СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятки для учащихся по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Шесть памяток "Развивайте монологическую речь", "План анализа выступления", "План рецензии сочинения", "Культура спора", "Учитесь выделять главное", "Как писать этюд о слове" можно использовать для оформления стендов в кабинете или в индивидуальных папках с инструкциями для учащихся, хранящихся в кабинете русского языка и литературы. 

Просмотр содержимого документа
«Памятки для учащихся по русскому языку»

Развивайте монологическую речь

Владение монологической речью всегда предполагает высокий уровень языкового развития говорящего. От диалогической → к монологической.

В монологической речи постоянно действует контроль сознания над словесным её оформлением, потому что «монолог» - это уже организованная система облечённых в словесную форму мыслей. (Щерба Л.В.)

3 вида монологической речи:

  1. повествование (рассказывание, пересказ, сообщение);

  2. описание;

  3. рассуждение.

Основные требования к речи (устной и письменной).

  1. содержательность;

  2. её ясность, точность, убедительность;

  3. литературная правильность, благозвучие.













План анализа выступления

  1. По содержанию выступления:

              1. Правильно ли понята тема, вопрос учителя и т.д.?

              2. Рационально ли подобран материал, нет ли мелких, необязательных фактов, деталей загромождающих выступление?

              3. Выделена ли в выступлении главная мысль?

              4. Заметили ли вы отношение говорящего к тому, о чём он говорил? Какими средствами он достигал этого?


  1. По форме выступления:

              1. Удачно ли было построено выступление?

              2. Соблюдены ли такие требования как умение логически последовательно расположить факты и выводы, доказать выдвигаемые положения и т.д.?

              3. Достаточно ли богат словарь выступающего?

              4. Что вы можете сказать о теме речи, её эмоциональной окраске?

              5. Какие недостатки в речи вы заметили? Что посоветуете товарищу?











План рецензии сочинения

  1. Раскрыта ли тема?

  2. Удачно ли сформулирован ведущий тезис сочинения?

  3. Удачно ли использован фактический материал, нет ли в сочинении лишнего, не соответствующего теме?

  4. Правильно ли составлен план?

  5. Все ли разделы плана раскрыты в соответствии с идейной важностью того или иного раздела в общей системе изложения материала?

  6. Не нарушена ли последовательность, установленная планом?

  7. Связано ли вступление с темой сочинения и его главной частью?

  8. Дан ли в конце сочинения обобщающий вывод?

  9. Есть ли эпиграф? Удачен ли?

  10. Ваше мнение о языке сочинения?

















Учитесь выделять главное!

  1. Внимательно прочитай текст.

  2. Подумай, о чём (или о ком) говорится в этом тексте.

  3. Что говорится об этом?

  4. Раздели текст на законченные части.

  5. Какие слова являются самыми важными в каждой части? Назовём их ключевыми. Без каких слов можно обойтись? Назовём их второстепенными.

  6. С помощью ключевых слов сформулируй главные мысли. Составь план или придумай заголовки. Главные мысли повтори вслух.

  7. А теперь попробуй самостоятельно выполнить упражнение:



Прочитай текст.

    • Кто там бродит у реки?

    • Это наши кулики.

    • А чего они хотят?

    • Накормить своих ребят.

О ком говорится в тексте?

Что о них говорится?

Это и есть главная мысль текста.

Культура спора

  1. Ждать, не перебивая, пока дадут слово.

  2. Внимательно выслушивать речь оппонента.

  3. Точно формулировать вопросы и ответы.

  4. Не переходить на личности.

  5. Такт, сдержанность, достоинство, уважение друг к другу ценятся превыше всего.

































Как писать этюд о слове

Это полёт твоей творческой мысли. План примерный. Пусть он не сковывает твою фантазию.


  1. Дать характеристику слову:

    • Часть речи;

    • Значение (работаем с «Толковым словарём»);

    • Разборы (по составу, фонетический, морфологический) по выбору.


  1. Ввести в контекст, т.е. придумать с этим словом словосочетания, предложения или небольшой текст.


  1. В чём своеобразие этого слова (размышление).













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!