"Памятники эпохи бронзы в Астраханском крае».

Категория: История

С древнейших времен Нижнее Поволжье было заселено людьми. На протяжении трех тысяч лет до нашей эры на территории Астраханской области проживали, по мнениям историков, разные племена, названия которых история не сохранила.

Просмотр содержимого документа
«"Памятники эпохи бронзы в Астраханском крае».»

Кочергина В.И., история.

«Культуры эпохи бронзы степной полосы.

Памятники эпохи бронзы в Астраханском крае».


Термин «бронзовый век» употребляется для обозначения второй из трех стадий развития древней технологии, выделенных археологами Старого Света, – той, на которой бронза сменила кремень и другие породы камня в качестве основного материала для изготовления орудий труда и предметов вооружения. В самом деле, открытие того обстоятельства, что медь делается тверже, если к ней добавить олово, – второе по значению после обнаружения того, что из медной руды можно получать поддающийся плавке металл. Впрочем, применение бронзы (состоящей из одной части олова и девяти частей меди) в том или ином регионе зависело прежде всего от наличия там олова; к примеру, в Египте формирование полноценной цивилизации оказалось возможным на основе использования одной лишь меди.

Благодаря пластичности меди одной ковкой из нее можно было получить очень тонкие и острые лезвия. Поэтому такие важные для древнего человека изделия, как иглы, шилья, рыболовные крючки, ножи, изготовленные из металла, оказались более совершенными, чем сделанные из камня и кости. Благодаря плавкости меди оказалось возможным придать ей такую сложную форму, которая в камне была недостижимой. Поэтому появление плавления и литья определило появление многих новых, неизвестных ранее орудий - сложных проушных топоров, мотыг, комбинированных топоров-молотков, топоров-тесел. Медный топор в рубке дерева эффективнее близкого по форме каменного шлифованного топора в 3-4 раза, а медный строгальный нож производительнее каменного в 6-8 раз.

Синхронность появления медных орудий, с одной стороны, и цельнодеревянных сохи и ярма, с другой, позволяет думать, что становление сложных форм плужного земледелия также находится в связи с открытием меди. Производство медных и бронзовых топоров способствовало освоению новых площадей под посевы в лесостепной полосе. Лесной характер земледелия требовал больших предварительных работ по подготовке земель, и прежде всего освобождению их от леса. Орудия из металла значительно ускоряли и упрощали эти процессы. Удобные инструменты из металла позволили быстрее рыть оросительные каналы в южных, засушливых зонах Евразии. Они имели большое значение в развитии горного дела, поскольку позволяли быстрее и продуктивнее добывать руду из древних шахт.

В бронзовом веке земледельческо-скотоводческие и скотоводческо-земледельческие культуры получают широкое территориальное распространение. Земледелие перестает быть монополией небольшой группы племен. Широкое использование твердых и острых орудий из искусственных сплавов расширяет возможности для освоения новых посевных площадей, делает доступными для обработки не только мягкие, но и твердые почвы степной и лесостепной зон Евразии.

Ямная культура — археологическая культура эпохи позднего медного века — раннего бронзового века (3600—2300 до н. э.). Распространена в Восточной Европе от Урала до низовья Дуная, в основном в степях Причерноморья. Ямная культура была преимущественно кочевой, с элементами земледелия вблизи рек и на некоторых городищах.

Характерной чертой ямной культуры является захоронение умерших в ямах под курганами в положении лёжа на спине, с согнутыми коленями. Тела посыпались охрой. Захоронения в курганах были множественными, и зачастую производились в разное время. Обнаружены также захоронения животных (коровы, свиньи, овцы, козы и лошади), что характерно как для прото-индоевропейцев, так и для прото-индоиранцев.

Ямная культура берёт начало от хвалынской культуры в среднем течении Волги и от среднестоговской культуры в среднем течении Днепра, а также ее генетически связывают с культурой воронковидных кубков . На западе ямную культуру сменяет катакомбная культура. На востоке — полтавкинская и срубная культуры.

