СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятка для старшеклассников, готовящихся к сдаче экзаменов.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В памятке представлены рекомендации и приёмы для старшеклассников по профилактике и  преодолению повышенной тревожости в период подготовки к выпускным экзаменам

Просмотр содержимого документа
«Памятка для старшеклассников, готовящихся к сдаче экзаменов.»

Памятка для старшеклассников, готовящихся к сдаче экзаменов.



  • Рекомендации по самоорганизации внимания при подготовке к экзаменам.

  1. Заранее планируй свое время так, чтобы в часы занятий ничто не отвлекало тебя. Не приковывай себя к письменному столу на 24 часа. Через 2-З часа ты с гарантией перестанешь понимать, что читаешь. Поэтому обязательно чередуй работу с отдыхом. Скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут – перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.

  2. Приступая к работе, предварительно организуй свое рабочее место. Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку, считается, что они повышают интеллектуальную активность. Для этого достаточно какой-либо картинки в этих тонах.

  3. Приступая к занятиям, максимально мобилизуй свою волю, перестань думать о том, что занимало твои мысли перед этим. Лучший способ – предварительный просмотр материала, составление плана предстоящей работы. Четко определяй, что именно будешь делать сегодня: какие именно разделы будут пройдены.

  4. Устойчивость внимания во многом зависит от того, насколько хорошо ты понимаешь изучаемый материал (понимание в большой степени основывается на знании предыдущих разделов программы).

  5. Если сосредоточить внимание на учебном материале мешают волнение, тревога в связи с предстоящим экзаменом, посторонние мысли, то займись конспектированием или чтением изучаемого материала вслух. После того, как тебе удастся сосредоточить внимание, можно читать про себя.

  6. Чередуй чтение с пересказыванием, решением задач, т. к. это предупреждает возникновение психического состояния монотонности, при котором устойчивость внимания снижается. Однако такая смена не должна быть слишком частой: это приводит к излишней суете, поверхностному восприятию учебного материала.

  7. Если в процессе чтения ты неожиданно осознал, что на какое-то время “отключился”, заставь себя вернуться к тому месту, где произошло отключение. Определить его довольно легко: весь предыдущий текст при повторном прочтении будет восприниматься как незнакомый. Обязательные возвращения не только обеспечат освоение воспринимаемого материала, но и будут способствовать повышению общей устойчивости внимания.

  8. Не забывай о гигиене умственного труда, нормальном освещении и температуре, полноценном питании и режиме сна.

Важно! Уверенность в себе приходит от осознания того, что ты хорошо подготовился и умеешь делать все, что от тебя требуется. То есть сосредоточиться нужно не на своей тревоге и ожидании («повезет – не повезет»), а на подготовке и самопроверке перед экзаменом. Смотрите на все в перспективе. Экзамены могут казаться тебе самым значительным событием на данный момент, но в аспекте всей твоей дальнейшей жизни – это всего лишь небольшой этап, который дает тебе возможность проверить себя, понять, в чем ты силен, а над чем ,возможно, еще стоило бы поработать.







  • Правила сохранения знаний.

  1. Выдели то, что нужно запомнить.

  2. Отвлекись от постороннего, сосредоточься на том, что надо запомнить.

  3. Выдели в объектах главное и второстепенное, найди связи объектов друг с другом.

  4. В сложном материале обязательно выделяй самые важные моменты.

  5. Опирайся на свой тип памяти.

  6. Систематически повторяй и воспроизводи материал, который запомнил.

  7. Не смешивай узнавание и воспроизведение.

  8. В случае затруднений вспомни обстановку заучивания, иди от отдельного факта к системе или от более общих знаний к необходимым в данный момент.



  • Накануне экзамена.

Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением здоровья, силы, боевого настроения. В пункт сдачи экзаменов нужно явиться без опоздания, лучше за полчаса до начала тестирования. При себе нужно иметь паспорт, несколько запасных ручек.



  • Упражнения для релаксации.

