СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятка по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Памятка по русскому языку дана в помощь учащимся начальных классов.

Просмотр содержимого документа
«Памятка по русскому языку»



ФОНЕТИКА

1.  В русском языке 33 буквы.
2. Звуки бывают гласные и согласные.
3. Букв, которые обозначают гласные звуки – 10 (а, о,у,ы,и,ы,е,ё,ю,я,э).
Гласных звуков – 6 [а],  [о],  [у],  [ы],  [и],  [э].Буквы е, ё, ю, я играют две роли1) обозначают два звука, если:- стоят в начале слова;- стоят после гласного звука;- стоят после Ь или Ъ знаков2) обозначают мягкость предыдущего согласного.
4.  Согласные звуки бывают:- твёрдые и мягкие;- глухие и звонкие Всегда твёрдые (не имеют мягкой пары) - [ж], [ш], [ц].Всегда мягкие (не имеют твёрдой пары) - [ч],  [щ], [й].
Парные согласные по глухости – звонкости б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с.
5. Буквы   Ъ и Ь звуков не обозначают.



Фонетический разбор слова (образец)
Сентябрь -– 2 слога

с - [с,] – согл., глух., мягк.
е - [и] – глас., безуд.
н - [н] – согл., звон., тв.

т - [т,] – согл., глух., мягк.

я - [а] – глас., удар.
б - [б] – согл., звон, тв.

р - [р,] – согл., звон., мягк.
ь - [ - ] 

8 б., 7 зв.
Ручеёк – 3 слога

р - [р] –  согл, звон,, тв.

у - [у] – глас., безуд.

ч - [ч,] – согл., глух., мягк.

е - [и] – глас., безуд.
 ё - [й,] – согл., звон., мягк.   [о] – глас., удар.

к - [к] – согл., глух., тв.

6б., 7 зв.



Предложение

Предложение – это группа слов, связанных по смыслу и грамматически. Предложение имеет законченную мысль.

По цели высказывания

По интонации

По строению

Повествовательные

Восклицательные

Распространенные

Вопросительные

Невосклицательные

Нераспространенные

Побудительные

 

 

         Предложения, в которых содержатся сообщения, ответы на вопросы, называются повествовательными.
         Предложения, в которых содержится вопрос, называются вопросительными.
         Предложения, в которых выражается желание побудить кого-либо к действию, называются побудительными. В них могут содержаться совет, приказ, просьба.
         Предложения, в которых выражаются сильные чувства, эмоции, называются восклицательными.
         Распространенные предложения состоят из главных членов предложения и второстепенных.
         Нераспространенные предложения состоят только из главных членов предложения.       

  К главным членам предложения относятся подлежащее и сказуемое. Подлежащее и сказуемое – это грамматическая основа предложения.         

Подлежащее – это главный член предложения, обозначает предмет, о котором говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы кто? или что?         

Сказуемое – это главный член предложения, который указывает на то, что говорится о подлежащем, отвечает на вопросы что делает? что делают? какова? и т.д.

Разбор предложения

1. Какое предложение по цели высказывания?

2. Какое предложение по интонации?

3. Распространенное оно или нераспространенное?

4. О ком или о чем говорится в предложении? Подчеркни подлежащее.

5. Что говорится о подлежащем? Подчеркни сказуемое.

6. Разбираем группу подлежащего. Ставим вопрос от подлежащего к словам, связанным с ним по смыслу.

7. Разбираем группу сказуемого. Ставим вопрос от сказуемого к словам, которые его поясняют.

8. Ставим вопрос от главного члена к второстепенному, его поясняющему.


П р и м е р: После теплых дождей в лесу пошли грибы.( Повествоват.,невосклиц., распростр.)
Что? Грибы - это подлежащее. Грибы (что сделали?) пошли. Это сказуемое. От подлежащего вопрос задать нельзя.З адаем вопрос от сказуемого.Пошли (где?) в лесу – это Вт.член.-обстоятельствоПошли (когда?) после дождей – это Вт.член.- обстоятельствоПосле дождей (каких?) теплых – это Вт.член. - определение

Второстепенные члены предложения

  1. Дополнение – это второстепенный член предложения, который обозначает предмет, отвечает на вопросы косвенных падежей. В роли дополнения обычно выступает существительное или местоимение. Принято подчёркивать пунктирной линией.

