Н е являются словосочетаниями Связь подлежащего и сказуемого (нельзя выделить главное и зависимое слово, это уже предложение): Собака спит на коврике. Связь между однородными членами предложения (между ними существует сочинительная связь: нельзя выделить главное и зависимое слово): Петя прочитал рассказ и стихотворение. Фразеологизмы (значение их не выводится из значения слов, из которых оно состоит): Зачем ты водишь меня за нос? Фразеологический оборот можно заменить одним словом: водить за нос – бездельничать Чем отличается словосочетание от предложения Не выражает законченной мысли Не произносится с определенной целью и интонацией Не имеет грамматической основы Не употребляется в речи вне предложения Словосочетание входит в состав предложения, распространяя его. Словосочетания – строительный материал распространённого предложения Суффиксы имён существительных ик, ек, ец, иц, ичк, ечк, инк, енк, оньк, еньк, чик, ник, щик, ние, нье, енст, инст. Суффиксы -ок- -ек- -ик- волчок, снежок Суффикс -ок-, как только у него появляется сосед – суффикс -ек-, превращается в -оч- – происходит чередование звуков [к] – [ч]: друг – дружок – дружочек. | Суффиксы -ик- -ек- всегда безударные Если при изменении слова гласная не выпадает., то пишем –ик-: (нет ключика – ключик) Если при изменении слова гласная выпадает, то пишем –ек-: (нет замочка – замочек) Суффиксы -ец- и -иц- -ец- пишется в существительных мужского рода: молодец, колодец -иц- пишется в существительных женского рода: красавица, пуговица Суффиксы прилагательных ск, ив, ев, лив, чив, ов, оват, еват, оват, еват, овит, евит, ат, чат, ичий, ечий. Основа слова – часть слова без окончания: вырубка, разгрузка. Словоизменение – это образование разных форм, одного и того же слова В различных формах одного и того же слова основа одинакова: солнце – солнцу – с солнцем, семечко – у семечка – семечку. Словообразование – это образование новых слов. При образовании создаются однокоренные слова с другим значением. В однокоренных словах основы различны: тропа – тропка, огонь – огонёк. Имена существительные с удвоенными согласными В корне слова: коллектив, ванна, жужжать, грамм, шоссе, аппетит, суббота, территория. В месте соединения последней буквы корня и суффикса –н-: осенний, картинный, песенный. |
Непроизносимые согласные В, Д, Л, Т здравствуй – здравие грустный – грустить звёздный – звезда корыстный – корысть | н енастный – ненастье сердце – сердечный солнце – солнышко яростный – ярость | Запомни: лестница, праздник, чувствовать. СН без Т: вкусный – вкус, интересный – интерес, опасный – опасен, прекрасный – прекрасен, ужасный – ужас, чудесный – чудеса. Мягкий знак после шипящих у имён существительных Мягкий знак пишется после шипящих на конце существительных женского рода: дочь, помощь, рожь, мышь Мягкий знак не пишется после шипящих на конце существительных мужского рода: камыш, стриж, товарищ, меч Склонение имён существительных Падежи | Вспомогательные слова | Вопросы | Именительный | Имя | Кто? Что? | Родительный | Нет | Кого? Чего? | Дательный | Даю | Кому? Чему? | Винительный | Виню | Кого? Что? | Творительный | Доволен | Кем? Чем? | Предложный | Думаю | О ком? О чём? | | Три склонения имён существительных I склонение | II склонение | III склонение | мужской род | женский род | мужской род | средний род | женский род | окончания а я | окончания а я | с нулевым о кончанием: | окончания о е | с мягким знаком на конце: ь | Родительный падеж имён существительных множественного числа Форму родительного падежа множественного числа некоторых имён существительных надо запоминать: апельсины – нет апельсинов помидоры – нет помидоров бананы – нет бананов носки – нет носков метры – нет метров килограммы – нет килограммов | НО: яблоки – нет яблок места – нет мест стёкла – нет стёкол | Как не ошибиться в определении именительного и винительного падежа имён существительных Надо к слову ставить двойной вопрос: именительный падеж – кто? что? винительный падеж – кого? что? Существительное в именительном падеже в предложении всегда является главным членом предложения (чаще подлежащим, реже сказуемым), а в винительном падеже – только второстепенным членом. Существительное в именительном падеже всегда употребляется без предлогов, а в винительном падеже могут быть предлоги. |
Как не ошибиться в определении родительного и винительного падежей существительных 2 склонения
Н адо к слову ставить двойной вопрос:
родительный падеж – кого? чего?, винительный падеж – кого? что?
Нулевое окончание, а также окончания о и е у существительных 2 склонения могут быть только в винительном падеже.
Окончания «а» и «я» встречаются в обоих падежах. В этом случае можно применить метод подстановки (подставлять надо существительное 1 склонения).
Пример №1: Огромная волна обрушилась на рыбака.
Вместо слов «на рыбака» подставляем «на маму». Существительное 1 склонения «мама» стоит винительном падеже (на это нам указывает окончание «у», предлог «на» и вопросы кого? что?).
Пример №2: Вода отхлынула от рыбака.
Вместо слов «от рыбака» подставляем «от мамы». Существительное 1 склонения «мама» стоит в родительном падеже (на это нам указывает окончание «ы», предлог «от» и вопросы кого? чего?).
Можно посмотреть на предлоги:
Родительный падеж – без, с, от, над, под, вокруг, около, подле… Винительный падеж – на, за, в, через…
Как правильно написать падежные окончания существительных единственного числа
Определить склонение существительного.
