ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ ВЫПУСКНИК 1 КЛАССА.
БУКВЫ МЫ ПИШЕМ И ВИДИМ, А ЗВУКИ МЫ СЛЫШИМ И ПРОИЗНОСИМ.
А О У Э Ы 10 ГЛАСНЫХ БУКВ, 6 ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
Я Ё Ю Е И
Буквы Е Ё Ю Я дают два звука в трёх случаях, когда:
Стоят в начале слова ( ЕМ - [ЙЭМ])
Стоят после гласной буквы (ЛАЮ - [ЛАЙУ])
После мягкого и твёрдого знаков (ПЕРЬЯ - [ПЕРЙА])
После согласных они указывают на мягкость и дают один звук: Е-[Э], Ё-[О],
Ю-[У], Я-[А] – поэтому гласных звуков 6
СКОЛЬКО В СЛОВЕ ГЛАСНЫХ, СТОЛЬКО И СЛОГОВ. В СЛОГЕ МОЖЕТ БЫТЬ ТОЛЬКО ОДНА ГЛАСНАЯ. ( УМ – НА – Я)
ПРАВИЛА ПЕРЕНОСА:
Переноси строго по слогам, но
1) одну букву не переносим;
2) Ь, Й переносятся с буквой, которая стоит впереди (паль – ма, чай – ник);
3) удвоенные согласная не переносятся вместе, одна идёт в один слог, другая - в другой (ран–ний, кас-са)
Вызубрить:
ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ: б – п, в – ф, ж – ш, г – к, з – с, д – т.
В конце слов их надо проверять, подбирать слова, чтоб за согласной встала гласная (проверим дубы, значит будем писать ДУБ)
Это надо натренировать на словах.
НЕПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ СОГЛАСНЫЕ: Р, Л, М, Н, Й
НЕПАРНЫЕ ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ: Х, Ц, Ч, Щ
Шипящие: ж, ш, щ, ч
Ж, Ш, Ц – дают по одному твёрдому звуку, поэтому запоминаем
ЖИ-ШИ – всегда с И – это надо натренировать на словах.
Ч, Щ, Й – дают по одному мягкому звуку, поэтому запоминаем
ЧА – ЩА, ЧУ - ЩУ – всегда с А, У – это надо натренировать на словах.
ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ДЕЛИТЬ НА СЛОГИ И СТАВИТЬ УДАРЕНИЕ ( Вначале назвали все гласные, потом разделили и проверили, в каждом ли слоге по одной гласной. Затем произнесли всё слово целиком и поставили ударение)
ДОЛЖНЫ УМЕТЬ СЧИТАТЬ В СЛОВЕ КОЛИЧЕСТВО ЗВУКОВ И БУКВ:
НАПРИМЕР: кольцо – 6 букв, а звуков 5, т.к. Ь звука не обозначает;
крылья – 6 букв и 6 звуков, ь знак звука не обозначает, но буква Я после ь даёт два звука;
ёжик – 4буквы и 5 звуков, т.к. ё дала 2 звука ( она стоит в начале слова)
ЗНАТЬ ЧАСТИ РЕЧИ:
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ: ОБОЗНАЧАЕТ ПРЕДМЕТ, ЯВЛЕНИЕ ПРИРОДЫ И ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ
КТО? ЧТО?
ГЛАГОЛ: ОБОЗНАЧАЕТ ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА, И ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ
ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?
ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛ?...
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ: ОБОЗНАЧАЕТ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА (ФОРМУ, ЦВЕТ, МАТЕРИАЛ, ВКУС, КАЧЕСТВО, РАЗМЕР) И ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ
КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?
РОДСТВЕННЫЕ – ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА.
ЧТОБЫ СЛОВА БЫЛИ РОДСТВЕННЫМИ ДОЛЖНЫ ВЫПОЛНЯТЬСЯ ДВА УСЛОВИЯ:
Они должны быть близки по смыслу ( сад, садик, садить, садовник, посадка,..)
Должны иметь общий корень (лес, лесок, лесник, лесосека)
Как подбирать однокоренные слова( самое короткое, разные части речи, большой-маленький, ласково,..)
Например: зима, зимушка, зимний (прилагательное), зимовать (глагол), зимовье(существительное),…
Как списывать текст:
Читаем одно предложение, повторяем, что начало пишем с заглавной буквы, а в конце точка.
Чётко читаем первое слово так, как оно написано, можно читать два раза, выделяя те буквы голосом, у которых написание расходится с произношением (слышим [марос], а пишем «мороз». Читаем, ударяя голосом по буквам О,З. После того, как прочитали, пишем и на слово больше не смотрим. Пишем и проговариваем, как пишем.
И так каждое слово в предложении.
Потом проверяем, тоже по словам: читаем образец, потом у себя, всё время обращаем внимание на конец и начало предложений.
Заглавная буква.
ВСЕ ИМЕНА, ОТЧЕСТВА, ФАМИЛИИ, НАЗВАНИЕ ГОРОДОВ, СЁЛ, РЕК, ГОР, КЛИЧКИ ЖИВОТНЫХ ПИШУТСЯ С ЗАГЛАВНОЙ БУКВЫ.
Все это надо тренировать на словах. Делает ошибки – должен писать, пока не запомнит. Не оттренируют сейчас, постоянно будут делать ошибки в диктантах.
Письмо под диктовку.
Предложение читается 3 раза. Первый раз слушаем, второй раз пишем по словам. Третий раз проверяем, обращая внимание на начало и конец.
Словарные слова, которые надо запомнить в 1 классе:
ОРО: воробей, ворона, сорока, дорога, мороз, хорошо, горох, город, корова, коробка, НО карандаш, карась.
Е: ученик, ученица, дежурный, песок, петух, пенал, берёза, ветер, медведь, ребята, учитель, тетрадь, шёл - всегда с «ё».
О: девочка, портфель, Россия, Москва, собака, отец, ягода, яблоко, осина.
А: газета, фамилия, малина, народ, машина, пальто.
СС: класс, масса, русский, рассказ, Россия.
Я: заяц, месяц, язык, январь.
До свидания, здравствуйте.
ПРЕДЛОГИ ВЫУЧИТЬ!
(пишутся одинаково и всегда отдельно)
1. За, на, над. 5. Из-за, из- под.
2. О, об, от, до, по, про, под. 6. Около, после, кроме, между,
3. В, с, к, у, для. через.
4. Из, без
Всё лето читать каждый день!
Результаты проверки техники чтения в 1 классе
октябрь | ноябрь | февраль | май |
| | | |
Норма 1 класса 50-60 слов в минуту в конце года.