Классный час – это форма воспитательной работы в классе, который способствует формированию у обучающихся системы отношений к окружающему миру.
Классный час – это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия; это форма общения классного руководителя и его воспитанников, приоритетную роль в организации которой, играет педагог.
Цели и задачи классного часа:
- Формировать знания по вопросам политической, экономической и социальной жизни, о самом себе, о близких, о реальной, «живой» жизни за окном школы;
- Формировать гражданскую позицию, нравственно-эстетических качеств личности;
- Научить понимать своих товарищей, пробудить желание помогать им решать проблемы, общаться, сотрудничать, взаимодействовать с ними;
- Создание условий становления и проявления субъективности и индивидуальности обучающегося, его творческих способностей;
- Формирование эмоционально-чувствительной сферы и ценностных отношений личности ребенка;
- Усвоение детьми знаний, умений и навыков познавательной и практико-созидательной деятельности;
- Формирование классного коллектива как благоприятной среды для развития и жизнедеятельности школьников.
Функции классного часа:
Просветительская – расширяет круг тех знаний обучающихся, которые не нашли отражения в учебной программе;
Ориентирующая – формирует определенные отношения к объектам окружающей действительности; выработка определенной иерархии материальных и духовных ценностей;
Направляющая – переход разговора о жизни в область реальной практики обучающихся, направляя их деятельность;
Формирующая – реализация вышеперечисленных функций; формирование привычки обдумывать и оценивать свою жизнь и самих себя; выработка умений вести групповой диалог, аргументирование своего мнения.
Требования к содержанию классного часа:
- Классные часы должны быть построены так, чтобы в своем содержании они шли от простого к сложному, от информации к оценкам, от оценок – к суждениям.
- В ходе классного часа классный руководитель не должен навязывать своего мнения и своих суждений, но его возможности – проводить коррекцию и оказывать помощь в поисках правильного решения.
- Необходимо учитывать психологические особенности обучающихся при построении содержания классного часа. В содержании классного часа должна быть динамика видов деятельности, вопросов, информации.
- Классный час, независимо от своих разновидностей, должен нести положительный эмоциональный заряд, он должен развивать чувства обучающихся, положительные эмоции.
- В содержании классного часа необходимо обратить внимание на итоговую часть. Классный час должен содержать момент, когда ребенок сможет оценить и сам классный час, и время, потраченное на него, и свое отношение к данному классному часу.
Структура классного часа:
Классный час состоит из нескольких частей:
вступительная часть – постановка вопроса;
основная (содержательная) часть – материал для решения вопроса;
заключительная часть – решение вопроса и определение его жизненного значения.
Подготовка к классному часу:
Определение темы классного часа, формулировка его целей исходя из задач воспитательной работы с коллективом;
Тщательный отбор материала с учетом поставленных целей и задач, исходя из требований к содержанию классного часа;
Составление плана подготовки проведения классного часа;
Подбор наглядных пособий, музыкального оформления, подготовку помещения, создание обстановки, благоприятной для рассмотрения вопроса, для откровенного, непринужденного разговора;
Определение целесообразности участия в классном часе обучающихся и их родителей, друзей, старших и младших товарищей, работников школы, специалистов по обсуждаемой теме;
Определение своей роли и позиции в процессе подготовки и проведения классного часа;
Выявление возможностей по закреплению полученной информации в дальнейшей практической деятельности детей.
Схема составления плана классного часа:
- Тема - Цель
- Структура - Задачи
- Кто ведет - Материал и вопросы
- Чем вызван интерес к данной теме
Основная часть
1) материал наблюдений по данной теме;
2) материал газет и журналов;
3) материал художественной литературы;
4) материал научной литературы по данной теме и данному вопросу.
Классный час – это совместное творчество взрослого и детей. Чтобы обучающиеся ждали каждой новой возможности поговорить откровенно, они должны принимать активное участие в подготовке, проведении и в определении тем классного часа. Обсудите с ребятами круг интересующих их вопросов, «соберите корзину проблем» и с учетом пожеланий обучающихся сформулируйте тематику классных часов!
Формы проведения классных часов:
Дискуссионные формы:
- диспут; - дискуссия;
- конференция; - круглый стол;
- лекторий; - аукцион;
- вечер вопросов и ответов;
- встреча с приглашенными людьми.
Формы состязательного характера:
- конкурс - викторина
- путешествие - КВН
- смотр - парад
- презентация - турнир
- эстафета полезных дел
Творческие формы:
- фестиваль - выставка
- устный журнал - живая газета
- творческий труд - юморина
- спектакль - концерт
- представление (проектов)
Игровые формы:
- ролевые игры - сюжетные игры
- интеллектуальные - игры – катастрофы.
Формы психологического просвещения:
- тренинг - исследование;
Подвижные формы:
- веселые старты - малая олимпиада
- школьная олимпиада - день... (здоровья и т.д.)
Формы работы вне школы:
- экскурсия - поход
- выход (концерт, цирковое, театральное представление).
… Творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека…
Л.С. Выготский
Правила общения:
-
Любое мнение заслуживает внимания!
-
Признаем право каждого на любой вопрос!
-
С уважением относимся друг к другу!
-
У каждого есть право быть выслушанным. Пока один говорит – все его слушают!
-
О своем желании высказаться сообщаем с помощью поднятой руки!
Подготовила:
педагог-организатор
МОУ «СОШ № 61»
Лукина Татьяна Сергеевна
Магнитогорск, 2020
МОУ «СОШ № 61»
Памятка в помощь
классному руководителю