Ямная культура связывается с поздними прото -индоевропейцами в рамках курганной гипотезы Марии Гимбутас. Предположительно, может являться родиной прото-индоевропейского языка, наряду с более ранней средне стоговской культурой.

Самая ранняя находка в Восточной Европе четырёхколёсной повозки, обнаруженной в кургане «Сторожевая могила» на территории Днепропетровска, связывается с ямной культурой.

Катакомбная культура — индоевропейская археологическая культура эпохи раннего бронзового века.. Была распространена в 2000—1250 гг. до н. э. в Северном Причерноморье и Нижнем Поволжье. Выделена в начале XX века В. А. Городцовым.

Носителями Катакомбной культуры была группа родственных племен, генетически связанных с жившими в 3000-2000 гг. до н. э. на этой же территории племенами ямной культуры.

Для катакомбной культуры характерны родовые поселения и курганные могильники (погребение в подкурганных катакомбах, в скорченном положении на боку, покрытие красной краской, которая символизирует огонь).

Инвентарь: глиняная посуда с орнаментом, нанесённом веревочными штампами (характер узоров позволяет включить катакомбную культуру в более широкое понятие культуры шнуровой керамики), каменное и бронзовое оружие, костяные и бронзовые украшения.

Племена катакомбной культуры занимались скотоводством и земледелием, знали металлургию меди и бронзы, вели обмен с соседними племенами, особенно с племенами Кавказа, а через них были связаны с Передней Азией, Ираном, Египтом. У племен катакомбной культуры был отцовский род, возникли предпосылки для имущественной дифференциации (погребение вождей и родовых старейшин отличаются более богатым инвентарем). К концу 3-й четверти 2-го тыс. до н. э. племена катакомбной культуры были вытеснены со Средней Волги племенами, которые пришли из района срубной культуры.

Срубная культура - археологическая культура эпохи поздней бронзы (17-12 вв. до н.э.). Распространена в степной и лесостепной зонах Восточной Европы и Средней Азии от Румынии до Туркмении и Прибалхашья.

Была раскопана на Северском Донце в начале XX века одновременно с ямной и катакомбной культурами. Определена как самостоятельная культура в 1905 году В. А. Городцовым. Известно не менее 500 археологических памятников.

Своё название срубная культура получила благодаря тому, что преимущественное большинство впервые исследованных на Северском Донце могил имело срубы, изготовленные из деревянных колод. На других территориях распространения срубных племен срубов в захоронениях выявлено мало. Покойников хоронили в простых грунтовых ямах или клали в каменные ящики.

Периодизация срубной культуры. В срубной культуре выделяются три хронологических периода.

Первая стадия — раннесрубная (17-16 в. до н. э.). Для поселений характерны каркасные наземные жилища. Хозяйство имеет признаки патриархально-скотоводческого способа производства. Разводили крупный и мелкий рогатый скот, занимались обработкой металла.

Могильные ямы имели квадратную форму. Часто обнаруживаются деревянные перекрытия, подстилки и подсыпки (пепел, мел, охра, органика и др.), кости животных. Умершие лежали на дне могилы в скрученном положении (обычно на левом боку), головой на север, руки, согнутые в локтях, размещенные перед лицом (поза адорации). Похоронная керамика представлена посудой горшковой и баночной форм. Инвентарь состоит из оружия (топоры, копья, кинжалы, наконечники стрел), орудий труда (ножи, топоры, скребки) и разнообразных украшений.

Наивысшего расцвета срубная культура достигает во второй период (15-14 в. до н. э.). Наземный тип зданий остается преобладающим. В погребальном обряде поза адорации становится основной. Сокращается число богатых захоронений и вещей в них. Посуда стандартизуется на всей территории срубного культурно-исторического сообщества.

Завершающий этап срубной культуры на Южном Урале (14-12 в. до н. э.) характеризуется глубокой и разнообразной перестройкой материальной и духовной культуры. Наблюдается резкое сокращение числа памятников. Возможно, срубное население приняло участие в формировании ряда культур позднего бронзового века.

