Памятка для родителей будущих первоклассников.
Уважаемые родители!
Поступление ребенка в школу – большое и ответственное событие в его жизни. Для него начинается новая школьная жизнь, в которой появляются особые, связанные со школой, заботы и обязанности.
С первого дня пребывания ребенка в школе в интересах правильного его воспитания и успешного обучения вы должны не только заботиться о том, чтобы создать ребенку условия для этого, но и проявлять активный интерес к процессу обучения. Хвалите ребенка за успехи и помогайте ему преодолевать трудности. Помните, что без вашей помощи, без согласованной работы семьи и школы и самой хорошей школе, и самому опытному учителю трудно вести работу по обучению и воспитанию детей.
В первую очередь вам, родителям будущих первоклассников, необходимо позаботиться о нравственной и психологической готовности детей к школьному обучению. Чтобы ваш ребенок стал успешным в школе, постарайтесь развивать у него следующие качества:
ответственность и организованность (ребенок без подсказки родителей должен уметь приготовить все необходимое для прогулки, игры или труда; убирать на место вещи, игрушки; в заданном темпе выполнять просьбу, поручение и т.д.);
самостоятельность (выполнение детьми постоянных обязанностей в семье);
инициативность (умение уйти от инструкций к самостоятельным действиям; проявлять инициативность);
умение жить в коллективе (проявлять жизнерадостность, доброжелательность, внимание, заботу к членам коллектива и другим людям; умение слушать собеседника, не перебивая его; говорить самому только после того, как собеседник закончил свою мысль; пользоваться словами, характерными для вежливого общения).
Что должен знать и уметь ребенок, идущий в первый класс школы?
Для качественной подготовки малыша к учебной деятельности следует действовать в нескольких направлениях. Будущему первокласснику необходимо обладать элементарными знаниями о себе, родителях и устройстве окружающего мира, иметь базовые навыки счета и развитую речь.
Общий кругозор
7-летний ребенок уже достаточно развит, чтобы без запинки назвать:
• свое имя, фамилию и отчество;
• свой возраст и дату рождения;
• фамилию, имя и отчество родителей, их род занятий и место работы;
• имена других членов семьи и кем они ему приходятся;
• свой адрес – город/поселок/деревню, улицу, дом, подъезд, этаж, квартиру – и номер домашнего телефона (если есть);
• страну, в которой живет, и ее столицу;
• основные достопримечательности своего города/поселка/деревни;
• основные цвета и их оттенки;
• части тела человека;
• предметы одежды, обуви, головные уборы (и понимать разницу между ними);
• профессии, виды спорта;
• виды наземного, водного, воздушного транспорта;
• известные русские народные сказки;
• великих русских поэтов и писателей (Барто А. Л., Маршак С. Я., Пушкин А.С., Толстой Л.Н., Есенин С.А. и др.) и их самые известные произведения.
Математика, счет
Умение считать до ста не является обязательным для будущего первоклассника, но базовые знания в области счета у ребенка должны быть. Необходимые математические представления к началу школьного обучения:
• знать цифры от 0 до 9;
• уметь называть числа в пределах 10 в прямом и обратном порядке (от 5 до 9, от 8 до 4 и т.п.);
• уметь называть число в пределах 10, предшествующее названному и следующее за ним (соседи числа);
• понимать смысл знаков «+», «–», «=», «», «3);
• уметь обозначить количество предметов с помощью цифр;
• уметь сравнить количество предметов в двух группах;
• решать и составлять простые задачи на сложение и вычитание в пределах 10;
• знать названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб);
• уметь сравнивать предметы по размеру, форме, цвету и группировать их по этому признаку;
• ориентироваться в понятиях «лево-право-вверху-внизу», «перед», «между», «за» на листе бумаге в клетку и в пространстве.
Чтобы помочь ребенку освоить счет и цифры, чаще считайте вместе бытовые предметы, птичек, людей в одежде определенного цвета, машины, дома. Задавайте ему простые задачи: у тебя есть 2 яблока и 3 груши – сколько всего у тебя фруктов? Тебя я дал 6 конфет, з – ты съел, сколько осталось? Помимо навыков счета, вы будете таким способом учить ребенка воспринимать задание на слух, что обязательно пригодится ему в учебе. Пишите вместе печатные цифры на бумаге, мелом на доске, выкладывайте их из камушков, пишите палочкой на песке.
Моторика, подготовка руки к письму
Будущий первоклассник должен уметь:
• правильно держать карандаш, ручку, кисточку;
• складывать геометрические фигуры из счетных палочек, складывать фигуры по образцу;
• рисовать геометрические фигуры;
• закрашивать карандашом и штриховать фигуры в разном направлении, не выходя за контуры;
• проводить без линейки прямую горизонтальную или вертикальную линию;
• писать по образцу печатные буквы;
• аккуратно вырезать из бумаги (разрезать лист бумаги на полосы или геометрические фигуры – квадраты, прямоугольники, треугольники, вырезать по контуру не только прямоугольники и квадраты, но круги, овалы);
• лепить из пластилина и глины;
• клеить и делать аппликации из цветной бумаги.
Развитая моторика не только помогает ребенку выполнять необходимые творческие задания в школе, но и тесно связана с овладением навыком письма и качеством речи. Поэтому обязательно занимайтесь дома лепкой и рисованием, собирайте пазлы, создавайте вместе украшения и поделки – благо что пособий по развитию мелкой моторики сейчас существует огромное количество. Используйте любое подручное средство дома и любое свободное время, даже период приготовления ужина на кухне. Смешайте в тарелочке фасоль и горох, попросите ребенка разобрать. Спрашивайте, чем отличается фасоль от гороха? Какого она цвета? Какая по форме?