Школьники занимаются спортом.

  1. Определение – это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета, отвечает на вопросы Какой? Чей? В роли определения обычно выступает имя прилагательное или местоимение. Принято подчёркивать волнистой линией.

Светит весеннее солнце.

  1. Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который поясняет, при каких обстоятельствах совершается действие. Отвечает на вопросы Где? Куда? Откуда? Как? Когда? Обстоятельства обычно выражаются наречиями и существительными в косвенных падежах с предлогами и без них. Принято подчёркивать тире – точка.

В лесу поют птицы.

Разбор предложения

Белоснежная зима нарисовала на окнах волшебные узоры.

Зима нарисовала.

зима (какая?) белоснежная

нарисовала (что?) узоры

нарисовала (где? на чём?) на окнах узоры (какие?) волшебные




Имя существительное       

  Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? В предложении имя существительное бывает подлежащим и второстепенным членом.          

 Различают   одушевленные им.сущ (кто?)   и  неодушевленные им.сущ (что?)                

Имена существительные бывают мужского рода – он, мой  женского рода – она, моя   среднего рода – оно, моё
  Имена существительные изменяются по числам и падежам.    

  Изменение имен существительных по падежам называется склонение.
       

  Различают 3 склонения имен существительных.

1 склонение

2 склонение

3 склонение

М.р. и ж.р.-а, -я

М.р. и ср.р., -о,-е

Ж.р.-ь

Чтобы определить безударный гласный в окончании имени существительного в ед.ч., нужно определить падеж и склонение.

Падежи имен существительных.

Падежи

Вопросы

Предлоги

Именительный

Кто? Что? 

 

Родительный

Кого? Чего?

От, до, из, без, у, для, около, в

Дательный

Кому? Чему?

К, по

Винительный

Кого? Что?

В, на, за, про, через

Творительный

Кем? Чем?

Под, над, за, перед, с, между

Предложный

О ком? Очем?

В, на, о, об, обо, при


 

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Р.п.

- и

 

- и

Д.п.

- е

 

- и

Т.п.

- ой, - ей

 

 

П.п.

- е

- е

- и


Морфологический разбор имени существительного

1. Имя существительное, обозначает предмет , отвечает на вопрос…

2. Начальная форма – И.п., ед.ч.

3. Постоянные признаки (одушевленное или неодушевленное, род, склонение)

4. Непостоянные признаки (число, падеж)

5. Роль в предложении.


Образец разбора имени существительного


К осени скворцы собираются в шумные стаи.

К осени - (к чему?, когда?), сущ., предмет, н. ф. - осень, неодуш, ж. р., 3 скл., ед. ч., Д. п., обстоятельство времени.



Имя прилагательное

Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? каков? чей?
Имя прилагательное изменяется по падежам, числам и родам (в единственном числе).
Имя прилагательное согласуется с именем существительным (какого числа, рода, падежа имя существительное, от которого зависит прилагательное, такого же числа, рода и падежа имя прилагательное).
В предложении имя прилагательное чаще всего является второстепенным членом.
Безударное окончание имени прилагательного определяется по вопросу – какое окончание в вопросе, такое окончание и у прилагательного

(но! нужно обращать внимание на твердость или мягкость согласного)
Начальная форма имени прилагательного – И.п., ед.ч., мужской род (какой?)

Морфологический разбор имени прилагательного

Порядок морфологического разбора имени прилагательного

1) Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.

2) Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).

3) Род (в ед. числе); падеж; число.

4) Синтаксическая роль в предложении.


Образец морфологического разбора имени прилагательного

 

Над цветком летает пёстрая бабочка.


Устный разбор

1) пёстрая — имя прилагательное, так как обозначает признак предмета, отвечает на вопрос «какая?»

2) Начальная форма — пёстрый.

