СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятка ля подготовки к итоговому сочинению

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная памятка познакомит с инструкцией написания работы, критериями проверки, композицией сочинения, шаблонами вступлений и заключений и списком основных произведений, необходимых для прочтения

 

Просмотр содержимого документа
«Памятка ля подготовки к итоговому сочинению»

Памятка

Итоговое сочинение выпускника

Инструкция

Выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений, а затем напишите сочинение-рассуждение на эту тему. Рекомендуемый объём – от 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставиться «незачёт».

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника (работа другого участника, чужой текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка даётся в свободной форме). Объём цитирования не должен превышать собственный текст участника.

Если сочинение признано экспертом несамостоятельным, то за такую работу выставляется «незачёт».

В рамках заявленной темы сформулируйте свою позицию и аргументируйте её на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору. Количество привлеченных произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал.

Продумайте композицию сочинения. Соблюдайте речевые нормы и нормы грамотности (разрешается пользоваться орфографическим словарём). Сочинение пишите чётко и разборчиво.

При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.

___________________________________________________________

Критерии оценивания итогового сочинения:

1. Соответствие теме.

Выпускник отвечает на вопрос, размышляет над данной

проблемой, или высказывается на основе связанных с темой тезисов.

«Незачет»: работа не соответствует теме или отсутствует конкретная цель высказывания.

2. Аргументация. Привлечение литературного материала.

Выпускник привлекает для аргументации хотя бы один литературный текст.

«Незачет»: литературный материал не привлечен, или искажено содержание книг, или они лишь упомянуты, но не являются опорой для рассуждения.

3. Композиция и логика рассуждения.

Выпускник аргументирует свои мысли, соотнося тезисы и доказательства.

«Незачет»: грубые логические ошибки мешают пониманию смысла фраз или отсутствует тезисно-доказательная часть.

4. Качество письменной речи.

Выпускник выражает мысли, используя разнообразную лексику и синтаксические конструкции, уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.

«Незачет»: низкое качество речи и речевые ошибки мешают пониманию смысла.

5. Грамотность.

«Незачет»: грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки мешают чтению и пониманию сочинения (более 5 ошибок на 100 слов)

Структура итогового сочинения



  • Вступление (можно составить из комментариев ФИПИ) с указанием темы сочинения

  • Мое мнение-позиция-тезис + клише-переход к аргументам

  • Литературные аргументы с обязательными микровыводами

  • Заключение



Шаблоны вступлений



1. Люди в течение жизни постоянно решают важные для них проблемы, делают выбор. Самый трудный диалог человек ведет с самим собой: кого любить, с кем дружить, кем быть, как поступить. Одним из главных вопросов для каждого здравомыслящего человека становится вопрос о ……………………… (исходя из темы). Именно над этим мне хотелось бы поразмышлять в своем сочинении.



2. Судьба человека зависит только от него самого. Нам приходится выбирать свой путь, а это значит отвечать на вечные вопросы бытия: что главное для меня в жизни, каким человеком я хочу стать, кого хочу видеть рядом, как поступать в той или иной ситуации. При этом одним из главных вопросов для каждого мыслящего человека становится вопрос о ……………………… (исходя из темы). Именно над этим мне хотелось бы поразмышлять в своем сочинении.



3. Наша жизнь – это постоянный выбор. Какие качества нужно формировать в себе, чтобы стать смелым, достойным уважения человеком? Каким нравственным законам следовать? Чем руководствоваться в разных ситуациях? Какие приоритеты должны быть главными для нас? Над этими вопросами и многими другими должен задумываться каждый молодой здравомыслящий человек. Сегодня в своем сочинении мне хотелось поразмышлять над (вопросом, темой, высказыванием)……………………… (исходя из темы).



