Памятка для старшеклассников, готовящихся к сдаче экзаменов.
Заранее планируй свое время так, чтобы в часы занятий ничто не отвлекало тебя. Не приковывай себя к письменному столу на 24 часа. Через 2-З часа ты с гарантией перестанешь понимать, что читаешь. Поэтому обязательно чередуй работу с отдыхом. Скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут – перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.
Приступая к работе, предварительно организуй свое рабочее место. Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку, считается, что они повышают интеллектуальную активность. Для этого достаточно какой-либо картинки в этих тонах.
Приступая к занятиям, максимально мобилизуй свою волю, перестань думать о том, что занимало твои мысли перед этим. Лучший способ – предварительный просмотр материала, составление плана предстоящей работы. Четко определяй, что именно будешь делать сегодня: какие именно разделы будут пройдены.
Устойчивость внимания во многом зависит от того, насколько хорошо ты понимаешь изучаемый материал (понимание в большой степени основывается на знании предыдущих разделов программы).
Если сосредоточить внимание на учебном материале мешают волнение, тревога в связи с предстоящим экзаменом, посторонние мысли, то займись конспектированием или чтением изучаемого материала вслух. После того, как тебе удастся сосредоточить внимание, можно читать про себя.
Чередуй чтение с пересказыванием, решением задач, т. к. это предупреждает возникновение психического состояния монотонности, при котором устойчивость внимания снижается. Однако такая смена не должна быть слишком частой: это приводит к излишней суете, поверхностному восприятию учебного материала.
Если в процессе чтения ты неожиданно осознал, что на какое-то время “отключился”, заставь себя вернуться к тому месту, где произошло отключение. Определить его довольно легко: весь предыдущий текст при повторном прочтении будет восприниматься как незнакомый. Обязательные возвращения не только обеспечат освоение воспринимаемого материала, но и будут способствовать повышению общей устойчивости внимания.
Не забывай о гигиене умственного труда, нормальном освещении и температуре, полноценном питании и режиме сна.
Важно! Уверенность в себе приходит от осознания того, что ты хорошо подготовился и умеешь делать все, что от тебя требуется. То есть сосредоточиться нужно не на своей тревоге и ожидании («повезет – не повезет»), а на подготовке и самопроверке перед экзаменом. Смотрите на все в перспективе. Экзамены могут казаться тебе самым значительным событием на данный момент, но в аспекте всей твоей дальнейшей жизни – это всего лишь небольшой этап, который дает тебе возможность проверить себя, понять, в чем ты силен, а над чем ,возможно, еще стоило бы поработать.
Выдели то, что нужно запомнить.
Отвлекись от постороннего, сосредоточься на том, что надо запомнить.
Выдели в объектах главное и второстепенное, найди связи объектов друг с другом.
В сложном материале обязательно выделяй самые важные моменты.
Опирайся на свой тип памяти.
Систематически повторяй и воспроизводи материал, который запомнил.
Не смешивай узнавание и воспроизведение.
В случае затруднений вспомни обстановку заучивания, иди от отдельного факта к системе или от более общих знаний к необходимым в данный момент.
Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением здоровья, силы, боевого настроения. В пункт сдачи экзаменов нужно явиться без опоздания, лучше за полчаса до начала тестирования. При себе нужно иметь паспорт, несколько запасных ручек.
Состояние тревоги обычно связано с мышечным напряжением и с нарушением дыхания. Иногда для того, чтобы достичь спокойствия, достаточно бывает расслабиться. Такой способ борьбы с тревогой называется релаксацией. Можно проводить мышечную релаксацию или релаксацию с помощью дыхания.
1. Прими удобное положение, закрой глаза и сосредоточься на дыхании. Попытайся представить помещение, в котором находишься. Сначала попробуй обойти мысленно всю комнату (вдоль стен), а затем проделай путь по всему периметру тела – от головы до пяток и обратно.
2. Внимательно следи за дыханием, дыши через нос. Сосредоточься на своем спокойном дыхании в течение 1 – 2 минут (как бы “уставившись” в одну точку). Постарайся не думать ни о чем другом.
3.На четыре счета сделай вдох, на четыре счета - выдох. Сделай 3-5 вдохов-выдохов
4. Сделай неглубокий вдох и на мгновение задержи дыхание. Одновременно резко напряги все мышцы на несколько секунд, стараясь почувствовать напряжение во всем теле. При выдохе расслабьтесь. Повтори три раза.
5. Сделай глубокий вдох и задержи дыхание – грудные мышцы напряжены. Почувствуй это напряжение, а затем сделай резкий выдох, расслабь грудную клетку, повтори три раза.
6. Слегка приподними обе руки, растопырив пальцы как можно шире – как будто играешь на пианино, старайся охватить как можно большее количество клавиш. Фиксируй это положение пальцев в течение нескольких секунд, стараясь почувствовать напряжение. Затем расслабься, руки свободно опусти на колени. Повтори три раза.
Подыши, успокойся. Удели 2-3 минуты тому, чтобы привести себя в состояние
равновесия.
Будь внимателен! В начале тестирования тебе сообщат необходимую информа-
цию (как заполнять бланк). От того, насколько ты внимательно запомнишь все эти пра-
вила, зависит правильность твоих ответов!
Соблюдай правила поведения на экзамене! Не выкрикивай с места, если ты хо-
чешь задать вопрос, подними руку! Твои вопросы не должны касаться содержания зада-
ний, тебе ответят только на вопросы, связанные с правилами заполнения бланка или в
случае возникновения трудностей с тестопакетом (опечатки, непропечатанные буквы, от-
сутствие текста в бланке и т.п.).
Сосредоточься! После заполнения бланка регистрации, постарайся сосредото-
читься и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и
часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша!
Не бойся! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов.
Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно по-
нял, что от тебя требуется.
Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомне-
ваешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты ус-
покоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в обычный ритм.
Ты освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более
трудные вопросы.
Пропускай! Надо научиться пропускать трудные и непонятные места. Помни: в
тесте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто
глупо недобрать баллов только потому, что ты не дошел до «своих» заданий, а застрял на
тех, которые вызывают у тебя затруднения.
Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься
понять условие задания по «первым словам» и достраиваешь концовку в собственном
воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все,
что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэто-
му предыдущие знания не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно
решить новое задание. Этот совет даст тебе и другой бесценный психологический эф-
фект: забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай
только о том, что каждое новое задание – это шанс набрать баллы.
Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу пра-
вильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят.
Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух
вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее).
Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенно-
го времени пройтись по всем легким, доступным для тебя заданиям (первый круг), тогда
ты успеешь набрать максимум баллов на тех заданиях, в ответах на которые ты уверен, а
потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось
пропустить (второй круг).
Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпо-
честь какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой ва-
риант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.
Проверяй! Обязательно оставь время для проверки своей работы, хотя бы для то-
го, чтобы успеть пробежать глазами ответы и заметить явные ошибки.
Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это не
всегда реально. Учитывай, что количество решенных тобой задач вполне может оказать-
ся достаточным для хорошей оценки.
Удачи тебе!