Просмотр содержимого документа
«Памятка для педагогов «Помощь учащимся в преодолении трудностей при формировании регулятивных УУД»»
Памятка для педагогов «Помощь учащимся в преодолении трудностей при формировании регулятивных УУД»
Памятка подготовлена по материалам журнала «Управление начальной школы», 2013, № 9, с. 17-19
Если у учеников возникают трудности при выполнении поручений, то, предлагая им выполнить какое-либо поручение, соблюдайте определенные правила:
во-первых, необходимо, чтобы дети, получив задание, сразу же повторили его. Это заставляет школьников мобилизоваться, «настроиться» на задание, лучше понять его содержание, а также отнести это задание лично к себе;
во-вторых, нужно предложить им сразу подробно спланировать свои действия, т. е. тут же после поручения приступить к его мысленному исполнению:
определить точный срок выполнения;
наметить последовательность действий;
распределить работу по дням и т. д.
2. Если у учащихся возникают трудности при определении последовательности промежуточных
целей с учетом конечного результата, то:
• необходимо введение ограничительной цели и определение оптимального момента введения
ограничительной цели:
- поставленные перед обучающимся цели должны быть не общими (стать отличником, исправить свое поведение и др.), а очень конкретными, направленными на овладение отдельными элементами поведения, которые легко можно контролировать;
- конкретную цель нужно ставить непосредственно перед тем, как она должна быть выполнена (например, сразу перед уроком);
• необходимо сначала ставить цель на очень короткий срок (на данную перемену, на первые 10 мин урока);
• обязателен постоянный каждодневный контроль за выполнением намечаемых целей (для этого рекомендуется вести специальный дневник, в котором ребенок вместе со взрослым - педагогом - намечал бы конкретные задачи для исполнения и письменно фиксировал оценку успехов).
3. Если у учащихся возникают трудности при оценивании, коррекции и контроле своей деятельности, то рекомендуется:
• организовать совместную работу младших школьников (во внеурочное время - дома или в группе продленного дня): коллективное обсуждение, взаимопроверку, взаимоконтроль;
• предметом оценивания учеников сделать учебные действия и их результаты, способы учебного взаимодействия, собственные возможности осуществления деятельности.
Если у учащихся возникают трудности в волевой саморегуляции, то можно использовать следующие средства по формированию произвольности у детей: игры с правилами и продуктивные виды деятельности, режиссерские игры, работа на время с использованием песочных часов (как средства, помогающего ребенку регулировать свой темп деятельности).
Для формирования регулятивных УУД у учащихся можно использовать следующие виды заданий:
поиск информации в предложенных источниках;
взаимоконтроль;
взаимный диктант (метод М.Г. Булановской);
диспут;
заучивание материала наизусть в классе и др.