Подставить вместо этого слова слово такого же склонения, но с ударным окончанием:
для 1 склонения – земля, для 2 склонения – стол, для 3 склонения – степь.
Посмотреть на окончание подставленного слова и написать такое же окончание в данном слове.
Например:
Мяч лежал на дорог… Слово «дорога» - слово 1 склонения. Подставлю вместо слова «дорога» слово «земля»: Мяч лежал на земле. В слове «земле» окончание «е». Следовательно, в слове «дороге» тоже окончание «е».
Найти слово, от которого данное существительное зависит.
Поставить вопрос к этому слову. По вопросу определить падеж.
Определить к какому склонению данное существительное относится.
Вспомнить окончание существительного этого склонения в данном падеже.
Проверить себя по таблице «Падежные окончания существительных».
Например:
П о алле… шёл человек. Слово «аллея» зависит от слова «шёл». Шёл по (чему? где?) алле… «Аллея» стоит в дательном падеже, относится к первому склонению. Существительные 1 склонения в дательном падеже имеют окончание е. Следовательно, пишу букву –е- в окончании слова «аллее».
П адежные окончания имён существительных
падежи | склонение | склонение | склонение | сущ-е множественного числа | сущ-е на –ий | сущ-е на –ие | сущ-е на –ия |
именительный | а я | нулевое окончание: о е | на конце мягкий знак и нулевое окончание: ь | ы и а я | | е | я |
родительный | ы и | а я | и | ов ев ёв ей нулевое окончание: | я | я | и |
дательный | е | у ю | и | ам ям | ю | ю | и |
винительный | у ю | а я о е нулевое окончание: | на конце мягкий знак и нулевое окончание: ь | ы и а я ов ев ёв ей нулевое окончание: | | е | ю |
творительный | ой ёй ей | ом ем ём | ю | ами ями | ем | ем | ей |
предложный | е | е | и | ах ях | и | и | и |
Речь
По стилю речь (текст) бывает разговорной, научной (научно-популярной) или деловой, художественной.
Повествование – это речь о событиях, действиях и их последовательности (сюжете)
Описание – это речь, характеризующая предметы, их признаки или место действия.
Р ассуждение – это речь с объяснением, доказательством, высказыванием своего мнения.
Как различить родительный и винительный падежи имён существительных множественного числа
С тавить двойной вопрос:
Р. П. – кого? чего? В. П. – кого? что?
Смотреть на предлоги:
Р. П. – без, с, от, над, вокруг, около, подле…В. П. – на, за, в, через…
Смотреть на окончания (по таблице)
Метод подстановки, когда окончания совпадают (в В.П. и Р.П. у одушевленных существительных одинаковые окончания)
У неодушевлённых существительных в В. П. – окончания ы, и, а, я, Р.П. – окончания ов, ев, ёв, ей и нулевое окончание
У одушевлённых существительных в В.П.- окончания ов, ев, ёв, ей, и нулевое окончание, Р.П. – ов, ев, ёв, ей и нулевое окончание
Пример №1: Мальчик смотрел на зайцев. Заменим слово «зайцев» на слово «цветы», обозначающее неживой предмет: Мальчик смотрел на цветы. Окончание «ы» указывает на винительный падеж.
Пример №2: Мальчик увидел несколько зайцев. Заменим слово «зайцев» на слово «цветов»: Мальчик увидел несколько цветов. Окончание «ов» у неживых предметов только в родительном падеже
Существительные в Р. П. могут употребляться со словами «нет», «много», «мало», «несколько», «пара»: нет докторов, много братьев, мало сестёр, несколько стрижей, пара воробьёв,
Однородные члены предложения
Относятся к одному слову.
Отвечают на один вопрос.
В предложении являются одним и тем же членом.
Примеры:
Медвежата находят вкусные корешки, шишки, ягоды.
Длинным хоботом слоны набирают из родника воду и поливают друг друга.
Об истории государства рассказывают летописи, книги и раскопки.
Ребята будут решать примеры или задачи.
Миша вышел в школу рано, но опоздал.
Федя быстро шёл, а не бежал.
В зоопарке мы видели и слонов, и тигров, и львов.
На ёлке висели шарики, и пряники, и гирлянды.
П етя нарисует или груши, или яблоки, или сливы.
З наки препинания в предложениях с однородными членами
, , | и | , и | или |
, но | , а | и , и , и | , и , и | или , или , или |
Имя числительное
девять, шесть, второй, сто сорок пять и т.д. |
называет | количество предметов (количественные числительные) или порядок предметов при счёте (порядковые числительные) |
отвечает на вопросы | сколько? (количественные числительные) или какой? какая? какое? какие? (порядковые числительные) |
имеет формы | муж., жен., средн. рода – числительное один муж. и жен. рода – числительные два и оба |
изменяется | по падежам (вопросам) числам: один – одни, оба – обе родам (порядковые) |
По составу числительные делятся на
простые (состоят из одного корня: три, третий, тринадцать, тринадцатый)
сложные (состоят из двух корней: пятьдесят, пятидесятый, пятьсот, пятисотый)
составные (состоят из двух слов: двадцать один, двадцать первый, сорок два, сорок второй)
Ч ислительные от пяти до десяти и числительные на – дцать – пишутся с – ь – на конце: пять, десять, четырнадцать, двадцать.
В середине числительных пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать и девятнадцать - ь – не пишется