СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятка для родителей «Преодоление дисграфии у младших школьников».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Памятка для родтьелей

Просмотр содержимого документа
«Памятка для родителей «Преодоление дисграфии у младших школьников».»

Памятка для родителей «Преодоление дисграфии у младших школьников».

Дисграфия – это частичное нарушение письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций (зрительного и слухового восприятия, пространственных представлений, внимания и памяти), участвующих в процессе письма.

Занимаясь с ребенком дома, помните несколько основных правил:


1. Перед началом работы необходимо проверить правильно ли сидит ребёнок, правильно ли держит ручку.


2. Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.


3. Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это поселит в ребенке неуверенность в себе, в своих силах и знаниях, и увеличит количество ошибок.


4. Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт. При выполнении любых заданий важна не быстрота, не количество сделанного, а правильность и тщательность выполнения каждого задания.


5. На всем протяжении специальных занятий ребенку необходима Ваша помощь и поддержка, благоприятный эмоциональный настрой. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома и в школе он должен почувствовать хоть маленький, но успех. Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается.


Лучше всего подойдет гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно будет способствовать устойчивым хорошим результатам.


Главное – помнить, что дисграфия – это состояние, для преодоления которого требуется тесное сотрудничество логопеда, родителей и обучающегося. Ежедневные дополнительные занятия с ребенком по устранению дисграфических ошибок дадут положительные результаты.


2. Представьте перечень упражнений для коррекции дисграфии у младших школьников.

Упражнения по коррекции артикуляторно-акустической дисграфии

1. Преобразовать слова: - добавляя звук: рот - крот, мех - смех, осы - косы; луг - плуг; - изменяя один звук слова (цепочки слов): сом - сок - сук - суп - сух - сох - сор - сыр - сын - сон; - переставляя звуки: пила - липа, палка - лапка, кукла - кулак, волос – слово.

2. Какие слова можно составить из букв одного слова, например: ствол (стол, вол), крапива (парк, ива, карп, пар, рак, Ира).

3. От записанного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом - мак - кот - топор - рука.

4. Игра с кубиком. Обучающиеся бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.

5. Слово-загадка. На доске пишется первая буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Если слово не отгадано, записывается вторая буква слова и т. д.

Например: п........... (простокваша).

6.Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке:

нос - сон, кот - ток, сор -рос, топ - пот.

7. Вписать буквы в кружки. Например, вписать в данные кружки третью букву следующих слов: рак,брови, сумка, трава, сыр (комар).

При преодолении дисграфии, связанной с нарушением языкового анализа и синтеза

предлагаются упражнения, которые направлены на уточнение и расширение словаря ребѐнка, развитие и упорядочение грамматического строя речи обучающихся.

Упражнения по коррекции дисграфии, связанной с нарушением языкового анализа и синтеза

1. Найди ошибки в употреблении слов и предлогов (маленьких слов). Прочти правильно,

запиши.

Птица летит над небом. На столе лежит красная яблоко. На дереве выросли сладкие слива. И Аллы зацвел роза. Учитель пишет в доске. Паша рисует за альбомом. Анна вяжет теплое шарф. В небе светила яркая солнце. На клену распустились разноцветные листва. Мама поднимается вниз по ступеням. По улице шел сильная дождь. И детей красивые машинка. Света надевает теплое шубку и длинная шарф. Ваня бежал лесу по. Руслан над первым классе. У зоопарка живут редкие животные. Кот гулял за крыше. Шишки падают по землю. Собака Жучка лает в кота. Игорь катается с велосипедом. Инна с папой катаются на лодке в реке. На телевизоре сегодня показывают интересные фильмы. Кошка вошла из дома. Белые снег лежит на полях и деревьях.

2. Словесные цепочки: составить цепочки слов, в которых первый слог последующего слова повторял последний слог предыдущего, например: собака — капуста — стакан…

3. Прочитай слова и найди лишнее. Выдели корень у всех родственных слов.

• борьба, борец, воевать, бороться;

• вражеский, враг, врать, вражда;

• смешной, смешно, смешить, мех;

• ветер, вихрь, ветреный, безветрие;

• учить, участок, учитель, изучать.



При устранении акустической дисграфии используют упражнения, которые должны быть направлены на развитие слухового и зрительного внимания, фонематического анализа и синтеза.

Упражнения по коррекции акустической дисграфии



  1. Торопыжка записывал слова, но допустил много ошибок. Исправь ошибки – запиши слова правильно:

Мяшиня Зебря Скямейкя Нана Кяпюшон Тетряди Гразно Слакоть Зяметкя Клакся

2. Прочитай рассказ.

Найди в тексте слова с гласными У, Ю и выдели эти буквы. Объясни написание слов. Осень. Наступила осень. Целый день льѐт дождь. Желтеют и опадают листья. Улетают в тѐплые края птицы. Животные утепляют своѐ жильѐ. Скоро наступит холодная и суровая зима.



При устранении аграмматической дисграфии ставится задача сформировать у ребенка

морфологические и синтаксические обобщения, представления о структуре предложения.



Упражнения по коррекции аграмматической дисграфии



1. Вставить пропущенные флексии, суффиксы, приставки в предложениях.

Дрова рубят топор... Сахар кладут в сахар... Поезд ...съехал к станции.



2. Закончить предложения, изменяя слово вода.

Девочка загорает у … .

Мальчик выходит из … .

Кораблик плавает у … .

Рыбак стоит около … .

Чайка летит над … .



3. К названию одного предмета дописать названия двух, пяти предметов.

Например: стул — два ..., пять ...; карандаш - два..., пять

...; барабан - два ..., пять ... .

4. Письменные ответы на вопросы (словосочетанием или предложением).

Где живет белка? (В дупле).



5. Подобрать предлог к каждому предложению.

Собака живет … (будка). Лиса забежала … нору.

Таня катается … (горка). Лиса вбежала … норы

Машина стоит … (дом). Лиса подбежала … норе

Мяч лежит … (стол). Лягушка запрыгнула … кочку.

Ваза стоит … (стол). Лягушка спрыгнула … кочки.

Миша вынул тетрадь … (портфель). Лягушка

перепрыгнула … кочку.

Собака сидит … (будка). Лягушка подпрыгнула … кочке.



При устранении оптической дисграфии следует уделять внимание работе над дифференциацией оптических образов букв, которые смешиваются. Для лучшего запоминания образов эти буквы следует соотносить с изображением каких-либо предметов или животных. Используются приемы конструирования букв из их элементов, различные загадки о буквах. Сначала дети учатся различать буквы изолированно, затем – в слогах, словах, в предложениях и текстах. Эти виды работ привлекают как можно больше различных анализаторов.



Упражнения по коррекции оптической дисграфии



  1. Найди спрятанные буквы «Б». Обведи их.



  1. Добавь недостающий элемент буквы

  1. Обведи контур букв


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!