СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятка педагогам дополнительного образования «Требования к структуре и проведению занятия»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Памятка педагогам дополнительного образования «Требования к структуре и проведению занятия» призвана объяснить педагогическим работникам принципы и правила поурочного планирования, познакомить со схемой самоанализа, узнать какие структурные элементы обязательно должны присутствовать в учебном занятии, как грамотно формулировать цель и задачи, а также как продумать ход эффективного занятия. 

     Педагоги также узнают какие требования предъявляются к разработке, организации и проведению учебного занятия, по каким критериям осуществляется его анализ и оценка в учреждении дополнительного образования и каких ошибок следует избегать при его подготовке.

Просмотр содержимого документа
«Памятка педагогам дополнительного образования «Требования к структуре и проведению занятия»»






Муниципальное казенное учреждение

«Управление образованием Междуреченского городского округа»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества»





























Памятка педагогам дополнительного образования

«Требования к структуре и проведению занятия»











Автор-составитель:

Гавриленко Елена Владимировна,

методист МБУ ДО ЦДТ




















Междуреченский городской округ, 2020



В учреждениях дополнительного образования давно утвердилось такая эффективная форма организации учебного процесса как занятие.

В настоящее время занятие является основополагающим элементом системы дополнительного образования, во время проведения которого педагог практически реализует почти все важнейшие учебно-воспитательные задачи, которые стоят перед ним: передает учащимся новые знания, формирует у них умения и навыки, развивает их познавательные интересы и творческие способности, во­лю, характер и другие жизненно ценные качества личности.

Итак, занятие - это форма организации учебного процесса, ограниченная временными рамками, предполагающая специально организованный педагогом процесс передачи знаний, умений и навыков по конкретному предмету.

В учебном занятии представлены все элементы образовательного процесса: цели, содержание, средства, методы, организация.

То есть учебное занятие есть модель образовательного процесса, качество которого зависит от правильности определения каждого из компонентов и их рационального сочетания.

Любое занятие представляет собой одно из звеньев образовательной программы, реализуемой в конкретном детском творческом объединении.

К организации и проведению занятия в дополнительном образовании предъявляются чёткие требования.

Основные требования к современному занятию:

• Занятие должно иметь четкую структуру и цель

• На занятии должны комплексно решаться обучающие (образовательные),

развивающие и воспитательные задачи, способствующие достижению цели, создаваться мотивация предстоящей деятельности.

• Занятие должно реализовываться через применение активных форм организации образовательного процесса, эффективных технологий, приемов, методов и средств обучения.

• Содержание занятия должно отвечать интересам, потребностям обучающихся, быть современным, отвечать запросам родителей, государства.

• Занятие должно способствовать развитию у обучающихся способов познавательной и практической деятельности, личностного развития, умения и навыков учебного труда, интересов к занятию.

• Формы и методы, используемые при проведении занятия, должны учитывать психолого-педагогические и возрастные особенности детей и строиться на основе индивидуального подхода.

• Занятие должно быть выстроено на основе принципа экологичности, т.е. учитывать состояние здоровья детей, настроение, степень общей учебной нагрузки; учитывать правильную организацию учебного пространства; способствовать созданию «ситуации успеха».

При подготовке к учебному занятию необходимо точно следовать определённому алгоритму.

Алгоритм подготовки к занятию:

1. Согласовать тему занятия с программой, календарным учебным графиком.

2. Проанализировать предыдущее занятие и при необходимости откорректировать тему занятия.

3. Определить тип занятия и его структуру (в соответствии с типом).

4. Определить цель и задачи занятия.

5. Составить план занятия.

6. Отобрать содержание теоретической и практической части занятия.

7. Определить методы проведения занятия.

8. Определить необходимое оборудование.

9. Подготовить необходимое методическое обеспечение и дидактический материал (с учетом разного уровня готовности учащихся).

10. Подготовить резервный материал на случай более быстрого выполнения плана занятия.

11. Разработать краткий (или развернутый) план-конспект занятия.

12. Провести эмоционально-психологическую подготовку к занятию.

