СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятка учителю по организации и совершенствованию контрольно-оценочной деятельности учителя

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Какие же особенности нового стандарта определяют направления и пути совершенствования системы контроля и оценивания достижений обучающихся?

Просмотр содержимого документа
«Памятка учителю по организации и совершенствованию контрольно-оценочной деятельности учителя»

ПАМЯТКА УЧИТЕЛЮ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

  1. Проверка знаний должна вестись в соответствии с требованиями к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Программа определяет максимум и минимум знаний. В ней указаны объекты проверки, тот учебный материал, который должен быть усвоен школьниками.

  2. В концепции ФГОС указаны требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ, которые структурируются по ключевым задачам общего образования и включают в себя:

  • Предметные результаты — усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, то есть знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности. Требования к предметным результатам обучения отражены в документе «Фундаментальное ядро содержания общего образования». В нём указаны основные элементы научного знания по каждому предмету, изучаемому в средней школе.

  • Метапредметные результаты — освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования содержатся требования к метапредметным результатам обучения.

  • Личностные результаты — сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам. Включают готовность и способность обучающихся к самообразованию, саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, систему значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, умение ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

  1. Алгоритм организации проверки - Учитель отбирает материал для проверки в соответствии с программой, разрабатывает систему вопросов и заданий, подбирает необходимые пособия и средства обучения, заблаговременно планирует, определяет методы и формы проверки.

  2. Объективная и систематическая оценка стимулирует работу учащихся, развитие их познавательных интересов, содействует регулярному выполнению работ.

  3. При учете знаний любой труд школьника должен быть оценен.

  4. Проверку знаний необходимо проводить постоянно, по всем темам программы, охватывая при этом значительное число учащихся или весь класс в целом.

  5. Оценки выставляются за:

    • устные ответы при индивидуальной проверке,

    • за выполнение практической работы,

    • при фронтальной устной проверке за совокупность ответов,

    • за исправления, дополнения ответов другими учащимися,

    • за ответы в процессе беседы при изучении и закреплении нового материала.

  6. Учитель обязан объявлять оценку отвечающему и всему классу, указывать, почему поставлена та или иная оценка.

  7. Оценка обязательно комментируется. При оценке учитель должен кратко отметить, в чем положительные и отрицательные стороны ответа, указать, на что надо обратить внимание

  8. Учитель обязан заранее объяснять критерии оценок, чтобы ученики знали, при каких условиях ставится та или иная оценка.

  9. При анализе ответа учитель определяет:

    • все ли изложил ученик,

    • сколько ошибок было, какие это были ошибки,

    • какие были сделаны неточности,

    • правильно ли понят учебный материал,

    • знает ли ученик определение понятий,

    • умеет ли объяснять связи и зависимости,

    • дословно пересказывает материал или переосмыслил его,

    • умеет ли выделять главное,

    • оперировать знаниями, применять их для объяснения новых фактов, событий,

    • логично, последовательно излагать материал.

    • насколько связно, кратко и уверенно учащийся излагает материал,

    • нуждается ли ученик в наводящих вопросах, подсказках.

    • умеет ли выполнять действия, сознавать систему действий, устно перечислять порядок действий, практически пользоваться им

  10. Выставление отметок в дневник - обязанность учителя.

  11. Недопустимо снижение оценки и выставление неудовлетворительной оценки с целью наказания учащегося за нарушение дисциплины, забытые учебники, тетради, спортивную форму

  12. Проверка имеет обучающее значение. Знания не только воспроизводятся и повторяются, но и закрепляются, систематизируются, совершенствуются и углубляются.

  13. Обучающие, контрольные, диагностические задания должны прежде всего учить ребят думать, анализировать, применять теоретические знания на практике, а не просто воспроизводить материал.

  14. Проверка имеет обучающее значение - обучение школьников приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле

  15. Систематически проводите количественный и качественный анализ контрольных и обучающих работ

  16. Помните, что грамотно организованная (систематическая) обратная связь даст вам возможность понять, какие знания и в каком объёме усвоены, работали ли ученики самостоятельно над усвоением материала, готовы ли они к восприятию нового материала.

  17. Проверяйте рабочие тетради, обращайте внимание на культуру письменной речи, на качество выполненной работы на уроке, дома. Соотносите отметку за задание в рабочей тетради с регламентируемым "Инструкцией о правилах формирования культуры устной и письменной речи" объёмом работы.

  18. Прогнозируйте свою контрольно-оценочную деятельность на уроке.

  19. Не забывайте о стимулирующей функции 10-балльной системы, старайтесь отметить нестандартные способы решения, положительные достижения ребят.

  20. Продумывайте формы опроса заранее, в зависимости от уровня подготовленности учеников в классе.

  21. Важно поурочное оценивание! Непроверенные или непродуманные задания во время урока приводят к плохо выполненным контрольным работам, приводит к необъективным отметкам за четверть, год.

  22. При подготовке к уроку учителю необходимо тщательно продумать дидактическое обеспечение: дифференцированные задания всех 5-ти уровней, предупреждение типичных ошибок, коррекционные задания по итогам предыдущей "обратной связи".

  23. Ваши ученики "выиграют", если контрольная работа по теме будет составлена Вами к первому уроку по теме: совместная работа будет адресной, бьющей в цель. Значит, ученики с высокой мотивацией справятся с ней лучше.

  24. Ожидание опроса и сам опрос - ситуация повышенной тревожности для учеников. Не усугубляйте её необдуманными замечаниями, неуместными шутками.

  25. Чётко поставьте вопрос, сформулируйте задание. Ребятам что-то может быть непонятным в Ваших заданиях, прокомментируйте их. Недопустимо это только во время контрольных работ.

  26. Учите ребят быть воспитанными слушателями, признавать право человека на ошибку. Отвечающий ждёт от Вас понимания и поддержки.

  27. Ребятам нужно время на обдумывание дополнительных вопросов, которые могут даже привести отвечающих в замешательство.

  28. Деятельность учащихся, не занятых при опросе, должна быть продумана (запись в тетрадь кратких выводов по заготовленным шаблонам, решение опережающего задания и т.п.), иначе это потерянное время для класса.

П А М Я Т К А

по стимулирующему оцениванию знаний учащихся

Нельзя выставлять отрицательную оценку:

1.По всем предметам всю первую четверть в 5-ых классах.

2.Всю первую четверть во всех классах в начале изучения нового предмета.

3.Всю первую четверть учащимся класса, в котором впервые начал работать учитель.

4.В первые две недели месяца начала учебного года во всех классах по всем предметам.

5.На первых двух уроках после каникул во всех классах по всем предметам.

6.В первый день после выходных и праздников во всех классах и по всем предметам.

7.На следующий урок после отсутствия учащегося в классе.

8.Во время кратковременной замены основного учителя другим учителем.

9.Если у учащегося стоит «незакрытая» неудовлетворительная оценка по данному предмету.

10.При организации, проведении и проверке самостоятельных работ во всех классах и по всем предметам.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!