Из-за того, что срубные племена на всей территории своего распространения вступали в контакт с местным населением возникали локальные отличия в их культуре. Из остатков срубных памятников особо выделяются поселения Правобережной Украины, где выделяются сабатиновская группа памятников (степное Правобережье) и белозерская — на нижнем Днепре, которые часто называют отдельными культурами. Они отличаются и хронологически: срубная датируется 16-12 в. до н. э., сабатиновская — 14-12 в. до н. э., а белозерская — 11-9 в. до н. э. Поселения срубной, а особенно сабатиновской и белозерской культур, значительно больше, чем катакомбных — население вело оседлый образ жизни и занималось скотоводством и земледелием.

Ремёсла. Важной чертой срубной, сабатиновской и белозерской культур является значительное количество бронзолитейных мастерских и кладов бронзовых изделий. В клады, которых только в Северном Причерноморье выявлено больше 20, входят изделия из бронзы и слитки металла. Один из наибольших кладов обнаружен около села Рыбаковка, в Николаевской области, где находилось 50 бронзовых топоров-кельтов. Другой такой бронзовый клад, который был найден в Херсонской области, содержал семь серпов, топоры и слитки бронзы общей массой 24 кг.

В Причерноморье и Приднепровье в позднем бронзовом веке был свой бронзолитейний центр, о чём свидетельствуют мастерские, обнаруженные в селах Малые Копани, Завадовка в Херсонской области, Деревянная в Киевской области, Маяки вблизи Одессы и др. В Малых Копанях, например, найдено 19 половинок литейных форм, которые служили для отливания коротких мечей, двух типов кинжалов, трёх типов кельтов, заготовки для копей и дротиков, двух типов долот, ножей, разных бляшек и подвесок и др.

Памятники эпохи бронзы в Астраханском крае.

С древнейших времен Нижнее Поволжье было заселено людьми. На протяжении трех тысяч лет до нашей эры на территории Астраханской области проживали, по мнениям историков, разные племена, названия которых история не сохранила.
Десятки энеолитических стоянок и сотни местонахождений с кварцитовой индустрией обнаружили археологи в степях Северного Прикаспия, недаром одну из энеолитических культур назвали прикаспийской.

Прикаспийские стоянки располагаются, как правило, вдоль берегов ныне высохших озер, на склонах или в котловинах выдувания больших барханов. На стоянках находят, кроме керамики, кварцитовые изделия и отходы производства, иногда кремневые орудия и отщепи, а также кости животных, часто пережженные.

В раннем бронзовом веке в III тысячелетии до нашей эры территорию нашего края заселяли племена ямной культуры. Ямные племена хоронили умерших в простых могильных ямах, от которых и произошло название этих племен. Над ямами насыпали курганы. На территории Астраханского края и степей Восточной Европы расположены древнейшие курганные насыпи нашей страны.
Ямные племена считаются первыми степными кочевниками. Значительное увеличение количества скота, которому не хватало кормов вокруг поселений, явилось главной причиной перехода к кочевому скотоводству. Засушливый степной климат Астраханской области снижал продуктивность пойменных лугов. Вести прежний образ жизни стало затруднительно, поэтому приходит кочевое скотоводческое хозяйство, хотя рыболовство попрежнему оставалось надежным источником питания на территории Астраханского края.
Нижневолжские степи, покрытые бедной растительностью, главным образом различными видами горькой полыни, были благоприятными для выпаса здесь мелкого скота - овец и коз.
В погребениях ямной культуры часто встречаются кости домашних животных, чаще всего овец. В эпоху ямной культуры в Нижнем Поволжье появляется обычай класть в могилы пищу в виде мяса домашних животных, что свидетельствует о широком распространении в это время скотоводства. Основными видами домашних животных являлись овцы, коровы, лошади, верблюды. Пастухи использовали для выпаса и охраны стад собак, которых иногда погребали вместе с хозяевами.
В погребениях ямной и последующих по времени культур доминирующее положение занимают могилы с костями домашних животных, встречаются также и кости рыб.
Скотоводство, составляющее основу хозяйства ямных племен Нижнего Поволжья, способствовало раннему и быстрому развитию частной собственности на скот и выделению патриархальной семьи как хозяйственной единицы.
Под курганами в могильных ямах погребенные лежат скорченно. Костяки часто окрашены красной охрой. Погребальный инвентарь представлен кремневыми стрелами, скребками, ножами, шильями, бусами. Медных изделий мало. Это, прежде всего, ножи и шилья.
Наряду с металлическими орудиями труда в погребениях находят круглодонные или остродонные сосуды с гребенчатым или шнуровым орнаментом, в то время как у соседних земледельческих народов появляется в это время плоскодонная керамика.