Развитие речи
• Последовательно излагать свои мысли, уметь составлять рассказ по картинке;
• Использовать в своей речи не только существительные и глаголы, но и достаточно прилагательных, есть местоимения, числительные и т.д.;
• Правильно строить предложение, слова ставить по порядку, согласовывая между собой;
• Проговаривать верно все звуки, отсутствуют логопедические проблемы;
• Различать звуки в слове.
В подготовке к школе более важным, чем навык чтения, является обучение ребенка пониманию прочитанного текста, анализу, умению отвечать на вопросы по тексту, умение задавать вопросы по существу. Читайте вместе хорошие добрые сказки, рассказы о природе и животных. Играйте в слова: называйте слова на определенную букву или те, в которых она встречается, составляйте слова из заданных букв, разделяйте слова на слоги и выделяйте звуки.
Окружающий мир
Рассмотрим, что должен знать первоклассник, идя в школу, об окружающем мире. Ребенку необходимо:
• различать домашних и диких животных, уметь называть детенышей животных, знать, какие животные обитают на юге, а какие – на севере;
• знать диких и домашних животных;
• называть несколько (2-3) зимующих и перелетных птиц, различать птиц по внешнему виду (дятел, воробей, синица, ласточка, голубь, ворона и т.д.);
• знать и различать растения, характерные для родного края, и называть их особенности (ель, береза, сосна, лиственница, подсолнух, клевер, ромашка и т.п.);
• знать названия 2-3 комнатных растений;
• знать названия овощей, фруктов, ягод;
• иметь представление о различных природных явлениях;
• называть в правильной последовательности – дни недели, месяцы, времена года, а также знать основные приметы каждого времени года (весна – распускаются почки на деревьях, тает снег, появляются первые цветы), уметь назвать весенние месяцы, зимние, летние и осенние. Рассказывать стишки и уметь загадать загадки о временах года.
Все перечисленные навыки ребенок получает от ежедневного общения с самыми близкими в его жизни людьми, его родителями, бабушками и дедушками. Бывают случаи, когда ребенок с трудом запоминает дни недели, последовательность времен года, в таких случаях используйте стишки и рифмы в красивой детской книжке. Конечно этот материал можно найти и в интернете, но ребенок не получит эмоционального удовольствия от общения с новой иллюстрированной детской книжкой. Покупая малышу книжку просмотрите иллюстрации – они должны быть добрыми и понятными; шрифт – он должен быть легко читаем. Совсем скоро ребенок сам научится читать и перечитает книжки, прочитанные вами, с большим удовольствием.
К процессу обучения в школе должны быть готовы как первоклассники, так и их родители. Главная забота родителей – поддержание и развитие интереса узнавать новое, способствовать созданию ситуаций успеха для своего ребенка в процессе освоения новых умений, навыков и знаний.
Советы родителям
1. Поддерживайте в ребёнке его стремление стать школьником. Обсудите с ребёнком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
2. Ваш ребёнок идёт в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получиться, это естественно. Не забывайте, что ребёнок имеет право на ошибки.
3. Составьте вместе с будущим первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
4. Не пропускайте трудности, возможные у ребёнка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у будущего первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними до школы или на первом году обучения.
5. Поддержите будущего первоклассника в его желании добиться успеха. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
6. Если вас что-то будет беспокоить в поведении ребёнка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
7. Учение – это нелёгкий и ответственный труд, но у первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
8. Ваше спокойное и серьезное отношение к учебе ребенка - самый главный пример для подражания.
Что необходимо подготовить родителям первоклассников:
форма;
сменная обувь;
ранец;
тетрадь в клетку (12 листов) – 2 шт.;
тетрадь в косую линию – 2 шт.;
обложки для тетрадей (плотные);
обложки для учебников (плотные);
цветные карандаши (12 цветов);
фломастеры (12 цветов);
веер цифр, букв;
пенал;
ручка синяя (с тонко пишущим стержнем);
простой карандаш ТМ;
линейка 20 см.;
ластик;
точилка закрытая;
влажные салфетки.
Для урока рисования:
альбом для рисования (30-40 листов);
краски акварельные (12-14 цветов);
кисти №1 – №3;
пластмассовая баночка для воды.
Для урока труда:
альбом для рисования (30-40 листов);
пластилин (6-8 цветов);
пластмассовая досточка для пластилина;
цветная бумага (6-7 цветов, формат А4);
цветной картон (7-10 цветов, формат А4);
клей карандаш (лучше ErichKrause синий- среднего размера) – 1 шт.
линейка 30 см;
простой карандаш
ластик
канва 10 см (ткань для вышивки крестом)
Для урока физкультуры:
спортивный костюм (для занятий на улице)
футболка белая, черные шорты ( для занятий в зале)
спортивная обувь (лёгкая, с легко сгибаемой подошвой, не на шнурках).
На заметку родителям
Каким должен быть портфель?
• Портфель должен соответствовать росту и весу ребенка.
• Ранец должен быть легким – не более 700 грамм. Чем он легче, тем легче вашему ребенку. (Ребенку нельзя носить груз, превышающий 15% собственной массы).
• Верх ранца не должен быть выше плеч ребенка, а низ – ниже линии бедер.
• Ширина ранца не должна быть шире плеч ребенка.
• Ширина лямок должна быть около 8 см.
• Задняя стенка должна иметь мягкую прокладку, чтобы острые углы книг не давили на спину.
• Разноцветные портфели меньше пачкаются, но проверьте, чтобы краска не линяла.
• Портфель должен иметь несколько отделов для размещения различных школьных принадлежностей.
Пусть ваш девиз будет таков:
Настрой на школу – положительный!
Только с оптимизмом!
Только с уверенностью в успехи ребёнка!
И в добрый путь!
Удачи вам и вашему ребенку!
Счастливого пути по дорогам знаний!