СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пан-конспект урока русского языка для 8 класса на тему: «Подлежащее и способы его выражения»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока русского языка для 8 класса на тему:

 «Подлежащее и способы его выражения»

 

Цели: 1. Активизировать знания учащихся о главных членах предложения.

2. Расширить понятие о подлежащем и способах его выражения, учить находить подлежащее в предложениях и определять его состав.

3. Развивать умения аргументировать, доказывать;

способствовать развитию познавательного интереса учащихся путем использования  упражнений, подобранных с учетом индивидуальных и личностных особенностей и способностей учащихся.

4. Обеспечить развитие самостоятельности при выполнении заданий.

развивать логическое, образное мышление и речь

5.  Воспитывать культуру общения и интерес к родному языку.

ИСТОЧНИК: 

Конспект урока

konkursolimp.ru›wp-content…2015/06…uroka.docx

Просмотр содержимого документа
«Пан-конспект урока русского языка для 8 класса на тему: «Подлежащее и способы его выражения»»

План-конспект урока русского языка для 8 класса на тему:

«Подлежащее и способы его выражения»


Цели: 1. Активизировать знания учащихся о главных членах предложения.

2. Расширить понятие о подлежащем и способах его выражения, учить находить подлежащее в предложениях и определять его состав.

3. Развивать умения аргументировать, доказывать;

способствовать развитию познавательного интереса учащихся путем
использования упражнений, подобранных с учетом индивидуальных и личностных особенностей и способностей учащихся.

4. Обеспечить развитие самостоятельности при выполнении заданий.

развивать логическое, образное мышление и речь

5. Воспитывать культуру общения и интерес к родному языку.


Оборудование: индивидуальные карточки с заданиями, мультимедиа проектор, экран.


Ход урока:


1. Организационный момент.

-Сегодня мы начинаем изучение темы «Главные члены предложения». На первом уроке по новой теме вы должны вспомнить, что вам известно о подлежащем, а затем дополнить свои знания новыми сведениями.


2. Подготовка к объяснению нового материала.

- Что такое подлежащее? Какой частью речи обычно выражается подлежащее? Найдите подлежащее в предложениях на экране:

1)По вечерам солнце косыми лучами ложится на рожь.

2) Ничто так не передаёт чистоты человеческих помыслов, как улыбка.

3) Грамоте учиться – всегда пригодится.

4) Входящие должны предъявить билеты.


3. Актуализация знаний.

Цель этапа: актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала.

Орфографический диктант с грамматическим заданием.

Дружные ровесники, талантливый кандидат, участвовать в олимпиаде, приоритет в науке, привилегия надолго, президент в президиуме, интересная профессия, подлинный героизм, чествовать ветеранов, упасть навзничь, просить подаяние.

- Определить вид подчинительной связи в словосочетаниях.

- Итак, вы знаете, что в словосочетании слова связаны с помощью одного из трех видов подчинительной связи – согласования, управления или примыкания. А для каких синтаксических единиц словосочетания служат строительным материалом?

- Правильно, из словосочетаний строятся предложения. Однако подчинительная связь в предложении – не единственная. В двусоставном предложении прежде всего выделяются его главные члены – подлежащее и сказуемое. Они составляют грамматическую основу двусоставного предложения. Связь между ними особая.  Запишите предложение: Приятель торопится ко мне.  Задайте вопрос от подлежащего к сказуемому: приятель (что делает?)торопится. А теперь попробуйте задать вопрос от сказуемого к подлежащему: торопится (кто?) приятель. Что же получается? Оба – главные, и оба – зависимые. Назовем эту связь взаимосвязью и будем обозначать вот таким знаком -  в отличие от подчинения

Приятель торопится ко мне.

- Вспоминаем определение подлежащего.

- Что обозначает подлежащее?

- На какие вопросы отвечает?

- Какими частями речи может быть выражено подлежащее?

- Итак, п о д л е ж а щ е е – главный  член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы кто? или что? Подлежащее чаще всего выражается именем существительным или местоимением в им.п. и согласуется со сказуемым в роде, числе и падеже.

Однако только ли существительные могут играть роль подлежащего?


4. Проблемное объяснение нового знания.

Цель этапа: организовать проблемное взаимодействие, в ходе которого выявляются и фиксируются способы выражения подлежащего.

- Есть ли подлежащее в 3-м предложении? Какой частью речи оно выражено? А какой частью речи выражено подлежащее в 4-м предложении?

