Установить контакт с ребёнком, имеющим негативный социальный опыт, нелегко. Негативные чувства по отношению к взрослому миру могут проецироваться на педагога (других взрослых). Не поддавайтесь на провокации, проявляйте терпение и такт.
Определите, чем интересуется подросток, старайтесь общаться с ним через призму интересов.
Не морализируйте, не осуждайте. Поставьте себя на его место.
Помните, что основная задача подросткового возраста заключается в обретении независимости и определения своего жизненного пути. Общение в этот период – важнейший источник эмоциональной поддержки для развивающейся личности.
Сохраняйте нейтральность. Старайтесь не подвергать критике ни родителей, ни сверстников подростка. Не допускайте негативных высказываний в адрес подростка: критика может касаться действий, но не личности.
Сохраняйте свою самооценку и подкрепляйте самоуважение подростка: старайтесь заменять ТЫ – высказывания на Я-высказывания : «Я к тебе хорошо отношусь, но смогу зачесть твою работу при условии такой-то доработки», «Я понимаю почему ты так поступил, но не одобряю. Думаю, что лучше в данной ситуации сделать то-то».
Старайтесь в любой ситуации видеть позитивный выход. Приводите примеры из своего опыта или опыта ваших друзей, знакомых, героев книг или телесюжетов.
Избегайте шаблонности в отношениях. Проявляйте гибкость.
Даже если отношения складываются неблагополучно, оставляйте подростку возможность к ним вернуться, если такая необходимость возникает: «Если тебе понадобится моя помощь, то можешь найти меня по этому телефону..., Мы можем продолжить наш разговор через несколько дней, давай встретимся…., Я уверена, что мы сможем договориться и т.д…».
Не стремитесь вызвать у подростка открытое чувство вины, не разрушайте психологических защит. Ориентироваться нужно не на собственное желание поставить подростка в рамки нормативности и послушания, а на основную задачу – построение дружеских, доверительных отношений.
Давайте подростку возможность принимать самостоятельные решения, на основе оговорённых альтернатив.
При принятии педагогического решения ориентируйтесь не только на нормативные требования, но и учитывайте психологические эффекты, которые оно вызывает.