СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятки по русскому языку для учащихся 3 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Памятки помощники для учащихся 3 класса

Просмотр содержимого документа
«Памятки по русскому языку для учащихся 3 класса»

Н е являются словосочетаниями

  1. Связь подлежащего и сказуемого (нельзя выделить главное и зависимое слово, это уже предложение): Собака спит на коврике.

  2. Связь между однородными членами предложения (между ними существует сочинительная связь: нельзя выделить главное и зависимое слово): Петя прочитал рассказ и стихотворение.

  3. Фразеологизмы (значение их не выводится из значения слов, из которых оно состоит): Зачем ты водишь меня за нос?

Фразеологический оборот можно заменить одним словом: водить за нос – бездельничать


Чем отличается словосочетание от предложения

  1. Не выражает законченной мысли

  2. Не произносится с определенной целью и интонацией

  3. Не имеет грамматической основы

  4. Не употребляется в речи вне предложения


Словосочетание входит в состав предложения, распространяя его.

Словосочетания – строительный материал распространённого предложения

Суффиксы имён существительных


ик, ек, ец, иц, ичк, ечк, инк, енк, оньк, еньк, чик, ник, щик, ние, нье, енст, инст.


  1. Суффиксы -ок- -ек- -ик-

    • - ок- всегда под ударением:

волчок, снежок

Суффикс -ок-, как только у него появляется сосед – суффикс -ек-, превращается в -оч- – происходит чередование звуков [к] – [ч]:

друг – дружок – дружочек.




  1. Суффиксы -ик- -ек- всегда безударные

    • Если при изменении слова гласная не выпадает., то пишем –ик-: (нет ключика – ключик)

    • Если при изменении слова гласная выпадает, то пишем –ек-: (нет замочка – замочек)


  1. Суффиксы -ец- и -иц-

    • -ец- пишется в существительных мужского рода: молодец, колодец

    • -иц- пишется в существительных женского рода: красавица, пуговица


Суффиксы прилагательных


ск, ив, ев, лив, чив, ов, оват, еват, оват, еват, овит, евит, ат, чат, ичий, ечий.


Основа слова – часть слова без окончания: вырубка, разгрузка.


Словоизменение – это образование разных форм, одного и того же слова

В различных формах одного и того же слова основа одинакова: солнце – солнцу – с солнцем, семечко – у семечка – семечку.


Словообразование – это образование новых слов. При образовании создаются однокоренные слова с другим значением.

В однокоренных словах основы различны: тропа – тропка, огоньогонёк.


Имена существительные с удвоенными согласными


  1. В корне слова: коллектив, ванна, жужжать, грамм, шоссе, аппетит, суббота, территория.

  2. В месте соединения последней буквы корня и суффикса –н-: осенний, картинный, песенный.



Непроизносимые согласные В, Д, Л, Т


здравствуй – здравие

грустный – грустить

звёздный – звезда

корыстный – корысть

н енастный – ненастье

сердце – сердечный

солнце – солнышко

яростный – ярость


Запомни: лестница, праздник, чувствовать.


СН без Т: вкусный – вкус, интересный – интерес, опасный – опасен, прекрасный – прекрасен, ужасный – ужас, чудесный – чудеса.



Мягкий знак после шипящих у имён существительных


  1. Мягкий знак пишется после шипящих на конце существительных женского рода: дочь, помощь, рожь, мышь

  2. Мягкий знак не пишется после шипящих на конце существительных мужского рода: камыш, стриж, товарищ, меч

Склонение имён существительных


Падежи

Вспомогательные слова

Вопросы

Именительный

Имя

Кто? Что?

Родительный

Нет

Кого? Чего?

Дательный

Даю

Кому? Чему?

Винительный

Виню

Кого? Что?

Творительный

Доволен

Кем? Чем?

Предложный

Думаю

О ком? О чём?


