1 | Проверка знаний должна вестись в соответствии с программой, ее рубрикой "Требования к знаниям и умением учащихся". Программа определяет максимум и минимум знаний. В ней указаны объекты проверки, тот учебный материал, который должен быть усвоен школьниками. |
2 | Алгоритм организации проверки - Учитель отбирает материал для проверки в соответствии с программой, разрабатывает систему вопросов и заданий, подбирает необходимые пособия и средства обучения, заблаговременно планирует, знания и умения каких учащихся будут проверены, определяет методы и формы проверки. |
3 | Объективная и систематическая оценка знаний стимулирует работу учащихся, развитие их познавательных интересов, содействует регулярному выполнению работ. |
4 | При учете знаний любой труд школьника должен быть оценен. Проверку знаний необходимо проводить постоянно, по всем темам программы, охватывая при этом значительное число учащихся или весь класс в целом. |
5 | Отметки выставляются за: устные ответы при индивидуальной проверке, за выполнение практической работы, при фронтальной устной проверке за совокупность ответов, за исправления, дополнения ответов другими учащимися, за ответы в процессе беседы при изучении и закреплении нового материала. |
6 | Что проверять? Проверяется объем, качество знаний, прочность, систематичность, глубина и действенность знаний, оценивается форма их выражения. При выполнении письменных работ проверяется не только качество ответа, но и грамотность написания |
7 | Отметка обязательно комментируется. При оценке учитель должен кратко отметить, в чем положительные и отрицательные стороны ответа, указать, на что надо обратить внимание |
8 | Учитель обязан заранее объяснять критерии оценки, чтобы ученики знали, при каких условиях ставится та или иная отметка. |
9 | При анализе ответа учитель определяет: все ли изложил ученик, сколько ошибок было, какие это были ошибки, знает ли ученик определение понятий, умеет ли объяснять связи и зависимости, умеет ли выделять главное, оперировать знаниями, применять их для объяснения новых фактов, событий, логично, последовательно излагать материал. нуждается ли ученик в наводящих вопросах, подсказках. умеет ли выполнять действия, сознавать систему действий, устно перечислять порядок действий, практически пользоваться им |
10 | Выставление отметок в дневник - обязанность учителя. |
11 | Недопустимо снижение отметки и выставление неудовлетворительной отметки с целью наказания учащегося за нарушение дисциплины, забытые учебники, тетради, спортивную форму |
12 | Проверка имеет обучающее значение. Знания не только воспроизводятся и повторяются, но и закрепляются, систематизируются, совершенствуются и углубляются. |
13 | Обучающие, контрольные, диагностические задания должны прежде всего учить ребят думать, анализировать, применять теоретические знания на практике, а не просто воспроизводить материал. |
14 | Проверка имеет обучающее значение - обучение школьников приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле |
15 | Систематически проводите количественный и качественный анализ контрольных и обучающих работ |
16 | Помните, что грамотно организованная (систематическая) обратная связь даст вам возможность понять, какие знания и в каком объёме усвоены, работали ли ученики самостоятельно над усвоением материала, готовы ли они к восприятию нового материала. |
17 | Проверяйте рабочие тетради, обращайте внимание на культуру письменной речи, на качество выполненной работы на уроке, дома. Соотносите отметку за задание в рабочей тетради с регламентируемым "Методическими рекомендациями о формировании культуры устной и письменной речи учащихся" объёмом работы. |
18 | Прогнозируйте свою контрольно-оценочную деятельность на уроке. |
19 | Не забывайте о стимулирующей функции 10-балльной системы, старайтесь отметить нестандартные способы решения, положительные достижения ребят. |
20 | Продумывайте формы опроса заранее, в зависимости от уровня подготовленности учеников в классе. |
21 | Важно поурочное оценивание! Непроверенные или непродуманные задания во время урока приводят к плохо выполненным контрольным работам, приводит к необъективным отметкам за четверть, год. |
22 | При подготовке к уроку учителю необходимо тщательно продумать дидактическое обеспечение: дифференцированные задания всех 5-ти уровней, предупреждение типичных ошибок, коррекционные задания по итогам предыдущей "обратной связи". |
23 | Ваши ученики "выиграют", если контрольная работа по теме будет составлена Вами к первому уроку по теме: совместная работа будет адресной, бьющей в цель. Значит, ученики с высокой мотивацией справятся с ней лучше. |
24 | Ожидание опроса и сам опрос - ситуация повышенной тревожности для учеников. Не усугубляйте её необдуманными замечаниями, неуместными шутками. |
25 | Чётко поставьте вопрос, сформулируйте задание. Ребятам что-то может быть непонятным в Ваших заданиях, прокомментируйте их. Недопустимо это только во время контрольных работ. |
26 | Учите ребят быть воспитанными слушателями, признавать право человека на ошибку. Отвечающий ждёт от Вас понимания и поддержки. |
27 | Ребятам нужно время на обдумывание дополнительных вопросов. Последние могут даже привести отвечающих в замешательство. |
28 | Деятельность учащихся, не занятых при опросе, должна быть продумана, иначе это потерянное время для класса. |