Состояние тревоги обычно связано с мышечным напряжением и с нарушением дыхания. Иногда для того, чтобы достичь спокойствия, достаточно бывает расслабиться. Такой способ борьбы с тревогой называется релаксацией. Можно проводить мышечную релаксацию или релаксацию с помощью дыхания.

1. Прими удобное положение, закрой глаза и сосредоточься на дыхании. Попытайся представить помещение, в котором находишься. Сначала попробуй обойти мысленно всю комнату (вдоль стен), а затем проделай путь по всему периметру тела – от головы до пяток и обратно.

2. Внимательно следи за дыханием, дыши через нос. Сосредоточься на своем спокойном дыхании в течение 1 – 2 минут (как бы “уставившись” в одну точку). Постарайся не думать ни о чем другом.

3.На четыре счета сделай вдох, на четыре счета - выдох. Сделай 3-5 вдохов-выдохов

4. Сделай неглубокий вдох и на мгновение задержи дыхание. Одновременно резко напряги все мышцы на несколько секунд, стараясь почувствовать напряжение во всем теле. При выдохе расслабьтесь. Повтори три раза.

5. Сделай глубокий вдох и задержи дыхание – грудные мышцы напряжены. Почувствуй это напряжение, а затем сделай резкий выдох, расслабь грудную клетку, повтори три раза.

6. Слегка приподними обе руки, растопырив пальцы как можно шире – как будто играешь на пианино, старайся охватить как можно большее количество клавиш. Фиксируй это положение пальцев в течение нескольких секунд, стараясь почувствовать напряжение. Затем расслабься, руки свободно опусти на колени. Повтори три раза.




  • Советы по поведению во время экзамена


  1. Подыши, успокойся. Удели 2-3 минуты тому, чтобы привести себя в состояние

равновесия.


  1. Будь внимателен! В начале тестирования тебе сообщат необходимую информа-

цию (как заполнять бланк). От того, насколько ты внимательно запомнишь все эти пра-

вила, зависит правильность твоих ответов!


  1. Соблюдай правила поведения на экзамене! Не выкрикивай с места, если ты хо-

чешь задать вопрос, подними руку! Твои вопросы не должны касаться содержания зада-

ний, тебе ответят только на вопросы, связанные с правилами заполнения бланка или в

случае возникновения трудностей с тестопакетом (опечатки, непропечатанные буквы, от-

сутствие текста в бланке и т.п.).


  1. Сосредоточься! После заполнения бланка регистрации, постарайся сосредото-

читься и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и

часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша!


  1. Не бойся! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов.

Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно по-

нял, что от тебя требуется.


  1. Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомне-

ваешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты ус-

покоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в обычный ритм.

Ты освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более

трудные вопросы.


  1. Пропускай! Надо научиться пропускать трудные и непонятные места. Помни: в

тесте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто

глупо недобрать баллов только потому, что ты не дошел до «своих» заданий, а застрял на

тех, которые вызывают у тебя затруднения.


  1. Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься

понять условие задания по «первым словам» и достраиваешь концовку в собственном

воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.


  1. Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все,

что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэто-

му предыдущие знания не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно

решить новое задание. Этот совет даст тебе и другой бесценный психологический эф-

фект: забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай

только о том, что каждое новое задание – это шанс набрать баллы.


  1. Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу пра-

вильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят.

Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух

вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее).


  1. Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенно-

го времени пройтись по всем легким, доступным для тебя заданиям (первый круг), тогда

ты успеешь набрать максимум баллов на тех заданиях, в ответах на которые ты уверен, а

потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось

пропустить (второй круг).


  1. Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпо-

честь какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой ва-

риант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.


  1. Проверяй! Обязательно оставь время для проверки своей работы, хотя бы для то-

го, чтобы успеть пробежать глазами ответы и заметить явные ошибки.


  1. Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это не

всегда реально. Учитывай, что количество решенных тобой задач вполне может оказать-

ся достаточным для хорошей оценки.



Удачи тебе!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!