СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятка для родителей детей с ОВЗ

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Памятка для родителей детей с ОВЗ по адаптации к условиям жизни

Просмотр содержимого документа
«Памятка для родителей детей с ОВЗ»

Памятка для родителей детей с ОВЗ

Разработала:

педагог-психолог МДОУ № 14 Тимохова Т.В.

Особенности развития бывают самыми разнообразными, и это влияет на степень функциональности ребенка в самых разных областях. Однако

необходимо помнить, что вне зависимости от сложностей ребенка, ему необходимо развиватьсяи адаптироваться к тем условиям, в которых он будет жить.

Основные ошибки, которые могут быть допущены родителями детей с

ОВЗ:

Инфантилизация – это распространенная ошибка в общении с детьми с ОВЗ любого возраста. Заключается она в том, что из- за сниженной

функциональности ребенка его воспринимают младше его реального возраста, относятся к нему, как к младенцу, предъявляют сниженные требования относительно самоконтроля, саморегуляции, приобретенных ребенком навыков. Ребенок с ОВЗ может развиваться немного медленнее сверстников, но он все- таки развивается, и чтобы помочь ему в этом, ему необходимо предоставлять свободу выбора, возможность проявления самостоятельности. Иначе у ребенка складывается неверное представление о себе и своих возможностях и пропадает стимул к развитию.

Чтобы избежать этой ошибки, необходимо выполнение следующих условий:

  • У ребенка должны быть обязанности. Обычные бытовые действия. Пусть самые простые, но ребенок должен ощущать себя нужным, полезным, самостоятельным.
  • Ребенку нужны личные вещи. Часто складывается так, что у ребенка,кроме одежды, нет ничего своего. Игрушки есть дома, но он до конца не считает их своими и не отвечает за них. В поездках всё необходимое, как правило, находится у мамы в сумке. Это не совсем правильно.У ребенка должен быть свой рюкзак или сумка, куда он сможет положить, то, что считает нужным. Вода, еда, нужные ему игрушки или вещи. Это позволит ему чувствовать себя более независимым и отвечать за принятые решения. Если он что- то забыл, то в следующий раз он вспомнит, что это нужно взять с собой.
  • Навыки самообслуживания. Как бы долго ребенок ни надевал ботинки, если у него есть возможности для этого, позвольте ему это сделать самому. Просто отведите для этого достаточно времени. Это важная часть самосознания ребенка и необходимый навык для последующейжизни.

Инвалидизация - э то тоже распространенный способ восприятия особых детей. Заключается он в том, что ребенка как бы выделяют в отдельную группу.

«Есть обычные дети, а есть ты». Это не совсем правильный подход. Конечно, у

ребенка с ОВЗ есть особенности, но это не значит, что он должен быть отделен от других детей и взрослых. Наша задача – помочь ребенку адаптироваться в обычном обществе.

Чтобы избежать этой ошибки, необходимо выполнение следующих условий:

  • У ребенка должна быть возможность общаться с другими людьми. Детьми и взрослыми. Берите его с собой в гости, в магазин, куда естьвозможность. Гуляйте на детской площадке. Не надо ограничивать возможность общения. Обычные дети, как правило, быстро приспосабливаются и, если вы не будете демонстрировать чрезмерной тревоги, то и вашему малышу, и другим детям будет комфортно.
  • Ребенок должен иметь средства коммуникации. Если ребенок не говорит, тем не менее, у него должна быть возможность что- то попросить или от чего- то отказаться. Нужна приемлемая система коммуникации. Это могут быть жесты или картинки, или тот способ, который подойдёт лично вашему ребенку.
  • Оберегая ребенка от взаимодействия с другими, делая все за него, вы мешаете ему развивать необходимые коммуникативные навыки и ограничивается стимул к развитию.

Как же действовать родителю ребенка, который уже вышел из младенческого возраста, и ему необходимо адаптироваться и развиваться?

Что нужно делать:

Обеспечить ребенку необходимые коррекционные занятия. Ребенок должен заниматься со специалистами, которые помогут ему скорректи ровать те сферы

развития, которые сформированы недостаточно хорошо. Комплекс занятий для

каждого ребенка индивидуален. Важно не ограничиваться одним направлением. Часто родители допускают распространенную ошибку. Вычленяют только значимую для себя сферу развития и занимаются только ей. Чаще всего это речь. Нарушения речи – это комплексная проблема, которую логопед не сможет решить в одиночку. Речь – сложная и высокоуровневая функция, причины ее нарушения обычно кроются в других областях. Проконсультируйтесь со специалистами, чтобы подобрать оптимальный набор занятий лично для вашего ребенка.

У ребенка должна быть возможность включения в детский коллектив. Не торопите события, не включайте ребенка во взаимодействие насильно. Он должен почувствовать готовность к интеграции и делать это в той степени и таким способом, как ему будет комфортно.

Кроме детского сада ребенку было бы полезно позаниматься в дополнительных кружках или секциях. Это могут быть спортивные секции или творческие мастерские. В таких местах можно договориться о присутствии родителя или тьютора, если ребенку необходима помощь.

Начинайте с высоких уровней. Ставьте высокие задачи, приближенные к задачам обычных детей. Если у вас сложится ощущение, что для ребенка сложно,

снижайте нагрузку, но необходимо дать ему возможность реализоваться по максимуму.

Чего не нужно делать:

  • Не уходите с головой в реабилитацию и коррекционные занятия. У ребенка должно быть свободное время и личная жизнь. Не бойтесь, что теряете время. В «выходные» у ребенка появляется возможность отдохнуть, усвоить накопленные на занятиях навыки и сама по себе среда, отдых и общение с близкими развивают ребенка не хуже занятий.
  • Забывать о себе. Многие родители так упорно концентрируются на реабилитации ребенка, что полностью забывают о собственном досуге, здоровье и настроении. Помните, самое важное, что нужно ребенку, сособенностями или без – это здоровые, счастливые родители! Отдыхайте, занимайтесь любимыми делами, следите за собой, будьте собой. Это ничуть не менее важно, чем занятия с
ребенком. Поиск  «волшебной  таблетки».  Сейчас  очень  много  разных  способов  и механизмов  коррекции  и  реабилитации.  И  часть  родителей  мечутся  между методами  и  подходами,  меняя  разные  способы  и  уходя  в  каждый  новый период  с головой.  Практика  показывает, что,  во- первых,  наиболее  эффективным  является комплексный  подход  к  реабилитации,  во- вторых,  частая  смена  методов дестабилизирует  ребенка. Бояться  неудач.  Важно  помнить,  что  неудачи  –  это  такой  же  важный  опыт, как  и  успехи.  Это  путь,  это  движение,  это  исследование  своих  возможностей.

ребенком.

  • Поиск «волшебной таблетки». Сейчас очень много разных способов и механизмов коррекции и реабилитации. И часть родителей мечутся между методами и подходами, меняя разные способы и уходя в каждый новый период с головой. Практика показывает, что, во- первых, наиболее эффективным является комплексный подход к реабилитации, во- вторых, частая смена методов дестабилизирует ребенка.
  • Бояться неудач. Важно помнить, что неудачи – это такой же важный опыт, как и успехи. Это путь, это движение, это исследование своих возможностей.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!