Часто педагогу дополнительного образования для подготовки к учебному занятию не хватает информации и методических материалов, соответствующих тематике их образовательной программы. Молодым педагогам особенно трудно представить структуру и последовательность проведения занятия. Поэтому, собрав всю информацию по теме программы, очень важно заранее продумать и оформить поурочный план к каждому занятия по всем годам обучения. Это будет удобной подсказкой при проведении занятий. В этом может помочь разработанная технологическая карта занятия.

Технологическая карта занятия


Педагог______________________________________________________________________________

Тема занятия_________________________________________________________________________

Дата проведения______________________________________________________________________

Возраст детей_________________________________________________________________________

Цель занятия_________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Задачи занятия________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тип занятия, форма проведения_________________________________________________________

Методы, используемые в процессе занятия________________________________________________


Материалы и оборудование:____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Предполагаемый результат:_____________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Ход занятия:


ЭТАПЫ


ДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА


ДЕЙСТВИЕ ДЕТЕЙ




























Для наиболее эффективной реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы педагог обязан качественно и тщательно готовиться к каждому занятию, продумывать его структуру, цели и результаты. Очень важно уметь анализировать подготовленные занятия, чтобы выявить положительные результаты и недостатки, которые необходимо устранить.

Анализ занятия как процесс осознания и самопознания формирует у педагога аналитические способности, развивает интерес, определяет необходимость изучения проблем обучения, повышает качество преподавания.

Анализ учебного занятия включает в себя ряд важных структурных элементов, которые должны присутствовать на каждом занятии. Провести подробный анализ своего занятия можно с помощью данной таблицы и памятки по самоанализу занятия.


Анализ учебного занятия


Постановка цели и задач учебного занятия

- Умение ставить понятную и посильно трудную для детей цель, разбивать ее на реально достижимые задачи

- Соотнесение цели с конечным результатом

-Воспитательные ценности учебного материала

Использования методов обучения, их соответствие выдвинутым задачам

-Эффективность методов и приёмов, используемых педагогом для развития мыслительных операций и деятельно-практической сферы ребенка

-Оптимальное сочетание словесных, наглядных, практических, репродуктивных и креативных методов обучения

-Положительная реакция детей на используемые методы (понимание, активное включение…)

Структурная организованность, логическая упорядоченность учебного занятия

-Соответствие содержания данного занятия плану, что дает возможность определить степень подготовленности данного занятия, умение педагогом планировать свою работу и использовать импровизацию

- Предъявление четких требований к учебной деятельности

-Достаточность предложенного материала, заинтересованность им детей

Направленность учебной деятельности на реально достижимый результат

- Последовательность и системность в решении задач

- Использование специально разработанных технологий для достижения результата

Побуждение обучающихся к активному самостоятельному добыванию знаний и приобретению умений

- Введение элементов проблемности, развитие навыков научного поиска

- Постановка неоднозначных вопросов

-Желание детей полученные знания применить на практике

-Индивидуальные творческие и исследовательские задания

- Самостоятельная работа детей с учебными пособиями и литературой на занятии и дома

Оценка учебных достижений обучающихся, поддержка ребенка в ситуации преодоления учебных трудностей

- Индивидуальный подход к результату каждого

- Оценка является анализом выполненной работы

- Использование стимулирующих методов оценивания

- Формирование адекватной самооценки

- Контроль за отрицательными мотивами в обучении

-Умение видеть и исправить свою ошибку

Ценностно-смысловая насыщенность учебного занятий

- Наличие образовательной составляющей занятия

- Учебно-тематическое согласование с предметами школьного курса

- Практическая направленность учебного занятия

Воспитание культуры межличностных взаимоотношений в учебной группе

- Педагогическая культура самого педагога

- Организация работы в микрогруппах

- Помощь старших детей в разновозрастных группах

- Коммуникативные умения детей

Создание эмоционально-положительной атмосферы на занятии

- Побуждение детей к выражению положительных эмоций

- Использование различных форм поощрений

- Создание перспективы успешной деятельности

-Уютный кабинет и доброжелательность педагога

- Минутки отдыха или расслабления на занятии

Учет индивидуальных и возрастных познавательных возможностей детей

- Знание возрастной психологии ребёнка

- использование индивидуальности каждого в подборе творческих заданий

- Стимулирование различных точек зрения у ребят

Развивающая направленность учебного занятия

- Личная и общественная значимость занятий

- Перспектива дальнейшей деятельности

- Развитие высших психических функций личности

Творческий характер деятельности


Наиболее точный анализ занятия можно получить, исходя из соотношения результатов анализа занятия как можно большим числом категорий лиц, участвующих в образовательном процессе: самоанализа занятия педагогом; наблюдающими коллегами, методистами, руководителями структурных подразделений и образовательного учреждения; анализа занятия обучающимися как потребителями образовательного процесса; анализа занятия родителями (попечителями) как основными заказчиками образовательного процесса.