3) женский род, именительный падеж, единственное число.

4) В предложении является второстепенным членом (определением), поясняет подлежащее: бабочка (какая?) пёстрая.


Письменный разбор

1) пёстрая — имя прилаг. (какая?).

2) Н.ф. — пёстрый.

3) ж. р., И.п., ед. ч.

4) Вт. член. Бабочка (какая?) пёстрая.

 




Глагол
   Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Начальная форма глагола – это неопределённая форма.
Неопределённая форма глагола   Что делать?  Что сделать?  Не изменяется по  числам и временам,  оканчивается на  -ть, -чь, -ти

Глаголы изменяются по числам и временам.

Настоящее время

Прошедшее время

Будущее время

Действие происходит в момент речи.

Действие, которое уже  произошло .

Действие, которое еще произойдет.

Что делает? Что делают?

Что делал?Что делала?Что делало?Что делали?

Что будет делать? Что сделает?

 

Отличительный признаксуффикс Л

 


Глаголы прошедшего времени в ед.числе изменяются по родам. 

От рода зависит окончание глагола.


М.р. что делал?- нулевое окончание
Ж.р. что делала?- окончание -а

Ср.р. что делало?- окончание -о

         Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по числам и лицам.        


 Изменение глаголов по числам и лицам называется  спряжением.

Глаголы бывают I  и  II спряжения
         К спряжению относятся глаголы, которые в неопределённой форме пред – ть, имеют суффиксы А,О,У,Ы,Е и глаголы-исключения:  брить, стелить
         Ко II спряжению относятся глаголы, которые в неопределённой форме пред –ть имеют суффикс И и 11 глаголов-исключений: смотреть, обидеть, слышать, видеть, ненавидетьгнать, держать, дышать, вертетьи зависеть, и терпеть
         Чтобы определить безударный гласный в окончании глагола, нужно поставить глагол в неопределённую форму.       

Если глагол спряжения, то в окончании надо писать букву – Е, если II спряжения – то букву –И.        

Глаголы бывают 1-го, 2-го, 3-го лица.

спряжение

II спряжение

лицо

Ед.ч.

Мн.ч

лицо

Ед.ч.

Мн.ч

1

-у, -ю

-ем

1

-у. –ю

-им

2

-ешь

-ете

2

-ишь

-ите

3

- ет

-ут, -ют

3

-ит

-ат, -ят


НЕ с глаголами пишется раздельно, кроме тех, которые без НЕ не употребляются: неволить, ненавидеть, нездоровится, негодовать, недомогать, недоумевать.
Морфологический разбор глагола

1. Глагол, отвечает на вопрос, обозначает действие предмета.

2. Начальная форма – неопределённая форма.

3. Постоянные признаки: спряжение.

4. Непостоянные признаки: число, время, лицо (в наст.и буд.времени), род (в прош.времени ед.ч.)

5 Роль в предложении – сказуемое.

Образец разбора глагола.

Мощный ураган срывал крыши с дачных домов. Срывал - что делал?, глагол, действие предмета, н. ф. - срывать, I спр., ед. ч., пр. в., м. р. , сказуемое

Морфемный (разбор слова по составу)
1. Определить часть речи. (Существительное, прилагательное, глагол);

2. Выделить окончание. (Окончание это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении);

3. Показать основу слова. (Основа - это часть слова без окончания, в основу входит корень, суффикс, приставка);

4. Выделить корень. (Корень - это главная часть слова, в корне заключен смысл однокоренных слов, чтобы найти корень. нужно подобрать как можно больше однокоренных слов);

5. Выделить приставку(часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования однокоренных слов) и суффикс (часть слова, которая стоит после корня и служит для образования однокоренных слов).



Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением


Безударная гласная в корне слова, непроверяемая ударением


Гласная после шипящих


Гласная в безударном слоге (в окончании, приставке, суффиксе)


Парная согласная (в середине и в конце слова)


Удвоенная согласная в корне слова


Непроизносимая согласная в корне слова


Слова, в которых нет непроизносимой согласной


Орфограммы – буквы ь и ъ





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!