Три склонения имён существительных


I склонение

II склонение

III склонение

мужской род

женский род

мужской род

средний род

женский род

окончания

а я

окончания

а я

с нулевым

о кончанием:

окончания

о е

с мягким знаком

на конце: ь


Родительный падеж имён существительных

множественного числа


Форму родительного падежа множественного числа некоторых имён существительных надо запоминать:


апельсины – нет апельсинов

помидоры – нет помидоров

бананы – нет бананов

носки – нет носков

метры – нет метров

килограммы – нет килограммов

НО:

яблоки – нет яблок

места – нет мест

стёкла – нет стёкол



Как не ошибиться в определении именительного и винительного падежа имён существительных


  • Именительный и винительный падежи всех имён существительных


  1. Надо к слову ставить двойной вопрос:

именительный падежкто? что?

винительный падежкого? что?

  1. Существительное в именительном падеже в предложении всегда является главным членом предложения (чаще подлежащим, реже сказуемым), а в винительном падеже – только второстепенным членом.

  2. Существительное в именительном падеже всегда употребляется без предлогов, а в винительном падеже могут быть предлоги.

Как не ошибиться в определении родительного и винительного падежей существительных 2 склонения


  1. Н адо к слову ставить двойной вопрос:

родительный падежкого? чего?, винительный падежкого? что?

  1. Нулевое окончание, а также окончания о и е у существительных 2 склонения могут быть только в винительном падеже.

  2. Окончания «а» и «я» встречаются в обоих падежах. В этом случае можно применить метод подстановки (подставлять надо существительное 1 склонения).

Пример №1: Огромная волна обрушилась на рыбака.

Вместо слов «на рыбака» подставляем «на маму». Существительное 1 склонения «мама» стоит винительном падеже (на это нам указывает окончание «у», предлог «на» и вопросы кого? что?).

Пример №2: Вода отхлынула от рыбака.

Вместо слов «от рыбака» подставляем «от мамы». Существительное 1 склонения «мама» стоит в родительном падеже (на это нам указывает окончание «ы», предлог «от» и вопросы кого? чего?).

  1. Можно посмотреть на предлоги:

Родительный падежбез, с, от, над, под, вокруг, около, подлеВинительный падеж – на, за, в, через…


Как правильно написать падежные окончания существительных единственного числа


  • I способ (подстановка)

  1. Определить склонение существительного.

  2. Подставить вместо этого слова слово такого же склонения, но с ударным окончанием:

для 1 склоненияземля, для 2 склонениястол, для 3 склонениястепь.

  1. Посмотреть на окончание подставленного слова и написать такое же окончание в данном слове.

Например:

Мяч лежал на дорог… Слово «дорога» - слово 1 склонения. Подставлю вместо слова «дорога» слово «земля»: Мяч лежал на земле. В слове «земле» окончание «е». Следовательно, в слове «дороге» тоже окончание «е».


  • II способ (по падежу)

  1. Найти слово, от которого данное существительное зависит.

  2. Поставить вопрос к этому слову. По вопросу определить падеж.

  3. Определить к какому склонению данное существительное относится.

  4. Вспомнить окончание существительного этого склонения в данном падеже.

  5. Проверить себя по таблице «Падежные окончания существительных».


Например:

П о алле… шёл человек. Слово «аллея» зависит от слова «шёл». Шёл по (чему? где?) алле… «Аллея» стоит в дательном падеже, относится к первому склонению. Существительные 1 склонения в дательном падеже имеют окончание е. Следовательно, пишу букву –е- в окончании слова «аллее».

П адежные окончания имён существительных



падежи


склонение

склонение

склонение

сущ-е

множественного

числа

сущ-е

на

ий

сущ-е

на

ие

сущ-е

на

ия

именительный

а я

нулевое

окончание:

о е

на конце

мягкий знак и нулевое

окончание: ь

ы и

а я



е

я


родительный


ы и


а я


и

ов ев ёв

ей

нулевое

окончание:

я

я

и


дательный


е

у ю


и


ам ям


ю


ю


и

винительный

у ю


а я о е

нулевое

окончание:

на конце

мягкий знак и нулевое

окончание: ь

ы и а я

ов ев ёв ей

нулевое

окончание:





е



ю


творительный


ой ёй ей


ом ем ём


ю



ами ями


ем


ем


ей


предложный



е


е


и


ах ях


и


и


и


Речь


По стилю речь (текст) бывает разговорной, научной (научно-популярной) или деловой, художественной.


