Общая характеристика процесса обучения в дошкольном образовании
Обучение - способ организации педагогического процесса, двусторонний процесс взаимодействия обучающего и обучающегося, направленный на передачу и освоение обучающимися содержания образования.
Специфика процесса обучения в детском саду: взаимосвязь с родителями.
Своеобразие учебной деятельности дошкольника – она протекает только при участии взрослого, его руководстве и сопровождении.
Структура учебной деятельности
Результат учебной деятельности: знания и умения; качество ума и интеллектуальное развитие личности; умение учиться; познавательная активность; освоение позиции субъекта детских видов деятельности и поведения.
внешние (наблюдаемые): предметные, перцептивные, символические
внутренние (ненаблюдаемые): мнемические, действия воображения, интеллектуальные действия
Учебные действия - действия по принятию и пониманию учебных задач, принятию или составлению плана ее решения, исполнительские действия, действия контроля и оценки.
Планирование учебной деятельности включает предварительный отбор средств и способов достижения результатов, установление последовательности действий.
Интеллектуально-побуждающие мотивы
Непосредственно-побуждающие мотивы
Перспективно-побуждающие мотивы
Мотивы учебной деятельности
Учебные задачи - конкретизированные цели обучения, задания, сформулированные педагогом и позволяющие ребенку понять, какие действия необходимо совершить с учебным материалом.
Образовательные области:
Социально-коммуникативное развитие;
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Художественно-этетическое развитие;
Физическое развитие.
Функции педагога в процессе обучения:
1. Мотивирующая - обеспечивает принятие детьми учебного материала, формирует отношение к объектам познания;
2. Информационно-организационная - организует познавательную деятельность детей, осуществляет коррекцию процесса учения, отбирает содержание познания;
3. Контрольно-диагностическая - определяет степень освоения содержания;
4. Воспитательная - вызывает отношение к познавательным объектам, обеспечивает развитие личности ребенка.
Метод обучения – это способ взаимосвязанной, упорядоченной деятельности обучающихся и обучаемых, направленный на реализацию задач обучения.
Метод обучения характеризуется тремя важными признаками, он обозначает:
- цель обучения,
- способ усвоения учебного материала,
- характер взаимодействия обучающего и обучаемого.
По источнику передачи информации и характеру ее восприятия (Е.Я. Голант, Н.М. Верзилин и др.): наглядные, словесные, практические.
По ведущим дидактическим задачам (М.А. Данилов, Б.П. Есипов): приобретения знаний; формирования умений и навыков; применения знаний, творческой деятельности; проверки знаний, умений и навыков.
По логике изложения и подачи материала (А.Н. Алексюк): индуктивные, дедуктивные.
По характеру познавательной деятельности учащихся (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин): информационно-рецептивные, репродуктивные, проблемного изложения, эвристические, исследовательские.
На основе целостного подхода, отражающего единство целей, содержания обучения, характера учебно-познавательной деятельности (Ю.К. Бабанский): организации учебно-познавательной деятельности, стимулирования и мотивации, контроля и самоконтроля в процессе обучения.
Приемы обучения – это обусловленные методом конкретные действия обучающего и обучаемого.
Принципы, определяющие особенности содержания обучения:
- Принцип связи содержания обучения с жизнедеятельностью ребенка;
- Принцип научности и системности знаний;
- Принцип доступности;
- Принцип интеграции (комплексно-тематический подход).
Принципы, определяющие организацию процесса обучения:
- Принцип воспитывающей и развивающей направленности;
- Принцип наглядности;
- Принцип активности и самостоятельности;
- Принцип систематичности, последовательности и прочности осваиваемого материала;
- Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Принципы обучения - это исходные положения, определяющие особенности функционирования всех компонентов процесса обучения.
Назначение обучения состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта детей.
Целенаправленное обучение должно строиться как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребенка, рост его самостоятельности и творчества.
Обучение при организации режимных моментов направлено на накопление опыта, который затем используется в организованной образовательной деятельности. Детская деятельность при этом дает возможность для самостоятельного и творческого применения освоенного опыта, его закрепления.