Просмотр содержимого документа
«Памятка. Как научить ребенка-аутиста общению.»
ПАМЯТКА
Как научить ребенка-аутиста общению.
ПЕРВЫЙ ЭТАП. Первичный контакт.
Начните с установления формального контакта с ребенком. Если он почувствовал безопасность ситуации и готов находиться в одном помещении с педагогом – формальный контакт установлен.
Определите средства, которые привлекут внимание ребенка (вестибулярные, тактильные, сенсорные)
Приступайте к формированию взаимодействия с ребенком со второго занятия.
ВТОРОЙ ЭТАП. Первичные учебные навыки.
При отрицательной реакции ребенка на занятия за столом разложите учебный материал там, где удобно ребенку (например, на полу).
Переложить на стол картинку или игрушку, на которую ребенок обратил внимание и как бы забудьте о ней.
Ребенок начнет невзначай подходить к столу и брать в руки уже знакомые предметы. Постепенно страх исчезнет.
Переходите к занятиям за столом.
Опорные коммуникативные навыки:
Сначала вырабатывайте фиксацию взгляда ребенка на картинке, которую держите на уровне своих губ.
Если ребенок не реагирует на обращение, мягко поверните его за подбородок и дождитесь, когда его взор скользнет по предлагаемому вами материалу.
Время фиксации взора на картинке постепенно будет возрастать и заменяться взглядом в глаза.
Используйте минимальное количество речевых инструкций: «возьми», «положи».
Следите за четкостью их выполнения.
Чтобы ребенок фиксировал взгляд на картинке до момента ее получения в руки, используйте прием «Лакомство». Возьмите в руку карточку и лакомство. Ребенок отслеживает приближение к нему вкусного кусочка с карточкой и получает его, если удерживает взор на картинке достаточное время.
ТРЕТИЙ ЭТАП. Работа над указательным жестом.
К словесным инструкциям «возьми», «положи» добавьте еще одну: «покажи».
Фиксируйте кисть ребенка в положение указательного жеста и учите четко устанавливать палец на нужном предмете или картинке.
Работа над жестами «да», «нет»:
Регулярно на занятиях задавайте вопросы типа: «Ты разложил картинки?» Они побуждают ребенка утвердительно кивнуть головой.
Если ребенок не кивает самостоятельно, слегка нажмите ладонью на затылочную область его головы.
Как только жест стал получаться, пусть с помощью рук педагога, вводите жест «нет».
Сначала используйте те же вопросы, но задавайте их, пока задание не завершено.
Затем жесты «да», «нет» служат ответами на различные вопросы.