4. ……… (ключевое слово, слова) Что мы понимаем под этим(и) словом(ами) ? Какой смысл оно(и) несет(ут)? Актуально ли сегодня среди суеты и быстротечности жизни вновь обращаться к …………… Именно над этими вопросами заставляет нас поразмышлять высказывание ФИО (тема): «…»



5. ОРИГИНАЛЬНОЕ ВСТУПЛЕНИЕ (в форме письма, дневника, жизненных наблюдений и т.д.) Вечером я возвращаюсь домой по темной улице. В окнах домов горит приветливо свет. Глядя на эти освещенные окна, я невольно задумываюсь о тех, кто живет там. Быть может, за этим окном собралась к ужину счастливая семья, а может быть, там живет одинокий пожилой человек. Когда-то он был он был молод и у него была семья, но потом ворвалось несчастье и отняло у человека близких, нанесло тяжелые раны. Почему так случилось? Должны ли мы думать о тех, кого посетило несчастье?





Список литературных произведений для аргументов

  1. А. С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»

  2. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Мцыри»

  3. У. Шекспир «Ромео и Джульетта»

  4. А. Островский «Гроза»

  5. Карамзин «Бедная Лиза»

  6. М. А.  Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце»

  7. Ф. М.  Достоевский «Преступление и наказание»

  8. Б. Л. Васильев «А зори здесь тихие»

  9. И.С. Тургенев «Отцы и дети», «Довольный человек», «Враг и друг»

  10. Л.Н Толстой «Война и мир»

  11. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», «Мертвые души», «Шинель»

  12. А. Де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

  13. А. Грин «Победитель», «Четырнадцать футов»

  14. И. Курамшина «Сыновний долг»

  15. М. А. Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека»

  16. Н. Лесков «Левша»

  17. А. П. Чехов «Тоска», «Человек в футляре»

  18. А. И. Куприн «Чудесный доктор»

  19. К. Паустовский «Телеграмма»

  20. В. Распутин «Уроки французского»

  21. Б.Екимов «Ночь исцеления»

  22. В. Быков «Сотников»

  23. А. Фадеев «Разгром»

  24. Ш. Бодлер «Фальшивая монета»

  25. И. Крылов «Ворона и лисица», «Свинья под дубом»

  26. В.А. Каверин «Два капитана»

  27. Дж. Толкиен «Властелин колец»

  28. И. Гончаров «Обломов»

  29. Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»

  30. И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»

  31. Е.И. Замятин «Мы»

  32. А. Де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

  33. Джек Лондон «Мартин Иден»

  34. Н. Кондратьев «Сашка»

  35. М. Горький «Старуха Изергиль»

  1. Заключение

    1. Варианты заключения

    1. Примеры

    1. Вывод

    1. Итак, чем же живы люди? Я думаю, любовью. Люди живы любовью к своим близким и друзьям, любовью к родной земле и природе. Их ведет по жизни мечта, надежда на лучшее, вера в свои силы. А помогают идти по жизни добрые чувства: сочувствие, милосердие, чуткость, отзывчивость. Это и есть то, без чего немыслима наша жизнь.

    1. Призыв

    1. В заключение хочется призвать людей не забывать о том, что природа - наша мать, которая дает нам все необходимое для жизни. Без нее мы не смогли бы существовать. И поэтому наш долг - отвечать ей добром на добро. Давайте заботиться о ее сохранении, бережно относиться ко всему, что нас окружает.

    1. Выражение надежды

    1. Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что в каждой семье будут царить гармония и взаимопонимание. Хочется верить, что любовь, забота, чуткость станут главными в отношениях поколений.

    1. Зарисовка, которая возвращает к вступлению

    1. Я смотрю на освещенные окна домов и думаю о том, как было бы хорошо, если бы за ними не было одиночества, если бы каждый, кто живет там, был окружен заботой.

    2. Перебирая старые фронтовые письма, я мечтаю о том, чтобы в мире никогда не было больше войн, разлучающих семьи.

    1. Цитата

    1. Таким образом, дружба имеет огромное значение в жизни человека. Недаром Цицерон утверждал: «В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу — все равно, что лишить мир солнечного света».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!