План-конспект урока русского языка для 8 класса на тему:
«Подлежащее и способы его выражения»
Цели: 1. Активизировать знания учащихся о главных членах предложения.
2. Расширить понятие о подлежащем и способах его выражения, учить находить подлежащее в предложениях и определять его состав.
3. Развивать умения аргументировать, доказывать;
способствовать развитию познавательного интереса учащихся путем
использования упражнений, подобранных с учетом индивидуальных и личностных особенностей и способностей учащихся.
4. Обеспечить развитие самостоятельности при выполнении заданий.
развивать логическое, образное мышление и речь
5. Воспитывать культуру общения и интерес к родному языку.
Оборудование: индивидуальные карточки с заданиями, мультимедиа проектор, экран.
Ход урока:
1. Организационный момент.
-Сегодня мы начинаем изучение темы «Главные члены предложения». На первом уроке по новой теме вы должны вспомнить, что вам известно о подлежащем, а затем дополнить свои знания новыми сведениями.
2. Подготовка к объяснению нового материала.
- Что такое подлежащее? Какой частью речи обычно выражается подлежащее? Найдите подлежащее в предложениях на экране:
1)По вечерам солнце косыми лучами ложится на рожь.
2) Ничто так не передаёт чистоты человеческих помыслов, как улыбка.
3) Грамоте учиться – всегда пригодится.
4) Входящие должны предъявить билеты.
3. Актуализация знаний.
Цель этапа: актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала.
Орфографический диктант с грамматическим заданием.
Дружные ровесники, талантливый кандидат, участвовать в олимпиаде, приоритет в науке, привилегия надолго, президент в президиуме, интересная профессия, подлинный героизм, чествовать ветеранов, упасть навзничь, просить подаяние.
- Определить вид подчинительной связи в словосочетаниях.
- Итак, вы знаете, что в словосочетании слова связаны с помощью одного из трех видов подчинительной связи – согласования, управления или примыкания. А для каких синтаксических единиц словосочетания служат строительным материалом?
- Правильно, из словосочетаний строятся предложения. Однако подчинительная связь в предложении – не единственная. В двусоставном предложении прежде всего выделяются его главные члены – подлежащее и сказуемое. Они составляют грамматическую основу двусоставного предложения. Связь между ними особая. Запишите предложение: Приятель торопится ко мне. Задайте вопрос от подлежащего к сказуемому: приятель (что делает?)торопится. А теперь попробуйте задать вопрос от сказуемого к подлежащему: торопится (кто?) приятель. Что же получается? Оба – главные, и оба – зависимые. Назовем эту связь взаимосвязью и будем обозначать вот таким знаком - в отличие от подчинения
Приятель торопится ко мне.
- Вспоминаем определение подлежащего.
- Что обозначает подлежащее?
- На какие вопросы отвечает?
- Какими частями речи может быть выражено подлежащее?
- Итак, п о д л е ж а щ е е – главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы кто? или что? Подлежащее чаще всего выражается именем существительным или местоимением в им.п. и согласуется со сказуемым в роде, числе и падеже.
Однако только ли существительные могут играть роль подлежащего?
4. Проблемное объяснение нового знания.
Цель этапа: организовать проблемное взаимодействие, в ходе которого выявляются и фиксируются способы выражения подлежащего.
- Есть ли подлежащее в 3-м предложении? Какой частью речи оно выражено? А какой частью речи выражено подлежащее в 4-м предложении?
- Явление, когда причастие или прилагательное выступают в роли подлежащего и приобретают признаки существительного, называется субстантивацией. Об этом подробнее можете узнать в п.145.
- Чем ещё может выражаться подлежащее? Прочитайте п.168 и ответьте на этот вопрос.
5. Закрепление нового материала.
1) Работа с таблицей. Самостоятельное заполнение 1 столбика.
Способы выражения подлежащего.
Чем выражено | Примеры |
1. Существительное в им.п. | Воды светлые катила В яркой зеленирека. |
2. Местоимение в им.п. (разных разрядов) | Выхожу один я на дорогу. Это уникальная коллекция минералов. В этот день произошло событие, которое изменило мою жизнь. Кто откроет дверь? Все хотят участвовать в празднике. Кто-то позвонил. Никто не ответил. |
3. Другие части речи в значении существительного: а) прилагательное; б) причастие; в) числительное; г) наречие; д) междометие | Во время детского чая большие сидели на балконе. Присутствующие говорили о разном. Восемь делится на четыре. Наше завтра будет прекрасно! Вот раздалося ау вдалеке. |
4. Инфинитив | Узнать об этом очень легко. Учиться интересно. |
5. Синтаксически неделимое словосочетание: а) сущ.(личн.мест.) в им.п. + сущ. (личн.мест.) в тв.п.; б) колич.числ. в им.п. + сущ. в род п.; в) весь, сам + сущ. (мест.) | Дед с бабушкой шли впереди. Мы с тобой пойдем в лес за ягодами. Пять человек расселись около костра. Один из всадников размахивал шашкой. Около сорока плотников занялись починкой моста. Весь поселок собрался на площади. |
6. Фразеологизм. | У этого мастера были золотые руки. |
2) Работа с учебником.
Задания: 1) Составьте таблицу «Способы выражения подлежащего», используя в качестве примеров предложения, данные в упражнении 106 на с.52 учебника «Практика». Подлежащее и сказуемое выделите.
2) Устное выполнение упражнения 105 на с.51.
3) Объяснительный диктант.
- Запишите предложения, определите в них, чем выражено подлежащее, затем сделайте морфологический разбор существительного и прилагательного в одном из этих предложений.
1)Только в то мятежное время пятнадцатилетний мог стать членом партии. 2) Со школьных лет я чувствовал красоту русского языка, его силу и плотность. 3) Ничто нас в жизни не может вышибить из седла. 4)По Северному пути в это лето сновало великое множество судов. 5) Встречать нас высыпало всё население Тихого океана. 6) Семеро одного не ждут. 7) Иных уж нет, а те далече… 8) Но – противительный союз. 9) Одиннадцать – нечётное число. 10) Некоторые из присутствующих возмутились.
4) Упражнение в морфологическом разборе.
- Чаще всего в роли подлежащего выступают существительные. Вспомните порядок морфологического разбора существительного и прилагательного, так как эта часть речи обычно связана с существительным. Запишите предложения (с экрана).
Несколько учащихся получают индивидуальные карточки аналогичным заданием.
Ночевала тучка золотая на груди утёса-великана.
- Скажите, в этом предложении прямой порядок слов или имеет место инверсия?
Карточка №1.
Чем ближе продвигался враг к Москве, тем упорнее становились бои. Советские солдаты стояли насмерть.
Карточка №2.
Короткой ночью белой вся комната полна.
Карточка №3.
Лениво и тяжко плывут облака по синему зною небес.
5) Творческая работа.
-На экране слова: день, ожидающие, учить, смелый.
- Составьте с каждым из этих слов предложение так, чтобы в одном случае они выступали в роли подлежащего, а в другом – в роли второстепенного члена предложения или были частью сказуемого.
- Прочитайте составленные предложения, поясните роль подлежащего, скажите, чем оно выражено.
6. Подведение итогов. Рефлексия.
Цель этапа: оценить результаты собственной деятельности.
Заполнить табличку:
Я знал о подлежащем | Я узнал о подлежащем |
| |
7. Домашнее задание. Упражнение 107 и 108 на с.52. Повторить материал о сказуемом в учебнике «Теория», п.17.