СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятка для родителей "Выявление и преодоление ошибок на письме у младших школьников"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В памятке для родителей содержатся упражнения для развития фонематического слуха, навыков звуко-слогового анализа, а так же игровые приёмы для развития лексико-грамматического анализа.Использование этих упражнений поможет  преодолеть нарушения письма у младших школьников.

Просмотр содержимого документа
«Памятка для родителей "Выявление и преодоление ошибок на письме у младших школьников"»

I. ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ

В процессе игр дети учатся определять наличие и место заданного звука в слове, вычленять из слова первый или последний звук, опреде­лять последовательность и количество звуков в слове.

1. Угадай-ка

Дети учатся определять количество звуков в слове, придумывать слова с заданным количеством звуков.

Ребёнку дается карточка с написанной на ней цифрой. Он придумывает слово с количеством звуков, соответствующим указанной цифре.

2. Узнай, кто ты

Из первых звуков сложи слово.

Муха, остров, лужа, одежда, день, ель, цирк. (Молодец)

3. Последний звук

Вычленить последний звук в слове, записать, составить слово. Хожу, дом. (Ум)

4. Внимание, на старт!

Взрослый показывает картинку. Нужно выделить первый звук в ее названии, затем подобрать у себя изображения предметов, начина­ющихся с этого же звука (можно устно). Определить сколько звуков в каждом слове, сколько слогов в слове.

5. Кто дальше

На доске или листе бумаги две дорожки, разделенные на клеточки. Участвуют два ребёнка — они водители. У каждого машинка, ракет­ка или лодка. Дается по три хода. Нужно подобрать как можно длиннее слова (каждое деление — слог или звук).

6. Кто быстрей

В течение двух минут:

а) составить как можно больше слов на определенный звук;

б) составить предложение с большим количеством слов;

в) составить слова из 1,2, 3 и более слогов.

В течение трех минут составить 3 слова и 3 предложения и т. п.

7. Звук и буква

а) Написать 2 буквы и 3 звука. Записать буквы, которые не обозначают звука. Назвать слово с заданным звуком и составить с этим словом предложение и т. п.

б) Подобрать и записать слово, в котором 4 буквы и 4 звука; слово, в котором количество букв равно количеству звуков, больше или меньше.

в) Подобрать слово, начинающееся с пятой буквы алфавита. Соста­вить с ним предложение. Произвести звуко-буквенный анализ слова.

г) Назвать слова с двумя гласными. Определить количество звуков, букв, слогов.

д) Записать первые буквы диктуемых слов.

8. Игра в кубик

Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из такого же количества звуков, сколько выпало на кубике.

9. Цепочка слов

Взрослый называет слово, каждое следующее должно начинаться с последней буквы предыдущего слова. (Дом —мак кот и т. д.)

10. Составь слово

Детям предлагается слово, например, картинка. За определенный отрезок времени нужно составить как можно больше слов, состоя­щих изданных букв: карта, ракита, рана, тина, тара, рак, кит, нитка, танк.

11. Различные ребусы, кроссворды.

II. СЛОГОВОЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ

Игровые приемы служат для закрепления умения делить слова на слоги, вычленять из слова заданный слог, определять количество сло­гов в слове.

1. Только гласные

Взрослый называет слова, а ребёнок указывает только гласные, запи­сывает их.

2. 1,2,3,4

а) Ребенку предлагаются картинки. Ему необходимо разложить их по группам в зависимости от количества слогов.

б) Ведущий показывает картинки, а дети выбирают в соответствии; со своим номером: 1 — в слове должен быть один слог, 2 — в слове 2
слога и т. д.

3. Шифровальщики

а) Выделить устно из слов первый слог.

Хорек, рокот, шорох, хорошо, носорог, отлично.

б) Выделить в словах первые слоги, записать. Составить из них предложение.

Улей, домик, машина, луна, жаба. (У дома лужа.)

в) Детям нужно выделить в словах ударные слоги (письменно) и составить из них предложение.

Горы, пилоты, сова, без, удочка, зима, капуста, красота, яма, рисунок, маленький. (Голова без ума пустая сума).

