СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятка для учебно-исследовательской работы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Памятка для родителей и учащихся для создания проекта: выбора темы проектно-исследовательской работы, постановки ее целей и задач, выдвижения гипотез, организации исследования, подготовки к защите работы. 

Просмотр содержимого документа
«Памятка для учебно-исследовательской работы.»

Памятка для учебно-исследовательской работы.

1. Как выбрать тему исследования.

Сначала ответь на вопросы:

- Что мне интереснее всего?

- Чем я хочу заниматься в первую очередь?

- Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

- По каким учебным предметам я получаю лучшие отметки?

- Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глу­боко?

- Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь? Темы могут быть:

• фантастическими;

• эмпирическими;

• теоретическими.

Тема должна быть интересна тебе, должна увле­кать тебя.

Тема должна быть выполнима, решение её долж-но быть полезно.

Старайся держаться бли­же к той сфере, в кото-рой сам лучше всего разбираешься, в которой чувствуешь себя одаренным.

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим эле­мент неожиданности, необычности.

Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Тема должна быть доступной.

Сочетай желание и возможности.

2. Цель и задачи исследования.

Определить цель исследования - значит ответить на вопрос о том, зачем ты его проводишь. Цель указывает общее направле­ние, а задачи описывают основные шаги. Задачи исследования (приёмы и способы работы) уточняют цель (3-5 шт.).

3. Гипотеза исследования.

Гипотеза – это предположение, рассуждение,

догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая

опытом.

Предположим... Допустим... Возможно... Что, если...

4. Организация исследования.

• Подумай самостоятельно:

- Что я знаю об этом?

- Какие суждения я могу высказать по этому поводу?

- Какие выводы можно сделать из того, что уже известно о предмете исследования?

• Просмотри книги по данной теме (начинай с энциклопедий и справочников).

Запиши важную информацию, которую узнал из книг.

• Спроси у других людей.

Запиши интересную информацию, полученную от других людей.

• Просмотри телематериалы (научные, научнопо-пулярные, документальные, художественные).

Запиши то необычное, что узнал из телевизионных фильмов.

• Используй Интернет-ресурсы.

Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера.

• Наблюдай.

Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы (необычное).

• Проведи эксперимент (от латинского - проба, опыт), если нужно. Нужно выполнить какие-то действия с предметом исследования и определить, что изменилось в ходе эксперимента.

Запиши план и результаты эксперимента.

5. Подготовка к защите исследовательской работы.

1. Выдели из текста основные понятия и дай им опреде­ления:

а) разъяснение посредством примера;

б) описание;

в) характеристика;

г) сравнение;

д) различие.

2. Классифицируй основные предметы, процессы, явления и события.

3. Выяви и обозначь все замеченные парадоксы (странное мнение, высказывание, расходящееся с общепринятыми мнениями, научными положени-ями, а также мнение, противоречащее (иногда только на первый взгляд) здравому смыслу).

4. Упорядочи основные идеи по важности.

5. Предложи примеры, сравнения и сопоставления, если нужно.

6. Сделай выводы и умозаключения.

7. Укажи возможные пути изучения темы (как ещё можно).

8. Подготовь текст доклада:

Титульный лист

Полное название школы и ее но­мер

________________________________________________________________

(формулировка темы проекта без кавычек и без точки)

Проект

ученика ... класса (фамилия, имя)

Руководитель проекта (фамилия,

инициалы)

Город, год

Содержание

Введение

1. Тема интересна мне, потому что…

2. Цель – чему посвящена работа (начни словами: хочу доказать…, обосновать…, разработать…).

3. Задачи (начни словами: опишу…, выявлю…, определю…, установлю…, проанализирую…).

Основная часть

Само исследование, его этапы и процессы (можно

с рисунками, фото, схемами, таблицами и т.д.).

Заключение

Полученные результаты в связи с задачами (описано…, выявлено…, определено…, установлено…, проведён анализ…), выводы по изученному в связи с целью (доказано…, обосновано…, разработано…).

