Памятки по русскому языку.
Большая буква, точка в конце предложения.
Выпиши предложения правильно.
Делай так:
Выпал пушистый снег. Дети вышли во двор.
Слог.
Раздели слово на слоги.
Запомни! Сколько в слове гласных звуков,
столько и слогов.
Делай так:
у - чи - тель.
3.Перенос слов.
Раздели слово на слоги.
Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и переносить на другую.
Делай так:
оси - на.
4. Мягкий знак «ь» на конце и в середине слова.
Выпиши слово правильно, Подчеркни мягкий знак «ь» и
согласную перед ним. Запиши ещё 2-3 слова на это правило.
Делай так:
ель, пень, пальто, мальчик.
5. Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн.
Выпиши слово правильно. Подбери ещё 2-3 слова на это
правило.
Делай так:
машина, этажи, чулки, щука.
6. Большая буква в именах собственных.
Выпиши слово правильно, укажи правило.
Придумай ещё 2 - 3 слова на это правило.
Делай так:
Волга - название реки.
Реки: Нева, Обь, Днепр.
Мурка - кличка животного.
Клички: Дружок, Зорька, Воронок.
7. Состав слова.
Выпиши слово правильно. Разбери его по составу.
Делай так: поездка.
8. Безударные гласные в словах, проверяемые ударением.
Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово.
Делай так:
волна-волны.
Запомни! Безударные гласные в словах пишутся так же, как и ударные.
9. Безударные гласные в словах, непроверяемые ударением
(слово из словаря).
Выпиши слово правильно. Повтори его три раза.
Запомни как оно пишется.
Делай так:
ребята, ребята, ребята.
10. Звонкие и глухие согласные.
Выпиши слово правильно. Проверь согласную.
Делай так:
ягодка- ягода
Запомни! Согласные в середине и на конце слова
пишутся так же, как и перед гласными.
11. Непроизносимые согласные.
Выпиши слово правильно. Подбери 1-2 проверочных
слова.
Делай так:
Звёздный - звезда, звёздочка.
12. Разделительный мягкий знак «ь».
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 - 3 слова
на это правило.
Делай так:
вьюга, листья, соловьи.
Запомни! Разделительный мягкий знак пишется после
согласных перед гласными: е, ё, и, ю, я.
13. Двойные согласные.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 - 3 слова
на это правило. Раздели эти слова для переноса.
Делай так:
группа, груп - па; осенний, осен - ний; аллея, ал - лея.
14. Гласные и согласные в приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку.
Запиши 2-3 слова с такой же приставкой.
Делай так: полетели, побежали, поехали.
Отнёс, отлетел, отъезжал.
Запомни! Приставка - это часть слова.
Она пишется слитно со словами.
15. Правописание предлогов со словом.
Из предложения, в котором допущена ошибка,
Выпиши слово вместе с предлогом.
Докажи, что предлог пишется отдельно.
Делай так:
плыла к (какому?) берегу, плыла к (крутому) берегу.
Запомни! Предлог - это отдельное слово, оно пишется
раздельно со словами. Между предлогом и словом
можно вставить вопрос или другое слово.
16. Разделительный твёрдый знак «ъ».
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 - 3 слова.
Делай так:
съезд, подъезд, объявление.
Запомни! Разделительный твёрдый знак пишется
только после приставок, которые оканчиваются
на согласные, перед гласными: е, ё, я, ю.
17. Мягкий знак «ь» на конце существительных
после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род,
Запиши 2 - 3 слова на это правило.
Делай так: луч - м.р., товарищ, шалаш;
ночь - ж.р., дичь, тишь.
18. Родовые окончания прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Задай вопрос к прилагательному. Обрати внимание на окончание вопроса и вспомни парное окончание. Определи род прилагательного.
Делай так: весна (какая?) ранняя, тёплая – ж. р.
19. «Не» с глаголами.
Выпиши глагол с «не». Запиши ещё три глагола.
Делай так: не видел, не знаю, не пришёл.