В начале второго тысячелетия до нашей эры на смену ямной приходит катакомбная культура, получившая название от особенности погребального обряда: в одной из стенок подкурганной ямы для захоронения вырубали особую камеру - катакомбу.
Племена катакомбной культуры занимали обширную территорию от Волги до Днепра, почти ту же самую территорию, которую занимали племена предшествующей ямной культуры. Продвижение целых групп населения Северного Кавказа в южные степи хорошо подтверждается археологическим материалом, вместе с тем не противоречит возможности генетически связывать катакомбную культуру с предшествующей ей ямной культурой.
В настоящее время выделяются локальные варианты катакомбной культуры. Один из них - Волго-Манычский - захватывает низовья Дона, весь Маныч и астраханские степи до нижнего течения Волги. В этом районе погребения катакомбной культуры оказались впускными в курганы, насыпанные в древнеямное время. Все погребения совершены в катакомбах, вырытых в одной из стен входной ямы, чаще всего дно входной ямы выше пола катакомбы. Погребенные лежали в скорченном положении на левом боку, головой на восток, юго-восток, юг. В могилах найдена охра, кости баранов и лошадей.
Катакомбные погребения нашего региона отличает обилие керамики разных форм, часто покрытой красным ангобом. Все сосуды лепные, плоскодонные, широкогорлые, в большинстве случаев с округлым туловом, некоторые сосуды украшены пышным орнаментом. Встречаются также орнаментированные курильницы на крестовидных ножках, сердоликовые, пастовые, костяные бусы, височные подвески в полтора оборота, бронзовые крюки, листовидные наконечники копий и другие предметы.
В мотивах орнамента на керамике часты круги, спирали, четырехугольники, ромбы и другие геометрические фигуры, перекрещивающиеся линии, обозначавшие в первобытном искусстве солнце, жизнь, свет и воскресение.
В составе керамического материала особое место занимают сосуды, известные среди исследователей под названием курильниц, которые считаются ритуальными, так как в них находят угли, золу, следы красок. Они представляют собой невысокие чаши на крестовидных ножках, с широкими бортами, на одном из краев расположено отделение, предназначенное для ароматических веществ, часто в нем находят их сгоревшие остатки. У большинства курильниц вся поверхность покрыта орнаментацией.
Для катакомбного общества характерно намеренное подчеркивание профессии умершего, известны захоронения разного ранга знати, оружейников, литейщиков, колесников, кожевников, воинов, художников, служителей культа и т.д. В богатых могилах присутствует напутственная пища и следы огненного ритуала. В катакомбном обществе уделялось большое внимание подчеркиванию социальной и профессиональной принадлежности.
Мерилом богатства считался скот, дававший скотоводу молоко, мясо, кожи и служивший тягловой силой при передвижениях по бескрайним степным просторам. На основании анализа остеологического материала исследователи пришли к заключению о наличии у племен катакомбной культуры развитого скотоводства. Приручение домашних животных в эпоху катакомбной культуры завершается.
Сосредоточение главного богатства - скота в руках отдельных семей привело к появлению богатых и бедных, о чем свидетельствуют курганы, каждый из которых служил кладбищем отдельной семьи.
В родовых могильниках, в каждом кургане этого времени основным является мужское погребение главы патриархальной семьи. Основное погребение мужчины иногда сопровождается булавой, видимо, подобные захоронения принадлежат вождям, которые становятся во главе рода или племени.
Большой интерес археологов вызвало парное погребение в повозке в кургане 4 первой группы Лолинского могильника Калмыкии. Погребение было совершено в четырехколесной повозке с арочно-плетеным перекрытием кузова. В ней находились костяки женщины и мужчины. Рядом с этим погребением оказалась катакомба с совместным погребением мужчины, женщины и ребенка, над могилой во входной яме стояла такая же четырехколесная повозка. Обряд хоронить умерших в повозках или вместе с повозками получил широкое распространение в степях от Волги до Дона в катакомбное время. Лишь в районе поселка Лола, в Элистинском могильнике и в зоне Чограйского водохранилища найдено 13 повозок: две глиняные модели кибитки, поставленные на повозке (фургоны) и одна глиняная модель колеса.
В повозки впрягались быки. Бычья упряжка распространилась задолго до того, как в колесницы и телеги стали запрягать лошадей, свидетельства чему появляются лишь во второй половине II тысячелетия до нашей эры.
В эпоху катакомбной культуры на Нижней Волге по-прежнему одним из основных богатств считались овцы - регулярные поставщики высокосортного мяса, шерсти, молока. В детских погребениях находят от нескольких десятков до сотен овечьих астрагалов, которые служили игральными костями. Кроме овец разводились козы, о чем свидетельствуют астрагалы более мелкого размера. В погребениях встречаются также кости крупного рогатого скота.