г) Выписать третий по счету слог. Из полученных слогов составить слово, обозначающее часть речи:

Учительница, дорога, кимоно, пение, пастила, гостеприимст­во. (При-ла-га-тель-но-е.)

4. Внимание и счет

Внимательно прослушать предложение и записать все слова, состо­ящие из трех слогов.

Около школы был пустырь. Стадо прошло мимо нашего до­мика. Под окном стояла лошадь. В клетке сидит белая мышь. Весной береза оживает. {Около нашего домика стояла береза.)

III. ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Игровые приемы, способствующие формированию умения выде­лять предложения из потока речи, грамматически правильно состав­лять предложения, вычленять из предложения слова, закрепить зна­ние терминов «слово», «предложение».

1. Журналисты

Ребёнку показывают сюжетную картинку и предлагают одним пред­ложением сказать, что на ней нарисовано. Затем необходимо подс­читать количество слов в этом предложении.

2. Какое число я задумал?

Ведущий предлагает детям отгадать, какое число он задумал. Для этого им нужно правильно посчитать, сколько слов в предложении, которое он скажет.

3. Я начну, а ты продолжи

Играть можно парами или группой. Первый ребенок говорит пред­ложение из 2 слов. Каждый следующий должен добавлять по 1 сло­ву, чтобы предложение получилось развернутое и красивое. Кто не придумал слово — выбывает.

4. Кто самый внимательный?

Взрослый читает предложение, а ребёнок должен определить место за­данного слова (какое по счету) в предложении.

5. Тишина

Взрослый читает предложение, а детям необходимо поднять цифру, соответствующую количеству слов в этом предложении. Разговоры при этом не разрешаются, кто заговорит - проиграл.

6. Закончи рассказ

Ребёнку предлагают прослушать рассказ и добавить одно предложе­ние так, чтобы рассказ оказался завершенным.

7. Я тоже

Ребенок шагает на месте, пока взрослый читает рассказ. В конце предложения нужно остановиться и, если по смыслу это подходит, сказать «Я — тоже».

Поход в лес

Дети пошли в лес. Они хотели набрать много грибов и ягод. Они взяли с собой корзины. Все ребята собрались на опушке и вместе вошли в лес. Он был густой, дремучий. Сосны там были высокие-высокие. Ребята стали кричать друг другу «Ау». Лес от­вечал им эхом. Грибы и ягоды быстро очутились у ребят в кор­зинах. Довольные, дети вернулись домой.

Решение логопедических проблем потребует Вашего желания, веры и терпения.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

В нелегкой работе по преодолению недостатков речи у детей ро­дителям необходимо:

  • поддерживать уверенность ребенка в том, что недостаток речи можно преодолеть, если он сам приложит к этому усилия и старания, будет выполнять требования и советы взрослых;

  • правильно строить общение с ребенком, создавать условия для спокойной, неторопливой речи, внося поправки в нее не ранее, чем на этапе отработки навыка;

  • проявлять выдержку, не допускать раздражительного тона;

  • на этапах подготовки артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков и закреплению звукопроизношения проводить специальные занятия;

  • проследить, чтобы ребенок занимался самостоятельно, проявлял инициативу в проведении свободного времени, так как это влияет не только на развитие его познавательных способностей, но и является условием полноценного эмоционального развития.

РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ЗНАТЬ:

  • ясная, четкая речь взрослых с самого начала речевого общения с ребенком — одно из обязательных условий правильного речевого развития;

  • выполнение всех условий правильного речевого и общего воспитания является самой хорошей профилактикой речевых расстройств и избавит родителей и ребенка от тревог и переживаний, связанных с недостатками речи детей;

  • занятия дадут хороший результат тогда, когда они интересны для ребенка. Если в занятия включаются однообразные упражнения, то ребенка следует убедить, что они необходимы;

  • занятие не должно продолжаться свыше 15 минут, более длительная работа утомляет ребенка.

  • занятие не следует перегружать заданиями.

















































Памятка:



«ВЫЯВЛЕНИЕ И ПРЕОДОЛЕНИЕ

ОШИБОК НА ПИСЬМЕ

У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»












2017 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!