Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа№584 «Озерки»
Выборгского района
Санкт-Петербурга
Конспект
«Памятник И.А. Крылову в Летнем саду»
Подготовила и выполнила
Воспитатель: Богорубова О.В.
2023 год
Цель:
1. Воспитание положительно-созидательного отношения ученика ко всему окружающему и к себе.
2.Осознание ценности памятников культуры и искусства.
3.Заинтересовать ученика, затронуть его воображение, подобрать к каждому индивидуальный подход, чтобы он сам захотел узнать о Санкт-Петербурге что-то новое.
Задачи:
-Познакомить детей с достопримечательностью Санкт-Петербурга.
-Дать начальные знания о людях, которые жили и творили в нашем городе.
-Приобщить учеников к современной жизни города, вызвать интерес к посещению парков.
Иван Андреевич Крылов жил в Санкт-Петербурге еще в 18-19 веках. Это было очень давно. Он был удивительно добрый человек. И веселый. Соединив в себе эти черты характера, он силой своего таланта создал бессмертные произведения. Его называли баснописцем. Кто это такой? (Это человек, который пишет басни).
Басни-это поэтические в стихах произведения, в которых действующие лица-животные, но подразумеваются люди, их пороки и недостатки. В басне обязательно есть в конце мораль (вывод), что следует из всего сказанного.
О пользе труда и о том, как и чем может обернуться безделье, рассказывается в басне «Стрекоза и муравей»:
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела,
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза…
О важности дружбы, согласия и умения слушать друг друга, тем самым помогать друг
другу, рассказывается в басне «Лебедь, рак и щука»
Русский скульптор Петр Карлович Клотд
Попробуйте представить себе: что может произойти, если упрямый, как все его сородичи, осёл ещё и сгорает от зависти? А так оно и было.
Красавец конь и серый лопоухий осёл жили в одной конюшне. Тонконогого скакуна звали Серко, а осла никак не звали - просто осёл.
Хозяин у них был один - русский скульптор Пётр Карлович Клодт.
Конечно, и конь и осёл души не чаяли в своём хозяине, но ослу всё время казалось, что их властелин любит Серко больше, чем его, осла.
Хозяин лепил коня из глины, отливал ему памятники в бронзе и, судя по разговорам приезжающих в Павловск гостей, статуи бронзового Серко стояли даже в столице, украшая какой-то мост! (Какой мост?). А его осла, ни разу не лепили и не отливали в бронзе... Как же тут было не завидовать?
Завидуя же, осёл ещё больше сердился, ещё больше упрямился и без конца выдумывал разные каверзы:
Скачет осёл - пыль столбом! Пулей летит! И вдруг на полном скаку передние ноги вперёд - стоп! Седок через его голову в траву летит.
Сын скульптора Миша, когда вырос и сам стал художником (Михаилом Петровичем Клодтом) всегда вспоминал осла с улыбкой, но и с уважением. Ведь всё - таки своего осёл добился: стал и его лепить скульптор Клодт! И его отлил в бронзе.
Впрочем, сам осёл был тут ни при чём. Вся его заслуга к тому лишь и сводилась, что его сородичи, другие ослы, были героями многих басен великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова.
В 1844 году гениальный творец русских басен умер. Горевала Россия. И жители города решили создать памятник баснописцу.
Как создавался памятник И.А Крылову.
Иван Андреевич Крылов был хорошим русским человеком.
Таким и решил изобразить его на памятнике П.К.Клодт. Даже выпросил у наследников баснописца его последний сюртук. В него и одел Ивана Андреевича. Книжку ему раскрытую в руки дал, словно сидит поэт и читает ребятишкам свои мудрые и весёлые басни.
Но дальше задумал скульптор показать и сами эти басни. Точнее их героев.
Требовалось для этого вылепить множество зверей и птиц, даже змею и лягушку. С лошадьми скульптор был знаком преотлично, а вот нарисовать других животных, разместить их на пьедестале памятника пригласил помочь художника Александра Алексеевича Агина, известного иллюстратора.Зоологического сада, такого, как сейчас, в ту пору в Петербурге не было
Первый зверинец города
Первый «Зверовой двор» был учреждён царём Петром 1 ещё в 1711 году. «Двор» этот был обыкновенной избой. Жили в нём львы.
В 1714 году притопал в Санкт-Петербург слон. Своим ходом пришёл из Астрахани в столицу. Зимой, чтобы у слона не замёрзли ноги, ему из соломы плели даже некоторое подобие валенок. Слона подарил Персидский шах.
Вскоре слонов прибавилось, и жили они невдалеке от Летнего Сада. Для них был построен специальный слоновник. На том месте, где сейчас находится цирк. Потом слонов перевели подальше - в конец тогдашнего Невского проспекта, и именно поэтому нынешний Суворовский проспект раньше именовался Слоновой улицей.
Наконец царские зверинцы вообще перевели из столицы - в Царское село и в Петергоф.