Не потеряли значения в хозяйстве охота и рыболовство. Поселения располагались обычно по берегам рек или озер, на их территории находят каменные, сверленые или просто округлые глиняные грузила для сетей, что говорит о наличии сетей для рыбной ловли. Берега рек были удобны также для подсобного земледелия. Племена жили большими родовыми поселками, которым соответствовали и родовые курганные могильники, где каждый курган принадлежал отдельной семье.
После катакомбных племен во 2 тыс. до н.э. в степях и лесостепях от Нижней Волги до Днепра на западе и до Приуралья на востоке расслелились племена срубной культуры. У племен срубной культуры умерших хоронили в грунтовых ямах, в которых иногда устраивались деревянные срубы, отчего и получила свое название эта культура. Число известных поселений и могильников этого времени насчитывает уже много тысяч.
Количество срубного населения на Нижней Волге и в степях Юго-Восточной Европы заметно возросло в XIII-XII вв. до н.э., как за счет притока новых групп срубников из-за Волги, так и за счет естественного прироста населения, обжившего благоприятные для жилья районы. Последнее подтверждается массовым появлением детских погребений в курганах, количество которых на ранних стадиях было значительно меньше.
Захоронения производились как в материк, так и в насыпь кургана, ямы прямоугольные или овальные. Срубов или других сложных деревянных конструкций в погребениях раннего этапа нет, хотя иногда встречаются следы деревянного перекрытия из тонких плах, сучьев, веток.
Погребенных клали на левый, реже на правый бок в скорченном положении с согнутыми руками, головой на восток или северо-восток. Около погребенных продолжают ставить острореберные, горшковидные и баночные сосуды. В поздний период срубной культуры керамика была представлена лишь посудой баночного типа.
До недавнего времени исследователи отрицали наличие погребений срубной культуры на территории Калмыкии, такое мнение преобладало до раскопок 1974 г. За три полевых сезона 1974-1976 гг. нами были обнаружены десятки погребений срубной культуры в Калмыкии и степных районах Волжского правобережья. Между Сарпинскими озерами и Волгой открыты самые южные из известных сейчас памятников этого времени.
Все погребения срубной культуры оказались впускными, в прямоугольных или овальных ямах; погребенные лежали головой на юг, восток или запад в скорченном положении на левом, реже - правом боку. Погребальный инвентарь - лепные острореберные или баночные сосуды, раковина, костяной наконечник стрелы, кремень. Керамика аналогична нижневолжской.
Основным видом памятников степных районов Поволжского Правобережья являются курганные могильники, чаще всего встречающиеся в топографической зоне Сарпинских озер. Реже встречаются могильники в системе мочагов, разграниченных небольшими водоразделами. Этот район тянется вдоль Волги. Между этими двумя зонами располагается ровная степь, где могильники встречаются крайне редко.
Исследователь Нижневолжского региона В.П. Шилов, ссылаясь на П.С. Рыкова, отмечает ряд захоронений эпохи бронзы, найденных на развеянных дюнах, например, у сел Болхуны, Сероглазово Астраханской области и в других местах.


