Памятка к ОГЭ по обществознанию
- Всего 31 задание; по уровню сложности: базовый -16; повышенный – 13, высокий – 2
- Время работы 3 часа (180 минут)
- Максимальный балл за работу – 39 (26 за I часть и 13 за II часть)
- 25 заданий с кратким ответом
- К каждому заданию 1–20 работы предлагается четыре варианта ответа, из которых только один правильный.
- В заданиях 21–25 ответ дается в виде последовательности цифр (например,125), записанных без пробелов и разделительных символов.
- Каждое правильно выполненное задание 1–21, 23–25 оценивается 1 баллом.
- Задание 22 оценивается по следующему принципу: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов – допущены две и более ошибок.
1) для каждого из заданий
1 – 20:
1–4 минуты ;
2) для каждого из заданий
21 – 24:
7 - 10 минут ;
3) для задания 25:
5 – 7 минут
Знания по 5 блокам: человек и общество, сфера духовной культуры, экономика, социальная сфера, сфера политики и социального управления, право.
Проверка знаний:
1-5: человек и общество
6: сфера духовной культуры
7-10: экономика
11-13: социальная сфера
14-16: сфера политики и социального управления
17-20: право (при этом задание 18 по Конституции)
Проверка умений:
4, 6, 10, 13, 16, 20: задание на анализ двух суждений
3, 9, 12, 15, 19: задание на обращение к социальным реалиям
21: задание на сравнение
22: задание на установление соответствия
23, 24: задание на выбор верных позиций из списка, работа с графической информацией (таблица, диаграмма)
25: задание на установление фактов и мнений (проанализировать 3 предложения)
Ответом к заданиям 1–20 является одна цифра , которая соответствует номеру правильного ответа.
Ответом к заданиям 21–25 является последовательность цифр.
Для ответов на задания первой части необходимо знать
фактический материал курса‚ предмет его изучения‚
терминологию всех разделов.
6 заданий с развернутым ответом .
В этих заданиях ответ формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно в развернутой форме.
Задания части 2 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа.
За полное и правильное выполнение заданий 26–28, 30 и 31 выставляется 2 балла. При неполном ответе – 1 балл.
За полное и правильное выполнение задания 29 выставляется 3 балла. При неполном выполнении в зависимости от представленности требуемых компонентов ответа – 2 или 1 балл.
1) для задания 26:
20 – 25 минут;
2) для каждого из заданий 27, 28, 30:
8 - 10 минут ;
3) для каждого из заданий 29, 31:
10 - 20 минут .
26: составление плана текста
27-29: вопросы на поиск информации в тексте
30-31: аргументации оценочных и иных суждений, объяснений, выводов
Результаты выполнения заданий части 1 обрабатываются автоматически. Ответы на задания части 2 анализируются и оцениваются экспертами на основе специально разработанных критериев.
Отметка по пятибалльной шкале
- 0-14 «2»
- 15-24 «3»
- 25-33 «4»
- 34-39 «5»
Ребенок рождается не с готовыми способностями, а с задатками, т.е. такими особенностями строения мозга и органов чувств, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей. Задатки многозначны, т.е. на базе одних и тех же задатков могут возникнуть различные способности в зависимости от требований соответствующей деятельности. Так, острая наблюдательность и хорошая зрительная память могут войти в структуру способностей художника, следователя, геолога. Разовьются ли задатки в способности, зависит не только от индивидуальных особенностей личности, но и от исторических условий, от потребностей общества. Те или иные способности развиваются тогда, когда в них появляется общественная необходимость. Рассмотрим с этой точки зрения такую воображаемую ситуацию. Где-то на далеком острове в Тихом океане родился мальчик с выдающимися музыкальными задатками. Кем может он стать, если учесть, что люди его племени не знают никакой иной музыки, кроме одноголосного пения, и никакого другого музыкального инструмента, кроме барабана? В лучшем случае этот мальчик войдет в историю острова как самый замечательный бара- банщик. Иными словами, он достигнет такого уровня развития своего музыкального таланта, который возможен в определенных социальных условиях. Совсем иначе сложилась бы его судьба, если бы он оказался в стране с высокоразвитой музыкальной культурой и попал там к хорошим педагогам.
26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
27. Как автор определяет природные задатки человека? Приведите два примера природных задатков.
28. Какие три условия автор выделяет в качестве необходимых для развития задатков в способности?
29. Андрей Ф., четырех лет, обладает хорошей музыкальной памятью и способен точно воспроизвести сложную полифоническую мелодию после одного прослушивания. Назовите три сферы деятельности, в которых он может достичь максимального раскрытия своих способностей. Укажите любое социальное условие, которое поможет ему развить свои задатки.
30. Автор отмечает, что на базе одних и тех же задатков могут возникнуть различные способности в зависимости от требований соответствующей деятельности. Каким примером он иллюстрирует этот вывод? Приведите свой пример, подтверждающий это положение (например, хорошая природная пластика важна и для спортсмена, и для актера).
31. «Гениальным человека делает природа, а великим — общество». Согласны ли вы с этим высказыванием? Обоснуйте свое мнение.