Запомни! Не с глаголами пишется раздельно.
20. Разбор предложения по частям речи.
Выпиши из предложения слово, в котором допущена ошибка.
Поставь его в начальную форму, задай вопрос и определи часть речи.
Делай так: на дереве – дерево (что?) – имя существительное
21. Однородные члены предложения.
Выпиши предложение, в котором допущена ошибка. Найди и подчеркни однородные члены предложения. Обрати внимание на то, есть ли союзы. Поставь правильно запятые.
Делай так: Весной цветут яблони, груши, сливы и вишни.
22. Как определить падеж.
1) Выясни, главный или нет член предложения данное существительное.
2) Выпиши существительное, в котором допущена ошибка, вместе с зависимым словом. Задай вопрос от зависимого слова. По вопросу и предлогу определи падеж.
Делай так: шла (по чему?) по дороге – 1 скл., дат. п.
23. Падежные окончания существительных.
Выпиши существительное со словом, от которого оно зависит, задай вопрос к существительному. Определи склонение, падеж. Напиши правильно окончание.
Делай так: шёл (по чему?) по дороге – 1 скл., дат. п.
24. Сложные слова.
Выпиши слово правильно. Выдели корни слова, подчеркни соединительную гласную. Запиши ещё 2-3 слова с той же соединительной гласной.
Делай так: чернозём, вертолёт, мясорубка.
Запомни! В сложных словах соединительные гласные: «о», «е».
25. Падежные окончания прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным к которому оно относится. Задай вопрос от существительного к прилагательному. Какое окончание у вопроса, такое окончание и у прилагательного.
Делай так: под солнцем (каким?) ярким, зимним
26. Предлоги с местоимениями.
Выпиши местоимение вместе с предлогом. Докажи, что предлог пишется отдельно.
Делай так: над (кем?) тобой, перед (кем?) ними.
Запомни! Предлоги с местоимениями пишутся отдельно.
27. «ь» на конце глаголов 2 л. ед. ч.
Выпиши глагол, определи лицо и число, выдели окончание.
Напиши ещё 2-3 глагола на это правило.
Делай так: работаешь 2 л., ед. ч., говоришь, считаешь
Запомни! У глаголов 2 л. ед. ч. на конце пишется ь.
28. Безударные личные окончания глаголов.
Выпиши глагол, поставь его в неопределённую форму. Если неопределённая форма оканчивается на «ить», то глагол 2 спряжения. Остальные глаголы 1 спряжения, кроме глаголов-исключений.
Делай так: сеять – сеет, ловить – ловим.
29. «-ться» и «тся» на конце глаголов.
Выпиши глагол, поставь вопрос.
Делай так: (что сделать?) остановиться, (что делает?) льётся.
Запомни! Если глагол отвечает на вопрос (с)делать?, пишется «ться». Если глагол отвечает на вопрос (с)делает?,
пишется «тся».
30. Правописание соединительной гласной в сложных словах.
Выпиши слово правильно, выдели корни.
Напиши ещё 2-3 слова на это правило.
Делай так: водолаз, пылесос, лежебока.
Запомни! Соединительных гласных только две: о или е.
31. Правописание сочетаний «цы» и «ци».
Выпиши слово правильно. Напиши ещё 2-3 слова на это правило.
Делай так: цифра, цирк, мудрецы, жильцы.
Запомни! В окончаниях названий предметов множественного числа – ы. В корнях слов – и. Исключения составляют слова: цыган, цыплёнок, цып-цып, на цыпочках.
32. Правописание суффиксов –ек и -ик.
Выпиши слово правильно. Напиши ещё 2-3 слова на это правило.
Делай так: сыночка – сыночек, бантика – бантик, платочка –
Платочек.
Запомни! Чтобы из суффиксов –ек, -ик выбрать правильный, нужно изменить слово по команде вопроса: нет кого? чего?. Если гласный звук в суффиксе пропал, следует писать –ек, если остался, - -ик.