Зоологический сад, что находится сейчас на Петроградской стороне, просто и не существовал ещё во времена И. А.Крылова. Открылся он только лишь 1 августа 1865г. Поэтому и не мог скульптор Клодт пойти в Зоосад и рисовать там зверей. Но и лепить зверей просто с картинок скульптор не мог. Ему обязательно нужна была «натура» - живые звери. Что же делать? Пришлось свой домашний зоосад создавать.
Как зверинец стал памятником.
Барон Клодт принялся лепить, и мастерская его мгновенно превратилась в настоящий зверинец, (мастерская на Васильевском острове).
Там мычал ленивый осёл и сосал лапу неуклюжий медведь, там кувыркалась обезьяна и важно расхаживали флегматичная цапля и длинноногий журавль, квакали лягушки, куковала в клетке рябая кукушка, щёлкал соловей, хлопал крыльями петух - словом, все животные... были в деле, позировали перед скульптором, не желавшим ничего делать без натуры, ничего не производить по собственному вымыслу и фантазии.
Ещё из «царской охоты» прислали волка; из новгородской области (губернии) - медведя с двумя медвежатами; подарили маленькую забавную макаку с острова Мадеры. Скульптор добавил эти персонажи журавлём, ослом, лисицей и овцой с ягнятами.
Всё это разношёрстное общество жило бок о бок не только в клетках; многие свободно расхаживали по мастерской и по комнатам и были дружны между собой, кроме волка, который не мог удержаться, чтобы не охотится за кошками.
Волк был нрава тихого. Целыми днями лежал он у лесенки, ведшей в мастерскую, и охранял покой своего хозяина. За время пребывания у Клодта Воля, так звали волка, ни разу не попытался убежать, никого не укусил, а лаять волки не умеют. Если же к хозяину шел какой-то посторонний человек. Воля поднимался во весь свой немалый рост и встречал посетителя громким протяжным воем. Этого было вполне достаточно, чтобы у пришельца по спине мурашки побежали.
Кот был единственным обитателем клодтовского зверинца, который имел право жить в комнатах. Пыталась, правда проникнуть туда ещё и огненно-рыжая лисица. Она и впрямь была красавицей.
Наиболее общительным в зверинце был медведь Мишук. Смешно косолапя, семенил он за Петром Карловичем, не отставая ни на шаг, охотно играл с ребятами и был неравнодушен к сладостям. Очень любил танцевать. Натурщиком он был великолепным! Пётр Карлович решил изобразить его героем басни «Медведь у пчел», и стоило только приказать, Мишук мигом забирался на дерево и, сидел там не шевелясь.
Не меньше хлопот было и с Макаркой - так назвали пронырливую, юркую и безмерно любопытную макаку. Всё ему было интересно. То раскидает по комнате карандаши, то развернёт, растеребит тряпки, то запустит яблоком в волка, то вцепится петуху в хвост!
Грозою домашнего зверинца бал журавль Журя. Расхаживает он на своих длиннущих ногах по двору и всё норовит кого-нибудь длинным клювом тюкнуть. Журя позировал скульптуру для рельефов к басне «Волк и журавль».
А петух - сразу для двух басен: «Петух и жемчужное зерно» и «Кукушка и петух».
Воронёнок в зверинце не прижился: так надоедливо кричал, что, едва вылепив его из глины, Пётр Карлович поспешил избавиться от шумного воронёнка.
Приходящими были козёл и свиньи. Козёл стал бронзовым героем крыловского «Квартета».
Место для памятника И.А.Крылову
В мае 1853 году Клодт отлил памятник в бронзе.
Статуя Крылова была отлита не по частям, а сразу вся целиком. Это свидетельствует о большом мастерстве Петра Карловича не только как скульптура, но и как мастера художественного литья.
Для памятника Клодт выбрал Летний сад.
Именно этот сад любил Иван Андреевич., часто гулял по его тенистым аллеям, сочинял свои басни. Да и жил он здесь рядышком. В доме стоящим над Невой и окнами выходившими на Лебяжью канавку и Царицын луг (Марсово поле).
Что стало с домашним зверинцем Клодта?
После создания памятника звери, жившие у скульптора, стали ему больше не нужны. Содержать же столь большой зверинец было трудно. Ведь его многочисленных обитателей надо было, и кормить, и чистить. Не так богат был скульптор, чтобы содержать стольких животных...
Пришлось с ними расстаться, передать в зверинец Зама.
Через два месяца Клодт с детьми отправился навестить старых друзей в зверинец Зама. Многие звери нас узнали (рассказывал автор).
Воля (волк) издал дикий радостный вой, узнал Макарка (обезьяна), печально, похудевший в неволе, узнал и мишка, ставший в клетке грустно-степенным. И больно было покидать зверинец.
Теперь этих зверей можем увидеть и мы. Но только бронзовых - на пьедестале памятника Ивану Андреевичу Крылову.
На этом наше занятие закончено. До новых встреч.