Ниже представлены примерные пункты для самоанализа занятия педагогом дополнительного образования и анализа занятия обучающимися.


Примерная памятка для самоанализа занятия

педагогом дополнительного образования

1. Какие особенности обучающихся были учтены при планировании данного занятия?

2. Каково место данного занятия в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущими занятиями, на что в них опирается? Как это занятие работает на последующие занятия, темы, разделы? В чем специфика этого занятия?

3. Какие задачи решались на занятии:

а) образовательные,

б) воспитательные,

в) развивающие

4. Была ли обеспечена их комплексность? Взаимосвязь? Какие задачи были главными, стержневыми? Как учтены в задачах особенности группы?

5. Почему выбранная структура занятия была рациональна для решения этих задач? Рационально ли выделено место в занятии для опроса, изучения нового материала, закрепления и.т.п.? Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы занятия? Логичны ли «связки» между этапами занятия?

6. На каком содержании (на каких понятиях, идеях, положениях, фактах) делался главный акцент на занятии и почему? Выбрано ли главное, существенное?

7. Какое сочетание методов обучения избрано для раскрытия нового материала? Дать обоснование выбора методов обучения.

8. Какое сочетание форм обучения было избрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли был дифференцированный подход к обучающимся? Как он осуществлялся и почему именно так?

9. Как организован был контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах и какими методами осуществлялся? Почему?

10. Как использовался на занятиях учебный кабинет (иное пространство), какие средства обучения? Почему?

11. За счёт чего обеспечивалась высокая работоспособность обучающихся в течение всего занятия и обеспечивалась ли вообще?

12. За счет чего на занятии поддерживалась хорошая психологическая атмосфера, общение? Как было реализовано воспитательное влияние личности педагога?

13. Как и за счёт чего обеспечивалось на занятии и в домашней работе обучающихся рациональное использование времени, предупреждение перегрузок обучающихся?

14. Запасные методические «ходы» на случай непредвиденной ситуации.

15.Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то – как и почему? Когда педагог планирует восполнение нереализованного?


Анализ занятия

пе дагога дополнительного образования

обучающимися


Внимательно прочитай вопрос и предлагаемые варианты ответов, подумай, выбери один из ответов и обведи кружком букву рядом с твоим ответом. Если тебе не понятен вопрос, попроси помощи у инструктора.

1. Насколько интересно тебе было на сегодняшнем занятии?

а) Очень интересно

б) Интересно частично

в) Большей частью интересно

г) Неинтересно вообще

2. Как ты считаешь, то, что ты сегодня узнал(а), понял(а), чему научился(лась), пригодится тебе на следующих занятиях?

а) Пригодится полностью

б) Возможно, пригодится, точно не знаю

в) Большей частью не пригодится

г) Не пригодится вообще

3. Насколько понятно и доступно педагог объяснил сегодня то новое, что ты узнал(а)?

а) Полностью понятно и доступно

б) Не всегда понятно и доступно

в) Почти совсем непонятно и недоступно

г) Совсем непонятно и недоступно

4. Когда тебе было особенно интересно?

а) В начале занятия (когда педагог знакомил с темой занятия, проверял нашу готовность к занятию)

б) В середине занятия (изучение нового, практическая работа)

в) В конце занятия (подведение итогов занятия, награждение отличившихся)

5. Легко ли тебе было общаться с педагогом и товарищами на данном занятии?

а) Легче, чем обычно

б) Легко, впрочем, как всегда

в) Труднее, чем всегда

г) Очень трудно

6. Что тебе хотелось бы сказать о сегодняшнем занятии, что добавить, изменить?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________




Спасибо тебе за твои ответы!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!