СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятка для учителей и классных руководителей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Памятка для учителей и классных руководителей»

КАК НЕ ДОПУСТИТЬ СУИЦИД У ПОДРОСТКА


ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ И КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ


Какие признаки поведения могут насторожить учителя

-- Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учёбе и оценкам.

-- Длительное время подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность.

-- Резкое изменение поведения. Например, стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, стал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей.

--Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.

-- Прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о нежелании продолжать жизнь. Разговоры о нежелании жить – попытка привлечь ваше внимание к себе и своим проблемам. Бытует миф, что если человек говорит об этом, значит, что не сделает. Но это не так. Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может довести своё намерение до конца.

-- Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью.


Ситуации риска, в которых нужно быть внимательным:

-- Отвержение сверстников, травля (в том числе и в социальных сетях).

-- Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.

-- Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.

--Объективно тяжёлая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжёлое заболевание).

--Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха.

--Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).

--Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуация насилия).


Что учитель должен сделать, если обнаружил эти признаки.

--Если вы увидели хоть один из признаков – это уже достаточный повод для того, чтобы уделить внимание подростку и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию.

-- Обратитесь к психологу или к другим специалистам за помощью.

-- Если Вы – классный руководитель, свяжитесь с родителями и поделитесь своими наблюдениями.


Что может сделать учитель, чтобы не допустить суицидальных намерений?

-- Сохранять контакт с подростком. Для этого: помните, что авторитарный стиль взаимодействия для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию. Предпочтительной формой взаимодействия является заключение договорённостей. Если ограничение необходимо, не пожалейте времени на объяснение его целесообразности.

--Способствовать созданию дружеской поддерживающей атмосферы в коллективе учащихся, ориентировать их на совместную деятельность и сотрудничество.

--Обращать внимание на ситуации, когда один или несколько учащихся становятся объектами нападок со стороны других. Поговорите с участниками конфликта.




Почему подросток может захотеть совершить самоубийство?

1. Трудные взаимоотношения в семье, с родителями и другими близкими людьми

ВАЖНО! Старайтесь относиться с пониманием к желаниям и стремлениям. Сохраняйте уважительное отношение. Даже если вы ругаетесь, не употребляйте обидных эпитетов, говорите только о проблемном поведении, о том, что вас беспокоит. Обязательно обсуждайте, какой выход видит он сам из сложившейся ситуации. Не оскорбляйте его личность и чувства!

2. Неразделенная любовь

ВАЖНО! Хорошо, если вы будете в курсе «любовных дел» своих близких друзей. Конечно, это возможно при определенном кредите доверия и достаточной степени близости между вами. Поэтому старайтесь сохранить уважительные отношения между вами. В этом случае велика вероятность того, что, поплакав у вас на плече, ему не придет в голову прощаться с жизнью.

3. Непонимание в учебных заведениях

4. Реакция острого горя

Подростки с их эмоциональной неуравновешенностью находятся в большем риске совершить суицид на волне острого горя, чем взрослые. Смерть родного человека, друга, потеря дома, известие о неизлечимой болезни, изнасилование – все это серьезные причины, которые могут привести подростка к невыносимости ситуации и желании «покончить со всем». Попытка лишить себя жизни может произойти практически в любое время в течение первого года после происшествия. Если он «ничего не сделал» в первые часы или дни, это не должно обмануть вашу бдительность.

ВАЖНО! Если ваш подросток пережил психотравмирующую ситуацию, обратитесь за помощью к психотерапевту. В этом случае особенно важно, чтобы ему помогал профессионал, знающий об этапах прохождения горевания и владеющий технологиями помощи. Будьте рядом со своим ребенком, разговаривайте с ним, оказывайте поддержку, обозначайте планы на будущее. Тот, кто видит будущее, не пойдет на самоубийство.

ВАЖНО ЗНАТЬ!

- большинство самоубийц перед смертью делятся своими намерениями и горестями;

- самоубийство редко является импульсивным актом. Гораздо чаще ему предшествует период подготовки, и существует много признаков повышенного риска суицида;

- самоубийству обычно предшествуют попытки найти утешение и помощь, решение может приниматься достаточно долго;

- предрасположенность к суициду не наследуется и не является чертой характера, хотя риск повышается, если такие случаи были в семье или круге общения;

- улучшение, которое вы можете наблюдать, может быть обманчивым, и под внешним спокойствием может скрываться твердо принятое решение, а некоторый подъем сил лишь помогает совершить задуманное.

Завершенным суицидом называют самоубийство, приведшее к смерти. Незавершенным – «неудачную» попытку, в результате которой человека удалось спасти.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!