Повествование – это речь о событиях, действиях и их последовательности (сюжете)

Описание – это речь, характеризующая предметы, их признаки или место действия.

Р ассуждение – это речь с объяснением, доказательством, высказыванием своего мнения.


Как различить родительный и винительный падежи имён существительных множественного числа


  1. С тавить двойной вопрос:

Р. П.кого? чего? В. П. кого? что?

  1. Смотреть на предлоги:

Р. П. без, с, от, над, вокруг, около, подле…В. П.на, за, в, через…

  1. Смотреть на окончания (по таблице)

  2. Метод подстановки, когда окончания совпадают (в В.П. и Р.П. у одушевленных существительных одинаковые окончания)

У неодушевлённых существительных в В. П. – окончания ы, и, а, я, Р.П. – окончания ов, ев, ёв, ей и нулевое окончание

У одушевлённых существительных в В.П.- окончания ов, ев, ёв, ей, и нулевое окончание, Р.П. – ов, ев, ёв, ей и нулевое окончание


Пример №1: Мальчик смотрел на зайцев. Заменим слово «зайцев» на слово «цветы», обозначающее неживой предмет: Мальчик смотрел на цветы. Окончание «ы» указывает на винительный падеж.


Пример №2: Мальчик увидел несколько зайцев. Заменим слово «зайцев» на слово «цветов»: Мальчик увидел несколько цветов. Окончание «ов» у неживых предметов только в родительном падеже


  1. Существительные в Р. П. могут употребляться со словами «нет», «много», «мало», «несколько», «пара»: нет докторов, много братьев, мало сестёр, несколько стрижей, пара воробьёв,



Однородные члены предложения


  1. Относятся к одному слову.

  2. Отвечают на один вопрос.

  3. В предложении являются одним и тем же членом.


Примеры:


  1. Медвежата находят вкусные корешки, шишки, ягоды.

  2. Длинным хоботом слоны набирают из родника воду и поливают друг друга.

  3. Об истории государства рассказывают летописи, книги и раскопки.

  4. Ребята будут решать примеры или задачи.

  5. Миша вышел в школу рано, но опоздал.

  6. Федя быстро шёл, а не бежал.

  7. В зоопарке мы видели и слонов, и тигров, и львов.

  8. На ёлке висели шарики, и пряники, и гирлянды.

  9. П етя нарисует или груши, или яблоки, или сливы.



З наки препинания в предложениях с однородными членами




, ,


и


, и


или


, но


, а


и , и , и


, и , и


или , или , или


Имя числительное


девять, шесть, второй, сто сорок пять и т.д.

называет

количество предметов (количественные числительные) или порядок предметов при счёте (порядковые числительные)

отвечает на вопросы

сколько? (количественные числительные) или какой? какая? какое? какие? (порядковые числительные)

имеет формы

муж., жен., средн. рода – числительное один

муж. и жен. рода – числительные два и оба

изменяется

по падежам (вопросам)

числам: один – одни, оба – обе

родам (порядковые)


По составу числительные делятся на

  1. простые (состоят из одного корня: три, третий, тринадцать, тринадцатый)

  2. сложные (состоят из двух корней: пятьдесят, пятидесятый, пятьсот, пятисотый)

  3. составные (состоят из двух слов: двадцать один, двадцать первый, сорок два, сорок второй)


Ч ислительные от пяти до десяти и числительные на – дцать – пишутся с – ь – на конце: пять, десять, четырнадцать, двадцать.

В середине числительных пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать и девятнадцать - ь – не пишется


Скачать

© 2021, 537 7

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!