СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятки для ученика начальной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вашему вниманию представлен сборник памяток - опор для учащихся начальной школы.

Просмотр содержимого документа
«Памятки для ученика начальной школы»

КАК ВЫДЕЛЯТЬ ГЛАВНОЕ

Главное – это мысль, которая отражает основной смысл.

  1. Внимательно прочитай или прослушай текст.

  2. Вспомни, что тебе известно о прочитанном или услышанном.

  3. Ответь на вопросы по содержанию текста или задай их себе сам.

  4. Прочитай или прослушай текст ещё раз.

  5. Раздели его на логические части, выделив в каждой из них основную мысль, запиши её.

  6. Пользуясь своими записями, установи главную мысль всего текста.

  7. Запиши главную мысль и проверь, выражает ли она содержание каждой части текста.

  8. Проговори вслух главную мысль текста.


КАК СРАВНИВАТЬ

Сравнивать – это значит найти общие и различные свойства предметов, явлений, вещей.

  1. Найдите все свойства сравниваемых предметов, вещей, явлений.

  2. Назови найденные свойства.

  3. Среди всех свойств выбери основные, т.е. существенные.

  4. Сравни предметы по существенным свойствам, чтобы найти различия сравниваемых предметов.

  5. Назови сходные и различные свойства в сравниваемых предметах.

  6. Подведи итог сравнения.

ЧТО ЗНАЧИТ ОБОБЩАТЬ

Обобщать – это значит найти общие признаки и свойства изучаемого явления.

  1. Вспомни и назови общие свойства изучаемого явления (темы).

  2. Проанализируй и сравни их с общими свойствами ранее изученных явлений (темы).

  3. Выбери существенные свойства.

  4. Сделай вывод о применении основных свойств изучаемого явления в практической деятельности.

Начни со слов «следовательно», «таким образом», «итак».

КАК РАБОТАТЬ С ПОНЯТИЕМ

Работать с понятием – это значит сказать, что обозначает слово, ответить на вопрос: «Что это такое?»

  1. Прочитай или прослушай определение изучаемого понятия.

  2. Найди в определении общие свойства изучаемого понятия.

  3. Отбери из общих свойств основные свойства понятия.

  4. Сформулируй определение понятия сам.

НАУЧИСЬ СЛУШАТЬ И ИСПРАВЛЯТЬ СВОЮ РЕЧЬ

Уметь слушать и исправлять свою речь – значит уметь сравнивать звучащую речь с нормами литературного языка.

  1. Внимательно прослушай звучащую речь, вникая в её содержание.

  2. Слушая себя, обращай внимание на:

  • произношение звуков,

  • сочетаемость слов в словосочетании,

  • грамматические особенности построения предложений,

  • использование стиля и типа речи,

  • дикцию и выбор интонации.

  1. Проанализируй свою речь, учитывая пункт 2.

  2. С помощью учителя или консультанта зафиксируй ошибки, опираясь на образец
    (нормы литературного языка).

  3. Проговори высказывания ещё раз.



УЧИСЬ ЧИТАТЬ ПРАВИЛЬНО, ОСОЗНАННО, ПРАВИЛЬНО

Читать правильно, осознанно, выразительно – значит читать, понимая содержание и соблюдая языковые нормы.

  1. Просмотри текст и определи, что тебе уже известно.

  2. Определи, нужно ли читать текст эмоционально.

  3. Прочитай текст про себя, выдели главную мысль.

  4. Расставь интонационные паузы, выбери интонацию, темп, громкость.

  5. Прочитай текст вслух, учитывая пункты 2, 3,4.

  6. Устранив недочёты, подготовься к осознанному, правильному, выразительному чтению.


КАК НАУЧИТЬСЯ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ ПОДРОБНО

Подробный пересказ – это вид пересказа без сокращения.

  1. Выразительно прочитай текст.

  2. Расскажи, что тебе уже известно о прочитанном.

  3. Определи особенности текста.

  4. Задай вопросы к тексту.

  5. Найди главную мысль.

  6. Раздели текст на логические части. Читая каждую часть, записывай опорные слова, словосочетания, фразы, не опуская деталей.

  7. Подробно перескажи текст, опираясь на записи.

  8. Прочитай текст, сравнивая с пересказом, найди пропущенное.

  9. Повторно перескажи текст, учитывая недочёты.


КАК НАУЧИТЬСЯ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ ВЫБОРОЧНО

Выборочный пересказ – это вид пересказа, передающего заданную тему.

  1. Выразительно прочитай текст.

  2. Определи, что тебе уже известно о прочитанном.

  3. Определи особенности текста, который ты будешь пересказывать.

  4. Выдели логические части и расположи части в определённой последовательности.

  5. Читая каждую часть, записывай опорные слова, словосочетания, фразы.

  6. Найди слова для связей частей.

  7. Перескажи получившийся текст, опираясь на записи, а затем без них.

  8. Прочитай выбранные части, сравнивая с пересказом, найди пропущенное.

  9. Повторно перескажи исправленный текст.


КАК НАУЧИТЬСЯ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ СЖАТО

Сжатый пересказ – это вид пересказа, который передаёт только основное содержание текста.

  1. Выразительно прочитай текст.

  2. Определи, что тебе уже известно.

  3. Выдели логические части.

  4. Определи главную мысль каждой логической части и запиши её.

  5. Найди и запиши слова, словосочетания, фразы, связывающие логические части.

  6. Составь текст, опираясь на записи.

  7. Перескажи получившийся текст, опираясь на записи.

  8. Перескажи без записей.

  9. Сравни свой рассказ с записями, выяви ошибки.

  10. Исправь ошибки и перескажи вновь.


УМЕНИЕ СТАВИТЬ УЧЕБНУЮ ЗАДАЧУ

  1. Что я узнаю на уроке?

  2. Чему научусь?

  3. Где могут пригодиться эти умения и знания?

САМОКОНТРОЛЬ

  1. Сравни свою работу с образцом.

  2. Найди ошибки и исправь их.

  3. Дай качественную оценку своей работе.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!