Музейная аудитория – это совокупность всех посетителей музея, включая те группы, которые по тем или иным причинам пока еще не входят в орбиту деятельности музея, но являются потенциальными посетителями в будущем. Это особенность, которая обязательно учитывается при составлении экскурсий.
Музейные экскурсии подразделяются:
1. По месту проведения: по экспозиции, фондохранилищу, по территории всего музея. Также выделяют комплексные экскурсии, сочетающие показ экспозиции и других частей музея (заповедной зоны и др.).
2. По профилю: исторические, литературные, искусствоведческие и др.
3. По составу экскурсантов: для детской и взрослой аудитории; для местных жителей и туристов; для однородных или разнородных по составу групп (родители с детьми и т. п.).
4. По широте охвата: обзорная (по всему музею) и тематическая (посвященная конкретной проблеме).
5. По цели и направленности: культурно‑образовательные (обще образовательные) и учебные экскурсии. Среди учебных экскурсий также выделяют методические экскурсии музееведческого характера, знакомящие с особенностями хранения фондов, построением экспозиции.
Подготовка экскурсии проходит поэтапно:
1‑й этап. Экскурсовод (музейный педагог) формулирует название будущей экскурсии и определяет ее целевую направленность, изучает необходимые источники и литературу, делает полезные выписки, составляет библиографию и картотеку.
2‑й этап. Экскурсовод изучает экспозицию, отбирает основные и дополнительные объекты показа, знакомится с научными описаниями и карточками (паспортами) отобранных экспонатов, намечает маршрут, учитывающий время и оптимальные приемы показа каждого объекта, строит логические переходы от одного объекта к другому.
3‑й этап. Написание индивидуального (тезисного) текста экскурсии, развернутого плана экскурсии (цель экскурсии, темы и подтемы, их краткое содержание, экспонаты, время показа), а затем после отработки этого плана на практике, в общении с аудиторией, – методической разработки экскурсии (здесь уже приводится подробный перечень используемых методических приемов).
Структура экскурсии по экспозиции музея или выставки стандартна:
• краткое вступление (знакомство с группой, напоминание о правилах поведения в залах музея или выставки, определение цели экскурсии);
• основная часть;
• краткое заключение (может быть в виде беседы, с использованием приема «вопрос‑ответ», главное – закрепление материала, наиболее запомнившихся экспонатов).
Основные приёмы показа для музейной экскурсии:
• предварительный обзор – позволяет увидеть весь экспозиционный зал, раздел или комплекс;
• зрительный анализ – с детальным наблюдением и всесторонним анализом экспонатов;
• зрительное сравнение экспонатов;
• зрительная реконструкция – попытка воссоздать памятник по сохранившейся его части, представленной в экспозиции, картину жизни того или иного народа – при показе интерьера и т. д.
Основные приемы рассказа в музейной экскурсии:
• описание и характеристика объекта;
• цитирование подлинных документов или их копий;
• рассказ‑комментарий – посетители самостоятельно осматривают экспозицию, а экскурсовод сопровождает этот осмотр своими объяснениями, чтобы помочь группе понять смысл представленных экспонатов;
• задание (рекомендации к целенаправленному наблюдению деталей);
• «вопрос‑ответ» (по окончании осмотра подводится итог наблюдениям экскурсантов).
Основные приемы рассказа в музейной экскурсии:
• описание и характеристика объекта;
• цитирование подлинных документов или их копий;
• рассказ‑комментарий – посетители самостоятельно осматривают экспозицию, а экскурсовод сопровождает этот осмотр своими объяснениями, чтобы помочь группе понять смысл представленных экспонатов;
• задание (рекомендации к целенаправленному наблюдению деталей);
• «вопрос‑ответ» (по окончании осмотра подводится итог наблюдениям экскурсантов).
Техника проведения музейной экскурсии.
Экскурсовод должен учесть:
• расстановку группы в экспозиционном зале по росту: экскурсанты более низкого роста встают впереди, более высокие – за ними;
• расстановку группы полукругом – по отношению к экскурсоводу и объектам показа, сам же экскурсовод стоит вполоборота к группе (поворачиваться спиной к группе или объекту нежелательно) и при первом упоминании о предмете смотрит на него – тогда это движение обязательно повторят и экскурсанты;
• не следует начинать новый фрагмент экскурсии, не дождавшись всей группы, как это часто делают начинающие экскурсоводы: не дав возможность рассмотреть экспонаты всей группе, они уже движутся к следующему объекту, но, выигрывая таким образом время, постепенно теряют свою аудиторию;
• отбор наилучших точек показа (в зависимости от времени и освещения объекта) лучше провести заранее, в разное время дня, обращая внимание на форму, размер, объемность экспоната, расстояние, с которого лучше показывать объект;
• если экскурсия долгая, нужно определить места на маршруте, где группа может отдохнуть (например, зал, в котором есть несколько скамеек или кресел для посетителей).
ГОУ ЛНР «Роскошнянский УВК ССШ –ДС».
Памятка
«Особенности музейной экскурсии»
Подготовила:
руководитель творческого объединения
«Юные музееведы» Яковенко Е.В.
2021 г.