С 1981 по 1984 гг. археологической экспедицией Астраханского педагогического института под руководством автора этих строк исследованы десятки погребений срубного времени в Ахтубинском районе Астраханской области. Погребенные лежали на левом боку скорченно, с руками у лица, головой на восток или северо-восток. Охры в погребениях не было, в засыпи одной из могил найден уголь. Керамика представлена горшковидной, острореберной и баночной формами. Среди погребального инвентаря сохранились бусы, бисер, бронзовые ножи.
С XV в. до н.э. срубные племена основательно осваивают степь, о чем говорит появление большого количества одновременно существующих поселений, первоначально возникавших на первых пойменных террасах по берегам рек и степных озер.
Жилища, состоящие из двух половин - жилой и хозяйственной, представляли собой четырехугольные землянки или полуземлянки, перекрытые двускатной или четырехскатной крышей, с очагами в земляном полу в жилой половине.
Скотоводство составляло основу хозяйства племен срубной культуры. Роль рыболовства и охоты заметно уменьшается.
Подвижный характер скотоводства реконструируется по данным погребальных памятников степной зоны. Скотоводы не могли сидеть на одном месте из-за недостатка в воде и кормах. Зимние метели заставляли скотоводов передвигаться на юг к «черным землям», где выпадал минимальный снежный покров, и скот мог легко добывать себе корм. Скота в стаде содержалось столько, чтобы прокормить семью, хотя уже выделялись отдельные лица, видимо, вожди, владеющие большими стадами: шел процесс формирования частной собственности на скот и имущественного расслоения общества. В курганах встречаются полированные булавы, подчеркивающие социальную значимость их владельца. Находки кладов бронзовых изделии так-же свидетельствуют о накоплении богатств у отдельных лиц.
У срубных племен существовала металлообработка. Находки литейных форм, тиглей, сопел, медных шлаков, каменных молотов, пестов для дробления руды или проковки отлитых изделий свидетельствуют о наличии очага металлургии и металлообработки в Нижнем Поволжье в срубное время.
С прогрессивными явлениями в области экономики связан значительный рост численности населения. Возникла необходимость в освоении обширных новых территорий - новых пастбищ, новых пахотных участков. В середине II тысячелетия до н.э. племена срубной культуры, освоив Волго-Донское междуречье, расселяются на запад за Дон и на восток до реки Урал, их погребения встречаются до Днепра и Буга.
Развитие скотоводства, прогресс литейной металлургии и возросшие культурные связи обусловили рост производительных сил племен Нижнего Поволжья и усложнение их социальной структуры. Произошло окончательное становление патриархальнородовых отношений, сформировалась большая патриархальная семья.
Срубная культурно-историческая общность создала свое мощное и разветвленное информационное и культурное пространство, в котором эффективно осуществлялись функции реальной власти, способствовавшие обеспечению потребностей людей в пище, жизнеобеспечении и личной безопасности. Уникальная стандартизация в сфере материальной и духовной культуры дала основание для вывода о наличии у срубного населения достаточно выраженной централизованной системы властных структур и аппарата власти, строго контролирующего исполнение нормативных установок, что нашло выражение в удивительном сходстве сосудов, их орнаментики, технологии изготовления, а также в соблюдении догматов погребальной практики.
Археолого-этнографические материалы говорят о том, что древняя могила являет собой представления людей о модели мира: подземная часть символизирует нижний мир, надземная - верхний. Это членение соответствовало представлению о двух основных душах человека. Первая из них известна в этнографии как душа - тень. Ее посмертное существование связано с низом. Это темная сила. Вторая из двух душ, известная как душаимя, душаптица, являлась олицетворением бессмертия. Ее посмертное существование было связано с верхом, с солнечным восходом. Идея совмещения в человеке, как и во всем сущем, двух противоположных начал - темного и светлого - лежала в основе всего первобытного мировоззрения.








Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас