В 6-7 лет формируются мозговые механизмы, позволяющие ребенку быть успешным в обучении. Медики считают, что в это время ребенку очень трудно с самим собой. И тысячу раз были правы наши прабабушки, которые отправляли своих отпрысков в гимназии только в 9 лет, когда нервная система уже сформировалась. Однако серьезных срывов и болезней можно избежать и сегодня, если соблюдать самые простые правила.
Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.
Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других. Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка.
Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком.
Учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми.
Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь. Будьте честны в оценках своих чувств к ребенку.
Всегда говорите ребенку правду, даже когда вам это невыгодно. Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.
Не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант нравственного воспитания. Принуждение в семье создает атмосферу разрушения личности ребенка.
Признавайте права ребенка на ошибки.
Думайте о детском банке счастливых воспоминаний.
Ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.
И вообще, хоть иногда ставьте себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.
поступлением ребенка в школу в его жизни происходят существенные изменения так коренным образом меняется социальная ситуация развития, формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей, ребенок вступает в новый коллектив, приспосабливается к учителю и к его многочисленным требованиям, возрастает физическая и умственная нагрузка.
Адаптация к школе происходит не сразу. Это длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма (период "острой" адаптации обычно составляет от 6 до 8 недель).
1. Исключить ситуации провоцировать негативное поведение ребенка.
2. Беседовать с ребенком о его поступке без свидетелей стараться использовать меньше эмоциональных слов (стыдно и т.д.).
3. Предоставить ребенку возможность получать эмоциональную разрядку в спорте,
игре и т.д.
4. Не забывайте хвалить ребенка за старательность.
5. Проводите больше времени с детьми.
6. Режим дня.
7. Будьте всегда примером родительских отношений.
8. Не сравнивайте ребенка с другими детьми, лучше сравнивать с самим собой.
Рекомендации в период адаптации:
1. Точно регламентированное время на продолжительные полготовки домашнего задания. Рекомендуемое время с 15-17 так как работоспособность ребенка в это время повышается.
2. Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку и услышать ласковый голос.
3. Ни в коем случае не прощайтесь, предупреждая "Смотри, не балуйся", "веди себя хорошо", и т.д. Пожелайте ребенку удачи, подбодрите.
4. Постарайтесь в течение дня найти 1 час, когда вы будите принадлежать только ребенку.
Помните, что высказывания типа: "Ну сколько раз тебе нужно повторять? Когда же ты, наконец, научишься?" и т.д.- кроме раздражения и других отрицательных эмоций ни к чему больше не приведут.
В своих отношениях с ребенком придерживайтесь "позитивной модели". Хвалите его в каждом случае, когда он того заслужил, подчеркивайте даже незначительные успехи. Помните, что дети с ЗПР негативно реагируют на выговоры и замечания, но чувствительны к малейшей похвале.
Ребенок всегда должен чувствовать вашу помощь и поддержку, преодолевайте вместе возникающие трудности совместно.
Если вы что-то запрещаете ребенку, постарайтесь объяснить, почему вы это делайте.
Поручите ребенку часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно, и ни в коем случае не выполняйте их за него.
Заведите "Дневник самоконтроля" и отмечайте в нем вместе с ребенком его успехи дома и в школе. Примерные графы: выполнение домашних обязанностей, учеба в школе, выполнение домашних заданий.
Избегайте завышенных или, напротив, заниженных требований к требований к ребенку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его возможностям.
Создайте ребенку дома необходимые условия. У него должен быть свой уголок; во время занятий на столе не должно быть ничего, что отвлекало бы его внимание.
При приготовлении ребенком домашних заданий чередуйте нагрузку с отдыхом, используйте различные формы организации деятельности ребенка (по часам, составленному совместно с ребенком плану работы и т.д.).
Оберегайте ребенка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению осознанной саморегуляции деятельности и поведения.
Старайтесь соблюдать режим дня своего ребенка. Следите, чтобы он высыпался, так как недостаток сна ведет к еще большему снижению внимания и самоконтроля. Развивайте у ребенка навыки самоконтроля.
Предоставьте ребенку возможность расходовать избыточную энергию (на прогулке, в спортивной секции).
Воспитывайте у ребенка интерес к какому-нибудь занятию. Ему важно ощущать себя умелым и компетентным в какой-либо области. Задача родителей - найти те занятия, которые бы удавались ребенку и повышали его уверенность в себе. Однако не следует перегружать ребенка занятиями в кружках, где требуется значительная нагрузка на память и внимание, особенно если он не испытывает особой радости от этих занятий.
Тесно взаимодействуйте со школьными специалистами, выполняйте все их рекомендации.