- Явление, когда причастие или прилагательное выступают в роли подлежащего и приобретают признаки существительного, называется субстантивацией. Об этом подробнее можете узнать в п.145.

- Чем ещё может выражаться подлежащее? Прочитайте п.168 и ответьте на этот вопрос.


5. Закрепление нового материала.

1) Работа с таблицей. Самостоятельное заполнение 1 столбика.  

     

Способы выражения подлежащего.

Чем выражено

Примеры

1. Существительное                                             в им.п.

Воды светлые катила                                                  В яркой зеленирека.

2. Местоимение                                                    в им.п.                                                          (разных разрядов)

Выхожу один я на дорогу.                                                    Это уникальная коллекция минералов.                            В этот день произошло событие, которое изменило мою жизнь.                                                                                                                                        Кто откроет дверь?                                                                                      Все хотят участвовать в празднике.                  Кто-то позвонил.                                                                                                          Никто не ответил.                          

3. Другие части речи в значении существительного:                                                               а) прилагательное;                                                        б) причастие;                                                            в) числительное;                                                                 г) наречие;                                                                д) междометие                                                                        

Во время детского чая большие сидели на балконе.  Присутствующие говорили о разном.                         Восемь делится на четыре.                                                                                    Наше завтра будет прекрасно!                                                                  Вот раздалося ау вдалеке.

4. Инфинитив

Узнать об этом очень легко.                                          Учиться интересно.

5. Синтаксически неделимое словосочетание:     а) сущ.(личн.мест.) в им.п. + сущ. (личн.мест.) в тв.п.;                                                                      б) колич.числ. в им.п. + сущ. в род п.;                       в) весь, сам + сущ. (мест.)      

Дед с бабушкой шли впереди.                                             Мы с тобой пойдем в лес за ягодами.                   Пять человек расселись около костра.                  Один из всадников размахивал шашкой.                                      Около сорока плотников занялись починкой моста. Весь поселок собрался на площади.

6. Фразеологизм.

У этого мастера были золотые руки.


2) Работа с учебником.

Задания: 1) Составьте таблицу «Способы выражения подлежащего», используя в качестве примеров предложения, данные в упражнении 106 на с.52 учебника «Практика». Подлежащее и сказуемое выделите.

2) Устное выполнение упражнения 105 на с.51.


3) Объяснительный диктант.

- Запишите предложения, определите в них, чем выражено подлежащее, затем сделайте морфологический разбор существительного и прилагательного в одном из этих предложений.


1)Только в то мятежное время пятнадцатилетний мог стать членом партии. 2) Со школьных лет я чувствовал красоту русского языка, его силу и плотность. 3) Ничто нас в жизни не может вышибить из седла. 4)По Северному пути в это лето сновало великое множество судов. 5) Встречать нас высыпало всё население Тихого океана. 6) Семеро одного не ждут. 7) Иных уж нет, а те далече… 8) Но – противительный союз. 9) Одиннадцать – нечётное число. 10) Некоторые из присутствующих возмутились.


4) Упражнение в морфологическом разборе.

- Чаще всего в роли подлежащего выступают существительные. Вспомните порядок морфологического разбора существительного и прилагательного, так как эта часть речи обычно связана с существительным. Запишите предложения (с экрана).

Несколько учащихся получают индивидуальные карточки аналогичным заданием.

Ночевала тучка золотая на груди утёса-великана.

- Скажите, в этом предложении прямой порядок слов или имеет место инверсия?


Карточка №1.

Чем ближе продвигался враг к Москве, тем упорнее становились бои. Советские солдаты стояли насмерть.


Карточка №2.

Короткой ночью белой вся комната полна.


Карточка №3.

Лениво и тяжко плывут облака по синему зною небес.


5) Творческая работа.

-На экране слова: день, ожидающие, учить, смелый.


- Составьте с каждым из этих слов предложение так, чтобы в одном случае они выступали в роли подлежащего, а в другом – в роли второстепенного члена предложения или были частью сказуемого.

- Прочитайте составленные предложения, поясните роль подлежащего, скажите, чем оно выражено.


6. Подведение итогов. Рефлексия.

Цель этапа: оценить результаты собственной деятельности.

Заполнить табличку:


Я знал о подлежащем

Я узнал о подлежащем


 


7. Домашнее задание. Упражнение 107 и 108 на с.52. Повторить материал о сказуемом в учебнике «Теория», п.17.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!