Памятка для родителей «Преодоление дисграфии у младших школьников».
Дисграфия – это частичное нарушение письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций (зрительного и слухового восприятия, пространственных представлений, внимания и памяти), участвующих в процессе письма.
Занимаясь с ребенком дома, помните несколько основных правил:
1. Перед началом работы необходимо проверить правильно ли сидит ребёнок, правильно ли держит ручку.
2. Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.
3. Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это поселит в ребенке неуверенность в себе, в своих силах и знаниях, и увеличит количество ошибок.
4. Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт. При выполнении любых заданий важна не быстрота, не количество сделанного, а правильность и тщательность выполнения каждого задания.
5. На всем протяжении специальных занятий ребенку необходима Ваша помощь и поддержка, благоприятный эмоциональный настрой. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома и в школе он должен почувствовать хоть маленький, но успех. Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается.
Лучше всего подойдет гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно будет способствовать устойчивым хорошим результатам.
Главное – помнить, что дисграфия – это состояние, для преодоления которого требуется тесное сотрудничество логопеда, родителей и обучающегося. Ежедневные дополнительные занятия с ребенком по устранению дисграфических ошибок дадут положительные результаты.
2. Представьте перечень упражнений для коррекции дисграфии у младших школьников.
Упражнения по коррекции артикуляторно-акустической дисграфии
1. Преобразовать слова: - добавляя звук: рот - крот, мех - смех, осы - косы; луг - плуг; - изменяя один звук слова (цепочки слов): сом - сок - сук - суп - сух - сох - сор - сыр - сын - сон; - переставляя звуки: пила - липа, палка - лапка, кукла - кулак, волос – слово.
2. Какие слова можно составить из букв одного слова, например: ствол (стол, вол), крапива (парк, ива, карп, пар, рак, Ира).
3. От записанного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом - мак - кот - топор - рука.
4. Игра с кубиком. Обучающиеся бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.
5. Слово-загадка. На доске пишется первая буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Если слово не отгадано, записывается вторая буква слова и т. д.
Например: п........... (простокваша).
6.Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке:
нос - сон, кот - ток, сор -рос, топ - пот.
7. Вписать буквы в кружки. Например, вписать в данные кружки третью букву следующих слов: рак,брови, сумка, трава, сыр (комар).
При преодолении дисграфии, связанной с нарушением языкового анализа и синтеза
предлагаются упражнения, которые направлены на уточнение и расширение словаря ребѐнка, развитие и упорядочение грамматического строя речи обучающихся.
Упражнения по коррекции дисграфии, связанной с нарушением языкового анализа и синтеза
1. Найди ошибки в употреблении слов и предлогов (маленьких слов). Прочти правильно,
запиши.
Птица летит над небом. На столе лежит красная яблоко. На дереве выросли сладкие слива. И Аллы зацвел роза. Учитель пишет в доске. Паша рисует за альбомом. Анна вяжет теплое шарф. В небе светила яркая солнце. На клену распустились разноцветные листва. Мама поднимается вниз по ступеням. По улице шел сильная дождь. И детей красивые машинка. Света надевает теплое шубку и длинная шарф. Ваня бежал лесу по. Руслан над первым классе. У зоопарка живут редкие животные. Кот гулял за крыше. Шишки падают по землю. Собака Жучка лает в кота. Игорь катается с велосипедом. Инна с папой катаются на лодке в реке. На телевизоре сегодня показывают интересные фильмы. Кошка вошла из дома. Белые снег лежит на полях и деревьях.
2. Словесные цепочки: составить цепочки слов, в которых первый слог последующего слова повторял последний слог предыдущего, например: собака — капуста — стакан…
3. Прочитай слова и найди лишнее. Выдели корень у всех родственных слов.
• борьба, борец, воевать, бороться;
• вражеский, враг, врать, вражда;
• смешной, смешно, смешить, мех;
• ветер, вихрь, ветреный, безветрие;
• учить, участок, учитель, изучать.
При устранении акустической дисграфии используют упражнения, которые должны быть направлены на развитие слухового и зрительного внимания, фонематического анализа и синтеза.
Упражнения по коррекции акустической дисграфии
Торопыжка записывал слова, но допустил много ошибок. Исправь ошибки – запиши слова правильно:
Мяшиня Зебря Скямейкя Нана Кяпюшон Тетряди Гразно Слакоть Зяметкя Клакся
2. Прочитай рассказ.
Найди в тексте слова с гласными У, Ю и выдели эти буквы. Объясни написание слов. Осень. Наступила осень. Целый день льѐт дождь. Желтеют и опадают листья. Улетают в тѐплые края птицы. Животные утепляют своѐ жильѐ. Скоро наступит холодная и суровая зима.
При устранении аграмматической дисграфии ставится задача сформировать у ребенка
морфологические и синтаксические обобщения, представления о структуре предложения.
Упражнения по коррекции аграмматической дисграфии
1. Вставить пропущенные флексии, суффиксы, приставки в предложениях.
Дрова рубят топор... Сахар кладут в сахар... Поезд ...съехал к станции.
2. Закончить предложения, изменяя слово вода.
Девочка загорает у … .
Мальчик выходит из … .
Кораблик плавает у … .
Рыбак стоит около … .
Чайка летит над … .
3. К названию одного предмета дописать названия двух, пяти предметов.
Например: стул — два ..., пять ...; карандаш - два..., пять
...; барабан - два ..., пять ... .
4. Письменные ответы на вопросы (словосочетанием или предложением).
Где живет белка? (В дупле).
5. Подобрать предлог к каждому предложению.
Собака живет … (будка). Лиса забежала … нору.
Таня катается … (горка). Лиса вбежала … норы
Машина стоит … (дом). Лиса подбежала … норе
Мяч лежит … (стол). Лягушка запрыгнула … кочку.
Ваза стоит … (стол). Лягушка спрыгнула … кочки.
Миша вынул тетрадь … (портфель). Лягушка
перепрыгнула … кочку.
Собака сидит … (будка). Лягушка подпрыгнула … кочке.
При устранении оптической дисграфии следует уделять внимание работе над дифференциацией оптических образов букв, которые смешиваются. Для лучшего запоминания образов эти буквы следует соотносить с изображением каких-либо предметов или животных. Используются приемы конструирования букв из их элементов, различные загадки о буквах. Сначала дети учатся различать буквы изолированно, затем – в слогах, словах, в предложениях и текстах. Эти виды работ привлекают как можно больше различных анализаторов.
Упражнения по коррекции оптической дисграфии
Найди спрятанные буквы «Б». Обведи их.
Добавь недостающий элемент буквы
Обведи контур букв