависеть от приемов, которые использует автор в конкретном тексте. Проводя анализ связи этих примеров, недостаточно указать логическую связь (причина - следствие, вывод), важно также проанализировать эту связь, объяснить, что в ней примечательного, что мы можем понять, если сопоставим, противопоставим и др. примеры из текста.


Например:

Примеры не просто так противопоставлены друг другу, а помогают отразить изменения, произошедшие в душе рассказчика и т.д.


 

4 шаг. Отражение позиции автора исходного текста. 


Позиция автора – это его ответ на решение проблемы, поднятой в тексте. Однако он не только высказывает свою точку зрения, а ставит для себя более важную цель – донести это до читателей, взволновать души людей, привлечь их внимание к проблеме, даже призвать к каким-то определённым действиям. Поэтому лучше, если данную часть сочинения вы будете начинать такими клише:

  • Автор считает, что…

  • Автор подводит читателя к выводу о том, что…

  • Позиция автора такова…

  • Отношение автора к поставленной проблеме неоднозначно.


  • Старайтесь формулировать авторскую позицию своими словами, избегая сложных метафор.

  • При цитировании подбирайте предложения, в которых мысль автора выражена чётко и ясно.



Например:

Позиция автора выражена чётко: он считает, что оценивать людей только по их внешнему виду неверно. Нужно уметь разглядеть душу человека, понять его характер, поступки, конкретные действия, «заглянуть…в сердце». Он хочет, чтобы люди осознали это как можно раньше, чтобы видели красоту окружающих людей, не считали их «чужими» только по внешности, которая почему-то не понравилась.


 5 шаг. Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста. 

В данной части работы необходимо выразить своё согласие или несогласие с позицией автора и обосновать свою точку зрения.


Например:

Трудно не согласиться с мнением автора. Действительно, умение понимать людей, ценить их по делам и поступкам, видеть лучшее в каждом – это очень важно. Внешность может быть неприглядной в силу природных данных, да и трудные жизненные обстоятельства часто отражаются на ней.

 

6 шаг. Заключение.

Необходимо подвести итог, отметить важность проблемы, если возможно, предложить своё видение решения проблемы.


Например:

Таким образом, любовь матери проявляется в готовности защищать детей, жертвовать собой для сохранения их жизни.


или:


Таким образом, автор (Ф.И.О. автора) поднял одну из актуальных проблем любого времени – проблему оценивания человека, умения видеть лучшее в каждом, не отворачиваться только потому, что внешне человек может вызывать отрицательные эмоции. Вспомним известную пословицу: «Встречают по одёжке, а провожают по уму». Доброта, милосердие, внимательность, сострадание и многие другие качества личности всегда найдут отклик в сердцах людей. И неважно, красив человек или нет. Душа, внутренний мир, открытое сердце – вот что привлекает нас в людях.

 

Помните:

Не допускайте в речи неточности, не нарушайте логику, последовательность действий, не используйте однотипные конструкции в сочинении, чтобы не потерять баллы. Не используйте в сочинении сокращения: н-р, т.к. и др., и т.д. Пишите их полностью, а лучше старайтесь вообще такие слова не включать.

Особое внимание обратите на почерк.

Пишите без исправлений и помарок, а для этого несколько раз проверяйте черновик.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!