Список литературы и других источников (не

9. Приложения:

Если с рисунки, фото, схемы, таблицы, диаграммы и т.д. необходимы для подтверждения работы, но не были показаны в основном тексте.

10. Зрелищность: Для более наглядной демонстрации работы можно дополнительно к тексту оформить презентацию PowerPoint, видеоклип, видеоряд, газету, плакат, книгу-раскладушку, макет и т.д.

6. Защита исследовательской работы (5-10 мин).

Представление исследовательской работы.

1. Темы:

Кто построил пирамиды?

Кто зажигает звёзды?

Почему надуваются мыльные пузыри?

Моя малая Родина.


ФАНТАСТИЧЕСКИЕ – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений.

Например, проект космического корабля, создание волшебной машины или прибора. Всё это может быть создано в устном варианте, а может быть воплощено в техническом рисунке или макете, склеенном из бумаги, смонтированном из картонных коробок.

ЭМПЕРИЧЕСКИЕ – темы, тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.

Например, работа “Книга рекордов нашего класса”. Понаблюдав за своими одноклассниками, определить, кто в какой области “самый-самый” (самый спортивный, самый модный, самый аккуратный, кто лучший математик и т. д.)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ – темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках. Это то, что можно спросить у других людей, увидеть в фильмах или прочитать в книгах и др.


2. Цель:

Узнать, что делает под водой водолаз?

Выяснить, почему репейник колючий?

Расследовать, зачем зебре полоски?


3. Гипотезы:

К теме «Почему самолёт оставляет в небе след?»:

Допустим, потому что он разрезает небо…

Возможно, чтобы не заблудиться на обратном пути…

Что, если это послание инопланетян… и т.д.



К теме «Как птицы узнают дорогу на юг?»

1. Может быть, птицы определяют дорогу по солнцу и звездам.

2. Наверное, птицы сверху видят растения (деревья, траву и т. д.), они указывают им направление полёта.

3. Предположим, что птиц ведут те, кто уже летал на юг и знает дорогу.

4. Допустим, что птицы находят тёплые воздушные потоки и летят по ним.

5. А может быть, у них есть внутренний компас, почти такой, как в самолёте или на корабле.

6. А если птицы точно находят дорогу на юг потому, что они ловят специальные сигналы из космоса. 


4. Организация исследования:

• Подумай самостоятельно:

Я думаю, что…

А дедушка говорил…

В сказке я читал…

Но Маша рассказывала… и т.д.

• Просмотри книги по данной теме:

«Птицы»:

…передвигаются обычно прыжками…

…часто гнездятся в дуплах…

…могут зависать в воздухе... и т.д.

• Просмотри телематериалы:

А в мультиках было так…

В школе нам показывали…

А на самом деле так… и т.д.

• Наблюдай:

Что-то видно только ночью, или днём…

…можно увидеть невооружённым взглядом, или только в микроскоп, через лупу и т.д.

…изменение, допустим, цвета, длины, состояния через какое-то время и т.д.

• Проведи эксперимент:

приборы и предметы-помощники: термометр, линейка, воронка, пипетка, часы или секундомер, рулетка, весы, иголка и т.д.


5. Подготовка к защите исследовательской работы:

Текст должен быть написан сообразно возрасту и развитию ребенка (все слова, числа, термины должны быть понятны ребёнку: их он мог бы сам прочитать, назвать, объяснить).

Обратись ко взрослым за помощью при оформлении работы, составлении краткого пересказа, его заучивании и ориентации в самой работе по страницам.


6. Защита исследовательской работы (5-10 мин).

Составь краткий пересказ, запомни его и расскажи.

Подтверждай свой рассказ рисунками, фото, схемами, таблицами, диаграммами и т.д.

Если используется презентация Power Point, видеоклип, видеоряд, газета, плакат, книга-раскладушка, макет, модель и т.д., умей ориентироваться в них и пояснять, что там изображено, сделано.








Удачи - юный

исследователь!

Новых знаний, новых

открытий!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!