Памятка для учебно-исследовательской работы.
1. Как выбрать тему исследования.
Сначала ответь на вопросы:
- Что мне интереснее всего?
- Чем я хочу заниматься в первую очередь?
- Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
- По каким учебным предметам я получаю лучшие отметки?
- Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
- Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь? Темы могут быть:
• фантастическими;
• эмпирическими;
• теоретическими.
Тема должна быть интересна тебе, должна увлекать тебя.
Тема должна быть выполнима, решение её долж-но быть полезно.
Старайся держаться ближе к той сфере, в кото-рой сам лучше всего разбираешься, в которой чувствуешь себя одаренным.
Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Тема должна быть доступной.
Сочетай желание и возможности.
2. Цель и задачи исследования.
Определить цель исследования - значит ответить на вопрос о том, зачем ты его проводишь. Цель указывает общее направление, а задачи описывают основные шаги. Задачи исследования (приёмы и способы работы) уточняют цель (3-5 шт.).
3. Гипотеза исследования.
Гипотеза – это предположение, рассуждение,
догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая
опытом.
Предположим... Допустим... Возможно... Что, если...
4. Организация исследования.
• Подумай самостоятельно:
- Что я знаю об этом?
- Какие суждения я могу высказать по этому поводу?
- Какие выводы можно сделать из того, что уже известно о предмете исследования?
• Просмотри книги по данной теме (начинай с энциклопедий и справочников).
Запиши важную информацию, которую узнал из книг.
• Спроси у других людей.
Запиши интересную информацию, полученную от других людей.
• Просмотри телематериалы (научные, научнопо-пулярные, документальные, художественные).
Запиши то необычное, что узнал из телевизионных фильмов.
• Используй Интернет-ресурсы.
Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера.
• Наблюдай.
Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы (необычное).
• Проведи эксперимент (от латинского - проба, опыт), если нужно. Нужно выполнить какие-то действия с предметом исследования и определить, что изменилось в ходе эксперимента.
Запиши план и результаты эксперимента.
5. Подготовка к защите исследовательской работы.
1. Выдели из текста основные понятия и дай им определения:
а) разъяснение посредством примера;
б) описание;
в) характеристика;
г) сравнение;
д) различие.
2. Классифицируй основные предметы, процессы, явления и события.
3. Выяви и обозначь все замеченные парадоксы (странное мнение, высказывание, расходящееся с общепринятыми мнениями, научными положени-ями, а также мнение, противоречащее (иногда только на первый взгляд) здравому смыслу).
4. Упорядочи основные идеи по важности.
5. Предложи примеры, сравнения и сопоставления, если нужно.
6. Сделай выводы и умозаключения.
7. Укажи возможные пути изучения темы (как ещё можно).
8. Подготовь текст доклада:
Титульный лист
Полное название школы и ее номер
________________________________________________________________
(формулировка темы проекта без кавычек и без точки)
Проект
ученика ... класса (фамилия, имя)
Руководитель проекта (фамилия,
инициалы)
Город, год
Содержание
Введение
1. Тема интересна мне, потому что…
2. Цель – чему посвящена работа (начни словами: хочу доказать…, обосновать…, разработать…).
3. Задачи (начни словами: опишу…, выявлю…, определю…, установлю…, проанализирую…).
Основная часть
Само исследование, его этапы и процессы (можно
с рисунками, фото, схемами, таблицами и т.д.).
Заключение
Полученные результаты в связи с задачами (описано…, выявлено…, определено…, установлено…, проведён анализ…), выводы по изученному в связи с целью (доказано…, обосновано…, разработано…).
Список литературы и других источников (не
9. Приложения:
Если с рисунки, фото, схемы, таблицы, диаграммы и т.д. необходимы для подтверждения работы, но не были показаны в основном тексте.
10. Зрелищность: Для более наглядной демонстрации работы можно дополнительно к тексту оформить презентацию PowerPoint, видеоклип, видеоряд, газету, плакат, книгу-раскладушку, макет и т.д.
6. Защита исследовательской работы (5-10 мин).
Представление исследовательской работы.
1. Темы:
Кто построил пирамиды?
Кто зажигает звёзды?
Почему надуваются мыльные пузыри?
Моя малая Родина.
ФАНТАСТИЧЕСКИЕ – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений.
Например, проект космического корабля, создание волшебной машины или прибора. Всё это может быть создано в устном варианте, а может быть воплощено в техническом рисунке или макете, склеенном из бумаги, смонтированном из картонных коробок.
ЭМПЕРИЧЕСКИЕ – темы, тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.
Например, работа “Книга рекордов нашего класса”. Понаблюдав за своими одноклассниками, определить, кто в какой области “самый-самый” (самый спортивный, самый модный, самый аккуратный, кто лучший математик и т. д.)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ – темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках. Это то, что можно спросить у других людей, увидеть в фильмах или прочитать в книгах и др.
2. Цель:
Узнать, что делает под водой водолаз?
Выяснить, почему репейник колючий?
Расследовать, зачем зебре полоски?
3. Гипотезы:
К теме «Почему самолёт оставляет в небе след?»:
Допустим, потому что он разрезает небо…
Возможно, чтобы не заблудиться на обратном пути…
Что, если это послание инопланетян… и т.д.
К теме «Как птицы узнают дорогу на юг?»
1. Может быть, птицы определяют дорогу по солнцу и звездам.
2. Наверное, птицы сверху видят растения (деревья, траву и т. д.), они указывают им направление полёта.
3. Предположим, что птиц ведут те, кто уже летал на юг и знает дорогу.
4. Допустим, что птицы находят тёплые воздушные потоки и летят по ним.
5. А может быть, у них есть внутренний компас, почти такой, как в самолёте или на корабле.
6. А если птицы точно находят дорогу на юг потому, что они ловят специальные сигналы из космоса.
4. Организация исследования:
• Подумай самостоятельно:
Я думаю, что…
А дедушка говорил…
В сказке я читал…
Но Маша рассказывала… и т.д.
• Просмотри книги по данной теме:
«Птицы»:
…передвигаются обычно прыжками…
…часто гнездятся в дуплах…
…могут зависать в воздухе... и т.д.
• Просмотри телематериалы:
А в мультиках было так…
В школе нам показывали…
А на самом деле так… и т.д.
• Наблюдай:
Что-то видно только ночью, или днём…
…можно увидеть невооружённым взглядом, или только в микроскоп, через лупу и т.д.
…изменение, допустим, цвета, длины, состояния через какое-то время и т.д.
• Проведи эксперимент:
приборы и предметы-помощники: термометр, линейка, воронка, пипетка, часы или секундомер, рулетка, весы, иголка и т.д.
5. Подготовка к защите исследовательской работы:
Текст должен быть написан сообразно возрасту и развитию ребенка (все слова, числа, термины должны быть понятны ребёнку: их он мог бы сам прочитать, назвать, объяснить).
Обратись ко взрослым за помощью при оформлении работы, составлении краткого пересказа, его заучивании и ориентации в самой работе по страницам.
6. Защита исследовательской работы (5-10 мин).
Составь краткий пересказ, запомни его и расскажи.
Подтверждай свой рассказ рисунками, фото, схемами, таблицами, диаграммами и т.д.
Если используется презентация Power Point, видеоклип, видеоряд, газета, плакат, книга-раскладушка, макет, модель и т.д., умей ориентироваться в них и пояснять, что там изображено, сделано.
Удачи - юный
исследователь!
Новых знаний, новых
открытий!